Искусство ХХ века.
календарно-тематическое планирование по мхк (11 класс) по теме

Жарова Ирина Николаевна

Календарно-тематическое планирование МХК. 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 37.doc340.04 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел

про-

грамм-

мы

Кол-во час

 Тема урока

Тип

и

форма

урока

Виды

деятельности учащихся

на уроке

Учебно-

дидактическое обеспечение

урока

Форма

контроля

Художест

венная

культура

ХХ века.

№ 1

1

Особенности

Художествен

ной культуры

ХХ века.

Техника безопасности на уроке.

Музыкальный эпиграф: Элвис Пресли

Эпиграф: «Мы наш, мы новый мир построим...»

Тип:       вводный урок.

Форма: урок-

диалог (вопросы учителя и учеников к ученикам и

к учителю).

Жанр урока:

урок – панорама.

1. Рассматривание репродукций.

2. Восстановление в памяти исторических событий ХХ века.

3.Прослушивание музыкального произведения.

4.Обсуждение темы.

5. Ответы на вопросы.

6. Запись в тетради.

Магнитофон,  компьютер, интерактивная доска. Репродук ции: В. Кандинский «Композиция VIII», К. Малевич «Усовершенство ванный портрет И.В .Клюна», И. Босх «Сад  земных наслаждений».

Слайды: архитектура ХХ века (Фрэнк Ллойд Райт «Дом над водопадом» 1936, Виктор Орта «Особняк Тасселя» 1892, Фёдор Осипович Шехтель «Ярославский вокзал в Москве» 1926,Антонио Гауди «Собор Святого Семейства» 1884-1926,по выбору).

Музыка: джаз, IL Divo.

Задания:

1.Найти иллюстрации работ ХХ века и  доказать, что они созданы в ХХ веке

2. В чем заключается изменение отношения людей к искусству в ХХ веке?

3. Характерные особенности влияния развития науки и промышленности  на искусство.

Архитект ура

ХХ века.

№ 2

1

Стиль модерн в архитектуре: Виктор Орта, Федор Осипович  Шехтель, Антонио Гауди,

Тип: урок расширения (углубления) темы. Форма: урок-диалог (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю)

Жанр: урок-репортаж из музея.

1. Беседа о симво лизме и оформление его  в архитектурных формах.                                          2. “Искусство и ремес ло” в Англии, синте тичность культуры модерна, ведущая роль театрального образа, “среда обита ния” преобразует человека, испанский модерн А. Гауди.

3. Составление списка архитекторов ХХ века и их работ.

4.Просмотр архитек турных сооружений.

5.Сравнение стиля модерн в архитектуре  Италии и России.

Репродукции:  

В.Орта: особняк  Тасселя в Брюсселе;

Дом Висенса, Дом Мила, Дом Батльо в Барселоне, А. Гауди: «Собор Святого  Семейства»,

«Особняк С.Т.Морозова», «Особняк Рябушинского»,

Ф.О.Шехтель: «Здание Ярославского вокзала» (Москва);  эскизы костюмов и декораций, здание Художественного театра.

 Эпиграф: «Польза, прочность, красота».  (Витрувий.)

Эмблема: архитектуры.

1.Чем отличается      художественная манера символистов?

2.Какими были  их представления о мире и о человеке?

3.Попробуйте сравнить пластическое оформление особняка Рябушинского (Ф.О. Шехтель) и росписи Кносского дворца. Как вы думаете, могли бы древние жители Крита воспринять особняк Рябушинского  как “свою среду обитания”?

Архитектура

ХХ века.

№ 3

1

Конструкти

визм в архитектуре (Ле

Корбюзье.

Советская архитектура)Новые материалы.

Тип: расширения

(углубления) темы.

Форма: урок-

семи нар (говорят ученики).

Жанр урока: урок-прогулка.

1.Рассматривание репродукций. 2.Анализ изображе ний с целью опреде ления пяти принци пов Ле Корбюзье.

3.Обсуждение в группах, создание рисунков зданий.

 4. Из рисунков составить проект города будущего в стиле конструкти визма  Ле Корбюзье.

5.Загадочное письмо из первых букв.

6.Составь слово (слова из букв длинного слова).

Компьютер, презентация,  

Произведения: Ф.Райт «Вилла Кауфмана («Дом над водопадом»);

Ле Корбюзье: «Здание Центросоюза» (Москва), «Капелла Нотр-дам-дю-О».

Й. Уотцон «Оперный театр» (Сидней); А.Щусев «Мавзолей В.И.Ленина» (Москва); К.Мельников «Дом культуры им. И.В.Русакова» (Москва).

Эмблема искусства  архитектуры.

1.Вертикальное распределение функций   2.Функциональное распределение частей здания.

3.Свободный план здания.

4.Функциональность окон.

5.Стены не несут перекрытий.

6. “Органическая архитек тура” как стремление максимально слить здание с окружающей средой.

Архитектура

 ХХ века

№ 4

1

Стиль модерн в  интерьере, мебели, костюме.

Тип: расширения (углубления) знаний. Форма:

урок-зачёт (вопросы задают ученики ученикам)

Жанр: урок-репортаж.

1.Погружение уча щих ся в проблему.

2. Показы моды на дисках, концерты поп-музыки с целью выявления особен ностей стиля модерн.

3. Работа в группах по стилям интерьера: «Ар-деко», «Хайтек», «Лофт», «Минима лизм», «Китч», «Фьюжн».

4. Презентация полу ченного результата. 5.Организация дис куссии как столкно вения самостоятель ных мнений уч-ся.

Магнитофон, компьютер, проектор, экран.

Репродукции: архитектура, мебель, одежда в стиле модерн.

Диски: показы мод, презентация «Стили интерьера ХХ века».

Музыка: диск «Джаз 1,2», Моцарт, Элвис Пресли.

Эпиграф: «Единственный глупый вопрос – это вопрос, который ты не задал». (П.Маккрэди, изобретатель)

Эмблема: изо, архитектуры, музыки.

1.Какие стили  вы узнали?

2. Выпишите на доске. Сверим со списком.

3.Подчеркните те, которые ученики узнали

4.Отчёт каждой группы о задании.

Архитектура

 ХХ века.

№ 5

1

Восточный конструктивистский костюм. Дизайн одежды.

Тип: расширения (углубления) знаний. 

Форма: урок- диалог  (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю)

Жанр: урок- панорама (обзорный характер).

1. Работа в группах по стилям одежды и

интерьера: ар-деко, хай-тек, лофт, минимализм, китч, фьюжн .

2. Презентация полу ченного результата.

3. «Шапка вопросов».

4. Словарная работа «Видимо-невидимо».

5.Деление на коман ды ( «разрезанная открытка»).

6.Рассказ по карточкам.

1. Произведения: фотографии одежды для повседневной носки – готовое платье («прет-а-порте») и высокой моды (фр. «от кутюр» - высокое шитьё).

2. Сообщения учащихся о выдающихся модельерах: Габриэль Шанель, Нина Риччи, К.Диор, Пьер Карден, Л.Ферро, Ив Сен-Лоран, Пак Рабанн К.Лагерфельд;

конструктивизм: художники-авангардисты А.А.Экстер и Л.С.Попова, скульптор В.И.Мухина;

национальный колорит: Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин  и т.д.

1.Какие стили одежды вы узнали?

Назовите ведущих зарубежных и российских модельеров, занимающихся дизайном одежды.

2. Выпишите на доске. Сверим со списком.

3.Подчеркните те, которые ученики узнали

4.Отчёт каждой группы о задании.

Архитектура

 ХХ века.

№ 6

1

Дизайн  – искусство организации целостной эстетической среды.

Тип: расширения (углубления) знаний. Форма: урок-семинар.

Жанр: урок-мастерская

1.Просмотр слайдов о разных видах дизай на: промышленный, графический, книж ный,арт-дизайн, визаж, дизайн одеж ды, фитодизайн дизайн среды.

2.Создание проекта выбранного направле ния, найти собствен ный путь решения

3.Выставка рисунков,  проектов,фотографий и моделей из бумаги на тему «Дизайн упаковки».

4.«Превращение комнаты».

5. «Собери фразу».

6. « Буквы по алфавиту».

Произведения: Телевизор. 1970. Б.Трофимов «Журнальная реклама.  Швейная машинка с программным управлением. 1982.

Г.Бауэр.Плакат в честь 50-летия «Баухауза». Пишущая машинка. 1935. 1969.Люстра. Стекло. 1946.

Пылесос. Сименс. 1997.

Г.Песке.Мебель.Э.Соттсасс. Книжный шкаф.А.Мендини. Кресло.П.Гатти, Ч.Паолини, Ф.Теодоро. Кресло-мешок.

М.Умида. Кресло-цветок.

Скамейка.М.Занусо, Р.Саппер. Стул. Дизайн транспортных средств. Паровоз начала ХХ века и локомативы конца ХХ века и т.д.  Модель чайника. Модель вазы. Автомобили разных моделей. Настольные календари, открытки к праздникам, рекламные плакаты.

Вопросы для обсуждения:

1.Что такое дизайн?

2.Какие виды дизайна вы знаете?

3.Кто работает над созданием промышленных изделий?

4.Что такое визаж? Что такое макияж?

5.Что такое фитодизайн? С каким материалом работают художники в этой области?

В чём заключаются особенности дизайнерского подхода к проектированию вещей?

Архитектура

ХХ века.

№ 7

1

«Архитектура  ХХ века – поиск новых форм, конструкций и стилей».

Тип: урок повторения, закрепления, обобщения по теме «Архитекту ра  ХХ века».

Форма: урок-зачёт.

Жанр: урок-деловая игра.

1.Просмотр собранно го материала по теме.                              

2.Деление на группы («собери фразу»).

3.Работа в группах: каждая группа выбирает стиль и  репродукции, относящиеся к этому стилю, обосновывая свой выбор.

4.Заполнение таблицы в тетрадях.

5.Обсуждение в группах, создание рисунков зданий.

6. «Загадочное письмо из первых букв».

7. «Составь слово» (слова из букв длинного слова).

Произведения: «Здание оперы и портовый мост в Сиднее»,

Ле Корбюзье «Вилла Савой»,

«Жилая единица» в Марселе. Терраса, «Церковь Нотр Дам дю О» в Роншане, «Здание Верховного суда», «Дворец правительства». Чандигарх;

Вальтер Гропиус «Здание «Баухауса» в Дессау,

К.Мельников «Дом культуры им. И.В.Русакова. Москва, «Собственный дом архитектора» (фото и схема).

Вопросы: 1. Каких выдаю щихся архитекторов ХХ века вы знаете? 2.Расскажите о шедеврах архитектуры начала ХХ века.

3.Назовите основные произведения  Корбюзье.

4.Что наиболее характерно для творчества Л.Райта?

5.Принципы художествен ного единства предметной среды В.Гропиуса.

6. Принципы свободного проектирования.

7.Творчество

К. Мельникова.

8.Архитектура конца ХХ в.

9.Какое сооружение можно назвать символом архитектуры ХХ века?

Изобразительное  искусство ХХ века.

№ 8

1

Разнообра зие жанров в русской живописи начала века.

Реализм Серова.

Тип: вводный.

Форма: урок-диалог (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю).

Жанр: урок-

прогулка.

1.Просмотр живописных полотен, скульптуры.                              

2. Обмен мнениями и впечатлениями от увиденного, услышанного.

3.Прослушивание музыкального произведения.

4.Обсуждение темы.

5.Запись в тетради.

6.Рассказ по карточкам.

Произведения:  Н.Н.Ге: “Тайная вечеря”, “Голгофа”; В.М. Максимов: “Приход колдуна на сельскую свадьбу”; Н.А.Ярошенко: “Кочегар”, В.Д.Поленов:  "Московский дворик";    И.И.Левитан: “Золотая осень”, “Весна — большая вода”; Айвазовский "Девятый вал”, “Черное море”; В.Серов «Девочка с персиками», «Девочка, освещённая солнцем»,

«Пётр I», «Портрет княгини Орловой», «Портрет М.Н.Ермоло вой», портреты К.А. Коровина, И.И.Левитана,  А.М.Горького;  

 "Портрет артиста Ф.И. Шаляпина".

1.«Психологический» портрет.

2. «Исторический «портрет.

3.Импрессионистические приёмы у Серова.

4.Парадный портрет у  Серова. 

5.Попробуйте сформу лировать те национальные черты, которые получили воплощение на полотнах И. Репина “Бурлаки на Волге” и “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.                        

 6. Как решают вопрос о роли личности в истории И. Репин и В. Суриков?

Изобразительное искусство

 ХХ века.

№ 9

1

Христианская живопись М.Нестерова

Тип: расширения (углубления) знаний. Форма: урок-деловая игра

 Жанр: урок-путешествие.

1.Просмотр живопис ных полотен.

2.Чтение стихов.

3.Обсуждение темы.

4.Работа в тетради.

5.«Шапка вопросов».

6. «Собери фразу».

7. «Буквы по алфавиту». 

8. «Составь слово» (слова из букв длинного слова).

Произведения: «Окрестности Абрамцева», «Осенний пейзаж»,  «Философы», «Молчание»,

«Юноша со свечой», «Видение отроку Варфоломею»,

«Юность преподобного Сергия», "Великий постриг"; «Церковный модерн»;

«Портреты С.С.Юдина,  И.П.Павлова, В.И.Мухиной, художников Кориных».

1.«Психологический» портрет.

2. «Исторический «портрет.

3.Образ русской природы.

4.Жизнь Сергия Радонежского в полотнах Нестерова.

% Удалось ли М.Нестерову выразить русский духовный идеал?

Изобразительное искусство ХХ века. №10

1

Жанровая живопись  Коровина.

Тип: расширения

(углубления) знаний. Форма: урок-поиск.

Жанр: урок-импровизация

1. Просмотр живо писных полотен.

2. Чтение стихов.

3. Обсуждение темы.

4. Работа в тетради.

5. Нахождение и описание символов в произведениях данных художников.

Произведения: К.  Коровин «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижские огни», «Рыбы, вино и фрукты», декорации для театра.

1.Подумайте, почему русскому живописцу К.Коровину стало «тесно» в рамках французской импрессионистической живописи?

2.Какими чертами русского характера это обусловлено?

Изобразительное искусство ХХ века. № 11

1

Мастера живо писи русского символизма: Михаил Александрович Врубель, Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов,.

Тип урока: повторения, закрепления полученных знаний.

Форма: урок-поиск.

Жанр: урок-импровизация

1. Просмотр живопис ных полотен.

2. Чтение стихов.

3. Обсуждение темы.

4. Работа в тетради.

5. Нахождение и описание символов в произведениях данных художников.

6. «Собери фразу».

7. «Буквы по алфавиту».

Произведения: М.Врубель: «Демон» (Поверженный),

 "Демон» (Сидящий), "Сирень", "Портрет С.И.Мамонтова", «Царевна-лебедь», «Пан»,  ; В.Э.Борисов-Мусатов: "Дама в голубом", "Водоем";

художники "Голубой розы": С.Ю.Судейкин "Балет",

 Н.Н.Сапунов "Пионы

1.Чем отличается художест венная манера символистов?

2.Какими были их представ ления о мире и человеке?

3. Какое воплощение симво лизм нашел в творчестве российских мастеров?                        

 4. Какие образы-символы особенно характерны для творческой манеры художника?

Изобразительное искусство ХХ века.

№12

1

«Мир искусства»: Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, С.П. Дягилев Е.Е. Лансере, А.Я. Головин, К.А Сомов,М.  ДобужинскийИ.Е. Репин, В.М.Васнецов А.М.Васнецов

В.А. Серов, М.В.Нестеров И.И. Левитан, К.А. Коровин.

Тип: расширения (углубления) знаний. 

Форма: урок - диалог

 (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю).

Жанр: урок- репортаж.

1.Просмотр живо писных полотен.

2.Описание фигур и описание фона (каким образом  фон может помочь  понять характер персонажа.

3.Учащиеся по очереди исполняют роли репортёров в залах музеев.

4. «Загадочное письмо из первых букв».

 5.Рассказ по карточкам.

Произведения:

Л.С. Бакст: "Ливень", «Ужин»;

 А. Бенуа «Итальянская комедия. Нескромный Полишинель»; Е. Лансере «Петербург начала XVIII века»; А. Остроумова-Лебедева «Петербург. Нева сквозь колонны Биржи»;  К. Сомов «Осмеянный поцелуй»; "Арлекин и дама",

М. Добужинский «Омнибус в Вильно», "Гримасы города";

И. Билибин, иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»; Б.Кустодиев «Купчиха»; З.Серебрякова «За туалетом. Автопортрет», «Карточный домик»

1.Вспомните, в какие периоды художники начинают писать портреты  интеллигенции своей страны? Что, в связи с этим можно сказать о России второй половины XIX века?   2.К каким бы культурам, эпохам обратились художники “Мира искусства” сейчас, в начале XXI века?

Изобразительное искусство ХХ века. № 13

1

Фиксация вечного через мгновение в живописи постимпрессионизма (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген).

Тип: вводный в тему.

Форма: урок-семинар (говорят ученики)

Жанр: урок- репортаж.

1.Просмотр живописных полотен, скульптуры.                              

2. Обмен мнениями и впечатлениями от увиденного, услышанного.

3.Прослушивание музыкального произведения.

4.Обсуждение темы.

5.Запись в тетради. 

6. «Превращение комнаты».

7. «Составь слово» (слова из букв длинного слова).

Произведения:

П.Сезанн «Автопортрет», «Пьеро и Арлекин», «Курильщик»;  П.Сезанн: " Яблоки и апельсины", "Персики и груши", "Натюрморт с гипсовым слепком";                      

В.Ван Гог «Терраса кафе ночью», «Красные виноградники в Арле», «Прогулка заключённых», "Хлеба и кипарисы",  "Дорога в Провансе",  "Сеятель", "Звездная ночь";    

П. Гоген: "Пейзаж с павлином", "Видение после проповеди", "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?";                                                        «Пейзаж с павлинами», «Таитянка с плодом».

1.Можно ли натюрморты П.Сезанна “расшифровать” по правилам классического натюрморта XVIII века?  

Изобразительное искусство ХХ века. № 14

1

Фиксация вечного через мгновение в живописи постимпрессионизма (Анри де Тулуз-Лотрек, Матисс).

Тип:

повторения, закрепления обобщающий урок .

Форма: урок-семинар (говорят ученики).

Жанр: урок-

интервью.

1.Просмотр живо писных полотен, скульптуры.                              

2. Обмен мнениями и впечатлениями от увиденного, услышанного.

3.Прослушивание музыкального произведения.

4.Обсуждение темы.

5.Запись в тетради.

6.«Шапка вопросов».

А. де Тулуз-Лотрек:

 «В цирке Фернандо. Наездница»,

«Клоунесса Ша-Ю-Као в Мулен-Руж», "Танец в "Мулен Руж", "Салон на улице Мулен", "Аристид Брюан в "Амбасадер".

А. Матисс «Танец», «Музыка». 

1..Сравните героинь полотен А. Тулуз-Лотрека и таитянских картин П.Гогена. Отличается ли, увиденная вами на полотнах, жизнь на островах от парижской жизни, с точки зрения взаимодействия сущности и роли играемой человеком в обществе? Как это отражается в техниках, применяемых художниками?

2.Можно ли назвать А. Ма тисса «мастером цвета» в живописи ХХ века?

Изобразительное искусство ХХ века. № 15

1

Основные направления зарубежного модернизма в начале века (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм).

Тип: вводный в тему.

Форма: урок-семинар (говорят ученики).

Жанр урока: урок – панорама. 

1.Диспут "Что такое красота?" Что служит главным кри терием красоты для стиля модерн?

 2.Просмотр живо писных полотен.  3.Сочинение синквейна на  любую тему.

4. «Собери фразу».

5. «Буквы по алфавиту».

П.Филонов «Формула весны»; Э.Мунк «Крик»;

П.Пикассо «Авиньонские девицы», «Портрет А.Воллара», «Старый еврей с мальчиком», «Девочка на шаре», «Герника»;

Ж.Брак «Натюрморт со скрипкой и кувшином»;

К.Малевич «Чёрный квадрат», любое из супрематических полотен (по выбору учителя).

Задания:1Найти иллюстра ции работ модернистов  и  доказать, что они написаны модернистами.

2. В чем заключается поня тие «авангарда» в искусст ве как «школы духа» («если так никогда не делалось, то это необходимо сделать»)?

3.Одна из характерных осо бенностей полотен авангар дистов – постановка вопро са: «что можно считать произведением искусства»?

Изобразительное искусство ХХ века.

№ 16

1

Абстракционизм как  особый способ видения мира.

Тип урока: повторения, закрепления полученных знаний.

Форма: урок-диалог. Жанр: урок-мастерская.

1.Просмотр живописных полотен.

2.Создание палитры цветов по произведениям   (каждым учеником).

3.Загадочное письмо из первых букв.

4.Рассказ по карточкам.

Произведения : К. Малевича «Чёрный квадрат», П. Мондриана, М. Дюшана, В.Кандинского, Дж. Поллока, Л.Поповой, В. Вазарелли (по выбору учителя).

1.Есть ли, по-вашему мнению, что-либо общее у «чёрной дыры» в космосе и «Чёрного квадрата» К.Малевича?

2. Подумайте, является ли абстракция «изобрете нием» ХХ века?

3.Какие ещё вы можете назвать примеры абстракт ных композиций?

4.Чем отличается «геомет рическая абстракция» от «лирической абстракции»?

Изобразительное искусство ХХ века.

№ 17

1

Особенности сюрреализма Сальвадора Дали.

Тип урока: вводный в тему.

Форма: урок- диалог. (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю).

Жанр урока: урок – панорама.

1.Задание на восприятие искусства XX века:

а).Просмотр слайдов.

б). Слушание музыки.

в). Работа в тетрадях.

г). «Придумайте название картины».

д). Анализ художест венного текста.

2. Сопряжение музыкальных и зрительных образов: слайды смотрим под музыку Земфиры.

3. «Превращение комнаты».

4. «Составь слово»

из букв  слова).

Произведения: С.Дали «Постоянство памяти», «Распятие», «Христос Иоанна Крестителя», «Высшая скорость Мадонны Рафаэля», «Открытие Америки Христофором Колумбом», «Натюрморт розы».

Музыка: аудиозапись Земфира “Ракеты”.

Музыкальный эпиграф: Шостако вич, отрывок. Эпиграф: “Мысли одна другой мрачнее и черная краска на полотне…Черный цвет – цвет бездны…”Наталья Гончарова.

Эмблема: изо.

Вопросы для обсуждения:

1.XX век – век потрясений, катастроф, революций, войн, экономических кризисов.

2.Научные открытия. 3.Постановка проблемы: как решает эпоха вечные вопросы?

4.“Этажи” психики человека – сознание (ego), сверхсознание (super ego), подсознание (id).

 5.Вслед за Фрейдом сюр реалисты видели во сне или бредовой галлюцина ции лучший способ проры ва в глубины “бессознатель ного”. 6.Несбыточные надежды на соединение двух противоре чивых состояний: сна и дейст вительности в сверхреальность.

Изобразительное искусство ХХ века.

№ 18

1

Особенности сюрреализма. Тип урока: урок расширения и углубление темы.

Тип: расширения (углубления) знаний. Форма:урок-  диалог. (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю).

Жанр: урок-репортаж из музея.

1. Ученики – экскур соводы музеев. Посе щение “музеев” Древ него Египта, И.Босха. Отправиться в путь нам поможет искусст во.В процессе обще ния с искусством продумать:

1.Что связывает сюрреалистов с древ ними художниками?

2.Решение И.Босхом вопроса “Что?”

3. Определить и сгруппировать карти ны Дали, И.Босха, Древнего Египта.

4. Игра литературная “Изысканный труп”.

Вопрос: Можно ли считать искусством чистку картошки? – Да (сюрреализм).

5.“Психический авто матизм” – блуждания карандаша по бумаге, копчение поверхнос ти холста свечей, натирание карандаша на полу, стрельба пу зырьками с краской, разливка краски по холсту бумаги.

Магнитофон, компьютер, экран, презентация С.Дали.

Репродукции: С.Дали, И.Босха, Древний Египет.

Полоски чистой бумаги, карандаши.

Музыка: аудиозапись Земфира “Знак бесконечность”, группа “Несчастный случай” - “Что ты имела в виду”.

Эпиграф: “Пишу, как брежу”, С.Дали.

Эмблема: изо.

Вопросы на доске написать.

Таблица:

1.Что задумано?

2.Что получу?

3.Что ждет? 

Выводы: Общее, что связывает сюрреалистов с древними художниками: загляните в преисподнюю, решение вопроса “Что было задумано в идеале? Что получилось? Что ждет?”.

Вывод: Сюрреалисты добиваются переосмысления живописной техники.

Оценка работы учащихся

Изобразительное искусство ХХ века.

№ 19

1

Сальвадор Дали. 

Тип урока: обобщающий урок.

Тип: повторения , закрепления, обобщающий  урок по теме Форма:

урок-зачет (вопросы задают ученики ученикам).

Жанр: урок-интервью.

1.Ученики берут интервью.

2.Сообщения учеников. 3.Разработка.

4.Повторение прой денного материала.

5.Составление фразы из отдельных слов.

6.Определить повто ряющиеся сюжеты картин.

7.Придумывание своих названий кар тинам и подбор музы ки к ним. Сформули ровать свой взгляд на проблему сюрреализма.

Магнитофон, компьютер, экран, презентация С.Дали.

Репродукции: С.Дали, И.Босха, Древний Египет.

Листы с текстами о С.Дали.

Иллюстрации С.Дали.

Отрывок из фильма “Андалузский пес”.

Сообщения учеников. 

Музыка: Шостаковича,  Прокофьева  и современная.

Творчество Дали ведет к упадку или подъему искусства?

Друзья. Кино, балет, книги, мебель, картины -1200, из них 10 могут спасти душу.

Вывод: На полотнах С.Дали много символов как и в традиционных культурах. Обозначенья знаковые. Вещи виденные, но в перемешанных ситуациях.

Оценка работы учащихся.

Вывод: Непонятной живописи не бывает.

Итог урока: Образ – суть реализма.

Изобразительное искусство ХХ века.  

№ 20

1

Обобщающий урок по теме «Изобразительное искусство ХХ века».

Тип: повторения , закрепленияобобщаю щий урок. Форма: круглые столы.

Жанр: урок-репортаж.

1.Просмотр живопис ных полотен.                              

2.Деление на группы («собери фразу»).

3.Работа в группах: каждая группа выбирает жанр и  репродукции.

4.Заполнение таблицы .

5.«Шапка вопросов».

6. «Составь слово» (слова из букв длинного слова). 7.Рассказ по карточкам.

Произведения: по выбору каждой группы.

Выступление представителей групп, составление таблицы на доске подбор музыкальных произведений к иллюстрациям, придумать свои названия работам художников.

Театральная культура ХХ века.

№ 21

1

Станиславский и его «система». Перенесение внимания актёра с «внешнего» действия на «внутреннее» (психичес кое)

Тип: вводный урок.

Форма: урок-лекция (говорит учитель).

Жанр: урок- драма.

1.Просмотр отрывков из спектаклей.

2.Чтение текстов «по ролям».

3.Обсуждение темы: «Не верю!».

4.Работа в тетради.

5. «Превращение комнаты».

6. «Собери фразу».

7. «Буквы по алфавиту».

8. Попробуйте выст роить свои действия по системе: «если бы…» и «предлагае мые обстоятельства».

Произведения:

фрагменты видеозаписей спектаклей МХАТ (по выбору учителя).

1. «Точки внимания» и «круги внимания».

2.Сценическое общение.

3.В чём К.Станиславский пошёл дальше сюрреалистов?

4.Какие элементы системы К.С.Станиславского мы используем в своей обыденной жизни?

5.Попробуйте представить себе общение персонажей выбранной вами класси цистической картины. А потом проделайте это же самое с картиной худож ника-абстракциониста.

Театральная культура ХХ века.

№ 22

1

Мейерхольд

и  его режис сёрская дея тельность.

Тип: расширения (углубления) знаний. Форма:урок- семинар (говорят ученики).

Жанр: урок- путешествие

1. Рассматривание репродукций деко раций и костюмов.

2. Восстановление в памяти истории развития театра.

3.Просмотр отрывков видеозаписей спектаклей.

4.Обсуждение темы.

5 «Шапка вопросов».

6.Рассказ по карточкам.

Произведения:

эскизы декораций к спектаклям В.Мейерхольда,

фрагменты видеозаписей режиссёрских спектаклей  А.Гончарова, Б.Покровского, М.Захарова и других современных режиссёров.

1. «Театр актёрский».

2. «Театр режиссёрский».

3. «Театр художника».

4. «Музыкальный театр».

5.Могут ли работать такие театры одинаково?

Театральная культура ХХ века.

№ 23

1

Театральные спектакли Вахтангова и Таирова.

Тип: расширения (углубления) знаний. 

Форма: урок-диалог (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю).

Жанр: урок-

прогулка.

1. Рассматривание репродукций деко раций и костюмов.

2. Восстановление в памяти истории развития театра.

3.Просмотр отрыв ков видеозаписей спектаклей.

4.Обсуждение темы.

5. Ответы на вопросы.

6. Запись в тетради.

7. «Превращение комнаты».

Произведения:

Эскизы декораций к спектаклям Е. Вахтангова.и А.Таирова,

фрагменты видеозаписей режиссёрских спектаклей  А.Гончарова, Б.Покровского, М.Захарова и других современных режиссёров.

1.Перечислите особенности театра Е.Б.Вахтангова. (Отказ от бытового интимно-психологического театра.

Организация прямого контакта со зрителем.

Праздничная атмосфера спектаклей.

Предельная условность актёрской игры и оформления.)

2.Что означает по А.Я.Таирову – «синтетический театр»? (Объединение актёрского слова, песни, пантомимы, танца, цирка и т.д.)

Театральная культура ХХ века.

№ 24

1

Русские сезоны Дягилева и русский балет начала века. Театр Бертольда Брехта.

Тип урока: повторения, закрепления полученных знаний.

Форма:урок-семинар  (говорят ученики).

Жанр: урок- импровизация.

1.Рассматривание репродукций. 2.Анализ изображений с целью определения видов искусства.

3.Обсуждение в группах, создание рисунков костюмов.

 4. Из рисунков составить проект театральной афиши и программки к спектаклю. 

5. «Составь слово» (слова из букв длинного слова).

Произведения: эскизы декораций и костюмов художников «Русского балета» С.Дягилева (по выбору учителя).

1.Назовите, чем отличаются: пластика бытовая (неорганизованная), актёрская (одно из выразительных средств актёра), танцевальная (специально организованная).

Пропагандистская деятельность С.П.Дягилева.

3.М.Фокин.

4.В.Нижинский

5.Роль художников (А.Бенуа, Л.Бакста, Н.Рериха) в формировании «нового балета».

6.Стремление художников с помощью костюма усилить выразительность пластики танцовщика.

Театральная культура ХХ века.

№ 25

1

Новые формы театрально го действа (абсурд, театр абсурда, хэппенинг, мюзикл).

Тип: повторения, закрепленияобобщаю щий урок по теме  «Театраль ная культура ХХ века».

Форма:

урок-зачёт (вопросы задают ученики ученикам).

Жанр: урок- панорама.

1. Рассматривание репродукций декораций и костюмов.

2. Восстановление в памяти посеще ния спектаклей театра.

3.Просмотр отрывков видеозаписей спектаклей.

4.Обсуждение темы.

5. Ответы на вопросы.

6. Запись в тетради.

7.«Шапка вопросов».

Произведения: фрагменты видеозаписей спектаклей театра абсурда, современного хэппенинга (по выбору учителя).

1.Хаос абсурда.

2.Тотальная организованность.

3.Театр абсурда – отражение социального пессимизма, некоммуникабельности, предчувствия гибели человечества;

Погружение персонажей в критические ситуации (стремление, ожидание).

4. Отличительные черты хэппенинга? (Организова ны действия не только актё ров, но и зрителей. «Акции» общих действ.

Использование в акциях бытовых предметов и бы тового поведения с необыч ными целями и в необыч ных сочетаниях.

«Случайные» эффекты.

Художественная культура и техника.

№ 26

1

Искусство кинематографа. Телевидение.

Тип: вводный урок.

Форма: урок- лекция.

Жанр: урок-

панорама.

1.Просмотр отрывков из фильмов.

2.Определение жанров кино, профес сий в кино, различия между кино и театром.

3.Обсуждение темы считывания информа ции с экрана.

4.Работа в тетради.

5.Словарная работа «Видимо-невидимо».

6.Анализ разделения тем на телевидении.

7.Рассказ по карточкам.

8. Озвучивание фильма.

Произведения: фрагменты видеозаписей (по выбору учителя). Ч.Чаплин «Малыш», «Как работать на буржуя».

«Был месяц май», «Звезда пленительного счастья», «Общество мёртвых поэтов».

1.Вспомните прообразы киноискусства. (Передача движения в наскальной жи вописи и в пирамидах, тене вой театр, театр изображе ний (лубки), волшебный фо нарь, фотография).

2. «Неподвижная камера».

3.Движение камеры (живой глаз зрителя).

4.Виды передвижения аппарата: трэвеллинг, панорамная съёмка, траек торная съёмка.

5.Общие и крупные планы в кинематографе.

6.Освещение, декорации, костюмы, звук, кинокадр.

7.Мультипликация – искусство монтажа.

Музыкальная культура ХХ века.

№ 27

1

Поиски путей развития русской музыки на рубеже веков.

Тип: вводный урок.

Форма: урок-диалог (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю).

Жанр: урок- концерт.

1.Слушание музыки.

2.Сообщения уча щихся по выбору.

3.Рассказ о своих впечатлениях от музыки на уроке.

4.Придумать названия произведениям.

5. «Собери фразу».

6. «Буквы по алфавиту».

Произведения: С.Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин (фрагменты по выбору учителя); С.Рахманинов. Концерт для фортепиано с орке стром № 2 (до-минор), фрагменты 1и2 частей; Прелюдии для фортепиано: до диез-минор (соч.2), соль-минор (соч.23);

А.Скрябин. «Поэма экстаза;

И.Стравинский. «Петрушка» («Народные гулянья на масле ной», «Танец кормилиц», «Танец конюхов», «Смерть Петрушки», «Весна священная» (фрагмент начала балета).

1.Религиозно-философ ское осмысление мира С.И.Танеева.

2.Романтизм С.В.Рахманинова.

3. «Космичность» музыки А.Н.Скрябина.

4.Новый музыкальный язык И.Ф.Стравинского.

Музыкальная культура ХХ века.

№ 28

1

Музыка Дмитрия Шостаковича.

Тип: расширения (углубления) знаний. Форма: лекция (говорит учитель).

Жанр: урок-

панорама.

1.Просмотр собранного материала по теме.                              

2.Деление на группы («собери фразу»).

3.Работа в группах: каждая группа выбирает стиль и  репродукции, относящиеся к этому стилю, обосновывая свой выбор.

4.Заполнение таблицы в тетрадях.

5.Обсуждение в группах, создание рисунков зданий.

Произведения:

Д.Шостакович. Симфония №7 (до-мажор), ч.1;

симфония №5 (ре-минор), ч.1 (фрагмент начала);

«Овод», сюита из музыки к кинофильму, № 8. Романс.

Балетная сюита № 1:

№ 4 «Полька»,

№ 5 «Вальс-шутка»,

№ 6 «Галоп».

1.»Музыкальные документы советской эпохи».

2.Сонорика, пуантилизм, автоматическое письмо Д.Шостаковича.

3.Роль симфонии.

4.Симфония-оратория (13 симфония).

5.Сочетание музыкального гротеска с романсом, протяжной песней и песенным фольклором в симфонической и музыке к кинофильмам.

Музыкальная культура ХХ века.

№ 29

1

Мечта и реальность в музыке С.Прокофьева.

Тип урока: повторения, закрепления полученных знаний.

Форма: урок-семинар  (говорят ученики).

Жанр: урок-диспут.

Деление на группы (разрезанная открытка или разрезанная фраза).

1.«Шапка вопросов».

2. «Собери фразу».

3. « Буквы по алфавиту».

4. «Составь слово» (слова из букв длинного слова).

5.Организация дис куссии как столкнове ния самостоятельных мнений учащихся).      

Произведения: С.Прокофьев «Ромео и Джульетта»: «Монтекки и Капулетти»,

«Джульетта-девочка»,

«Ромео и Джульетта»,

«Пастер Лоренцо»,

«Смерть Тибальда»,

«Ромео у могилы Джульетты»,

«Война и мир»: «Вальс»,

Ария Кутузова,

Симфония №1 «Классическая», «Гавот», «Любовь к трём апельсинам», № 1 «Марш»,

«Александр Невский («Ледовое побоище»).

1.Перечислите жизненные ситуации, в которых вам хотелось бы не говорить, а петь.

2.Сложные повороты судьбы С.С.Прокофьева.

3.Оперные жанры: эпос, психологическая драма, символическое полотно, сатирическая сказка.

4.Работы в кино.

5Построение балета по законам симфонического произведения.

Музыкальная культура ХХ века.

№ 30

1

Джаз, его стили и направления

Тип: вводный урок.

Форма: урок-диалог (вопросы учителя и учеников к ученикам и к учителю).

Жанр: урок- концерт 

1.Слушание музыки.

2. Определение стиля музыки.

3. Отгадать какой инструмент звучит.

4. «Собери фразу».

5. «Буквы по алфавиту».

6. «Составь слово» (слова из букв длинного слова).

Произведения:

регтайм (по выбору  учителя),

произведения из репертуара Д.Эллингтона, Л.Армстронга, Э.Фитцжеральда (по выбору учителя). 

Ранние джазовые стили. Взаимодействие джаза с фольклорной музыкой (рок-н-ролл, босса-нова).

Джаз и профессиональные композиторы.

1.Джаз как форма взаимодействия европейской и африканской музыки.

2.Интеграция трудовых, религиозных и светских песен негритянского населения и бытовых танцев белого населения США.

3.Основные стилистичес кие признаки джаза.

4.Грамзаписи и «коммер ческий» джаз, симфоджаз.

Музыкальная культура ХХ века.

№ 31

1

Творчество композиторов «нововен ской школы» и обновление классическо го музыкаль ного языка.

Тип урока: повторении, закрепления получены знаний.

Форма: урок-семинар  (говорят ученики).

Жанр: урок-диспут   (организация дискуссии как столкно вения само стоятельных мнений учащихся).      

1.Просмотр собранного материала по теме.                              

2.Деление на группы («собери фразу»).

3.Работа в группах: каждая группа выбирает стиль и  репродукции, относящиеся к этому стилю, обосновывая свой выбор.

4.Заполнение таблицы в тетрадях.

5.Обсуждение в группах, создание рисунков зданий.

6. «С миру по букве» (составить прибаутку из слов, которые начинаются на одну букву).

7. «Найди слово» (разрезанное на слоги или буквы).

Произведения:

А.Шёнберг «Лунный Пьеро», соч. 21, ч.1 (фрагмент),

А.Веберн «Пассакалия для симфонического оркестра»,

соч. 1,

А.Берг «Воцек» (по выбору учителя).

1.Изменение мировоззрения.

2.Музыкальный экспрессионизм – выражение трагизма.

3.Попытки открытия «универсальных законов музыки ХХ века» (до декафония).

4.Слуховое впечатление абсолютно случайной музыки

Музыкальная культура ХХ века.

№ 32

1

Национальные композиторские школы ХХ века.

Тип: расширения (углубления) знаний. Форма: урок-лекция (говорит учитель).

Жанр: урок- концерт.

1.Прослушивание музыкальных отрывков.

2.Чтение стихов.

3.Обсуждение темы.

4.Работа в тетради.

5.Составление таблицы.

6.«Шапка вопросов».

7. «Собери фразу».

8. «Буквы по алфавиту».

Произведения: Я.Сибелиус «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнфельда «Куолема», Б.Барток (по выбору), К.Орф «Кармина Бурана», ч. 1, Дж.Герш вин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром (фраг мент), «Порги и Бесс», колыбель ная Клары,Б.Бриттен «Вариации и фуга на тему Г.Пёрселла («путеводитель по оркестру»),

О. Респиги «Празднества Рима», ч.1 «Цирковое зрелище»,

А.Онеггер «Пасифик – 231» (Симфоническое движение № 1),

Г.Свиридов «Метель» (Музыкаль ные иллюстрации к повести А.С.Пушкина): «Тройка», «Вальс», «Романс», «Военный марш».

1.Общемировая интеграция культуры.

2.Национальные черты: финская композиторская школа (Я.Сибелиус), венгерская (Б.Барток), немецкая (К.Орф), американская (Дж. Гершвин),английская (Б.Бриттен), итальянская (О.Респиги), французская (А.Оннегер), русская (Г.В.Свиридов).

3.Можно ли говорить о национальных школах в архитектуре, живописи, театре, балете в ХХ веке?

Музыкальная культура ХХ века.

№ 33

1

Современные системы профессионального музыкального языка. Бардовская песня.

Эстрада.

Тип: повторения, закрепленияобобщающий урок по теме  «Музыкальная культура ХХ века».

Форма: урок-семинар  (говорят ученики)

Жанр: урок- концерт.

1.Просмотр собран ного материала по теме.                              

2.Работа в группах: каждая группа выби рает стиль и  репро дукции, относящиеся к этому стилю, обос новывая свой выбор.

3.Заполнение таблицы в тетрадях.

4.Обсуждение в группах, создание рисунков зданий.

5. «Составь слово» (слова из букв длинного слова).

Произведения: А. Шнитке,

Э. Денисова,

Э. Артемьева,

С. Губайдулиной,

Л. Ноно,

К. Штокхаузена,

Д. Лигетти и др. современных

профессиональных композиторов (по выбору учителя). Произведения: Булата Окуджавы,

Владимира Высоцкого,

IL DIVO.

1.Назовите отличия музыкального звука и шума.

2.Иная (не классическая) организация музыкальных звуков.

3.Серийная техника.

4.Пуантилизм.

5.Компьютерная музыка.

6.Электронная музыка.

ИскусствоХХ века.

№ 34

МХК.

№ 35

МХК.

№ 36

1

Обобщаю щий урок.

Итоговый урок.

Заключительный урок.

Тип:обобщающий урок по теме «Искусство ХХ века».  Форма: зачёт (вопросы задают ученики ученикам).

Тип:итоговый урок по теме МХК. Форма: зачёт (вопросы задают ученики ученикам).

Жанр: КВН.

Тип: заклю чительный  урок по теме МХК.

Форма: зачёт.

Жанр:

Турнир знатоков МХК.

1.Чтение художест венной и научно-документальной литературы.

2.Драма (действие): обыгрывание сюжета картины (до и после),

созерцательное  и двигательное вчувст вование (ЭМПАТИЯ).

3. «Шапка вопросов» Задания и вопросы (шутливые и серьёзные).

4.Рассказ по карточкам.

5.Озвучивание фильма.

1.Деление на коман ды ( «разрезан ная открытка»). Команды  представляют назва ние, девиз и капита на команды.  

2.Герб и гимн искус ства (рисунок, слова).

3.Рассказ по карточкам.

4.Озвучивание фильма.

1.Ответы с подготовкой и без.

2.Сворачивание со держания (сокращая свой рассказ или рас сказы детей).

3.»Собери фразу» (разрезанную на несколько частей).

4.Рассказ по карточкам.

5.Озвучивание фильма.

Произведения: 1.Фрагменты видеозаписей  и музыкальных отрывков (по выбору учителя).

2.Эскизы декораций к спектаклям.

3.Произведения по выбору каждой группы.

4. М.Врубель: «Демон» (Поверженный),

 "Демон» (Сидящий), "Сирень";  Н.Н.Ге: “Тайная вечеря”, “Голгофа”; В.М. Максимов: “Приход колдуна на сельскую свадьбу”.

5.А.Гауди: «Собор Святого Семейства»; Ф.О. Шехтель:

«Особняк С.Т.Морозова», «Особняк Рябушинского»,

 «Здание Ярославского вокзала».

6.Эмблемы искусств.

Произведения: 1.Фрагменты видеозаписей  и музыкальных отрывков (по выбору учителя).

2.Эскизы декораций к спектаклям.

3.Произведения по выбору каждой группы.

4.Эмблемы искусств.

Произведения: 1.Фрагменты видеозаписей  и музыкальных отрывков (по выбору учителя).

2.Эскизы декораций к спектаклям.

3.Произведения по выбору каждой группы.

4. Презентации учащихся по всему курсу МХК.

1.Особенности развития искусства ХХ века.

2.Знания и представления о духовных ценностях.

3.Уровень творческого развития учащихся.

4.Уровень познавательной и эстетической деятельности.

1.Особенности развития искусства в мире.

2.Знания и представления о духовных ценностях.

3.Уровень творческого развития учащихся.

4.Уровень познавательной и эстетической деятельности.

1.Особенности развития искусства в мире.

2.Знания и представления о духовных ценностях.

3.Уровень творческого развития учащихся.

4.Уровень познавательной и эстетической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян".

Методическая разработка цикла уроков и презентация к уроку....

Тест по Новой истории, тема "Искусство XIX века". 8 класс

Проверочный тест, предмет - Новая история, тема -  "Искусство XIX века"....

Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству

Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского....

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. «Значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова».

план- конспект урока по программе Б.М.Неменского 7 класс.Тематическая картина в русском искусстве XiX века...

презентация по истории "Искусство XIX века" (8 класс)

Презентация для урока истории в 8 классе познакомит учеников с основными направлениями в искусстве XIX века. Иллюстрации хорошего качества разнообразят учебный материал и усилят восприятие материала....

Презентация к уроку по искусству "Искусство ХХ века"

Презентация предназначена для 6-7-9 классов. Ознакомление с представителями и выдающимися личностями в живописи ХХ века....

Презентация к уроку МХК по теме "Неоклассицизм в искусстве "серебряного века". Мир искусства" (11 класс)

Данная презентация была разработана мной для проведения урока МХК в 11 классе по программе Рапацкой Л.А....