Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству
статья по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гаращук Наталья Александровна

учитель изобразительного искусства

муниципального  бюджетного общеобразовательного  учреждения Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Куйбышев  Новосибирской области

Искусство XXI века в рамках школьной программы по изобразительному искусству

    Искусство зародилось в далёком прошлом; развиваясь на протяжении всей истории, оно преобразовывалось, находило новые формы самовыражения и оставило летопись духовных и мировоззренческих поступков человечества. Что же происходит с  искусством в настоящее время? В ХХ веке быстро развиваются новые информационные технологии, которые широко  используются в процессе создания художественной продукции и обуславливают возникновение новых видов искусства.  Наряду с живописными и графическими портретами  появились  фотографии; разрабатываются с помощью компьютера проекты архитектурных сооружений, дизайн промышленных изделий, оформление книг и журналов; музыкальные произведения и театральные постановки передаются по теле-, радио- и видеоканалам. Возникло феноменальное явление нашего времени -  массовая культура.

   Наши школьники пользуются этими плодами цивилизации, невозможно полностью оградить их от влияния массовой культуры. Поэтому на уроках искусства представляется важным не вычеркивать эту сторону действительности, а, наоборот, внимательно рассматривать, изучать и обсуждать с разных сторон явления массовой культуры. Раскрывая взаимосвязь формы и содержания, сравнивая эстетические идеалы прошлого и настоящего, анализируя "безобразное" и "прекрасное" в творчестве, тем самым развивать не только умение эмоционально воспринимать художественное произведение, но и оценивать его с критической  точки зрения.

   В  последние годы роль уроков эстетического цикла стала резко падать. Учеников стало трудно вовлечь в творческие дела, они считают устаревшими темы, когда рисуют натюрморты, пейзажи, портреты, ведь не каждый может нарисовать так,  как хотелось бы. Вот и получается, что классические темы  уроков изобразительного искусства могут не только развивать, но и в какой-то степени понижать самооценку ребёнка.

    Изучение современных течений в искусстве повышает мотивацию учеников к урокам, особенно в подростковом возрасте, делает каждое занятие увлекательным и интересным. Дети, говоря с учителем о граффити,  поп-арте, графическом дизайне, переходят на совершенно другой уровень общения. Это связь уже не «ученик (ребёнок – «несмышлёныш») – учитель (наставник)»,  а  «ученик (друг – соратник) – учитель (друг – соучастник)». Ведь современным детям гораздо ближе и понятнее современные течения. И диалог учителя с ребёнком на таких уроках наиболее продуктивен.  Дети не только больше знают о современной  массовой культуре, но и сами, не подозревая этого, являются её участниками: зрителями, творцами.

   На  уроках изобразительного искусства я уделяю много времени изучению  современных течений в искусстве, таких как граффити, дизайн, поп-арт,  а также созданию эскизов  веб-страниц, логотипов и визиток. Считаю, что такие темы позволяют не только не отходить от предложенных государственными образовательными программами, но и разнообразить,  актуализировать, расширить кругозор учащихся, приблизить к современным условиям жизни.

  Программа Б.М. Неменского, по которой работаю, предлагает для изучения в 5 классе темы «Герб моей семьи». Этот урок ставит перед собой следующие цели: познакомить учащихся с  правилами и законами создания герба, выполнить рисунок  герба своей семьи, учитывая индивидуальные качества, занятия, интересы родных.  Это уже второй урок по теме «Геральдика». Дети, конечно же, должны знать о гербах, но многие ли семьи в современном мире могут позволить себе иметь свой собственный фамильный герб? Считаю целесообразным заменить эту тему вполне современной, отвечающей целям урока -  «Визитная карточка». Это может быть визитка собственно ребёнка,  или его родителей, или семейная.

    Многие современные дети увлечены граффити, и эта тема тоже может найти применение на уроках изобразительного искусства. Элементы граффити легко вписывается в темы «Законы композиции» и «Основы цветоведения» в 6 классе, «Шрифт. Его виды и композиция» в 7 классе или в 8 классе при изучении графического дизайна.

   Время, выделяемое в программе на изучение тем курса, является примерным. Учитель может изменять количество часов и задания, отбирать необходимый материал для практических работ с учетом подготовки учащихся и требований к знаниям и умениям, определенных программой.  А это значит, что не надо бояться творить, нужно  идти в ногу со временем. Культуру делает не только классика, но и современное искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента  Республики Марий Эл. адаптирована для  проведения уроков  в сельской школе....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.

5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...


 

Комментарии

Материал может быть использован учителями ИЗО для подготовки к урокам по программе Б.М. Неменского