Воля к барокко (работа с текстом)
учебно-методический материал по мхк (10 класс) по теме

Андреев Антон Сергеевич

В качестве обобщения по теме "Искусство барокко" (курс "Искусство", МХК) учащимся предлагается адаптированный текст испанского философа Хосе Ортега-и-Гассет "Воля к барокко" и задания к нему, связанные как с умением читать текст и находить в нем нужную информацию, так и с понимание художественного стиля барокко. Задания имеют повышенный уровень сложности и должны либо предлагаться сильным ученикам, либо выполняться  последовательно с комментариями учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volya_k_barokko.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания:

Любопытный   симптом   изменения  в  идеях  и  чувствах,  переживаемого европейским сознанием - мы говорим о том,  что происходило еще  в  довоенные годы,- новое направление наших эстетических вкусов. <…>

        Между  тем  книги  Стендаля  и  Достоевского  завоевывают  все  большее признание. <…> Каково же новое восприятие, на которое указывает этот симптом?

       Думаю,  что изменение  в  литературных  вкусах  соотносится  не  только хронологически с возникшим в пластических искусствах интересом  к барокко. <…>

Барокко  внушало  ужас; оно  представлялось царством  беспорядка  и  дурного вкуса.  Восхищение  делало   большой   крюк   и останавливалось  там, где в царство искусства вместе с Веласкесом, казалось, возвращалась естественность.

     Не  сомневаюсь,  что  стиль  барокко  был  вычурным и  сложным.  В  нем отсутствуют прекрасные черты предшествующей эпохи, те черты, которые возвели ее в ранг эпохи  классической. Не буду пытаться хоть на мгновение возвратить в полном объеме права художественному периоду барокко. Не стану выяснять его органическую структуру, как  и многое другое, потому что и  вообще-то толком неизвестно, что он из себя представляет.

     Но, как бы то ни  было, интерес к  барокко растет с каждым днем. <…> И  хоть нет у  нас  еще четкого анализа  основ  барокко, что-то притягивает нас  к  барочному стилю, дает удовлетворение; то же самое испытываем мы по отношению к Достоевскому и Стендалю.

     Достоевский,  который пишет в  эпоху, всецело  настроенную  на реализм, словно  бы  предлагает  нам  не  задерживаться  на   материале,  которым  он пользуется. Если рассматривать  каждую деталь романа в отдельности,  то она, возможно, покажется вполне реальной, но эту ее реальность Достоевский отнюдь не подчеркивает. Напротив, мы видим, что в единстве романа детали утрачивают реальность,  и автор  лишь  пользуется ими как отправными точками для  взрыва страстей.  

Поэтому самым  точным определением романа Достоевского был бы нарисованный в воздухе одним взмахом руки эллипс.

     А  разве не  таковы некоторые картины Тинторетто? А  в особенности весь Эль  Греко?  Полотна отступившего  от правил грека  высятся  перед нами  как вертикали  скалистых  берегов  далеких стран. Нет другого художника, который так затруднял  бы проникновение в свой внутренний мир. Недостает  подъемного моста и  пологих склонов. Веласкес подкладывает нам  свои картины почти  что под  ноги, и мы, даже не задумавшись и ничего не ощутив,  оказываемся внутри этих полотен. Но  суровый критянин бросает дротики презрения  с высот  своих скалистых  берегов;  он  добился  того,   что  к  его  земле  столетиями  не причаливает ни одно судно. Сегодня эта земля стала людным торговым портом, и это, по моему мнению, тоже не случайный симптом нового барочного восприятия.

     Так вот: от романа Достоевского мы, даже не ощутив этого, переносимся к картине  Эль Греко. Здесь материя тоже воспринимается  лишь как предлог  для устремленного вперед  движения. Каждая фигура - пленница динамичного порыва; тело перекручено, оно колеблется и дрожит, как тростник под штормовым ветром. <…>У Веласкеса  все  персонажи  неподвижны;  если кто-нибудь  и схвачен в момент, когда  он  делает какой-то жест, то жест этот всегда скупой,  замороженный,- скорее, поза. Веласкес пишет материю  и власть инерции. Отсюда бархат  в его живописи  -  подлинная  бархатная  материя и атлас  -  это  атлас  и кожа  - протоплазма. У Эль Греко все превращается в жест.

     Если  мы охватим взглядом  не одну  фигуру,  а  целую  группу, то будем вовлечены   в  головокружительный   водоворот.  Картина  у  него   -  то  ли стремительная спираль, то ли эллипс, то ли буква "S". Искать правдоподобие у Эль Греко -  вот когда поговорка более чем  уместна!-  все равно,  что искать груш на  яблоне. Формы предметов всегда  формы предметов  неподвижных, а Эль Греко гонится только за движением. <…> Эль  Греко  -  последователь   Микеланджело,  вершина  динамичной  живописи, которая, уж во всяком случае,  не  менее ценна,  чем живопись статичная. <…>  

Круг нельзя  сделать еще более круглым;  именно в этом суть того, что и сегодня и  в  ближайшем будущем  нас  будет  интересовать  в  барокко. Новое восприятие  жаждет в искусстве и в  жизни восхитительного жеста, передающего движение.

(Хосе Ортега-и-Гассет, «Воля к барокко»).

1. Составьте план текста.

2. Как Ортега-и-Гассет характеризует стиль барокко? Выпишите основные характеристики и определения.

3. Составьте таблицу, в которой сравните восприятие творчества Эль Греко и Веласкеса автором.

4. Что общего видит автор между романами Достоевского и живописью барокко?

5. Используя ваши знания, укажите, какие черты Эпохи Возрождения сохранил барокко и от каких отказался?

6. Как вы понимаете предпоследнюю фразу автора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...