"Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках МХК"
статья по мхк на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 

(обобщение опыта работы)

Учителя МХК

МБОУ СОШ № 2

Кудряшовой

Светланы Николаевны

г. Ессентуки, 2012г.

Современное общество вступило в новый этап развития – информационный, который характеризуется активным внедрением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные области жизнедеятельности социума. В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объемов информации, овладению современными средствами и методами ее обработки, он должен обладать определенным уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.

От школы общество ждет модель выпускника с технологичным мышлением, способного к самореализации. Решающую роль в воспитании такого выпускника, на мой взгляд, играет полноценное включение в образовательный процесс информационных технологий учителем.

Настало время, когда сложно представить себе школу без компьютеров. На  своих уроках  МХК  я использую компьютер, который позволяет расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Но наличие «чудо-техники» не решающий фактор – необходимо  его правильно использовать.

Ведь компьютер это не замена учителя, и как бы мы не компьютеризировали  урок, ничто не заменит живого и интересного рассказа учителя. Компьютер надо рассматривать как одну из составляющей урока, как еще одну методическую единицу. 

Это  новый подход к процессу обучения.

Коммуникативная компетентность - система внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.

Использование ИКТ изменяет роли учителя и ученика как источников передачи и приема информации. Ребенок становится активным участником образовательного процесса, который учится самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике - работать в интерактивном режиме. Развивается мышление ученика, его психологические способности.

В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения я выделяю следующие  возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

  1. комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  2. постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  3. применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
  4. частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
  5. формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
  6. стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Но самый важный результат, на мой взгляд, это то, что современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.
Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области “Искусство”. Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс “Мировая художественная культура”, который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.
Применение информационных технологий открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.
 

Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint. 

Так, в старших классах  на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями.

Работа обучающихся  над заданиями такого типа привлекательна  тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

  1. постепенно складывается личная «медиатека»;

       2.  возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ребенок может получить материалы и наверстать упущенное;

      3.  необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы обучающемуся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения;

      4. дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны;

       5. большая работа требует больших усилий. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.     
На уроках МХК в старших классах широко применяется коммуникативно-групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Вот самые эффективные из них.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект – материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. И при подготовке электронных приложений к урокам, тестов у ребят прививается интерес к предмету, углубляются знания. 

Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект. 

На своих уроках МХК я использую готовые  электронные учебники, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, модулям и т.п., в конструкторе тестов составляю тестовые задания по отдельным темам, модулям, а также  привлекаю обучающихся, которые используют ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней.                                                                                  

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

На уроках МХК для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При объяснении нового материала  информацию, появляющуюся на экране  - комментирую, по необходимости сопровождаю  дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала  предлагаю учащимся поработать с текстом электронного учебника, выполнить практикумы, интерактивные тесты. При этом использую групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ  при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Эксперимент в работе подталкивает меня, как учителя, к постоянному творчеству, самообразованию. Важное значение в моей работе имеют  Интернет-ресурсы. Например, на уроках МХК невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Ресурсы музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию, а сайты виртуальных путешествий – интересное учебное виртуальное путешествие непосредственно на уроке. Это виртуальная коллекция произведений искусств – www.abcgallery.com, виртуальные путешествия по Петергофу, Крыму, Парижу и тд.  www.kulichki.com,  виртуальные путешествия по странам мира http://rurotour.narod.ru 

Огромную помощь в подготовке уроков оказывает Федеральный центр информационно-образовательного ресурса (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru , который обеспечивает доступ к центральному хранилищу образовательных ресурсов.  В каталоге на портале ФЦИОР находятся электронные учебные модули открытых мультимедиа – систем по многим предметам, в том числе и по МХК.  Так, например, практическая творческая работа «Искусство России XVIII века» для закрепления темы «Художественная культура Нового времени. Рождение портрета» 10 класс; ряд модулей для изучении темы «Художественная культура Нового времени (Россия XIX и XX века)» - лекции по религиозной и светской живописи; лекции по символизму; расцвет русского кинематографа. Удобство заключается в том, что можно скопировать нужный модуль на свой компьютер, и использовать на уроке либо целиком, либо какую-то часть его.

Таким образом, использование ИКТ позволяет проектировать мне, как учителю, грамотный, профессиональный, технологичный урок. А это, в свою очередь, позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!

Сегодня уже совершенно очевидно, что программы повышения качества школьного обучения, предусматривающие использование ИКТ, приносят положительные результаты и для обучающихся, и для преподавателей. Еще большие надежды вселяет расширение масштабов применение самых последних и зарождающихся технологий. Преподаватели получают большие возможности для того, чтобы помогать обучающимся усваивать сложные концепции, и вовлекать их в активное участие в учебном процессе; предоставлять обучающимся доступ к информации и ресурсам; полнее удовлетворять индивидуальные потребности детей. Если мы сможем воспользоваться всеми преимуществами, которые открывает применение ИКТ, нам удастся повысить и качество учебного процесса, и уровень знаний каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по легкой атлетике для 5 класса с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Урок рассчитан на учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Как фактор повышения качества образования, на уроке применяются информационно-коммуникационные технологии. Урок не только обучающий, но ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация

Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии.Урок по теме "Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные"

Цели урока:1. Сформировать у обучающихся знания об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значения в природе и жизни человека хрящевых рыб, как  самостоятельной группы хордовы...

Доклад «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Учитель способен добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса у учеников, без внутренней мотивации  - освоения знаний не произойдет. Как  же пробудить у детей желание ...

Презентация «Использование информационно-коммуникативных технологий и интернет технологий на уроках математики».

Перспективным направлением развития коррекционного образования  является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ве...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....