План-консект урока по искусству в 8 классе "Портрет в искусстве России"
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему

План конспект урока по искусству в  8 классе по теме "Портрет в искусстве России". План конспект содержит образовательные и воспитательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_isk.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Цель урока.  Образовательная. Глубже изучить представление  о портретном жанре. Рассмотреть портреты наших великих соотечественников.

Развивающая. Уметь размышлять о знакомых произведениях искусства, формировать умение слушать музыку, анализировать произведения искусств, сопоставлять их.

Воспитательная. Воспитывать  любовь к искусству, чувство сопереживания к героям произведений, прекрасного у обучающихся

Тип урока. комбинированный.

Ресурсы.  Произведения художников И Вишнякова,, В Серова., Ф. Рокотова, В.Боровиковского. Произведения музыкальные «Лунная соната» Бетховена, мордовские песни.

Ход урока

  1. Проверка знаний обучающихся.  
  1. Что такое портрет?  (Портрет — изображение определенного человека или группы людей) .
  2.  Когда  и где портрет как жанр искусства получил распространение? (Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике).
  3. Какие бывают портреты? (Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя.)
  4. Назовите художников портретистов и их произведения? 
  1. Изучение нового материала.   

Сегодня мы продолжим изучать тему портрета и рассмотрим портрет как достижение национальной школы, изучим портреты наших соотечественников, поработаем с произведениями художников и композиторов, приобщимся к творчеству мордовских художников и скульпторов.

  1. Портрет - достижение  национальной школы.  Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. В середине XVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. (слайд 2)

Обратим внимание на портреты художников:                                                                                                      - К. Брюллова. Всадница. (слайд 3);                                                                                                                                                     - В. Серова. Девочка с персиками. (слайд 4) :                                                                                                                            - И. Крамского. Портрет художника Шишкина (слайд 5);                                                                                                       - О. Кипренского. Портрет А.С. Пушкина (слайд 6)                                                                                            

 2.Портреты наших великих соотечественников

 Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства — учеными, писателями, живописцами, музыкантами, меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.( слайд 7)

Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях:                                    -мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн) .( слайд 8) ,                                                  - глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков) (слайд 9),                                                                                                             - спокойного размышления (писатель Л. Толстой).(слайд 10)   Портрет Толстого производит яркое и сильное впечатление. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Глаза ясные и добрые. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.
Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать величие и духовную монументальность Толстого.

Многие молодые живописцы того времени  мечтали учиться в мастерской Репина, одним из них был мордовский художник Ф.В. Сычков.  

3. Портрет в творчестве мордовских художников                                                                                                Ф.В. Сычкова и С.Д. Эрьзи. (национально-региональный компонент)

1.Портрет в творчестве Сычкова.  ( слайд 11)Звучит Лунная соната Бетховена.

Важную роль в творчестве Ф.В.  Сычкова,   имела его встреча с И. Е. Репиным, состоявшаяся в 1892 году. В течение всех ученических лет живописец из  Кочелаева не терял с ним связи, пользовался советами и указаниями великого художника во время вступительных экзаменов и занятий в Академии художеств и на квартире Репина, куда приносил свои работы. Сам Репин настолько доверял Сычкову, как художнику, что разрешил ему копировать портрет своей работы, назвав Сычкова в собственноручной записке “хорошим художником». Художник пробует свои силы в области большого парадного портрета-картины, жанра сложного и интересного, в котором тогда много работал ведущий живописец России В.А.Серов.

Наиболее показательным произведением этого плана у Сычкова является “Портрет Лидии Васильевны Сычковой”(1904). (слайд 12)

   Среди портретных работ Сычкова необходимо отметить изображения известных советских художников И. И. Бродского и И. С. Горюшкина-Сорокопудова.                          В портрете И. И. Бродского, который в 1937 году приезжал в Саранск с сотрудниками Академии художеств, Сычкову удалось создать яркий, запоминающийся образ выдающегося советского художника и общественного деятеля. Живописец представил Бродского в мастерской,  сидящим перед мольбертом. На лацкане строгого костюма выделяются два ордена. Одухотворенное лицо, выражение глаз, пристально смотрящих на холст, передают состояние человека тонкой и чуткой души, всецело погруженного в творчество. (слайд 13)

   Портрет И. И. Бродского носит парадный характер. Совсем иначе, более камерно изображает Сычков своего друга, преподавателя Пензенского художественного училища И. С. Горюшкина-Сорокопудова. От всей фигуры пожилого человека, в глубоком раздумье сидящего на садовой скамье, веет задушевностью и теплом. Это состояние подчеркивается пейзажем, передающим очарование летнего солнечного дня. (слайд 14)

2. Портрет в творчестве С. Д. Эрьзи.

Мордовский скульптор Степан Нефедов во всем мире известен под именем Эрьзя. Боготворивший своих предков-крестьян, Эрьзя вобрал в себя культуру всей земли и поистине стал художником мира. В середине 20-х годов скульптор выезжает с выставкой своих произведений в Европу, затем судьба забрасывает его в Южную Америку. В 1927-1950 годах он живет в Аргентине. Здесь Эрьзя находит новый скульптурный материал - прочные и выразительные породы субтропических деревьев. В Аргентине он создал портреты Льва Толстого, Сократа, Микеланджело.

  1. Работа с произведениями художников и композиторов.                                                                       Задание1.Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина — «Ноктюрн» из Струнного квартета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен портрет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.

Задание 2..Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Выскажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.

Задание3. Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?

Задание 4. Вы прочитали  отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) . Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни общества начала XIX в. (война? мир?) описывает? Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства — живописным портретом, литературным текстом?

  1. Художественно-творческое задание

► Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, подберите музыкальный фон для этой сцены.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Приложение.

Отрывок из романа «Война и мир»

 Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном все так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.

В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему-то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, все спрашивал себя: "о чем она думает? Чему она так рада!".

Вечером,  оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

- Только еще один раз, - сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

- Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.

- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...

Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

- Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.

- Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому, что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

- Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

- Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже - натужиться надо. Вот так!

- Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони: "Ведь второй час".

- Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

- Ах... Боже мой! Боже мой! что ж это такое! - вдруг вскрикнула она. - Спать так спать! - и захлопнула окно.

"И дела нет до моего существования!" подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. - "И опять она! И как нарочно!" думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку МХК по теме "Неоклассицизм в искусстве "серебряного века". Мир искусства" (11 класс)

Данная презентация была разработана мной для проведения урока МХК в 11 классе по программе Рапацкой Л.А....

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...