Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему

Мельникова Елена Степановна

Рабочая программа по мировой художественной культуре в 5 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования, программы среднего образования по мировой художественной культуре «Программы 5-11 кл., «Дрофа»,2009 г., автор Г. И. Данилова»

. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkhk_5klass.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по мировой художественной культуре в 5 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования, программы среднего образования по мировой художественной культуре «Программы 5-11 кл., «Дрофа»,2009 г., автор Г. И. Данилова»

. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).

Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г. И. Мировая художественная культура5кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2011.

Цели

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·  развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

·  воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

·  освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

·  овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

·  использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Формы, методы и технология обучения: урок обучения, урок повторения, урок закрепления материала

УМК:

Учебник «Мировая художественная культура» 5 кл., Издательство «Дрофа», 2011г., автор Г. И. Данилова

Программы 5-11 кл., «Дрофа»,2009 г., автор Г. И. Данилова«Мировая художественная культура», пособие для учителя, ООО «Юнипресс», 2002 г., автор Л. В. Блохина

Тематический поурочный план учебного предмета «МХК» (5класс, 1 час в неделю, 34 учебных недели.

Наименование раздела

Тема урока

Кол час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Духовно – нравственный компонент

Вид контроля

Элементы доп. содержания

Дом. зад.

Дата по плану

Дата по факту

1

Сюжеты и образы в античной мифологии

Сотворение мира

1 час

урок- открытие

Зарождение мифа. Религиозные верования человека

Знать мифы о происхождении пантеона языческих богов Древней Греции.

Беседа о 1 и 2 заповеди декалогов – закрепление ранее полученных знаний

устный опрос, работа с учебником

Беседа о 1 и 2 заповеди декалогов

выучить виды мифов. определения в тетради

2

Бог громовержец Зевс

1 час

урок- путешествие

Алтарь Зевса в Пергаме, скульптура Фидия «Зевс», Ника Самофракийская

Уметь описать произведение искусства. усвоить выразительные средства живописи

рисунок к мифу, атрибуты Зевса, беседа

прочесть миф по выбору, выполнить доклад по выбору учащихся

3

Окружение  Зевса

1 час

урок-доклад

 Даная, Геба, Ганимед Сизиф, Тантал, Филемон и Бавкида

Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь анализировать . обобщать, выделять главное

Понятие «странноприимчества» на Руси

устный опрос, беседа

Прочесть миф о Прометее

4

Прометей

1 час

игра

Образы Прометея в скульптуре и живописи

Уметь самостоятельно искать новый материал, анализировать текст, работать в группах, импровизировать пантомиму по заданному тексту

Введение понятия «альтруизм», служение людям

 Вспоминаем, что людям пришёл послужить Христос

устный опрос, пластические пантомимы по тексту

басни Эзопа

подготовить групповую пластическую импровизацию по любому мифу

5

Посейдон

1 час

урок-лекция

Храм Посейдона в Афинах, образ морского царя в творчестве  Л. Бернини, К. Растрелли.

уметь сопоставлять ,

приводить примеры, уметь пересказать прочитанный материал

устный опрос, творческое задание к прочитанному тексту

подготовить проект по предложенному плану

6

Бог огня Гефест

1 час

урок-диалог

Консультация и подготовка творческих проектов Трактовка образа Гефеста у Гомера, Вергилия, Веласкеса.

уметь сопоставлять факты и мнения, отстаивать свою точку зрения

устный опрос, беседа, работа с учебником

сообщения по теме: творения Фидия, Афины-город мифа,

7

Афина- богиня мудрости и войны.

1 час

урок-экскурсия

Образ Афины в картинах Тинторетто, скульптуре Фидия. Миф об Афине и Арахне.

развивать навыки анализа, обобщения. уметь выполнять творческие работы в группах

устный опрос, пластические пантомимы по заданному тексту

выполнить рисунок к любому мифу

8

Аполлон

1 час

практикум

Аполлон и Артемида. Аполлон и Марсий.

применять знания на практике

Беседа на тему» какого человека можно назвать красивым»

устный опрос, пластические пантомимы по заданному тексту

подготовка к уроку-контролю

9

Обобщение материала

1 час

урок- контроль

Картина Н. Пуссена «Парнас»

применять знания на практике

викторина, составление кроссвордов

прочесть мифы по выбору

10

Подготовка к диспуту

1 час

урок размышление

Есть ли добродетели в античных мифах

применять знания на практике, уметь отстаивать свою точку зрения, формировать знания о христианских добродетелях

беседа, диспут

11

Мифическая неизвестность

1 час

урок-диспут

Греческие боги-разрушители и боги- созидатели. Красота это добро или зло? Крылатые выражения. Есть ли десятая муза Парнаса? Почему мифы Греции живут в наши дни?

применять знания на практике, уметь отстаивать свою точку зрения. размышлять о христианских добродетелях

диспут.

рисунок к любому мифу

12

Орфей и Эвридика

1 час

урок-концерт

Фрагменты из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика», стихи Овидия

развивать слуховой и зрительский опыт при восприятии произведений искусства, развивать творческие способности

Есть ли в христианской культуре примеры верности и любви?

Вспоминаем св. Петра и Февронию Муромских,

 Слайд часовни св. Петра и Февронии во Фролово

слушание музыки, беседа, рисование

рисунок к мифу

13

Артемида- покровительница охоты

1 час

урок проблемных ситуаций

Храм Артемиды в Эфесе, образ Артемиды в скульптуре

использовать полученные знания с целью выполнения заданий поискового вида деятельности

самостоятельный поиск нового материала, беседа, устный опрос

мини сочинение на тему»Тайна Большой Медведицы»

14-15

Триумф Диониса

2 час

урок-тест

образ Диониса в различных видах искусств

развивать эстетическую культуру, выявить уровень сформированных умений и навыков

составление тестов по изученному материалу. работа с учебником и тестами

выполнить рисунок к новому мифу о Дионисе

16

Арес-неукротимый бог войны

1 час

урок- лекция

Марсово поле.

уметь составить опорный план- конспект, иллюстрировать , заполнить сравнительную таблицу по прослушанному материалу

письменная работа, устный опрос, рисование

рассказ по плану конспекту, подготовить альбомные листы и карандаши к уроку-экскурсии

17

Афродита- богиня любви

1 час

урок-экскурсия

Миф о Психее. Нарцисс и Эхо

уметь составить план-конспект, выполнить рисунки к мифу, подготовить речь  экскурсовода к своему рисунку

Любовь движет солнце и светила, цитаты из Библии о том, «что любовь долготерпелива и многомилостива

прочесть мифы по выбору

18

Богиня цветов  Флора

1 час

урок-обсуждение

Картины П. Рубенса, С. Боттичелли

структурировать материал,  отстаивать свою точку зрения

беседа, рисование

подготовка к уроку-контролю

19-20

Викторина

2 час

урок устного контроля знаний

 Анимац. фильм «Прометей». Игра «Король горы»

уметь составить викторину по пройденному материалу, показать уровень усвоенного материала

письменная работа, устный опрос

закончить оформление викторины

21

Славянская мифология

Перун-бог грома и молнии

1 час

урок- лекция

Образ Перуна в различных видах искусства

уметь составить план- конспект, развивать творческие способности

устный опрос, рисование

рисунок к мифу

22

Велес

1 час

урок-экспедиция

Переосмысление культа Велеса в христианскую эпоху

уметь анализировать, сопоставлять,  выделять главное

самостоятельная работа с учебником, устный опрос,  иллюстрация к мифу

повторить план-конспект

23

Даждь бог

1 час

урок-ролевая игра

Отражения культа солнца в народных обрядах и праздниках.

развивать навыки общения, применять знания на практике

ответы сказочников, филологов, историков

изобразить сцену народных гуляний на масленице, придумать ансамблевые реплики

24

Световид

1 час

урок- лекция

Символические игры в честь Световида

уметь составить план-конспект, выполнить иллюстрацию к мифу, уметь классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы

устный и письменный опрос

подготовка к проектной работе

25

Консультация по подготовке проектной работы

1 час

консультация

реферативные работы

уметь подбирать дополнительный материал

устный и письменный опрос

подготовка к исследовательской работе

26

Подготовка к исследовательской работе

1 час

консультация

реферативные работы по изучаемым темам

подготовить схемы, таблицы, текст доклада, сделать выводы, дать определения основным понятиям

устный и письменный опрос

27

Защита исследовательских работ

1 час

проект

Творческие работы учащихся

уметь защитить творческую работу

устный опрос, просмотр презентаций

повторение материала

28

Макошь

1 час

беседа

Христианское переосмысление мифологии. Параскева Пятница иконы, храмы

Углубить знания по славянской мифологии, дополнив их знаниями древнерусского зодчества и иконописи.

Устный опрос, рисование

Закончить оформление рисунка к теме урока

29

Лада-богиня любви

1 час

трад. урок

Образ Лады в различных видах искусства.

эстетически воспринимать окружающий мир

устный опрос, рисование, пени народных песен

повторение народных песен к теме урока

30

Купала. Ярило. Кострома

1 час

трад. урок

аним. фильм

уметь ответить на поставленные вопросы, самостоятельно работать с учебником

устный и письменный опрос

31-32

Языческая мифология славян

2 час

подготовка и  заключительная конференция

Почитание славянами своих предков. Традиции, обычаи, праздники времён года.

показать качество и уровень усвоения знаний

самостоятельная работа  с новым материалом, беседа, участие в конференции, заполнение сравнительных таблиц.

повторение материала

33

Выставка нашей фантазии

1 час

экскурсия

посещение выставки детского творчества

развивать художественный вкус

просмотр худ. экспонатов

отзыв на выставку

34

урок-резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...

Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса

Содержит развёрнутое тематическое планирование...

Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (искусство) для 6 класса

Программа составлена для работы в 6 классе. Учебник Г.И. Даниловой "Искусство"...

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов. Базовый уровень.

Программа по предмету мировая художественная культура для 8-9 классов. Базовый уровень  Количество часов  - 34....

рабочая программа по мировой художественной культуре 8-9 классы

Содержит методическое обоснование и календарно-тематическое планирование по курсу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Мировой художественной культуре» 10 класс

Программа разработана на  основе авторской программы по мировой художественной культуре: «Программы для общеобразовательных учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова. – 6-е изд., с...