План-конспект урока по МХК ( 10 класс, программа Емохоновой)" РЕАЛИЗМ. ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX-XX вв "( на примере картины И.И.Левитана "Владимирка" )
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

Давид Елена Павловна

Урок разработан в форме виртуальной экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_vladimirke1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                   ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК

 «РЕАЛИЗМ. ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

                                   ХIХ -   XX вв.»

           ( на примере картины И.И.Левитана  « Владимирка».)

                        11класс (программа Емохоновой )

Тип урока: вводный

Форма урока: виртуальная экскурсия

Цель урока: художественное восприятие живописного образа

Задачи урока:

-знакомство с творчеством и творческой манерой  И.И.Левитана;

-эстетическое развитие учащихся;

-развитие интеллектуальных способностей ( анализа и синтеза);

 -построение  межпредметных связей ( МХК, литература, история);

-формирование умения ставить вопросы и отвечать на них;

-выработка самостоятельной точки зрения и умения её отстаивать;

-развитие диалогической речи;

Оборудование урока: презентация, центр СД, мультимедиа-

                                        проектор, художественные материалы.

                                    ПЛАН УРОКА.

1.Восприятие художественного произведения.

2.Осмысление ( анализ) задания.

3.Рефлексия.

                                  ХОД УРОКА.

Учитель: Здравствуйте!

Свой  урок я начну со строк  великого русского поэта

Сергея Есенина.

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным  ковылём.

Сегодня, я поведу вас в музей, на выставку картин русских художников конца 19 начала 20 веков. Возьмите пожалуйста приглашения разного цвета

  ( деление на  команды по цвету). Давайте начнём осмотр экспозиции. Идёт показ мультимедийной презентации. Во время просмотра звучит русская народная песня «В том краю, где желтая крапива ».

Учитель: Скажите, что объединяет эти произведения, что в них общего?

Ученики: На всех картинах изображена дорога.

Учитель: Неприглядная дорога

                  Да любимая навек,

                  По которой ездил много

                  Всякий русский человек….

Учитель: Эти дороги похожи?

Ученики: Нет, они все  разные.

Учитель предлагает ученикам найти  эти отличия.

Учитель: Вы видели разные дороги: просёлочные, лесные, железные ,прямые и извилистые ,большие тракты и т.д.

Учитель: А куда, по-вашему, ведут эти дороги? И что такое дорога?

Ученики: Дорога-это путь. И этот путь всегда куда-то ведёт.

Учитель: Хорошо, теперь давайте остановимся на одной из этих картин .

Показывается крупным планом « Владимирка» И.Левитана.

Учитель: В каком  жанре написана картина?

Ученики: В жанре пейзажа.

Учитель: Что же интересного увидел художник казалось бы в самом обыденном, о чём хотел рассказать  зрителю? Ведь на картине в сущности  небо да земля.

Учитель: Какое общее настроение передает эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?

Ученики: Тоска, уныние, скорбь, тревога, одиночество, безысходность и т.п.

Учитель: Давайте подберём сравнения для описания этого настроения.

Выполнение первого задания:

На лист бумаги вы выписываете: слева имена существительные, т,е. что вы видите на картине, а справа, прилагательные, т.е. что мы чувствуем, когда смотрим на картину.

Ученики выписывают слова.

Выполнение второго задания:

А, сейчас, попробуем соединить существительные с прилагательными (проводятся линии от слова к слову или ставятся номера).

Каждая команда называет по одной паре : существительное- прилагательное, которые передают настроение этой картины. Команды дополняют свой список недостающими парами.

Дорога какая?

нескончаемая, тяжкая, разбитая ,безжизненная;

небо - сумеречное ,сгущающееся, хмурое, пасмурное;

горизонт - низкий, серый, сизый, мрачный;

равнина - бескрайняя;

даль - неведомая, беспредельная;

трава - поблекшая;

облака - свинцовые, тяжелые, низкие;

путник - одинокий, сгорбленный;

Ученики: Настроение печальное, тяжелое .Все определения содержат чувство уныния и тоски.

Учитель: А, какими художественными средствами художник добивается передачи такого настроения зрителю?

Ученики: Это- цвет, линейная перспектива, композиция.

Учитель: И, тем не менее, так ли уж все плохо и безнадежно?

Вспомним цитату: « Куда ведёт дорога? Дорога ведет к храму». Обратите внимание: ноту светлой надежды вносит в образное звучание картины беле-ющая вдали церковь. И эту же надежду подкрепляют какие  цвета?

Ученики: Зелёные  нежные цвета полей, высокое небо, светлый тон дороги и т.п.

Учитель: Какое название вы бы дали этой картине?

Ученики: предлагаются различные варианты.

Учитель: Эту картину написал   И.И.Левитан и называется она  « Владимирка».Это чудесный пейзаж, блестяще исполненный и вобравший в себя трагическую красоту русской природы, но само название картины звучало для зрителя своеобразным сигналом, зовущим к размышлениям, указывающим им путь.

Картина сложилась под влиянием скорбных народных песен ,раздававшихся на этой дороге. Владимирка- начальный каторжный этап, по которому арестанты, гремя кандалами, шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше  их путь лежал в Сибирь. У картины оказалось двойное дно- это исторический социальный пейзаж и еще один пронзительный образ русской земли.

Учитель: Как вы считаете, к какому направлению можно отнести эту картину? Дайте определение этому направлению.

Ученики: К реализму.

Реализм – правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Учитель: А теперь скажите, есть ли  на этой картине главный персонаж? Кто или что это?

Ученики: Главное действующее лицо -  дорога.

Учитель: А куда может привести  эта дорога?

Выполнение третьего задания:

Вам предлагаются  отрывки из литературных  произведений. Они помогут вам ответить на этот вопрос и написать продолжение предложения: « Дорога - это…….»

  1. Дорога - это судьба, образ России;
  2. Дорога - это жизненный путь каждого( его выбор);
  3. Дорога - это испытания, боль, разлука;
  4. Дорога - это надежда, очищение, дорога к храму, дорога к Богу.

На выполнение задания даётся 10 минут.

Учитель:

Команды  совещаются, затем зачитывают, что у них получилось. Учитель на экране  записывает  ключевые  предложения.

Учитель: Сейчас  выполняем следующее задание:

Каждая команда  пишет синквейн на тему: «Дорога»

Потом каждый из вас  при помощи цветового пятна изображает свой жизненный путь.

Во время выполнения задания звучит музыка.

                             

             

                        УРОК   ПО   « ВЛАДИМИРКЕ»

 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 6 классах по теме: "У. Шекспир. Жизнь и творчество"

План-конспект открытого урока английского языка в 6 классах по теме: "У. Шекспир.Жизнь и творчество"...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...