Внеурочная деятельность в области художественно- эстетического образования в системе ФГОС. Доклад на семинаре в Усманском педколледже
статья по мхк на тему

Брыкин Дмитрий Васильевич

Доклад на семинаре ПЦК в Усманском педагогическом колледже пр. Брыкина Д.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_v_oblasti_khudozhestvenno.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в области художественно-эстетического образования в системе ФГОС.

Одной из особенностей введения стандартов нового поколения в современной школе является внеурочная деятельность, направленная на более эффективное использование образования в развитии ребенка и его, ребенка, подготовки к дальнейшему обучению.

Отдельную часть учебного плана образовательного учреждения составляет внеурочная деятельность, осуществляемая, как правило, во второй половине дня. Для ее организации используют различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В блоке «Художественно-эстетическое образование» так же имеется определенный лимит внеурочных занятий. В практике провинциальных школ эти часы отводятся, как правило, на расширение предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», изредка на предмет «Технология» (последний, как правило, рассматривается как декоративно-прикладное искусство, шитье или домоводство). Очевидно, что различные образовательные системы и учебно-методические комплекты для организации внеурочной деятельности предполагают органично связанные с учебным процессом программы кружков, которые служат продолжением уроков по изучаемым предметам в школе. Это оказывает посильную помощь в реализации направления и дополняет знания и умения школьников по базовым предметам.

Но в старших классах в рамках художественно-эстетического образования не так давно появился курс, теперь называемый «Искусство (МХК)». Программа, разработанная Л. Г. Емохоновой, написанные под ее руководством учебники и пособия, достаточно объективно отражают информационную часть предмета, ранее называемого «История искусств»: определяются направления и стили в искусстве, изучаются сюжеты произведений, исследуются культурные наследия различных цивилизаций; дети учатся пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания. Но программа требует так же использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Тут и возникают проблемы. Как и в какой форме организовать научное общество, поисковые и научные исследования, кружки, практики связанные с предметом «Искусство (МХК)»? или это предмет, где могут быть только теоретические исследования, пассивное «переваривание» полученных знаний? Традиционные формы, используемые в освоении художественных дисциплин – театр, хор, экскурсии и т. д. – здесь вряд ли подходят; провинция не располагает значимыми художественными коллекциями и собраниями, нет возможности вывоза детей в столицу; однобокость изучения искусства (только музыка, только театр, только живопись и ДПИ) не формируют объективного видения мировой художественной культуры.

Здесь широкое поле творчества преподавателей МХК. Во-первых, можно ввести во внеурочную деятельность работу объединений, более широко, чем на уроках, изучающих темы базового предмета, расширяя и углубляя знания и кругозор заинтересованных школьников; это дополнительные лекции, просмотр видеофильмов, знакомство с литературой, занятия по истории изобразительных искусств и т.п. Это, конечно, повысит знания по базовому предмету, поможет участию в олимпиадах, но, как подсказывает опыт, интерес детей к такой «дублированной» форме занятий быстро падает. Во-вторых, можно организовать объединение, изучающее определенную область искусств (например, театр, архитектуру, хореографию, музыку), т.е. историю развития этих искусств и ремесел; это поможет тем учащимся, которые готовятся поступать в учебные учреждения, связанные с данными отраслями. Но таких, как правило, ничтожно мало, особенно в глухой провинции, где нет разнообразия СУЗов и ВУЗов. В-третьих, можно взять определенное направление, которое в базовой программе дано слишком скудно, но, по тем или иным причинам, ситуационно интересны молодежи. Например, в связи с повышением национального самосознания, усилением патриотических настроений, интересом к традиционным религиям это могут быть исследования отечественной художественной культуры, православия (ислама, буддизма) в образах искусства, в художественном наследии. Автором доклада еще в начале 2000-х годов была составлена программа и написан курс лекций «Художественная культура России IX–XX в.в.», которые велись как факультатив 3 года в Усманском педагогическом колледже.

Но возникает вопрос – все это традиционные формы, а где новое, свежее, максимально приближенное к уровню мышления современной молодежи, к привычным им формам потребления культуры? где новые информационные технологии? Тогда, в-четвертых, во внеурочной деятельности можно организовать клуб (кружок, творческое объединение) изучающий культуру в максимально распространенном, современном, синтезированном виде, например, в мировом кинематографе. Так, более полутора лет, в Усманском профессиональном (ранее педагогическом) колледже существует образовательно-досуговое объединение «Киноклуб», где на базе кинопросмотров зарубежных и отечественных киношедевров изучается и музыка, и театр, и хореография, и живопись, и история различных стран и народов. Проектный метод, поставленный в основу деятельности «Киноклуба», предполагает деятельное участие студентов колледжа в выборе программы просмотров, поиске и отборе информации, подготовке презентаций, анализе и обсуждении фильмов; здесь изучаются основные тенденции мирового кинематографа, стили и направления современного искусства, философия и гуманитарные проблемы современного общества. К сожалению, в этом учебном году заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной и социальной работе посчитал лишним существование ОДО «Киноклуб» и это объединение было выведено из образовательной и воспитательной структуры колледжа. Тем не менее оно продолжает существовать как полулегальное, просмотры подготавливаются только за счет энтузиазма руководителей и студентов.

Таким образом, подводя итог обсуждению проблемы существования системы внеурочных форм работы в рамках образовательных программ нового поколения стоит безусловно утверждать, что Федеральный государственный образовательный стандарт даже расширяет возможности работы различных объединений, секций и кружков. При правильном и логичном устройстве этой системы, в успешном слиянии усилий и интересов школьников, родителей, учителей, администрации успех общей идеи развития подрастающего поколения, расширения и углубления знаний учащихся несомненен, неформальный подход к образованию может дать результаты уже в обозримом будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Друзья прекрасного» художественно-эстетического направления. для 1,3 класса

Цель программы – создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития....

Сборник материалов районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образования»

В сборнике представлены материалы выступлений и практических занятий участников районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образова...

Внеурочная деятельность «Лепка. Декоративно - прикладное искусство" в 1 классе по художественно - эстетическому направлению в соответствии ФГОС НОО

Настоящая образовательная программа разработана согласно ФГОС начального общего образования для 1 класса....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области художественно-эстетическое развитие на тему: «Угощение для цыплят» для детей второй младшей группы

Закрепление техники рисования ватными палочками. Развитие эмоциональной и двигательной сфер ребенка средствами музыки и изобразительной деятельности....

Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начальн...