Фрагмент курсовой работы IV-го курса «Серия декоративных панно Мориса Дени «История Психеи»
статья по мхк (11 класс) по теме

Никитина Дарья Алексеевна

Художники группы «Наби». Их отличия от остальных художественных течений конца XIX-го века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_kursovoy_raboty_iv.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент курсовой работы IV-го курса «Серия декоративных панно Мориса Дени «История Психеи»

Автор Никитина Д.А.

Художники группы «Наби». Их отличия от остальных художественных течений конца XIX-го века.

К концу 19-го века французская живопись прошла несколько этапов в формировании основного художественного стиля эпохи. Весь 19 век шла беспрерывная борьба с академизмом за самобытность творческого пути каждого художника. В результате уже во второй половине 19-го века французская живопись, как главный новатор среди европейских школ, пришла к достижениям импрессионистов, пуантилистов и постимпрессионистов. «Наби» обычно относят к постимпрессионизму, но выделяют как отдельную группу, сформировавшуюся под влиянием уже признанных мастеров – Поля Гогена, Поля Сезанна и других неменее известных художников.

Начало деятельности творческой группы «Наби» принято отсчитывать с 1888(9) года. В объединение входили Поль Серюзье, Морис Дени, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйяр, Поль Эль Рансон и другие художники. Все они были учащимися парижской Академии Жулиана, небольшой частной студии, открытой в 1860-ом году[1]. Именно здесь молодые художники готовились к поступлению в Школу изящных искусств. Центральной фигурой будущего объединения стал Поль Серюзье, который в Салоне 1888-ого года представил свою работу «Пейзаж в Буа д’Амур (Талисман)». Под впечатлением от этой работы находились все члены группы. Данная работа представляет собой максимально упрощенное изображение осеннего пейзажа, написанного под четким руководством Гогена, под влиянием которого находились все наби. Часть художников переняли такую манеру как новый способ декоративно-колористического восприятия действительности, другие – наполнили окружающий мир загадочными символами. Кроме живописи все наби увлекались литературой, театром, восточной и христианской философией, что отразилось на их творчестве. Таким образом, за увлечение японским искусством Боннара прозвали Японствующим Наби, Дени за пристрастие к каноническим библейским сюжетам – Наби Прекрасных Икон. Впоследствии, художники исполняют иллюстрации и декорации для знакомых им писателей, драматургов и постановщиков.

Само название группы в переводе с древнего иврита означает пророк, «слово-пароль, загадочное для других, подсказал им их общий приятель Огюст Казалис, студент Школы восточных языков»[2]. К чему же призывали молодые художники? Конечно, как и многие их предшественники, они искали свой путь в искусстве, самих себя в новой меняющейся реальности. Скорее всего, именно этим обуславливается отсутствие какого-либо стилевого единства среди членов объединения. По прошествии некоторого времени манера каждого из них меняется до неузнаваемости, испытывая на себе влияние тех или иных тенденций. Следует также помнить и том времени, когда  художественное объединение «Наби» стало набирать силу. Именно в 90-ые годы XX-го века во всей Европе велись поиски всеобъемлющего цельного, законченного стиля, базой для которого стала бы художественная индивидуальность, но не признанные школы прошлых столетий. Таким образом, художественное европейское сообщество пришло к модерну, который приветствовал стилевое единство всех видов искусства как систему. «Наби», как передовая художественная молодежь, не могли оказаться в стороне, на многих из них повлияла новая тенденция. Но «Наби» не оставались в рамках ар нуво, так как призывали к реализации внутренних мотивов через свое искусство, и именно поэтому в их работах встречаются и личные переживания, и интимность образов и интерьеров.

Чаще всего группу «наби» выделяют как часть постимпрессионизма, который включал в себя совершенно разных по натуре художников, обладающих яркой индивидуальностью и узнаваемым подчерком. Сюда вошли Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Анри де Тулуз-Лотрек. Большинство художников «наби» оказались в свое время под сильным влиянием Гогена, но верным его методу остался только Серюзье, остальные, впоследствии, увлеклись другими тенденциями. Поэтому относить их к одному определенному направлению невозможно, ведь в некоторых произведениях членов этой группы мы найдем черты, характерные для импрессионизма, в других – для символизма и для упоминавшегося выше модерна. « С другой стороны, у этих художников, всегда обращавших большое внимание на живописные качества, обнаруживаются точки соприкосновения с фовистами, что позволяет подчас объединять тех и других в пределах одной выставки»[3].

Так или иначе, но «наби» не стали новаторской группой художников, стремившихся внести в историю развития живописи свое новое веское слово. Многие исследователи сходятся на том мнении, что они существовали как некое духовное единство, товарищество, каждый член которого был по-своему оригинален и неповторим. Конечно, у них были общие интересы, все они в той или иной мере испытали влияния выше перечисленных художников и связанных с ними течений, но ,в конце концов, каждый из «наби» стал самостоятельным мастером. Именно поэтому этому объединению суждено было распасться, но в то же время, они на протяжении всей своей жизни старались поддерживать связь друг с другом, некоторые даже породнились.

Художники группы «Наби». Их отличия от остальных художественных течений конца XIX-го века.

К концу 19-го века французская живопись прошла несколько этапов в формировании основного художественного стиля эпохи. Весь 19-ый век шла беспрерывная борьба с академизмом за самобытность творческого пути каждого художника. В результате уже во второй половине 19-го века французская живопись, как главный новатор среди европейских школ, пришла к достижениям импрессионистов, пуантилистов и постимпрессионистов. «Наби» обычно относят к постимпрессионизму, но выделяют как отдельную группу, сформировавшуюся под влиянием уже признанных мастеров – Поля Гогена, Поля Сезанна и других неменее известных художников.

Начало деятельности творческой группы «Наби» принято отсчитывать с 1888(9) года. В объединение входили Поль Серюзье, Морис Дени, Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйяр, Поль Эль Рансон и другие художники. Все они были учащимися парижской Академии Жюлиана, небольшой частной студии, открытой в 1860-ом году[4]. Именно здесь молодые художники готовились к поступлению в Школу изящных искусств. Центральной фигурой будущего объединения стал Поль Серюзье, который в Салоне 1888-ого года представил свою работу «Пейзаж в Буа д’Амур (Талисман)», под впечатлением от которой были все члены группы. Данная работа была написана под четким руководством Гогена и представляет собой максимально упрощенное изображение осеннего пейзажа, где основную роль играет локальное цветовое пятно. Часть художников переняли такую манеру как новый способ декоративно-колористического восприятия действительности, другие – наполнили окружающий мир загадочными символами. Кроме живописи все «наби» увлекались литературой, театром, восточной и христианской философией, что отразилось на их творчестве. Таким образом, за увлечение японским искусством Боннара прозвали Японствующим наби, Дени за пристрастие к каноническим библейским сюжетам – наби Прекрасных Икон. Впоследствии, художники исполняли иллюстрации и декорации для  постановок близких им писателей, поэтов и драматургов.

Само название группы в переводе с древнего иврита означает пророк. «Слово-пароль, загадочное для других, подсказал им их общий приятель Огюст Казалис, студент Школы восточных языков»[5]. К чему же призывали молодые художники? Конечно, как и многие их предшественники, они искали свой путь в искусстве, самих себя в новой меняющейся реальности. Скорее всего, именно этим объясняется отсутствие какого-либо стилевого единства среди членов объединения. Спустя некоторое время, манера каждого художника изменилась до неузнаваемости, испытав на себе влияние тех или иных тенденций. Следует также помнить и о том времени, когда художественное объединение «Наби» стало набирать силу. Именно в 90-ые годы XX-го века во всей Европе велись поиски всеобъемлющего, цельного, законченного стиля, базой для которого стала бы художественная индивидуальность, но не признанные классические традиции прошлых столетий. Таким образом, художественное европейское сообщество пришло к модерну, который приветствовал стилевое единство всех видов искусства как систему. «Наби», как передовая художественная молодежь, не могли оказаться в стороне, большинство художников оказались под влиянием новой тенденции. Но они не остались в рамках ар нуво, в границах превосходства декоративной доминанты. Набиды призывали к реализации внутренних мотивов через свое искусство, и именно поэтому в их работах встречаются личные переживания, выраженных через интимные, живописные образы.

Чаще всего группу «Наби» выделяют как часть постимпрессионизма[6], который включал в себя совершенно разных по натуре художников, обладающих яркой индивидуальностью и узнаваемым подчерком. Сюда вошли Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Анри де Тулуз-Лотрек. Большинство художников «наби» оказались в свое время под сильным влиянием Гогена, но верным его методу остался только Серюзье, остальные, впоследствии, увлеклись другими тенденциями. Поэтому относить их к одному определенному направлению невозможно, ведь в некоторых произведениях членов этой группы мы найдем черты, характерные для импрессионизма, в других – для символизма и для упоминавшегося выше модерна. «С другой стороны, у этих художников, всегда обращавших большое внимание на живописные качества, обнаруживаются точки соприкосновения с фовистами, что позволяет подчас объединять тех и других в пределах одной выставки»[7]. Такая совокупность влияний легко объясняет способность набидов к перевоплощению живописной манеры до неузнаваемости.

Важным отличием «наби» от многих других художников стало особое внимание к декоративным качествам и ускользающим нюансам цвета, что сближало их с творческим путем символистов[8].

Так или иначе, но набиды не стали новаторской группой художников, стремившихся внести в историю развития живописи свое новое веское слово. Возможно, поэтому они стали популярными при жизни, так как старались отречься от всех достижений современности и найти свою неповторимую особенность. Наоборот, они старались взять у новаторов их самую удачную затею, сгладить острые углы и использовать в своем творчестве. Многие исследователи сходятся на том мнении, что они существовали как некое духовное единство, товарищество, каждый член которого был по-своему оригинален и неповторим. Конечно, у них были общие интересы, все они в той или иной мере испытали влияния выше перечисленных художников и связанных с ними течений, но, в конце концов, каждый из них стал самостоятельным мастером. Именно поэтому объединению суждено было распасться, но в то же время, они на протяжении всей своей жизни старались поддерживать связь друг с другом, некоторые даже породнились.


[1] Костеневич А.Г. Боннар и художники группы Наби. Коллекции музеев России. СПб.: Аврора, 1996. С. 14.

[2] Там же. С. 17.

[3] Там же. С.23.

[4] Костеневич А.Г. Боннар и художники группы Наби. Коллекции музеев России. СПб.: «Аврора», 1996. С. 14.

[5] Там же. С. 17.

[6] Костеневич А.Г. Французское искусство XIX – нач. XX в. в Эрмитаже. Л.: «Искусство», 1984. С. 206.

[7] Костеневич А.Г. Боннар и художники группы Наби. Коллекции музеев России. СПб.: «Аврора», 1996. С.23.

[8] Костеневич А.Г. Французское искусство XIX – нач. XX в. в Эрмитаже. Л.: «Искусство», 1984. С. 203.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Конспект открытого занятия "Термическая обработка кожи. Изготовление цветов и листьев. Декоративное панно"

Конспект открытого занятия по художественной обработке кожи. Термическая обработка кожи....

"Выполнение декоративного панно в технике изонить ". Открытый урок по технологии 5 кл.

Урок предполагает закрепить навыки выполнения декоративного панно в стиле  изонить, а также развивать и совершенствовать навыки работы с иглой и нитью....

Открытый урок по декоративно-прикладной композиции с применением ИКТ "Декоративное панно для украшения интерьера"

Цели урока - знакомство с новым видом росписи по ткани, некоторыми творческими технологиями быстрого декорирования, вспомнить и закрепить полученные ранее знания о цветоведении и композции...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по междисциплинарному курсу "Анализ бухгалтерской отчетности" по специальности 38.02.01

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по междисциплинарному курсу "Анализ бухгалтерской отчетности" по специальности 38.02.01 разработаны для закрепления теоретических знаний, получе...