Рабочая программа по МХК (8-9 кл.)
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Угаренкова Лия Тулегеновна

      Курс «Мировая художественная культура» предназначен для учащихся  8-9 классов общеобразовательной  школы. Рабочая программа по искусству (МХК) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень), с опорой на примерные программы основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 5-9 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn._mkhk_doc.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 8-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; основное содержание программы учебного курса; описание предмета в учебном плане; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки обучающихся; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО и Н Российской Федерации № 09.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных программ для общеобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 21.12.2011 г.

4. Примерные программы среднего (полного) и общего образования: Письмо Департамента государственной политики МО и Н Российской Федерации № 03-1263 от 07.06.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

 5. Об организации общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году: Приложение №18 к письму МО и Н Челябинской области № 03-02/5639 от 24.07.2013 году о преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году.

6. Положение о разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №17». Пр.№ 222 от 02.09.13

7. Учебный план МБОУ «Лицей №17» на 2013-2014 уч. год. Пр.№237 от 02.09.13

        Курс «Мировая художественная культура» предназначен для учащихся  8-9 классов общеобразовательной  школы. Рабочая программа по искусству (МХК) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень), с опорой на примерные программы основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 5-9 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования).

        Изучение мировой художественной культуры  направлено на формирование устойчивого интереса  и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно   определить время создания шедевров в различных  видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувства; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов.            

Цели курса:

- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;

- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их  художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной  культурной среды.

Задачи:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
  • освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
  • овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

        Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

        В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Региональный компонент реализуется путем изучения основного материала курса в сочетании с изучением региональных особенностей Челябинской области и Южного Урала.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с областным базисным учебным планом в 8-9 классах изучается интегрированный предмет « Мировая художественная культура» в 8 классе - 35 часов в год из расчета 1 час в неделю, в 9 классе – 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             

Мировая художественная культура 8 класс

В мире художественной культуры (5ч.)

Цивилизация и культура -  (3ч)

Соотношение понятий «цивилизация»  и «культура». Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.

Единство и многообразие культуры – (2ч)

Единство мировой культуры. Многообразие и национальная самобытность культуры.

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (18ч.)

Особенности художественной культуры Древнего Египта – (4ч)

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве.  «Дома вечности» богов и фараонов. Художественная культура Древнего Египта  (обобщающий урок).

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока – (7ч)

Художественная культура Китая. Природа и человек – главная тема восточного искусства.

Художественная культура Японии. Традиции и обряды в индийской культуре. Религиозные верования и их отражение в искусстве. Культура восточных стран  (обобщающий урок).

Греция – «колыбель европейской цивилизации»  -  (3ч)

«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю.

Художественные достижения доколумбовой Америки – (4ч)

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.

                              Мир и человек в художественных образах (11ч.)

Идеал Человека в культуре народов мира – (3ч)

Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость.

Герой и защитник Отечества – (3ч)

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства.

Александр Невский – патриот Земли Русской.

Образ женщины – матери сквозь века (5ч.)

«Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова. Женщина – мать в искусстве XX века.

Мировая художественная культура 9 класс

Мир и человек в художественных образах (6ч.)

Человек в мире Природы – (1ч.)

Человек и Природа. Взгляд через века.

Человек. Общество. Время. – (5ч.)

Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира»  (эпоха Возрождения). Человек нового времени.

Художественные традиции народов мира (27ч.)

Героический эпос народов мира – (2ч.)

Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.

Праздники и обряды народов мира – (3ч.)

Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Ах, карнавал! Удивительный мир.

Своеобразие архитектурных традиций  - (5ч.)

Особенности храмового зодчества. Дом – жилище человека. Архитектурные традиции (обобщающий урок).

Изобразительное искусство народов мира – (6ч.)

Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры Востока. Скульптура Тропической и Южной Африки.

Своеобразие музыкальной культуры – (4ч.)

Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки.

Театр народов мира – (3ч.)

Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.

Самобытность танцевальной культуры – (4ч.)

Страстные ритмы фламенко. Радуга русского танца. Искусство индийского танца. Под звуки тамтамов ( танцы народов Африки).

Обобщающий урок – (1ч.)

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

        В результате изучения мировой художественной культуры учащийся должен

Знать

. характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических  эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

.шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению,

.основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры,

.основные средства выразительности разных видов искусства,

Уметь

.сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

.устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

.пользоваться  основной искусствоведческой терминологией при анализе   художественного произведения;

.высказывать собственное мнение о достоинствах произведениях искусства,

.овладение культурной устной и письменной речью;

.осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

 Использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и в повседневной жизни:

.выполнять учебные  и  творческие  работы в различных видах художественной деятельности;

.использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

.участвовать в создании  художественно  насыщенной среды школы и проектной межпредметной  деятельности;

.проводит самостоятельную исследовательскую работу (готовит рефераты, доклады, сообщения);

.участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В качестве контрольно-измерительных материалов знаний учащихся применяются  такие формы как: сочинение (умение раскрыть знания по определенной теме, умение логически мыслить, выстроить доказательность своего мнения), викторина-умение использовать накопленные знания, тест- определить правильный ответ, анализ- умение пользоваться искусствоведческой терминологией, овладение культурой письменной и устной речью. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

Кл

Раздел тематического плана

Вид контроля (форма)

Планируемый результат

8

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций.

Стартовый тест «Виды и жанры изобразительного искусства».

Карточка-тест «Культура Др. Египта»

Кроссворд «Греция-колыбель европейской цивилизации».

Тест «Искусство Др. Греции».

Карточка-тест «Своеобразие художественной культуры Древнего Востока»

Карточка-тест «Зримый образ доколумбовой Америки»

Активизация учебной деятельности. Изучение и освоение обучающимися основных принципов, терминов и категорий изобразительного искусства, жизни и творчества великих мастеров, шедевров мировой культуры.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

Мир и человек в художественных образах

Эссе «Идеал Человека в культуре народов мира»

Карточка- тест «Герой и защитник Отечества».

Карточка-тест, анализ картины «Образ женщины – матери сквозь века».

Формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям страны.

9

Мир и человек в художественных образах

Эссе «Человек, природа, искусство».

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Художественные традиции народов мира

Сочинение « Мой любимый былинный герой».

Карточка–тест, рисунок                  «Православный храм»

Карточка – тест, сочинение «Мир русской иконы».

Карточка-тест «В песне душа народа».

Творческое задание «Радуга русского танца», «Всякая душа празднику рада».

Творческий проект «Культурные традиции родного края».

Формирование чувства гордости за российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.

        Нормы оценок по предмету « Мировая художественная культура»

«5»-знание программных произведений; знание названий, имен, биографических сведений, проявление умений, связанных с установлением различных  взаимосвязей по МХК; умение доказать собственную точку  зрения, обосновывая свое высказывание   относительно искусства.

«4»- знание программных произведений; неуверенность в знании некоторых названий, имен; недостаточно уверенно сопоставляются различные   художественные явления; умение делать выводы.    

«3»-слабое знание программного материала, неспособность обосновать свое высказывание относительно искусства.

«2»-незнание теоретического  материала в области МХК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...