Главные вкладки

    Синтез искусств в православном храме
    план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

    Кудрявцева Светлана Вячеславовна

    урок МХК

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khod_urok1.docx483.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход урока

    Эпиграф:
    "Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими..."
    (Павел Флоренский).

    I Этап. Сообщение темы. Постановка главного вопроса урока.  

    Парты в классе сгруппированы в форме трех отдельностоящих столов. На каждом из них - эмблема:
    1 стол - "Зодчие" - Картонная модель православного храма.
    2 стол - "Иконописцы" - Икона "Троицы" АндреяРублева".
    3 стол - "Певчие и музыканты" - Колокол. Камертон.

    Свет выключается. Ведущая зажигает свечу и говорит: "Ученье - свет, а неученье - тьма. На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве знание немыслимо без стремления к красоте, ибо именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Россия, в ОТЛИЧИЕ от Запада, развивалась особым, ей предназначенным путем. Самобытность русской культуры проявлялась в произведениях архитектуры, живописи, литературы и музыки. В эпоху мрачного средневековья главными очагами культуры были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.

    (Звучит колокольный звон. По очереди ведущая подходит к каждому столу и от огня своей свечи зажигает свечу "зодчества", "иконописи", "музыки").

    Попробуем дать определение слову «храм».

    (учащиеся дают определения слову «храм»)

    Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

    Ученик 2: Храм-это центр нашей духовной жизни. В нём совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь, здесь нас провожают в путь вечной жизни.

    Что чувствует человек, посещающий храм?

    Ученик 3: В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укреплённым духовно.

    Как называется ваша беседа со священником? (Исповедь)
    И если вы заметили, эта беседа была тайной, потому что через священника вы открывали свою душу самому Богу. Но для исповеди надо готовиться очень тщательно.
    А, что происходит после исповеди? (
    Причащение)
    Таким образом, вы искренне покаялись и получили прощение грехов и исцеление души. Обычно человек говорит: «И на душе стало легче».  Так христианский храм соединяет в себе мир земной (людей) с Небесным Божественным миром.
    Мы знаем, что церковь является Домом Кого?
    (Бога)
    "Что принято называть Библией для неграмотных?
    Какие виды искусства воплощает в себе храм?
    Была бы эта Библия понятна, если бы в ней отсутствовал один из указанных видов?


    I I Этап. АРХИТЕКТУРА 

    И.Снегова:

    "Свечой на ладони - на голом лугу
    - Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.
    Мерцает в излучине, будто из туч,
    Сквозит к нему некий единственный луч.
    Пропорций бесспорность иль магия лет? -
    Струящийся в небо единственный свет!
    И сколько б ни шел ты назад допоздна,
    Идет за тобою его белизна".


    На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей.

    Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

    Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

    . Символичногсть храмовой архитектуры и живописи.

    Проецируется даипозитив "Дмитровский собор во Владимире"

    Вопросы:

    Давайте вспомним особенности конструкции Православного храма (крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части).

    Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем облике храма?

    Как отражается во внешнем и внутреннем облике храма значение его, как воссоздание модели микро и макрокосма (человека и Вселенной)?

    (Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.

    Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).

    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? 

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Христианские храмы привлекают не только красотой куполов, белокаменной резьбой массивных стен. Они говорят о красоте духовного мира.

     Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

    Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

    Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

    Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. ».

    Запись   1.     Архитектура храма.

    «Храм Божий, большею частью…»1 устраивается:

    а) в виде креста (символика спасения через крестные муки)

    б) в виде продолговатого корабля (тоже символика спасения: Ноев Ковчег)

    в) в виде круга (символ вечности Церкви)

    г) в виде восьмиугольника (символ Церкви как путеводной звезды)

    Купол символизирует собою небо, с варьирующимся количеством глав (каждое число глав имеет устойчивый смысл). «Православные храмы строятся алтарём на восток – в сторону света, где восходит солнце…»1.

     

    Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи, маковка-форма луковицы). Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Давайте поразмышляем, что символизирует разное количество куполов:

    -две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

    -три главы (три Лица Святой Троицы);

    -пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

    -семь глав ( семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

    -девять глав (девять чинов Ангельских);

    -тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

    Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Как же устроен православный храм? Давайте перенесёмся в храм на некоторое время. Рассматриваем схему храма.
    Вход в храм всегда находится на западной стороне, а на восточной – апсида, где находится алтарь.

    притвор

    средняя часть храма

    алтарь

    солея

    амвон

    Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

    Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Внутри храм встречает человека необыкновенной красотой и тишиной. Купол храма изнутри подобен неподвижному небесному своду и символизирует Царствие Небесное – Горний мир. На стенах храма человека окружает изображение ангелов и святых, которые смотрят с ярких фресок и икон.   
    Вторая самая большая часть- место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения.

    Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица.

    На партах у вас раздаточный материал « Интеллектуальное лото», ваша задача, прослушав мои комментарии и рассмотрев фотографию предмета, подобрать термин к данному определению.

     Антиминс - главный священный предмет храма, без него нельзя совершать богослужение.

     Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. У северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником.

    Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом.

     Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

    Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

    Учитель: какие ещё части храма вы знаете?

    Учащиеся отвечают определение алтаря алтарь- на востоке, что туда могут входить только служители.

    А теперь давайте войдём в храм, где мы увидим среднюю часть, которая предназначена для молящихся мирян.

    3. Храм внутри.

    Алтарь от остальной части храма отделяет иконостас- и это не просто декоративное сооружение с помещёнными на нём иконами, он является составной частью богослужения и помогающей верующим глубже войти в сокровенный смысл литургии. И лишь через открытые двухстворчатые Царские врата молящиеся миряне могут видеть то, что происходит в алтаре.

    В храме происходят обрядовые или культовые действия и именуются они таинствами, с помощью которых, по учению церкви, под видимым образом сообщается верующим « невидимая благодать божия».

    Запись 2.     Внутреннее убранство храма

    Символично само деление внутреннего пространства храма на алтарь, среднюю часть и притвор, что может вызвать ассоциации и с социальной структурой общества (институт управления, «массы» и «отверженные»), и с духовными сферами человеческой жизни (возвышенное, практическое и низменное), и вообще с устройством христианского мира: рай, земля и ад и т.д..

            Не будем углубляться в детали, наша цель – осветить именно СИНТЕЗ искусств в структуре службы.

            Архитектура храма воздействует на человека в ансамбле с храмовой живописью – расположением и красками икон Праославные храмы расписываются по определенным канонам: в куполе храма – Христос Вседержитель, над алтарем – Богородица, в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, внизу – мученики, святители, цари и святые церкви.
    Церковью установлены семь таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения,  Венчания, Елеосвящения, Священства.

    Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.

    I I I Этап ИКОНОПИСЬ

                Дам тебе я на дорогу

                Образок святой:

                Ты его, моляся Богу,

                Ставь перед собой;

                Да, готовясь в бой опасный,

                Помни мать свою…

                Спи, младенец мой прекрасный,

                Баюшки – баю» (показ слайда)

     отрывок из «Казачьей колыбельной песни», написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого  рождения,  даже  напевая колыбельную песню. Иконы сопровождал православного христианина от рождения до смерти.        Обратите внимание на то, что в храме главное место занимает икона.  Икона – обращение к Богу языком линий и красок.

             

     -  Застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами  смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Что же такое икона? (беседа с учащимися)

    УЧИТЕЛЬ:  ИКОНА – слово греческое и по – русски означает «образ», «изображение».

        Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый

        образ. Что это за предание? О чём оно говорит?

     УЧАЩИЙСЯ:  Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был болен. Но

                              однажды ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит

                               лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию

                               найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но

                               сделать «портрет» не смог по «причине сияющего блеска лица Его».

                               На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок

                               ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани,

                               силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгар

                               увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с

                               верою приложился к нему, то  получил исцеление за свою веру по

                               милости Божией.

        УЧИТЕЛЬ:     Ребята, за этим чудотворным образом закрепилось название «Спас

                                Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон

                                Православной Церкви. (показ слайда)


    "Икона есть видимый образ невидимого" (Преподобный Иоанн Дамаскин).         Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — наглядное изображение истин веры.

    «Истоки иконописи» 
    «
    Особенности иконографии» выявление особенностей русской иконописи на примере иконы «Троица» Андрея Рублёва.     УЧИТЕЛЬ:     Создание иконы. ( на слайде словарная работа)

                                Паволока – льняная ткань, которая наклеивается на лицевую часть

                                доски.

     

                                Левкас -  грунт, которым покрывается паволока.

                                Темпера -  краска приготовлялась из минералов, которые

                                 растирались  и смешивались с яичным желтком, так соединялись

                                 камни и животный мир. Яйцо – символ жизни.

                                 Нимб или Ореол, - круг вокруг лика, символически обозначающий

                                 святость, сияние славы. Нимб(ореол) – неотъемлемая часть иконы.

                                 Янтарная олифа – янтарь плавили в выдержанном масле, нагретом

                                 До 250 – 325 градусов.

                Иконы писали на деревянных досках. Из всех пород предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков.

                 Приготовленную доску долго высушивали, даже несколько лет. Затем плотник выглаживал её поверхность топором. Завершив работу, плотник передавал её иконописцу. Тот наклеивал холстину(паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывался левкас, грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом и алебастром. Эту

      Массу несколькими слоями иконописец наносил на паволоку(холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом. Краски иконописцы делали сами. Как вы думаете, из чего делали краски? (ответы учащихся)

                   Для красок использовали травы, цветы, полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или с квасом с добавлением  яичного желтка. Так вот,

      такая краска с добавлением яиц, называлась темпера. Ею писали иконы. Из рукописных наставлений для художников – иконописцев в 17 – 19 веках нам известно, что в выдержанном масле, нагретом до 250 – 325 градусов, плавили янтарь и получали янтарную олифу, создающую твёрдую, трудноразмягчаемую плёнку.

                    Работа красками выполнялась в строго определённой последовательности. Сначала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими слоями красок в таком порядке: фон, горы, строения, одежды, открытые части тела, лики. Затем делалось пробеливание, при котором высветлялись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук).

                    Для создания объёмности изображаемого на затемнённые и углублённые участки наносился тонкий слой тёмной краски. Затем тонкими линиями прорисовывались все черты лица и волосы.

                     Оклады для икон изображались отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они выполнялись из металлов, тканей с шитьём, вырезали из дерева и покрывались левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы(венцы), фон и поля иконы  и реже – почти всю её поверхностьза исключением изображений голов(ликов), рук и ног.

                     Перед началом работы над иконой художник постился, накануне  ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за свои труды.


    «Творцы святыни» Слово учителя о школах иконописи.
    «Русские иконографисты»: «Мастера русской иконописи»

    Сообщение учащихся: Русские мастера иконописи.

               1 учащийся:  14 – 17 век.

               2 учащийся:  18 – 20 век.

                                      … Иконописное искусство прославляли такие мастера как Феофан

                                      Грек(14 век)

                                      Даниил Чёрный, Прохор с городца, Андрей Рублёв(15 век)

                                      Дионисий (16 век)

                                      Симон  Ушаков(17 век)

                                      П.А.Карманов, И.П.Чернобровкин(19 век)

                                      Зенон, Инок Григорий(20 век)

     «Шедевры русский иконописи»

     «Загадки икон Богородицы»

    Беседа с учащимися об основных вехах жизни А.Рублёва, Дионисия, С.Ушакова
    Сравнительный анализ разных изображений Богородицы: А.Рублёв Икона Владимировской Богоматери, Дионисий Икона Богоматери Одигитрии, С.Ушаков Богоматерь Елеуса-Кикская.        

     Сейчас мы просмотрим с вами фрагмент видеофильма «Древнерусская икона», после которого вы должны ответить на вопрос: «Каким правилам (канонам) следуют иконописцы при создании  своих  творений?»

     (Просмотр фрагмента  видеофильма «Древнерусская икона») – 4 мин. 30 сек.

             Учитель:            Завершился   фрагмент  видеофильма,  теперь  вы готовы ответить  

                                          на вопрос:  «Каким правилам (канонам) следуют  иконописцы при

                                          создании  своих  творений?»

             Примерные ответы учащихся:  

       

    1) На иконах изображается иной, небесный мир.

    2) Иконы пишутся в обратной перспективе, т.е. точка схода находится не внутри изображения, а впереди него. В обратной перспективе лучи зрения постоянно расходятся, поле зрения расширяется и мир, воспринимаемый зрителем, постоянно разворачивается. Таким образом иконописцы подчёркивают реальность присутствия святых в жизни молящихся. 

    3) Иконы пишутся по определённым церковным канонам (правилам), определяющим композицию, цвет, пропорции: (наиболее значимые фигуры располагаются фронтально и в центре, крупнее остальных фигур, пропорции лица и тела вытянуты, что подчёркивает возвышенность духа, увеличивают глаза изображаемого святого - ему есть что сказать людям.

    4) Икона не стремится передать реального времени. Время духовного мира – это вечность. Здесь всегда в наличии прошлое, настоящее и будущее. Архитектура и пейзаж изображаются условно, интерьер практически никогда не изображается.

    5) В иконе существует особая система света. Его источники: фон, покрывающий всё свободное пространство иконы; нимбы над головами святых (они светятся особенно ярко, выражая духовную сущность человека); и лики святых, особенно глаза, их выделяют особым внутренним свечением.

    6) Плоское двухмерное изображение.

    7) Изображение неизображаемого (голубь – символ духа).


    слово учителя на фоне церковной музыки о роли иконы в жизни человека:
    Запись 3 «Икона -   окно в мир  иной»

    -Икона сопровождает человека на протяжении всей жизни: от рождения, крещения и до смерти. 
    - Для воинов – это символ непобедимой веры (вспомните Тараса Бульбу, отправляющегося с сыновьями в Запорожскую Сечь и требующего у жены благословения перед иконой).
    -
    Для страждущих – опора в надежде на окончание страданий.
    - Для всех верующих – настоящее окно в Царство Божие.
    И для нас сегодня икона- удивительное произведение искусства, и как на символ любви, веры и надежды.
     
    1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?

    2Чем икона отличается от картины? «Окно в царство Божие»


     
    РАБОТА В ГРУППАХ.    ИКОНА И КАРТИНА.

      УЧИТЕЛЬ Начиная с 18 века, икона вытесняется иконами «акдемическогописьма» - картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописанияпришёл в Россию с Запада  получил развитие в послепетровское время,

    в период истории Русской Православной Церкви. Давайте с вами  рассмотрим, чем отличается икона от картины.

    Задание учащимся:   Перед вами икона «Донской Богоматери» Феофана Грека и картина «Секстниская мадонна» Рафаэля, чем они отличаются друг от друга. (раздаточный материал)

      УЧИТЕЛЬ:     Икона – отражение Божие, выраженное в линиях и красках. Оно для всей церкви и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – это мировоззрение Церкви. Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника. Картине присуща  ярко выраженная индивидуальность автора и картина передаёт его мироощущения. Авторство иконописца намеренно скрывается.

          Второе отличие – это принцип изображения пространства Картина построена по законам прямой перспективы. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в  глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке.

          Третье отличие -  в отсутствии внешнего источника света на иконе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их. Нет и падающих  фигур теней. Технически это достигается за счёт того, что белый грунтовой слой – левкас, просвечивает сквозь красочный слой. Нимб  на иконах  представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. На картине нимб в виде круга висит над головой святого.

          Четвёртое отличие в использовании цвета. Цвет несёт символическую функцию в иконе. Например, красный цвет – символ  царского достоинства или жертвенности, ради Христа. Золото – символ Божественного света. Знак причастности к Божеству по благодати. Цветовые синонимы золоту – это золотисто – жёлтая охра,красный и белый цвета. Белый также цвет жертвенных животных Глухой чёрный – это символ зла и преисподняя. В картине же нет символической функции.

           Пятое отличие – для икон характерна единовременность  изображения:  все события происходят сразу. События священной истории, происходящие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.

             ВЫВОД:    картину – произведение искусства- мы созерцаем, а перед  

                                 священным изображением – иконой -  предстоим в молитве.

                                 Картина – веха на пути эстетического становления человека, икона

                                 веха на пути спасения!

    Беседа по вопросам:
    -Какие эпитеты вы бы подобрали, если бы вас попросили описать фигуру Богородицы? (нежная любящая мать, бережно прижимающая к груди своё дитя)
    - Какие чувства выражает взгляд Божьей Матери? (грусть, печаль, тоску)
    - Куда она смотрит? (в будущее)
    - Что можно прочесть во взгляде Богородицы? (тревогу и боль из-за неизбежности страданий её Сына).
    Выявление особенностей в изображении Богородицы в соответствии с канонами:
    -Какой канон и в каком изображении нарушен? (в работе Симона Ушакова чувствуется объём, игра света и тени, что не соответствует канону. Причина – тяготение художника к светской живописи, работа над дизайном монет, над гравюрами).
    Загадка иконы Владимирской Богоматери (этот образ Богородицы был впервые написан евангелистом Лукой на доске стола, за которым принимали трапезу Божья Матерь и её Сын).

    «Роль иконы и место её» Беседа с учащимися о месте иконы (в красном углу, на воротах города, в храме).
            Икона сопровождала православного христианина на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Но есть среди них и особо почитаемые, например, икона Владимирской Божией Матери – главная святыня нашей Родины. Её привезли из Константинополя в Киев, Андрей Боголюбский перевёз её во Владимир, а когда Москва стала собирать вокруг себя земли русские, икона заняла своё место в Успенском Соборе Московского Кремля. Вера в неё – Владимирскую заступницу – творила чудеса и не раз отводила от народа смертельную опасность. ( Икона находится в храме  свт. Николая при Государственной Третьяковской галерее).  

           

             Иконы могли украшать  декоративным покрытием – окладом. Выполнялся он из золота или серебра, украшался чеканкой, жемчугом, драгоценными камнями, сканью.

    Учитель:     Напомните мне, что такое  скань?

    Ответ:      Скань - это ювелирная техника, в которой ажурные узоры из тонкой проволоки напаяны на металлический фон.

         Итог этапа урока: -   мы заглянули в прекрасный мир иконописи. В иконе мы находим  полное изображение  всей внутренней истории русского  религиозного и вместе с тем национального самосознания и мысли.  Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что  заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти,  почувствовать радость мира и согласия. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли  ремесло иконописи возвести в ранг одного из самых почитаемых и высокоценных жанров живописи. Не оскудеет земля русскими талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, такие же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о её славе.

    Мы с вами были в храме. Вы помните, что изображено под куполом храма?
    (проецируется диапозитив “Пантократор из купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге”).

    -С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократом? (С небом как местообиталищем бога).

    -Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократа, если бы оно было расположено на стене?

    -В свою очередь купол без изображения Пантократа был бы для верующего символом места обитания небесных жителей?

    Мы с вами увидели, что в соответствии с символикой пространства и ориентацией на богослужение строилась система росписей в древнерусском храме. Д.С. Лихачев писал: "Росписи храма охватывали собой всю священную историю, были посвящены прошлому, настоящему и будущему (композиции Страшного суда, деисис). 

    Что отделяет алтарь от центральной части храма? Иконостас.

    Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.    В иконостасе, отделяющем храм от алтаря,  устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса катапитасма. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери. 

           

     

             

    Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе, он отделяет алтарь от основной части храма. Иконостас не просто стена (перегородка) между алтарем и средней частью храма, а он символически  (незримо) соединяет мир земной и Царство Небесное.  Иконы Иисуса Христа, Божьей Матери, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе несколькими рядами.

      В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.

           Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа -икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Правее южной двери могут быть другие иконы. Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

       Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

       Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.

       Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

       Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

    Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

     

       Иконы Иисуса Христа, Божьей Матери, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе несколькими рядами.

    Службу совершают священнослужители. Они входят в алтарь через специальные двери, устроенные в иконостасе. Главные из них называются Царскими Вратами.
    В православном храме звучит молитвенное песнопение. Певчие (певцы) стоят специально на отведенном месте –клиросе.

    Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс богослужения, который тоже представляет собой синтез различных искусств, наполняет духовное пространство храма еще более глубоким смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое значение.

    Звучит литургия Рахманинова, последовательно проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило Исаакиевского собора.

    IY ЭТАП

    МУЗЫКА

    Какая в сердце музыка возникла у звонаря из древнего села!  

    – Вновь заиграли по Руси великой

    Молчавшие досель колокола.

    В их перезвоне было меньше горя,

    Чем радости, надежды, торжества…

    И музыка дошла до Белогорья,

    и известила: Родина жива!..

    Жива святая Русь,  жива Россия…

    Горят ее, сияют купола.

    От моря и до моря с новой силой

    Звонят, звонят ее колокола…

    4.     Музыка

    Музыкальный элемент можно разделить в церковной службе на две больших сферы:

    1.Хоровое пение.  Хоровое пение a capella, без сопровождения, является отличительной чертой православной церкви и выражением специфики жанровых корней русского национального музыкального искусства. До секуляризации искусства, начавшейся в 18 веке с реформами Петра I, сфера церковной хоровой музыки была единственной профессиональной сферой вообще в русском музыкальном искусстве (напрашиваются аналогии с живописью, о чём уже сказано выше). После периода освоения европейских жанров русская музыка повернулась вновь к своим истокам -–но если начало и середина 19 века вывели на первый план народную песню, то конец 19 века и рубеж веков открыли на новом витке знаменное пение, церковную хоровую музыку – и в исследовательских работах, и в творчестве таких великих фигур, как Танеев и Рахманинов.

    2.Колокольный звон. В жизни русских людей колокольный звон имел множество значений – далеко выходящих за рамки богослужения. Колокольный звон – такой же устойчивый в сознании символ России, как, например, берёза или заснеженная лесная чащоба. Хотя появились колокола в средневековой Европе, в Россию они попали почти одновременно с принятием христианства, на самой заре централизации государства, и укоренились в русском сознании как неизменная часть жизни. От практического, «прикладного» значения – созыва на вече, оповещения о начале службы – церковный звон вырос в символ, в величайшее обобщение русской культуры. В том же 19 веке он перестал быть отдельной сферой церковной музыки – уже в операх Глинки он появляется как часть музыкальной драматургии светского сценического жанра, продолжает захватывать всё большие и большие жанровые сферы в творчестве композиторов «Могучей кучки» и оформляется в разветвлённую систему символов в творчестве Рахманинова. Писали о звоне и поэты, и даже художники (Левитан «Вечерний звон»). В современном мире колокольный звон уже совершенно потерял своё практическое значение, но остался великим СИМВОЛОМ: и набат, и благовест, и погребальный звон – всё это осталось в сознании народа и в творчестве поэтов и композиторов, несмотря на то, что не так уж часто мы слышим колокола и не различаем типы звонов.

    Грандиозна система православного культа, грандиозен исторический и культурный пласт, связанный с церковью и её ритуалами; синтез искусств – и ещё многих дополнительных способов воздействия на сознание – определяется самой идеей Церкви как универсальной «модели мира». Литургия есть модель жизненного пути Христа, и кульминация – причастие – вкушение человечеством плоти и крови Спасителя; к трагическому катарсису приводит нас эта модель в «Оводе» Войнич, трагическое неприятие жертвы есть и в нашем сознании – само слово «жертва» ассоциируется для нас с картинами взрывов, войн, столь многочисленных в наше время. Человек не хочет и не должен быть жертвой, ибо жертва Христа была безвозмездным искуплением грехов человечества и не предполагала «оплаты» её миллионами жизней, уничтоженных «во имя Христа». Во имя Христа мы рождаемся, а не умираем, ибо Тот, кто создал нас, дал нам ЖИЗНЬ, а не смерть, дал способность творить новое, созидать мир, и в этом наш великий дар и бессмертная сущность.

    А что такое притвор?


    При православном богослужении используется колокольный звон. В разных случаях колокола звучат по-разному. Колокольный звон в один колокол называется благовест. Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон во все колокола одновременно. А Вов время бедствий – пожаров, нападения неприятеля – звучит набат – звон большого колокола. Колокола размещаются на колокольне (звоннице).

    -        Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».  Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

    Вы услышите несколько видов колокольных звонов. Назовите их, что они обозначают?

    Вернёмся к  вопросу

    ЧЕМ УНИКАЛЬНО ПРАВОСЛАВНОЕ ХРАМОВОЕ ПЕНИЕ?» Прослушивание муз фрагмента (время 1.20)

    Запись  4 «Православие - единственная религия, в которой песнопение не имеет музыкального сопровождения, но музыкально само по себе. Это очень красиво.

    -Православное храмовое пение включает в себя культурные традиции многих веков, которые сохраняются в малоизменённом виде. Оно делает слушающего человека лучше, облегчает душевные страдания, не дает сосредотачиваться на своём мелком эгоизме, заставляет думать о вечном.

    .Какие чувства, образы, эмоции вызвало у вас храмовое пение'?

     2.Какие особенности пения вы заметили'?

    Ещё в XIX веке поэт Евгений Баратынский сказал о пении церковного хора

    «БОЛЯЩИЙ ДУХ ВРАЧУЕТ ПЕСНОПЕНЬЕ...»

    -        Как вы понимаете это высказывание ?

    (ответы учеников)

    Выв.: Действительно, церковное пение умиротворяет человека, он забывает о Мирских, проблемах и думает о Боге, о вечности...

    - А что поёт церковный хор'? (Молитву)

    Б) Какие особенности пения вы отметили во время просмотра слайд - шоу?

    (Песнопения исполнялись без музыки, только голос), но при этом создавалось ощущение музыкальности. Это характерно только для православия:  

    Таблица   «ОСОБЕННОСТИ ХРАМОВОГО ПЕНИЯ»

      1. НЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

    -        Вспомните, что стало решающим фактором при выборе православия послами князя Владимира Красное солнышко, перед тем как Русь приняла крещение? (пение в храме, подобное гласу ангелов)

    Какие жанры церковного песнопения существуют

                     1)  ТРОПАРЬ    

                  2) КОНДАК _______

                     3)  КАНОН __________

                   4) СТИХИРЫ _____

    -        Церковное пение очень многогранное явление, традиции которого сохраняются на протяжении более 1000 лет

    -Какие другие особенности, помимо отсутствия музыкального сопровождения, вы отметили, как изменялось пение (сначала пел один голос, потом к нему присоединился хор)

    2.Существует как в форме одноголосия, так и в хоровом (полифоническом) исполнении.

    -        А когда же можно услышать храмовое песнопение?

    а) праздничные службы

    б) всенощное бдение (утренняя и вечерняя служба)

    в) обряды (венчание, панихида)

    Церковное пение в наши дни переживает второе рождение. После революции 1917 года на церковь осуществляли гонения, с религией боролось Государство, церковные реликвии уничтожались, многое погибло во время Великой Отечественной войны, многое было вывезено за границу, но в 90~х годах XX века церковная культура начала возрождаться, в частности и храмовое пение. Проводятся фестивали церковной музыки, в которых принимают участие как монашеские хоры, так и светские профессиональные

               Вопросы:

    Задумывались ли вы, ребята, над тем, чем отличается церковная музыка от обычной светской?

    Каково значение декоративно-прикладного искусства в Православном храме, каков смысл такого богатого украшения церковной утвари?

    Как вы думаете, почему так торжественна, так продуманна церемония проведения службы в Православном храме? (Ученики должны попытаться дать самостоятельные ответы).

    Все эти вопросы очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы видим в храме сейчас, складывался на протяжении многих веков. Этот процесс сопровождался долгими и сложными богословскими спорами и размышлениями.

    Сам процесс богослужения представляет собой некое мистериально-символическое действо, происходящее по законам зрелищных искусств, строго подчиняющееся определенному каноническому сценарию, включающему в себя хореографию (т.е. движение) священнослужителей, чередование музыки и слова, последовательное участие в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих.

    Церемония проведения службы торжественна и продумана до мельчайших подробностей, много внимания уделяется всем элементам литургического действа.

    Это хорошо иллюстрирует пример подробнейшего описания чина (порядка) облачения патриарха, где каждому движению, каждому жесту, слову придается особое возвышенное значение. Действия клириков (служителей) плавны, медлительны, торжественны. Они полны сознания того, что их руками вершится отнюдь не обычное дело, но некое мистико-символическое действо. Каждый элемент облачения имеет символическое значение, и поэтому, облекая в него патриарха, клирики произносят как бы заклинательные фразы, в которых объясняется глубокий смысл производимой процедуры и утверждается его реальность. Так, например, стихарь (длинная с широкими рукавами одежда для богослужения) понимается как “риза спасения” и “одежда веселия” (духовного, естественно), опоясывание рассматривалось как наделение силой, митра (позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения) осмысливается, как венец, возложенный самим Господом.

    Подобной символикой обладает каждый элемент (жест, движение, персонаж, действие, предмет и т.п.) литургического действа. Постоянно употребляются такие слова, как красота, украшение, радость, веселие, благолепие, благополучие и т.п., чем утверждается неутилитарный характер действа, его ориентация исключительно на высшие духовные ценности и, главное, на возможность реального контакта с объектом, на который ориентировано действо – с божеством.

    Музыка в тесной связи с поэзией составляет эмоциональную основу богослужения. Она заполняет духовное пространство, созданное синтезом архитектуры и живописи. А многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства (предметы церковного обихода, одежды священнослужителей, оклады икон, резьба иконостаса), так же, как и цветосветовая среда и даже обонятельная атмосфера в храме способствовали превращению храма в православную модель мироздания. В средоточие всей духовной и душевной жизни верующего человека.

    “Здесь, – писал П.А. Флоренский, – говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столп купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь


    Y ЭТАП ИСКУССТВО СЛОВА

    Запись5    Тексты

    Основа канонических текстов – «священно-богослужебные» книги, к которым относятся:

    а) Евангелие (четыре первых книги Нового Завета; «Богослужебное Евангелие… кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делится ещё на особые отделы, называемые «зачалами». В конце книги помещается указатель: когда читать то или иное зачало»1).

    б) Апостол (последующие книги, кроме Апокалипсиса).

    в) Псалтырь (употребляется в богослужении чаще всех других богослужебных книг).

            Остальные книги («церковно-богослужебные») являются, по сути, практическими руководствами для разных чинов и групп священников и певцов, ведущих службу (непосредственно совершающих обряд): «Служебник», «Часослов», «Требник», «Минеи» - Месячная, Общая и Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная и общий Устав службы – Типикон. Через книги «Октоих» и «Ирмологий» переходим к следующему динамическому элементу:

    Слово — это великая могущеcтвенная сила. Но, кроме слова, есть вещи, которые тоже могут выражать наши состояния, наши переживания. Это музыка,. это пластика, это живопись, изобразительное искусство.
    И на протяжении ряда столетий случилось так, что христианский храм, в идеале, конечно, христианский храм стал действительно синтезом искусств, а
    Сокровищница Православных храмов - неотъемлемое достояние русской культуры. 

    YI  ЭТАП   ОДЕЖДА  и церковная утварь

    Священнослужители и их священные одежды (облачения)

    По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов.

    Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

    Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.

    По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

    В период с 1721 года по 1917 год, Русская Православная Церковь управлялась Святейшим синодом. В 1917 году собравшимся в Москве Священным Собором был избран снова для управления Русской Православной Церковью "Святейший патриарх Московский и всея России".

    В помощь епископу иногда дается другой епископ, который, в таком случае, называется викарием, т. е. наместником.

    Священники, а по-гречески иереи или пресвитеры, составляют второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т. е. кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов.

    Христианская община, подчиненная ведению священника, называется его приходом.

    Более достойным и заслуженным священникам дается звание протоиерея, т. е. главного иерея, или первенствующего священника, а главному между ними - звание протопресвитера.

    Если священник является в то же время монахом, то он называется иеромонахом, т. е. священномонахом. Иеромонахам, по назначению их настоятелями монастырей, а иногда и независимо от этого, как почетное отличие, дается звание игумена или более высокое звание архимандрита. Особенно достойные из архимандритов избираются в епископы.

    Диаконы составляют третий, низший, священный чин. "Диакон" слово греческое и означает: служитель.

    Диаконы служат епископу или священнику при Богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут.

    Участие диакона в Богослужении не обязательно, а потому во многих церквах служба происходит без диакона.

    Некоторые диаконы удостаиваются звания протодиакона, т. е. перводиакона.

    Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, а старший иеродиакон - архидиаконом.

    Кроме трех священных чинов, в Церкви существуют еще низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через таинство Священства, а только по архиерейскому на то благословенно.

    Псаломщики имеют своей обязанностью читать и петь, как при Богослужении в храме на клиросе, так и при совершении священником духовных треб в домах прихожан.

    Пономари имеют своею обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

    Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священный одежды, держат светильники (трикирий и дикирий) и подают их архиерею для благословения ими молящихся.

    Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

    Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.

    Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.

    Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

    Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

    Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

    Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.

    Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.

    Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

    Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

    Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.

    За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка.

    Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

    Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

    Палица, это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.

    На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

    На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.

    На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.

    При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

    Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

    Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник - крест.

     

    YI IЭТАП  

    Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

    Храм божий – небесный островок на грешной земле.

    Воды тихой речки отражают

    Окруженный деревцами Храм.

    Годы и столетья пролетают –

    Каждый день молитвы слышны там.

    Свечи здесь пылают и лампады,

    Блики их на образах горят,

    Девы Пресвятой святые взгляды

    Прямо в душу ласково глядят.

    Заключительное слово учителя, чтение стихотворения А.Солодовникова на фоне музыки (церковное песнопение).

    Храм Божий – небесный островок на грешной Земле.

    Так много дорог разных самых

    Раскинула жизнь предо мной…

    Дорога, ведущая к храму,

    Была незаметной тропой.

    Ходила – бродила, устала,

    Присела без сил на пенек.

    Но меньше, к несчастью не стало

    Прекрасных широких дорог.

    Идти бы (да Бог с него – с верой!)

    К высоким земным берегам,

    Где слава, богатство, карьера –

    Тобою воздвигнутый «храм»…

    Траву у широкой дороги

    Слегка подкосил ветерок…

    И сами вдруг выбрали ноги

    Одну среди сотен дорог

    И двинулись к цели упрямо

    Теперь уж с пути не свернуть…

    Дорога, ведущая к храму –

    Единственно правильный путь.

    Так отрадно плакать и молиться,

    И так близко Небо там к земле,

    Что потом печально возвратиться

    В грешный мир, лежащий весь во зле.

    Но душа опять будет вновь стремиться

    В чудный мир, обратно, к тишине,

    В мир святой, где может возродиться

    Та любовь, что спит еще во мне.

    Домашнее задание на выбор 

    1.написать мини – сочинение «Моя первая встреча с иконой», «Моё восприятие иконы».

    2.нарисовать храм вашей мечты и подобрать стихотворение о храме.

    3.Составить кроссворд по теме урока + материал прошлого урока.

     4.Подготовить реферат на тему «Традиции церковно - певческого искусства   а) в творчестве композиторов П.И.Чайковского. СВ. Рахманинова. Рыбникова, б) в современной России.

    8 Подведение итогов

    Таким образом, большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Поэтому культовая архитектура, иконопись, церковная музыка и поэзия может быть правильно осмыслена только с учетом места и функций этих искусств в системе храмового действа, как синтеза различных искусств.

    (вывод записывается в тетрадях).

    Подведение итогов работы класса

    1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.

    Вопросы:

    -Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?

    КРОССВОРД С КЛЮЧЕВЫМ СЛОВОМ БЛАГОЛЕПИЕ

    Знакомо ли вам слово "это слово ?

    Как вы его понимаете? (Растолковать слово “благолепие” как сочетание добра и красоты).

    -Какую роль играет христианский  храм в жизни православного человека?

    -Что вы понимаете под синтезом искусств?

    -Какие виды искусств взаимодействуют в Православном храме? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).

    -Как выражаются с помощью синтеза архитектуры и живописи в Православном храме идеи мироздания?

    -Как вы думаете, воздействует ли красота Православного храма на душу человека?

    -Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

    В пределах традиционной христиански ориентированной культуры окончательный синтез искусств реализуется в храме, в момент храмового литургического действа.
    Это показал П.А.Флоренский, которому принадлежит инициатива в постановке вопроса о культурном значении синтеза искусств в статье «Храмовое действо как синтез искусств»:  архитектура, музыка и пение, литература, иконопись, а также специальные «искусства» дымов, фимиамов, ритуальных облачений и жестов
    Слово проповеди — это великая могущеcтвенная сила. Но, кроме слова, есть вещи, которые тоже могут выражать наши состояния, наши переживания. Это музыка, это пластика, это живопись, изобразительное искусство. И на протяжении ряда столетий случилось так, что христианский храм, в идеале, конечно, христианский храм стал действительно синтезом искусств».Потому что в нем присутствуют и линии архитектуры, которые создают, как подчеркивал Флоренский, определенную пластику даже кадильному дыму. Дым, протекая под этими сводами, создает некое движение. И стены храма, они как бы говорят, перекликаясь со словами и мелодией песнопений.. Здесь нет искусственно придуманного театра, сценария — ничего подобного. Все это вырастало естественно и органично,храм был своеобразной моделью Вселенной.
    Все уровни мира присутствуют там. Животные, растения, созвездия, история человечества, священная история, создание мира, конец земной истории, лики святых — они все подобраны были в старинных храмах в строго определенной художественной и смысловой структуре. Все устремлялось к некоему великому целому — все, начиная от священноисторических картин на стенах и кончая фигурами на иконостасе, — все как бы объединяло алтарь со всем храмом.Для любого человека, будь он атеист или верующий, когда он входит в храм, он должен прежде всего почувствовать уважение, благоговение. «Ибо это дом молитвы. Здесь присутствуют века. На стенах изображения людей всех племен и народов на протяжении тысяч лет. Облачение священников, орнамент вокруг икон, песнопения пришли к нам из Иудеи, Сирии, Египта, Византии, Древнего Рима, формировались в Древней Руси, преобразовывались в России нового времени. Здесь настолько много соединено, что, действительно, это живая история. Православный храм являет собою дивный синтез искусств. Не только иконописание, но и музыка, и архитектура. Достаточно вспомнить "знаменный распев", представляющий собою «редкое по древности и неоценимое по художественным красотам музыкально-певческое достояние Православной Русской Церкви, равного которому нет ни в западных, ни в восточных христианских обществах». Каким душевным покоем веет от белокаменного чуда - храма Покрова на Нерли.
         Сам образ Русской земли неразделимо слился со смиренной красотой православных церквушек.
    Скольким душам возвращали они упование на Промысел Божий. «Храм Божий на горе мелькнул и детски чистым чувством веры внезапно на душу пахнул», - писал Николай Алексеевич Некрасов. И не только он вся поэзия русская и литература кровно и неразделимо связаны с православной традицией.
    Идея Храма настолько необъятна и многопланова, что в каком-то одном произведении архитектуры выразить ее всю целиком невозможно. Если окинуть взглядом основные мировые, общепризнанные произведения православного церковного зодчества, то можно увидеть в каждом из них какое-то особое, замечательное качество, отличающее их от других и потому ставящее в единый ряд шедевров.
    Как неповторим по своей внешности каждый человек, носящий в себе образ Единого Бога, также неповторим и каждый храм, имеющий единую пространственную организацию. Бесконечное разнообразие модификаций архитектуры православных храмов не мешает узнаваемости в каждом из них, к какому бы веку или стране они ни принадлежали, православного начала.
    Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

    Заключительное слово учителя, чтение стихотворения А.Солодовникова на фоне музыки (церковное песнопение).

    Храм Божий – небесный островок на грешной Земле.

    Так много дорог разных самых

    Раскинула жизнь предо мной…

    Дорога, ведущая к храму,

    Была незаметной тропой.

    Ходила – бродила, устала,

    Присела без сил на пенек.

    Но меньше, к несчастью не стало

    Прекрасных широких дорог.

    Идти бы (да Бог с него – с верой!)

    К высоким земным берегам,

    Где слава, богатство, карьера –

    Тобою воздвигнутый «храм»…

    Траву у широкой дороги

    Слегка подкосил ветерок…

    И сами вдруг выбрали ноги

    Одну среди сотен дорог

    И двинулись к цели упрямо

    Теперь уж с пути не свернуть…

    Дорога, ведущая к храму –

    Единственно правильный путь.


    В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.(Учащиеся зачитывают определение и называют термин).Интеллектуальное лото

    Наименование предмета

    Определение

    -освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем Положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо святого.

    -это Слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

    -это меч Божий, которым Господь победил Диавола и смерть.

    -ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно он делается в виде маленькой церкви.

    -подсвечник с семью лампадами.

    - небольшой стол, на котором готовятся дары для Таинства Причащения.

    -Святая Чаша, в которой перед литургией вливается вино с водой, прелагаемое потом, за литургией, в Кровь Христову

    -небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной литургии, для преложения его в Тело Христово.

    -этот предмет состоит из двух металлических небольших дуг. Он ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.

    -нож, похожий на копье, для вынимания Агнца и частиц из просфор. Он знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте

    -ложечка, употребляемая для причащения верующих.

    -малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос.

    -большой покров, покрывающий и чашу, и дискос вместе, знаменующий собой то воздушное пространство, в котором явилась звезда, указавшая волхвам путь к яслям Спасителя.

    -возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, оно выступает значительно вперед, в среднюю часть храма.

    -середина солеи, против Царских врат.

    -иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

    Воды тихой речки отражают

    Окруженный деревцами Храм.

    Годы и столетья пролетают –

    Каждый день молитвы слышны там.

    Свечи здесь пылают и лампады,

    Блики их на образах горят,

    Девы Пресвятой святые взгляды

    Прямо в душу ласково глядят.

    Так отрадно плакать и молиться,

    И так близко Небо там к земле,

    Что потом печально возвратиться

    В грешный мир, лежащий весь во зле.

    Но душа опять будет вновь стремиться

    В чудный мир, обратно, к тишине,

    В мир святой, где может возродиться

    Та любовь, что спит еще во мне.

    Заключительное слово учителя, чтение стихотворения А.Солодовникова на фоне музыки (церковное песнопение).

    Храм Божий – небесный островок на грешной Земле.

    Так много дорог разных самых

    Раскинула жизнь предо мной…

    Дорога, ведущая к храму,

    Была незаметной тропой.

    Ходила – бродила, устала,

    Присела без сил на пенек.

    Но меньше, к несчастью не стало

    Прекрасных широких дорог.

    Идти бы (да Бог с него – с верой!)

    К высоким земным берегам,

    Где слава, богатство, карьера –

    Тобою воздвигнутый «храм»…

    Траву у широкой дороги

    Слегка подкосил ветерок…

    И сами вдруг выбрали ноги

    Одну среди сотен дорог

    И двинулись к цели упрямо

    Теперь уж с пути не свернуть…

    Дорога, ведущая к храму –

    Единственно правильный путь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

    урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

    Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

    Дом  Божий…  Так  называют  христиане  храм  или церковь  -  особый  дом,  посвященный  Богу.  Православную  Церковь  примет...

    Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

    Интегрированное внеклассное мероприятие «История создания Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области», соединяющее два предмета: модуль «Основы православной ку...

    Методическая разработка урока по модулю «Основы православной культуры» Православный храм

    Методическая разработка урока по модулю «Основы православной культуры»...

    "Синтез искусств - Храм"

    Конспект 2-х уроков по теме "Синтез искусств-Храм" по программе Г.П.Сергеевой "Искусство"....

    Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс

    Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....