дидактический урок
план-конспект урока по мхк (11 класс) по теме

Жаринова Елена Константиновна

Духовные искания  в искусстве к.19-нач.20 века. Произведения живописи Иванова. Ге, музыка Скрябина, Повесть Андреева "Иуда Искариот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_urok.rar28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2 уроков: «Духовные искания русской культуры конца XIX – начала XX века»

Цель : Овладение знаниями о эпохе Серебряного века

Задачи урока:

образовательные: показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в искусстве; обобщить и систематизировать знания о произведениях искусства Серебряного века.

Развивающие: развитие аналитического мышления при разговоре о произведениях искусства.

Воспитательные: развитие духовно – нравственных качеств учащихся; формирование основ милосердия, любви и жертвенности.

Оборудование: DVD –проигрыватель, мультимедийный проектор, цветовые прожекторы.

Предварительная подготовка: домашнее чтение повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

Технологическая карта урока

Тема урока, его место в целом программы:

«Духовные искания русской культуры конца XIX – начала XX века» - урок в череде тем раздела «Художественная культура XX века» курса 11 класса по программе Г. И. Даниловой.

План урока:

Экспозиция. Зрительный ряд ( 7 мин.)

Завязка .Формирование проблемы урока. (13 мин.)

Разработка.  Изучение нового материала (10мин.)

Кульминация. Слушание симфонической «Поэмы огня   или «Прометей» А.Скрябина (15 мин.)

Последействие. Анализ повести Л.Андреева «Иуда Искариот» (15 мин.)

Финал. Итог урока . Песня «Синай» .Эпиграф (10 мин.)

Дом.  задание. Выставление оценок. Финальное слово  учителя (5 мин.)

Два урока идут без перемены.

Возможная личностно – значимая проблема: развитие духовно – философского мышления; выявление нравственных качеств личности, умение переносить проблемы конкретной эпохи на историю человечества.

Планируемые результаты изучения материала: осмысление значения эпохи кон. XIX в. – нач. XX  века, расширение художественных знаний.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно – репродуктивный, проблемный. Форма урока:  урок –диалог.

Развитие умений учащихся: учащиеся развивают способность анализировать эпоху, обращаясь к высказываниям о ней современников  и созданным произведениям, формируют личностную оценку произведениям искусства и поднимаемым в них темам, переносят проблемы данной эпохи на современный мир и ищут пути их разрешения. Развиваются воображение, способности к эмоционально – целостному восприятию, воображение.

Основные понятия и термины: истина, интуиция, Серебряный век, чувство и сверхчувство, эмпирическое и интуитивное, античность, Синай, Голгофа, имена ученых и людей искусства начала XX века.

Ход урока

Экспозиция.

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие учащихся. Объявление темы урока, записанной на доске.

Мотивация урока: зрительный ряд под музыку С.В. Рахманинова Концерт №2 для Фортепиано с оркестром

Иванов «Явление Христа народу»

Ге «Голгофа»

Крамской «Христос в пустыне»

Врубель «Демон сидящий»

                «Демон поверженный»

Нестеров «На Руси. Душа народа»

-Как называются картины? Назовите авторов.

(О незнакомых художниках – Ге – уловил новое реалистическое направление в библейской композиции; Нестеров -  о себе говорил, что суть творчества – «поэтизированный реализм»,  Блок – «вестник иных миров» так о нем сказал Блок)

Завязка. Анализ зрительного ряда.

-Что объединяет данные картины? (тема ,настроение, искания, анализ)

-Что ищет художник? Какие идеи будоражат умы просвещенных людей?

-Что происходило с культурой России к. XIX. –нач. XX в.?

Проблема: В чем заключается истина  для человечества? Возможно ли ее познание?

Обратимся к словам Н.А. Бердяева (1874 – 1948), русского религиозного и политического философа, введшего понятие «Серебряного века» для характеристики отечественной культуры, увидевшим в культурных достижениях своих современников отблеск славы предшествующих «Золотых» веков.

Зачитываются слова Н.А. Бердяева:

«Начало века было у нас временем большого умственного и духовного возбуждения. Целые миры раскрывались для нас в те годы… Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности»

«В эти годы Россия было много даров. Это была эпоха пробуждения и самостоятельной философской  мысли, расцвет поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизму, появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединяли чувство заката с чувством восхода и надежды на преобладание жизни»

«Что – то в России ломалось, что – то оставалось позади, что – то народившись или воскреснув стремилось вперед… Куда? Это никому не известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия. О, не всеми, но очень многими и в очень многом»

-Прокомментируйте строки. Что является новым для представителей Серебряного века в отличие от века Золотого (метания, поиски, пафос обличения, сомнения и поиски)

-Поиски чего? Что может удержать от трагедии?

                                                       Вера

                                                        Культура                                       истина

                                                         Прошлое, история

-Смешения взглядов, мнений ,желание чего постичь? –Истины! Правды!

-Эти поиски бесконечны? (И да, и нет, т.к. человек, находя ответ успокаивается на время, а потом вновь начинает сомневаться, думать, терзаться и вновь начинать поиск!)

Истина ( философ. словарь)    -  верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика

Запись определения

Предварительный вывод.

Значит, только по делам мы можем судить о том пути , который проделал человек, и о духовном в том числе.

Разработка проблемы

Ге «Что есть истина»

Этот сакраментальный вопрос задает Пилат Христу. Для Пилата истина -  мечта. Умирать во имя мечты – глупо. Учение Христа для него ничтожно. Христос ничего не отвечает Пилату, в его глазах на картине светиться любовь к этому заблудшему человеку. Почему? (Христос  - Сын Божий, а Бог – есть Любовь! Что может быть важнее на земле, как жить и умереть любя и во имя Любви, пусть даже безответной.)

Да, истина по Евангелию – это Христос, в силу того, что все, что он принес в мир имеет значение нравственного Абсолюта.

Ведь существует мнение, что Истина есть духовный Абсолют, который общечеловечен и опирается на религию. Человек был поставлен не  перед каким – то абстрактным внеличностным, космическим Абсолютом, как это было в язычестве, а перед Абсолютом личностным, воплощенным в Христе. Вера и наука объединялись в поисках истины для всего человечества.  Вера (интуиция ) продолжала то, на чем останавливалась наука. Эта многоступенчатость была присуще и искусству. Новое искусство не отвергало реализма, но считало его только отправной ступенью творчества, от которого постижение начала всех начал совершалось постепенно, все выше и выше, все отвлеченнее, интуитивнее, символичнее по мере приближении к Истине. Соединялилось чувство и сверхчувство, эмпирическое (наблюдаемое) и интуитивное.

Запись последней фразы.

Композитор А. Скрябин  по – своему прокладывал свой путь к истине. Он жил в собственном мире, в мире своих идей, не сверялся с авторитетами. Одно из последних его произведений для оркестра «Поэма огня или «Прометей».

Кульминация . Слушание отрывка из симфонической поэмы. Включение световых прожекторов.

-Какое впечатление на вас произвела музыка? Что необычного в этой музыке? Свет, на ваш взгляд, помогает или мешает слушать музыку? Зачем она нужна?

-Почему такое странное название? Как это можно соотнести с Серебряным веком? С темой нашего урока?

Прометей в греческой мифологии титан, похитивший огонь у богов и передавший его людям. За это он был наказан Юпитером, отцом богов. Со времен Эсхила огонь понимали не просто как искру божественной мудрости, которая отличала человека от низших существ, как источник его знаний  искусства и наук. Отсюда назначение Прометея было избавить человека от его изначального невежества.

Каждая эпоха вносила свое толкование этого образа. Христианские художники воспринимали его как прообраз христианской истории, а его наказание -  как предзнаменование распятия. Для многих он был олицетворением художника, получающего огонь творческого вдохновения.

Прометей дарил людям огонь, Христос сам был воплощением света. Как и многие представители  Серебряного века Скрябин пытался соединить языческие и христианские начала в поисках Истины. Однако, Прометея боги приковали к скале, а Христос был спасен Богом – Отцом.

Тот и другой были  жертвой.

Проверка дом. задания. Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»

Беседа по содержанию повести.

По Андрееву «Жертва – это страдание одного и позор для всех»

-Согласны?

 -А кто по – вашему, жертва? Иисус ? Иуда ? народ ? ученики?

-Докажите, что это произведение отражает философию Серебряного века.

-Почему повесть называется «Иуда Искариот»? Какой портрет Иуды? Зачитайте. (двойственность)

-Как с ним общается Иисус? (задумчивое созерцание) Почему?

-Зачем Андреев заставил Иуду приходить предавать Христа 4 раза, ведь в Библии 1 раз? ( отрекись, подумай, зачем ТЕБЕ это)

Им двигала корысть . Я – первый.

Существует мнение, что Иуда совершил запланированное предательство,  без  которого не было бы истории христианства. Однако, Андреев в своем произведении затронув эту мысль  дает скрытый ответ, который соответствует вечной Истине. Иуда  - предатель.

 - Предает за что? (за Истину, которая ему не понятна. А раз не понятна, значит, нужно убрать)

У Иуды был выбор, и он его сделал.

Ученики Христа так же смалодушничали, а Петр трижды его предал.  Они смалодушничали, и церковь говорит , что это не расчетливое предательство. Позже, когда на них спустилась Благодать Божья, по -  другому им открылась Истина, сколько славных дел они совершили, и умерли все мученической смертью.

Человек слаб, он ошибается, его приход к Истине через сомнения, страдания более ценен, нежели он будет идеальным и правильным.

Финал. Итог урока

Итак, человек, с его нервной жизнью городов, пестрым населением, обыденностью и разнообразием всегда стоял перед выбором:

ЧТО ДАЛЬШЕ ? ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ИДЕМ ? ЗАЧЕМ? ГДЕ ИСКАТЬ СИЛЫ?

-Ответьте сами!

Быть твердым в вере!

                                         Искать ответы в истории!

                                                                                      Лечить душу культурой!

И дай нам Бог пройти этот путь!

Звучит песня «Синай» в исполнении одиннадцатиклассниц.

Открыть эпиграф на доске:

«…Уходящему – Синай,

Остающимся – Голгофа»

Дом .задание: исходя из нашего разговора на уроке объсните ,почему такие строчки взяты в эпиграф урока ? Что они обозначают ?

Идеи России начала XX века имеют продолжение и сегодня.

Выставление оценок за работу на уроке.

Тема  уроков «Духовные искания русской культуры конца XIX -  начала XX века»

Тип урока: Итоговый урок по русскому искусству конца XIX   - начала XX века /

Форма урока : Сдвоенный урок – диалог

Техническое обеспечение урока: Проекционное оборудование, подборка слайдов Иванов «Явление Христа народу», Крамской «Христос в пустыне», Нестеров «На Руси. Душа народа», Ге «Голгофа», «Что есть истина»,  Врубель «Демон сидящий»,  «Демон поверженный».

Эпиграф урока: «…Уходящему – Синай,

                                   Остающимся – Голгофа»

 из песни «Синай» братьев Мищуков

Цель урока: Овладение знаниями об эпохе Серебряного века, развитие духовно – нравственных качеств учащихся.

Этапы урока в соответствии с идеей художественно-педагогической драматургии

Этапы урока

Художественно-педагогической замысел

Ход урока

1

Экспозиция

Зрительный ряд в сопровождении музыки

Ввести в тему урока и эмоциональная настройка учащихся

Учащиеся, рассевшись на стулья, при выключенном свете слышат Концерт №2 для ф-но с оркестром Рахманинова, который звучит, сопровождая зрительный ряд из картин: Крамской  «Христос в пустыне»,

Нестеров «На Руси. Душа народа», Иванов «Явление Христа народу», Врубель «Демон сидящий», «Демон поверженный»,Ге «Голгофа»

2

Завязка

Анализ зрительного ряда. Введение понятия «Серебряный век»

Вводное слово учителя. Постановка проблемы урока Характеристика эпохи словами Н. А. Бердяева

-Что объединяет данные произведения искусства (тема, настроение, искания, анализ)? Что ищет художник? Какие идеи будоражат умы просвещенных людей? Что происходило с культурой России к XIX. –XX века? Проблема:  В чем заключается истина для человечества. Возможно ли ее познание? Зачитываются слова Бердяева.  К чему стремиться общество? Что ищет? Запись определения истины

3

Разработка

Изучение нового материала

Поиск ответа на вопросы проблемы, исходя из определения истины. Знакомство с картиной Н.Ге «Что есть истина»

Понимание истины как духовного Абсолюта, сравнение ее с евангельской трактовкой

Комментирование  строк Бердяева.

Внимание на картину Н. Ге. Разговор о содержании картины,  истории ее создания, выявление связи науки и религии на пути познания мира, их взаимодействие.

4

Кульминация

Слушание музыки Н. Скрябина «Поэма  огня» или «Прометей»

Эмоциональное воздействие на учащихся музыкой и светом. Обнажение связи в поисках истины человечества в период античности и христианства

Представитель Серебряного века композитор Н. Скрябин.  Его поиски истины связаны с возвращением к  античным истокам, введение светомузыки. Слушание. Сравнение Прометея и Христа, подчеркнуть их схожесть и различие в жертвенности

5

Последействие

Анализ повести Л. Андреева «Иуда Искариот».

Представитель Сер. века в русской литературе по своему трактует события Библии. В чем это заключается. Понятие «жертва»

Обращение к повести. Характеристика Иуды. Мотив его предательства. Применение понятия «жертва» к героям повести.

Зачитывание отрывков для аргументации ответов. Значение выбора в жизни человека

6

Финал

Слушание песни «Синай»" Открытие эпиграфа урока. Заключительное слово учителя. Выставление оценок за урок

Формирование собственного ответа на вопрос проблемы

Свой путь к истине лежит через страдание и поиски. Вера, история и культура помогает во все времена не сбиться с пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Дидактическая урок-игра по химии "Неметаллы IV-VIгрупп" 9 класс

Представлена презентация и разработка урока-игры по химии "Неметаллы IV-VI групп". В игровой форме систематизируется материал по теме. Разные виды заданий помогают охватить разные аспекты . Форма игры...

Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"

*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой  и зрительной памяти, словесно – логического мышления....

Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие

В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования  относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....