Открытый урок по МХК
материал по мхк на тему

Подойницына Наталья Николаевна

Открытый урок по теме иконопись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ikony.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская культура 13-15 век. Иконопись.

Цели: 1. Определить художественные особенности иконографии. Правила написания православной иконы.

2.  Определить темы, идеи и образы  икон А. Рублёва  « Троица» и Ф. Грека

« Троица»

3. Воспитывать патриотические чувства, воспитание духовно- нравственной культуры детей.

Ход урока.

1.Вводно- мотивационная часть. ( Художественный фильм - « Иконы»  - даётся психологический настрой на урок( свет в кабинете приглушён. 2-3 минуты)

2.Сообщение темы, целей урока.  (тему и цели урока дети пытаются определить сами, учитель направляет и обобщает)

Учитель: Икона НА Руси. Что она значила? Как её писали? Как  к ней относились? И что это за явление в русском искусстве. Ответить на эти вопросы мы постараемся вместе с вами.

 3.Выступление детей.

Икона – (выступление ученика - «икона- история её появления особенности написания иконы») 

Учитель:  А есть ли у вас дома иконы? Какие? Кто на них изображён? Что вы знаете об иконах.  ( показ икон - иконы приносит учитель в класс -  краткий анализ икон).

Учитель:  Известно ли вам, что такое иконостас? (Это расположение в определённом порядке иконы),  (в классе на учебной доске учитель заранее  приготовил схематично расположение икон в иконостасе )

  1. Из скольких рядов он состоит? В настоящее время иконостас включает в себя 5 рядов (чинов)

1 ряд – Местный - иконы, особо почитаемые в данной местности

2 ряд – Праздничный - 12 основных праздников

3 ряд – Апостольский

4 ряд – Отеческий - отцы церкви

5ряд – Проотеческий - (Адам, Ева, Ной, Яков)

- Чтобы  уметь понять иконы, прочитать её нужно знать символику изображений на иконах она особенная, чем в других произведениях искусства.

  1. Золото- символ Бога
  2. Чёрный - небытия
  3. Белый  - цвет начала  рождение нового
  4. Голубой -  цвет вечности
  5. Красный- цвет любви, божественный огонь, очищение и здоровье
  6. Зелёный- цвет надежды, тайн, символ женского начала
  7. Сиреневый – царственность
  8. Чаша- символ жертвы Христа
  9. Дерево (дуб)- символ могущества,  долговечности, славы.

4.Выступление детей (электронная презентация на компьютере- дети заранее готовят информацию об иконах)

Презентация - Абрамова Ира и Храмченкова Настя

Презентация - Васильева  Валя

5.На интерактивной доске появляется икона,  звучит музыка (церковный хор, на этом фоне ученик читает стихотворение АС Пушкина)

Художник- варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые с летами

Спадает ветхой чешуёй;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

Первоначальных, чистых дней.

 Учитель: Что мы знаем о произведении великого русского художника А. Рублёва  « Троица»

(Анализ произведения - дети рассказывают о легенде – дети уже знакомы с произведением и автором иконы)

Учитель:  Иконы писали многие художники. Одним из них был Феофан Грек. Он тоже написал икону» Троица»  Видел  он её по - своему.

(выступление детей - электронная презентация) Феофан Грек. Троица.

Среди фрагментов росписи храма на Ильине улице в Новгороде сохранилось изображение ветхозаветной Троицы. Этот образ во многом определяет для нас манеру и даже мироощущение Феофана Грека. Особенно рельефно своеобразие стиля Феофана видно в сравнении с Троицей Андрея Рублева, созданной спустя всего 20–30 лет. При всей условности этого сравнения (Троица Феофана — фреска, Троица Рублева — икона, одна написана византийским мастером, другая — русским, хотя, возможно, и бывавшим в Византии) оно дает нам возможность приблизиться к двум фигурам, определившим развитие древнерусского искусства.
Феофан Грек расписал Спасский собор летом 1378 г. Напомним, что он попал в Новгород не просто сложившимся, но и очень известным, много повидавшим мастером. Дату его рождения традиционно относят к первой половине XIV в. А значит, создание знаменитых мозаик и фресок монастыря Хора в Константинополе, Мистре и Салониках приходится на время его становления как художника. Перед тем как приехать в Новгород, Феофан некоторое время провел в Кафе (нынешней Феодосии), одной из самых крупных генуэзских колоний на северном побережье Черного моря. Там он расписал небольшую церковь и по неизвестным нам причинам оставил Кафу ради Новгорода. Произведений Феофана в центральной Византии не сохранилось, а фрески в Феодосии находятся в плачевном состоянии. Поэтому новгородские росписи можно считать единственным дошедшим до нас произведением монументальной живописи знаменитого мастера.
Ко времени приезда Феофана в Новгороде были уже хорошо знакомы с византийским искусством. Здесь Феофан Грек оказался в очень своеобразной художественной среде, где смешались высокоученое греческое искусство (например, некоторые росписи Софийского собора) и несколько наивная, но убедительная и страстная местная традиция (фрески церкви Спаса на Нередице).
О том, каков был цельный замысел ансамбля росписей самого Феофана, мы можем судить лишь по двум сохранившимся фрагментам — фрескам купола и Троицкого придела. Этот интересующий нас придел очень невелик, узок и располагается на втором этаже храма. Поэтому там поместились только две многофигурные композиции — ветхозаветная Троица и Богоматерь Знамения. А небольшие вытянутые простенки заняты фигурами столпников и праведников, которые обращены лицом к двум названным образам. Тем самым в интерпретации Феофана Троица приобретает оттенок видения, представшего перед подвижниками.
Икона Андрея Рублева была частью иконостаса. В науке существуют разные мнения о том, для какого храма она была создана и какое место в иконостасе занимала. Она могла находиться в алтаре, служить храмовой иконой местного ряда, а могла быть центральной иконой деисусного чина. Но как бы то ни было, образы пророков и праведников вряд ли непосредственно соседствовали с персонажами рублевской Троицы, тем самым в иконостасе Рублева этот сюжет не мог восприниматься в таком учительско-назидателльном контексте, как у Феофана.
Композиция образа в церкви Спаса на Ильине строится исходя из формы стенного проема. Троица занимает половину полукруглого участка стены, резко закругляющаяся линия левой части композиции определена аркой свода, а правая часть составлена из высящихся друг над другом тел, которые образуют дугу, зеркально повторяющую линию левой арки. В полукружье стены вписано полукружье живописной композиции, в итоге получается форма, напоминающая ячейку трифория в готическом храме, где одна большая арка делится на две малые.  Но и далее, в самой живописной композиции, можно увидеть большую арку, охватывающую две малые. В меньшие арки вписываются фигуры левого и правого ангелов — над их нимбами оставлены полукруглые просветы.
Икона Рублева написана на прямоугольной доске, по пропорциям близкой к квадрату. Тем самым идея устойчивости присутствует в композиции изначально, благодаря формату. Головы ангелов образуют полукруг, казалось бы, напоминающий полукружье крыльев в образе Феофана. Существенная разница в том, как это полукружье завершается. В новгородской фреске мы практически не замечаем положения ног сидящих ангелов. Все наше внимание отдано размаху крыльев и фигуре Сары, образующим устои композиционной арки. В иконе Рублева золотистые крылья ангелов практически сливаются с фоном, и внимание зрителя концентрируется на положении рук, замыкающем, а не разводящем полукруг движения. Рублев подчеркивает смыкающуюся форму цветом, выделяя рукава ангелов лиловым и лазоревым. Продолжается это движение в положении ног, стопах, развернутых друг к другу, и, наконец, половинки круга практически соединяются подножиями.

6.Сопоставительный анализ произведений.

Троица Феофана Грека и Троица Рублева ( на интерактивной доске появляются репродукции двух икон- дети пытаются под руководством учителя сопоставить произведения- проанализировать - высказать свою точку зрения- своё мнение о произведении- учитель делает вывод)

Итог.  Какие мысли возникают у вас при общении с иконами? Чему можем научиться мы?  Зачем нужны иконы человеку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...