Художественные стили в Европе в XVII-XIX в.в.
учебно-методический материал по мхк на тему

Дорохова Елена  Александровна

Художественные стили в Европе в XVII-XIX в.в.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественные стили в Европе в XVII-XIX в.в.

Название

стиля

Архитектура

Живопись

Скульптура

Мебель и одежда

Основные

памятники

Основные

мастера

Место распространения

Характеристика стиля

Барокко

«причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»)

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России,

Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фронтоны с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко —теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью  и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини

Пышные помпезные формы, внушительныео объёмы сложные по форме, с обилием украшений, яркие росписи , вводят в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками.

 Вторая половина XVII века  период классического барокко мебель в стиле  «Луи XIV». 

В одежде - излишество и театральность,  используются бархат, шелк, тафта и атлас, вышивка.

Женщины носят пышные платья. В моду входят глубокое декольте и открытые плечи. Мужчины носят широкие штаны до колен и длинные чулки и парики, высокие каблуки.

Архитектура:

Собор Св. Петра, церквь Санта-Сусанна, церквь Санта-Мария-делла-Витториа в Риме.В Бельгии ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе, дом Рубенса в Антверпене, В России -«нарышкинское барокко», «голицынское барокко».В Германии Новый дворец в Сан-Суси

Скульптора: сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и,  превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы»

Живопись:

Рубенс

«Битва греков с амазонками» и «Похищение дочерей Левкиппа»

;Ван Дейк

«Коронование терновым венцом»;

Франс Халс

«Портрет Виллема Хейтхейссена»;

Никола Пуссен

«Великодушие Сципиона»

Архитектура:

Карло Мадерна, Бернини, Карло Фонтана, Карло Райнальди, Пьетро да Кортона.

Скульптура:

Лоренцо Бернини,

Живопись:

Рубенс,

Караваджо (Микеланджело Меризи), Рубенс, Ван Дейк, Франс Хальс, Вермер, Диего Веласкес, Никола Пуссен

16в. - Италия

17в. - друг. страны

18в. - Россия Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) музыке).

Название

стиля

Архитектура

Живопись

Скульптура

Мебель и одежда

Основные

памятники

Основные

мастера

Место распространения

Характеристика стиля

Классицизм

Классицизм (от лат. classicus - образцовый)

Античное наследие как норма, образец 

Дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой. Классицизму свойственны стройная упорядоченность формы, идея подчинения личности общественному долгу. Ясность и гармония линий в классицизме как бы подчеркивали разумную закономерность существующего мира и в своеобразной художественной форме отражали идеи Просвещения

Развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света. В произведениях Пуссена используются исторические, мифологические, религиозные темы, разработка которых отличается гармоничностью и строгостью построения.

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости

Мебель в классицизме – добротная и респектабельная, с четкими пропорциями; изготавливалась из ценных пород дерева. Она была достаточно изящной, но без вычурности, свойственной стилю барокко. Во Франции все большее распространение находят комоды, письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками. Появляются раскладные диванчики и кресла, кресло-оттоманка. Позолота и окраска мебели уступают место фактуре дерева. Предметы мебели отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

Для обивки употребляли— гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен.Ттекстиль в стиле классицизма –  бархат, тафта. Цвета -  желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями.

В костюме - каркасные формы, человеческая фигура видится в естественных объемах и пропорциях.

В мужском костюме- темный шерстяной фрак, светлый жилет, замшевые бриджи-кюлоты.

Женщины отказываются от пудры, В моде античность. Платья с завышенной талией, без корсета, отделки, украшений, из свободно струящихся прозрачных светлых муслиновых тканей или батиста ,которое надевалось на трико, заменившее нижнее белье. Лиф платья с глубоким вырезом, на ногах античные сандалии с завязками вокруг икр. Прически короткие, гладкие, завитые.

Н. Пусен

«Танкред и Эрминия» (Эрмитаж)

К. Лоррен. «Пейзаж с Энеем на Делосе». 1672 г. Национальная галерея. Лондон

статуя «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающая главный Петергофский фонтан (1800—1802. М.И.

Козловский)

Жан Антуан Гудон. Скульптурный портрет Вольтера.

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы.

К. Росси

Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)

Жиивопись:

Н. Пуссен,

 К. Лоррен

.

Скульптура:

Э.Фальконе, Ж.Гудон,

М.И.Козловский

Архитектура

Ф. Мансар

Андреа Палладио

В России

Карл Росси,

Андрей Воронихин и Андреян Захаров

Европа - с 17 по 19 вв.

Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия).

Творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном

Название

стиля

Живопись

Основные

памятники

Основные

мастера

Место распространения

Характеристика стиля

Караваджизм

Меризи да Караваджо (1571 – 1610) и его последователи

Караваждо: "Маленький больной Вакх"

1593 г., Галерея Боргезе, Рим.

"Вакх"

1596 г., Галерея Уффици, Флоренция.

 "Юпитер, Нептун и Плутон"

1597-1600 гг, Рим.

"Медуза"

1598-99 гг., холст, Галерея Уффици,

Флоренция.

"Нарцисс"

1598-99 гг., Рим.

"Спящий Купидон"

1608 г., Флоренция.

О. Джентилески:   Лютнистка (ок. 1626, Вашингтон, Нац. галерея),

" Отдых на пути в Египет" (Париж, Лувр и Вена, Музей истории искусства);

" Св. Цецилия с ангелом" (Рим, Нац. галерея); "Явление ангела св. Цецилии, "Валериану и Тибурцию" (Милан, галерея Брера).

 «Отсечение главы Иоанна Крестителя», «Молитва Марии Магдалины», «Поклонение волхвов», «Убеждение апостола Фомы»

Основатель Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610).

Орацио Джентилески по праву считается лучшим и талантливейшим учеником школы Караваджо. 

 Между европейскими художниками, работавшими в стиле караваджизма вне Италии, самым значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др.), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г. Рени и пр. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.). Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус

 Зародился в конце шестнадцатого в. в Риме. Все голландские последователи великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо происходили из Утрехта, старого католического центра Голландии в Риме. 

Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов, интерес к натуре. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Ему свойственны обострённое чувство реальной предметности, демократизм художественного идеала, материальность изображения, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов.

Название

стиля

Архитектура

Живопись

Скульптура

Мебель и одежда

Основные

памятники

Основные

мастера

Место распространения

Характеристика стиля

Академизм

Направление, основанное на следовании внешним формам классического зодчества; термин употребляется и более широко — любая канонизация художественных идеалов и принципов архитектуры прошлого.

Образцы античного искусства заслонили для художников-академистов живую природу, теоретическое знание для них было важнее, чем непосредственный опыт общения с миром. «Типичное и характерное стало заменяться схематичным.
Впрочем, нельзя отрицать, что для художников академистов характерно высокое техническое мастерство. -

Возрождение забыло, что греческие скульпторы, по которым оно изучало анатомию, сами никогда теоретически анатомии не изучали, а все основывали на зрительном опыте. "Максимилиан Волошин

История академической одежды уходит в глубь средневековья, когда образование находилось в прямой зависимости от церкви. Одежда преподавателей того времени копировала клерикальную, она была подобна монашеским одеяниям и предназначалась для повседневного ношения. Позже такие наряды преобразились в мантию, которую надевали лишь в торжественных случаях, а европейские университеты изобрели оригинальные туники с укороченными рукавами.

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения

 Мастера Академизма: Александр Кабанель, Адольф-Вильям Бугро, Тома Кутюр, Шарль Глейр, Жюль Бастьен-Лепаж, Фернан Кормон, Эмиль Огюст, Шарль Каролюс-Дюран, Лоуренс Альма-Тадема, Джон Уильям Горвард, Генрих Семирадский, Константин Маковский.

Европа 17-19 век

Этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Академизмом называют направление в искусстве, для представителей которого характерно догматическое следование авторитетам, канонам, классическим образцам, которые веками признавались идеальными и непревзойденными

Название

стиля

Архитектура

Живопись

Мебель и одежда

Основные

памятники

Основные

мастера

Место распространения

Характеристика стиля

Рококо

От фр. rocaille - раковина. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, замаскировываются фигурной отделкой; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.

Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».

Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта.. В моде у мужчин были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые  тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

Китайский домик в Потсдаме.

Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.

Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген.

Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью.

«Амур» Фальконе.

«Амур» Бушардона

Мейсенский фарфор.

Ахитектура

Тьеполо

Самым известным представителем фридерицианского рококо стал архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф

Живопись

Антуана Ватто, Франсуа Буше,

Джамбаттиста Тьеполо, Пьетро Лонги.,

Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто

Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».

Название

стиля

Архитектура

Живопись

Скульптура

Мебель и одежда

Основные

памятники

Основные

мастера

Место распространения

Характеристика стиля

Романтизм-(фр. romantisme) — XVIII—XIX веках,

В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании.

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни».. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

В скульптуре романтизма XIX в. ключевой стала идея движения, продления мгновения в вечности, тема развития, борьбы, изменчивости.

В период романтизма сформировался новый идеал женской красоты. Считалась красивой женщина с узкой талией, меланхолическим выражением худого бледного лица. Никогда еще мода не отходила так далеко от классических образцов, как в этот период: в мужском костюме господствуют средневековые плащи, длинные остроконечные туфли. Новшеством были резиновые и кожаные галоши. В моду входят усы и бороды. Вместо классической простоты в женском костюме — резко очерченная талия, тяжелый низ платья, непропорционально широкие рукава, громоздкие головные уборы. Вечернюю обувь для женщин делали из атласа, окрашенного в соответствующий одежде цвет. Во Франции на балах девушки должны были быть в белом платье, белых или светлых атласных туфлях.

До 40-х годов мужчины носили фраки из цветных тканей (излюбленными были синий, зеленый, коричневый цвета) с черным бархатным воротником и сапоги военного покроя. В 50-х - черные фраки. Сапоги с отворотами исчезают и используются лишь для верховой езды. К брюкам, не достигавшим подъема ноги, надевались цветные узорчатые носки и короткие штиблеты на пуговицах и резинках. Позднее - ботинки со шнурками.

В 90-е годы -влияние спорта. Появились костюмы и обувь для езды на велосипеде, катания на лыжах, коньках, рыбной ловли, охоты. Туфли со шнурками из холщовой ткани черного или коричневого цвета или с верхом из оленьей кожи с резиновой подошвой приобретались для игры в теннис и катания на лодках, в сапогах катались на лыжах.

Под влиянием спорта сложился женский костюм, состоящий из юбки и жакета.

Романтизм  в интерьере — это сочетание роскошной мебели, дорогих тканей, мягких цветов и нежного декора. Для него характерны обилие драпировок, загадочная многослойность, но при этом воздушность линий. Романтизм это стиль, где всего много — расшитых подушек и валиков на диване, картин на стене, занавесок на окнах, небольших предметов мебели. Однако при этом создается ощущение гармонии и целостности.
Мебель выполнена из дорогих пород дерева и обита натуральными тканями — мягкая и располагает к комфорту. Также уместно использовать антикварные кресла и комоды

Биг Бэн и Тауэрский мост.

Тигр, терзающий крокодила» (1831) принесла Антуана Луи Бари успех. Эта скульптура и следующая за ней «Лев и змея» (1832) открыли новое направление во французской пластике,

Архитектура

Карло Райнальди в Риме, Гварино Гварини в Турине и Ян Блажей Сантини в Праге

Живопись Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Фредерик Эдвин Чёрч.

Романтизм в скульптуре представлен по преимуществу мастерами-анималистами Вальтопом, Меном, Видалем и  Бари (1796–1875)

Львов и тигров любил показывать Делакруа. Бронзовые звери Антуана Луи Бари, также предпочитавшего крупных хищников-кошек «

Явление европейской культуры в XVIII—XIX веках и американской культуры конца XVIII века — первой половины XIX века.  

Романтизм - представляет собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[

классицизму и Просвещению.

Название

стиля

Основные

памятники

Основные

мастера

Место распространения

Характеристика стиля

Неого́тика («новая готика») наиболее распространённое направление в архитектуре , возрождавшее формы и конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века       Неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуанчжоу, Рыбинске и Киеве.

Строберри-хилл под Лондоном

Храм Римско-католической церкви в Вене. Альзергрунд рядом с Венским университетом

затянувшегося на шесть веков строительства пражского собора св. Вита. Из собственно неоготических проектов выделяются своими размахом и пышностью венская Вотивкирхе (1856-79) и здание Венгерского парламента в Будапеште (1885-94).

Неоготика во Франции и Италии

базилики Святой Клотильды (1827-57)

реставрации шедевров французского средневековья  Сент-Шапель, Мон-Сен-Мишель, грандиозное аббатство в Везле, древние укрепления Каркассона, горный замок Роктайад. К реставрации проектов приложил руку неутомимый Виолле-ле-Дюк.

Неоготика в России

Первые в России попытки относятся к 1770-м годам, когда Ю. М. Фельтен по заказу Екатерины II выстроил в диковинных для Петербурга формах Чесменский путевой дворец и церковь при нём, а В. И. Баженов спроектировал обширную Царицынскую усадьбу под Москвой.

Ласточкино гнездо (1911-12, арх. Л. В. Шервуд) Белая башня в Царском Селе (1821-27, арх. А. А. Менелас)

Церковь Александра Невского в Петергофе (1831-34, арх. К. Ф. Шинкель)

Усадьба Марфино близ Лобни (1837-46, арх. М. Д. Быковский)

Новопетергофский вокзал (1855-57, арх. Н. Л. Бенуа)

Во второй половине XIX века в США получил распространение стиль плотницкая готика — разновидность деревянной архитектуры, стремившейся подражать викторианской неоготике. Помимо США, плотницкая готика также получила распространение в восточных провинциях Канады.

Ранняя британская неоготика

Уильям

Адам,. Сын лондонского мэра, Уильям Бекфорд, в 1795 году начал в Уилтшире строительство внушительного поместья Фонтхилл-эбби с восьмиугольной 90-метровой башней, которая трижды обрушивалась за 30 лет

Неоготика была «официально» признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 г. поручено отстроить известному знатоку и энтузиасту неоготики, Огастесу Пьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец стал визитной карточкой стиля.

Королевский судный двор

Мемориал принца Альберта.

В США отношение к неоготике было настороженным.

Германия

Науэнским воротам (1755).

, Кёльнского собора — одного из самых масштабно задуманных зданий средних веков(157 метров),

161-метровый Ульмский собор.

прусское правительство профинансировало возведение грандиозного замка Гогенцоллерн в Швабии (1850-67), однако и он померк перед словно вышедшим из волшебной сказки замком Нойшванштайн, строительство которого развернул в Альпах в 1869 году баварский король Людвиг II.

самой высокой в мире церкви — Николайкирхе (разрушена во время Второй мировой войны). Новые храмы нередко сооружались из неоштукатуренного кирпича в традициях кирпичной готики — таковы висбаденская Маркткирхе и Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Западная и восточная Европа. Британские колонии (Австралия и Новая Зеландия).

Северная Америка

название «готический» возникло в эпоху Ренессанса для обозначения архитектурного стиля, противоположенного в своей эстетике рациональному римскому строю. Готы, разрушившие Древний Рим, были для деятелей Ренессанса воплощением всего «варварского», что и определило выбор названия «варварского», не римского архитектурного стиля. Зодчие эпохи Регентства обращали пристальное внимание на архитектуру английских готических соборов. Освоение полученных знаний позволило мастерам викторианской эпохи превратить неоготику в универсальный архитектурный стиль, в котором возводились не только церкви, но и здания самой разной функциональной направленности — ратуши, университеты, школы и вокзалы. В этом т. н. «викторианском стиле» застраивались в XIX веке целые города.

Название

стиля

Архитектура

Основные

памятники

Боз-ар (фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства») 

Боз-ар — эклектический стиль архитектуры, в противовес распространившемуся в середине XIX века увлечению национальным средневековьем (неоготика, неовизантизм, псевдорусский стиль), продолжавший традиции итальянского ренессанса и французского барокко.

«Рассадником» боз-ара служила парижская Школа изящных искусств, которая и дала стилю название. Подлинным манифестом стиля стали Опера Гарнье и прочие постройки выпускника школы Шарля Гарнье в период Второй империи.

Для  построек характерны строгая симметрия, иерархия благородных (входы, лестницы) и утилитарных пространств, эклектическое использование элементов из французской и итальянской архитектурной истории, богатый декор с использованием лепки, барельефов, фигурной скульптуры, картушей, аграфов и проч., а также полихромные вставки (как правило, имитирующие золото). В отличие от чистого неоренессанса и необарокко, боз-ар свободно варьирует элементы обоих направлений.

Диплом Школы изящных искусств считался залогом блестящей карьеры архитектора не только во Франции, но и в США. Выпускники этого учебного заведения сделали в 1885—1920 гг. боз-ар доминирующим архитектурным стилем Америки. Как правило, к этому стилю в США относят громоздкие многоэтажные общественные сооружения с характерными французскими деталями и башенками — ратуши, гостиницы, офисные здания.

Мост Александра III в Париже:

Большое фойе Гран-Опера

  • Дворец изящных искусств в Мехико
  • Опера Гарнье;
  • новые крылья Лувра;
  • дворец Трокадеро;
  • вокзал д’Орсе; Гран-Пале, Пети-Пале, мост Александра III;

дворец Шайо

Название

стиля

Живопись

Основные

мастера

Место распространения

Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство)

Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире.

В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П. А. Бабина, П. И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния. Отдельную группу составляют представленные в зале детские портреты

На рубеже двух веков развивалось творчество Н. И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметьевых.,

В. Л. Боровиковский,

мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я. Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж. Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф. М. Матвеева прослеживается влияние «Водопадов» и «Видов Тиволи» Я. Мора.

г рафика Дж. Флаксмана (иллюстрации к Гомеру, Эсхилу, Данте)

 В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века

Название

стиля

Живопись

Основные

мастера

Характеристика стиля

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) Франция

Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер и указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в этой манере

Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:

Голубой — Оранжевый

Красный — Зелёный

Жёлтый — Фиолетовый

Мане и Ренуар.

Клод Моне, Сислей и Писсарро,

Эжен Делакруа,

Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве»

Импрессиони́зм ( — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Идеи импрессионизм - также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где он также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Название

стиля

Живопись

Скульптура

Основные

памятники

Основные

мастера

Постимпрессионизм 

Постимпрессионизм во французской живописи конца XIX в. общепринятость и условность термина, объединяющего неоимпрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека. Влияние импрессионизма на их творчество и неудовлетворенность интерпретаций мира художниками-импрессионистами. Стремление постимпрессионистов к воссозданию целостной картины мира, поиск экспрессивных форм творческого преображения натуры, активизация и символизация художественных средств

Огюст Роден . Пластическая выразительность позы, движения человеческой фигуры. Экспрессивные возможности лепки, живописной игры разнообразной обработки мрамора, эффектов незаконченности («Бронзовый век», «Вечная весна», «Мыслитель»). Новаторское решение городских памятников — «Граждане города Кале».

Возвращение к античной традиции и ее новое истолкование в скульптуре начала ХХ в. архаизация образов, брутальная сила и мощь объемов в произведениях Эмиля Антуана Бурделя («Геракл, стреляющий из лука»). Поиск идеальной гармонии и живое, чувственное ее воплощение в скульптурах Аристида Майоля («Помона»).

Жоржа Сера  -«Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт»,

панорамный пейзаж Сезанна («Марсельская бухта»),

Ван Гога -(«Сеятель», «Красные виноградники в Арле», «Звездная ночь»

Анри де Тулуз-Лотрека -«В кафе»

Жоржа Сера — глава этого течения

Название

стиля

Мебель и одежда

Основные

памятники

Характеристика стиля

Декаде́нтство (фр. décadent — упадочный) — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.

Декаданс — это течение конца XIX века, которое пестрит индивидуализмом, эстетикой, развлечениями и выделяется из других стилей слегка «потерянными» барышнями. Декаданс в моде это темные цвета, мундштуки, рваные чулки и кокаиновые остатки на манжетах платьев.

Бледность, худоба, налёт готичности, немного опечаленное лицо, преобладание черных, бежевых и глубоких цветов, пастельные оттенки — так выглядит декаданс в мире моды.

Колорит интерьера в стиле «декаданс» тяжел и сложен для восприятия: черный, фиолетовый, насыщенные изумрудно-зеленый, малиновый и серо-синий цвета сочетаются между собой самым причудливым образом. Черный потолок и изумрудно-зеленые стены? Мебель с обивкой фиолетового и малинового цвета на темно-синем ковре? Картины в тяжелых позолоченных рамах на красных стенах? Да, все это приемлемо в декадансе, главное, чтобы хозяин чувствовал себя в этой обстановке комфортно и уютно (мнение гостей учитывать не принято). А разбавляют эти мрачноватые тона детали неожиданно «веселеньких» расцветок – светло-розовые и сиреневые подушечки на диване, легкие золотисто-бежевые тканевые абажуры светильников, деликатные зеленовато-голубые скатерти.

Рамон Касас. Юная декадентка. 1899

«Модерновый» памятник Гоголю —Андреева.

Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности

Название

стиля

Живопись

Основные

памятники

Основные

мастера

Авангард и Модерн

Истоки авангарда в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв

Фовизм и кубизм — первые и основополагающие течения в истории авангарда.

Экспрессионизм,

абстракционизм

Матисс «Роскошь, покой, сладострастие», «Танец»).

«Авиньонские девицы» Пикассо

(Пикассо «Портрет А. Воллара», Брак «Газета и бутылка»

Фовизм. Лидирующая роль Анри Матисса в формировании этого течения.

Кубизм и творчество его создателей Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Экспрессионизм

экспрессионизма (Эрнст Людвиг Кирхнер «Обнаженные на солнце», «Женщина перед зеркалом», Эмиль Нольде «Пророк»).

Абстракционизм-Василия Кандинского

Автор: Дорохова Елена,

 магистр педобразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).

Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Литература и искусство стран Европы в XVII веке

Данная мктодическая разработка урока предназначена для учащихся 7 кл., изучающих историю Нового времени....

Курс дополнительного образования "История искусства Западной Европы XV-XVII веков"

Программа, календарно-тематическое планирование и пояснительная записка к курсу "История западноевропейского искусства XV-XVII веков"...

Художественные стили (живопись) Западной Европы к.XVI - нач.XIX вв.

Художественные стили (живопись) Западной Европы к.XVI - нач.XIX вв. Барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, реализм....

Презентация "Россия и Европа в XVII в."

Презентация выполнена на основе учебника истории России 8 класса под редакцией Торкунова. Данная разработка поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок истории на тему "Россия...