Главные вкладки

    " Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс"
    рабочая программа по мхк (5 класс) на тему

    Никитина Юлия Васильевна

    данный материал представляет собой рабочую  программу факультативного курса которая состоит из пояснительной записки, требования к уровню подготовки учеников, ктп занятий, содержания, списка литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vechnye_obrazy_isskustva._mifologiya.docx18.2 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Рабочая программа

    факультативного курса

    «Вечные образы искусства. Мифология».

     

    Пояснительная записка

    Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой  5 класс для общеобразовательных школ. Факультативный курс рассчитан на 5 лет (5-9 классы) и может быть рассмотрен как отдельный курс, а так же как вводная часть в изучении предмета Мировая художественная культура (5-11 классы).Предмет «Мировая художественная культура» является составной частью образовательной области «Искусство» базисного учебного плана.

    В 5 классе на изучение курса отводится 34 часа( из расчета 1 час в неделю)

    Цель изучения курса - приобщение школьников к миру искусства через конкретно-чувственное восприятие произведений  мировой художественной культуры к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства, к постижению целостной художественной картины мира и собственному творчеству

    Цели и задачи изучения курса:

    Образовательные

    • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
    • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
    • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
    • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
    • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
    • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
    • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

    Воспитательные:

    • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
    • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
    • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
    • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
    • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

    Задачи факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология»

    • Изучение известных сюжетов и образов античной мифологии, их художественного воплощения в различных видах искусства.
    • Знакомство с языческой славянской мифологией, её связь с античной мифологией и историей русской духовной культуры.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология» ученик должен знать /понимать

    • библейские сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров;
    • причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры;
    • шедевры мировой художественной культуры;
    • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
    • роль знака, символа, библейских сюжетов в художественной культуре.

    ученик должен уметь:

    • сравнивать библейские сюжеты и образы и соотносить их с определенной исторической эпохой;
    • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
    • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
    • аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
    • выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии).

    Календарно-тематическое планирование

    факультативного курса «Вечные образы искусства. Мифология» 5 класс

    занятия

    Наименование раздела и тем

    Количество часов

    Плановые сроки прохождения

    Примечания

    1

    Сотворение мира

    1

    2

    Бог-громовержец Зевс

    1

    3

    Окружение Зевса

    1

    4

    Прометей - «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий»

    1

    5

    Посейдон-владыка морей

    1

    6,7

    Бог огня Гефест (проект).

    2

    8

    Афина-богиня мудрости и справедливой войны

    1

    9

    Аполлон

    1

    10,11

    Мифическая неизвестность (урок-диспут)

    2

    12

    Орфей и Эвридика

    1

    13

    Диана (Артемида) -покровительница охоты

    1

    14,15

    Триумф  Диониса (урок-тест)

    2

    16

    Арес (Марс)-неукротимый бог войны

    1

    17

    Афродита – богиня любви

    2

    18

    Богиня цветов – Флора

    2

    19

    Повторение по теме «Античная мифология»

    1

    20

    Викторина (урок-зачёт)

    1

    21

    Дажьбог

    2

    22

    Световид

    2

    23,24,25

    Защита исследовательских работ (проект)

    3

    26

    Макошь

    1

    27

    Лада- богиня любви и очарования

    1

    28

    Купало. Ярило, Кострома

    1

    29

    Велес

    1

    30, 31

    Перун — бог грома и молнии

    1

    32,33

    Повторение пройденного по теме «Славянская мифология»

    2

    34

    Выставка нашей Фантазии

    1

    ИТОГО

    34

     Содержание программы факультативного

     курса «Вечные образы искусства. Мифология»

    Наименование разделов

    Содержание

    учебной темы, основные изучаемые

    вопросы

    Сотворение мира.

    Зарождение мифа, религиозные представления и верования человека. Роль мифа в культуре. Древние образы и сюжеты. Ф.Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей».

    Бог - громовержец Зевс. Окружение Зевса.

    Образ главного божества Олимпа. Атрибуты Зевса. Миф и его воплощение в произведениях искусства. Фиши «Алтарь Зевса в Пергаме», Н. Пуссен «Детство Юпитера».        

    Свита Зевса, особенности противоречивой характеристики бога-громовержца.

    Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий».

    Миф о титане духа и воли.  Басни Эзопа.  Толкование  образа  в  эпоху античности,    особая    популярность мифа       в       эпоху       романтизма. Воплощение мифа в музыке (Лист, Бетховен),  скульптуре   и   живописи (Ф.Снейдерс, П.Рубенс, Ф.Гордеев).

    Посейдон — владыка морей.

     Олимпийский   бог,   владыка   моря. Атрибуты и свита Посейдона. Храм Посейдона      в      Афинах.      Величественный   образ   бога   в   произведениях      искусства:      Л.Бсрнини «Нептун   и   Тритон».   К.Расстрелли «Посейдон», И.К.Айвазовский «Посейдон, несущийся по морю».

    Бог огня Гефест.

    Бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Трактовка образа Гефеста у Гомера. Вергилия.  Картина Веласкеса «Кузница Вулкана».

    Афина — богиня

    мудрости и

    справедливой войны.

    Культ Афины     в Древней Греции. Чудесное рождение Афины. Статуи Фидия в архитектурном ансамбле Парфенона. Картины  Я.Тинторетто, Веласкеса.

    Аполлон

    Миф    о    рождении    Аполлона    и Артемиды.      Неоднородность     его восприятия в различные культурно-исторические    эпохи.    Различия    в художественной          интерпретации образа. Храм Аполлона в Дельфах. Музы       Аполлона.       Скульптуры Праксителя.     Л.Бернини,     картина Тициана       «Наказание       Марсия», Н.Пуссен «Парнас», балет И.Ф.Стравинского «Аполлон Мусагет».

    Мифическая неизвестность

    Греческие боги-разрушители и боги-созидатели (противоречивый образ -например. «Аполлон - смертельная красота»)

    Нас приглашает в гости  Прометей (Афины. Парфенон и т.д.)... Заимствованные  слова?   А  я   и   не заметил!

    Что    мы    знаем    о    божественных культах и ритуалах? Крылатые     выражения     -     такие древние и современные (диспут).

    Музы    Парнаса:    9.    а   кто    10-й?

    (современное искусство, СМИ).

    Чем     страна     Греция     привлекает туристов?

    Почему   мифы   Греции   «живут»   в наши дни? (диспут).

    Расскажи другу свой любимый миф

    (конкурс   рассказов:   кто   расскажет больше и интересней)

    Орфей и Эвридика.

    Миф о рождении музыки. Отражение мифа   в   произведениях    искусства различных       жанров.  А.Каннова «Орфей и Эвридика». Опера Глюка «Орфей»,   балет   И.Ф.Стравинского «Орфей».

    Диана (Артемида)— покровительница охоты.

    Культ богини, его отражение в храме Артемиды   в   Эфесе.   Произведения Леохара, Рубенса, Буше.

    Триумф Диониса.

    Культ Диониса, рождение греческого театра.       Особенности       театрализованного     действа.     Воплощение образа   Диониса   в   произведениях искусства.

    Арес (Марс)— неукротимый бог войны.

    Коварство и  вероломность   Ареса: верные   спутницы   бога.   Создание Марсова поля. Картины Н.Пусссна и П.Рубенса.

    Афродита — богиня любви.

    Культ Афродиты в Древней Греции. Миф о рождении Афродиты. Миф об Адонисе   -   «прекрасном    баловне Киприды». Эрот (купидон, Амур) -юный     бог     любви,     рожденный Афродитой. Миф о Нарциссе и Эхо. Амуре и Психее. Картины Тициана, Боттичелли. Джорджоне. Веласкеса, Тинторетто, Буше.

    Богиня цветов - Флора.

    Культ         Флоры.         Особенности изображения Флоры в произведениях искусства:       Тициан,       Н.Пуссен, С.Боттичелли.

    Викторина (урок-зачёт).

    Итоговый     контроль     знаний     по результатам     изучения     материала первого раздела курса.

    Перун — бог грома и молнии.

    Один из главных богов славянского пантеона.  Атрибуты, свита Перуна. Трансформация образа во времени и различных культурах.

    Велес.

    Характеристика    образа,    символы, атрибуты,   чествование  Велеса,   переосмысление   культа   в   христианскую эпоху.

    Купало. Ярило, Кострома.

    Персонажи весенних праздников и покровители    земного    плодородия. Отражение    языческих   божеств    в народных   праздниках,   обрядах   и поверьях

    Языческая мифология славян.

    Язычество      и христианство      в славянской   мифологии.   Почитание славянами своих предков. Традиции, обычаи.    Праздники    времен   года. Значение славянской мифологи для развития мировой культуры.

    Дажъбог.

    Культ   бога,   народные   легенды   о Дажьбоге,      слияние     языческого божества   с   фольклорным   образом Солнца.      Отражение      культа      в народных обрядах и праздниках.

    Световид.

    Бог-прорицатель, аналогия с Аполлоном. Святки - символические игры в честь Световида.

    Защита исследовательских работ (проект).

    Применение знаний на практике.

    Макошь.

    Богиня урожая и удачи, атрибуты. Особенности изображения в произведениях    декоративно-прикладного искусства,    народных    обрядах    и праздниках.   Христианское   переосмысление     языческой     богини     в Параскеву. Пятницу, иконы и храмы.

    Лада- богиня любви и очарования.

    Культ   богини   Ладо.   Общность   с греческой      богиней      Афродитой. Произведения народного творчества - песни,       заклички.       Опера-сказка «Снегурочка»   Н.А.   Римского-Корсакова, художественный фильм реж. П.Кадочникова «Снегурочка».

    Выставка нашей Фантазии.

    Итоговая       выставка       рисунков, фоторабот, коллажей.

         

                                          Формы и средства контроля

    Сообщение, проект, тестирование

                                Перечень учебно - методических средств обучения

    1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва, Дрофа, 2010;
    2. Н.Н. Куцман Мировая художественная культура 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Волгоград, Корифей, 2011;
    3. М.С. Горюшкина, О.В. Ибрагимова, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева  Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации. Москва, Айрис-пресс, 2007.
    4.  Мифология. Энциклопедия. - М.: Белфакс, 2002.
    5.  Н.А.Кун. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима.-М.: Правда, 1988.
    6.  Ф.Ницше. Рождение трагедии, или Эллинство и варварство. Соч в 2-х т., - М., 1990.
    7.  Античность как тип культуры. - М., 1988.
    8.  Сквозь века. - М., 1986.
    9.  Гайденко  П.П.  Эволюция  понятия  науки.  Становление  и развитие первых научных программ. - М.,1980.
    10. История философии: Запад - Россия - Восток. - М., 1995.
    11. Мифология древнего мира. - М: Белфакс, 2002.
    12.  .А.Рыбаков.   Язычество  древних  славян.   -  М.:   Русское слово, 1997.
    13.  Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М., 1987.
    14.  В.Калашников. Боги древних славян. - М.:  Белый город, 2003.
    15. Д.Гаврилов,     А.Наговицын.     Боги     славян.     Язычество. Традиция. - М.: Рефл-Бук, 2002.
    16. А.Платов. Славянские руны. - М.: Гелиос, 2001.
    17.  Песни, сказки, частушки. - Саратов, 1969.
    18.   Г.С.Белякова. Славянская мифология. -М.: Просвещение, 1995.
    19.  А.А. Потебня. Объяснения малорусских и сродных народных песен.
    20.  А.Н. Нестеров. Религиозно-мифологическое мировоззрение древних славян. - М., 1992.

    Литература, рекомендованная для обучающихся

    Г.И. Данилова Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология 5 класс. Москва, Дрофа, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

    Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

    Рабочая программа факультатива. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс

    Рабочая программа состоит из пояснительной записки,  ктп,  содержания курса,  списка литературы...

    "Вечные образы искусства в мифологии"

    Проект-презентация уч-ся 5 класса "Вечные образы искусства в мифологии"...

    Интегрированный урок (французский язык и МХК) "Любовь-вечная тема искусства", 9 класс.

              Мероприятие проводилось в 9 классе по теме «Мюзикл. Любовь – вечная тема искусства». Мероприятие интегрированное, метапредметное. Предметы: музыка и фран...

    Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»

    Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.-  Выявить интонационное сходство через характер звучания,...