Рабочие программы по МХК (8-11 классы), Данилова.
рабочая программа по мхк на тему

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhk_8-11.rar123.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по МХК 8 класс

Статус документа

  Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе

федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе примерной программы по МХК рекомендованной Министерством образования РФ, программ по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, сборника программ и методических материалов Ю.А. Солодовникова, Л.М. Предтеченской, Л.Г. Емохоновой.

Структура документа

 Программа по МХК представляет собой целостный документ, включающий шесть  разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки пятиклассников, календарно - тематическое планирование уроков русского языка; рекомендации по оснащению образовательного процесса, методические приложения.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

         Пояснительная записка

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

              Программа выполняет две основные функции:

   Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

   Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

   Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

   Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимние специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.

  В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

 Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Специфика программы

  В 8 классе изучается культура античности, средневековья и отдельным блоком идет изучение тем по культуре Руси от X до XVII века.

             Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». В результате изучения данных блоков тем учащиеся должны прийти к выводу, что  человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.

        Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.

Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

       Целью изучения дисциплины «Мировая художественная культура» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

Образовательные цели и задачи курса:

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

     Воспитательные цели и задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

     Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполни- тельскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

      Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.

    Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования,  изучается на базовом уровне в объёме 34 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • владеть основными формами публичных выступлений;
  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п.п

Кол-во

часов

Тема урока

В мире художественной культуры

1

1

Художественные символы народов мира.

2

1

Единство мировой культуры.

3

1

Многообразие и национальная самобытность культуры.

Своеобразие литературных традиций.

4

1

Героический эпос народов мира.

5

1

Герои и темы народного эпоса.

6

7

2

Шедевры народного эпоса.

Архитектура народов мира

8

1

Храмовая архитектура.

9

1

Дом – жилище человека.

Изобразительное искусство народов мира

10

1

Древнерусская иконопись.

11

1

Книжная миниатюра Востока.

12

1

Скульптура Тропической и Южной Африки.

Декоративно-прикладное искусство

13

1

Традиции народного орнамента.

14

1

Игрушки народов мира.

15

1

Художественные промыслы России.

16

1

Контрольная работа.

Праздники и обряды народов мира

17

1

Всякая душа празднику рада.

18

19

2

Религиозные праздники и обряды.

20

1

Ах, карнавал! Удивительный мир…

Театр народов мира

21

1

Идут по Руси скоморохи…

22

1

Пекинская народная опера.

23

1

Искусство кукольного театра.

Музыка народов мира

24

25

2

Музыкальные инструменты народов мира.

26

27

2

Музыка в храме.

28

1

Колокольные звоны Руси.

Самобытность танцевальной культуры

29

1

Радуга русского танца.

30

1

Искусство индийского танца.

31

1

Страстные ритмы фламенко.

32

1

Под звуки тамтамов.

33

1

Контрольная работа.

34

1

Обобщающий урок.

Содержание учебного материала

В мире художественной культуры.

Художественные символы народов мира.

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира. Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Сакура – художественный символ Японии, береза – художественный символ России.

Единство мировой культуры.

Творения великих мастеров. Мировое Древо как отражение единства мира. Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде».

Многообразие и национальная самобытность культуры.

Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов. Образы и мотивы национального искусства Японии. Искусство чайной церемонии, расстановки цветов в вазах (икебана) и его символический характер.

Своеобразие литературных традиций.

Героический эпос народов мира.

Понятие о героическом эпосе. Шедевры народного эпоса. Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Литературные интерпретации народного эпоса. Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре.

Герои и темы народного эпоса.

Общие черты и сходные признаки произведений героического характера. Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Русские былинные богатыри.

Шедевры народного эпоса.

«Эпос о Гильгамеше», Карело-финский эпос «Калевала».

Архитектура народов мира.

Храмовая архитектура.

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания. Базилика. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символика православного храма. Традиции буддийской храмовой архитектуры. Культовые постройки ислама. Мечеть.

Дом – жилище человека.

Древнейшие дома человека. Изба. Иглу. Жилища народов Африки. Традиционные конструкции японского дома.

Изобразительное искусство народов мира.

Древнерусская иконопись.

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Икона. Процесс создания иконы и его основные этапы.

Книжная миниатюра Востока.

Создание книжной миниатюры. Излюбленные сюжеты.

Скульптура Тропической и Южной Африки.

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность, использование природных материалов. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия).

Декоративно-прикладное творчество.

Традиции народного орнамента.

Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Русский народный орнамент.

Игрушки народов мира.

Игрушки народов мира, отражение в них своеобразия национальных традиций. Русская народная игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Матрешка. История создания, разнообразные решения образа. Условность и обобщенный характер одежды, цветовые контрасты и гармония.

Художественные промыслы России.

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Художественные изделия из металла мастеров Великого Устюга. Резьба по кости народов Севера, ее основные сюжеты и образы. Гончарное искусство Гжели, гармония синего и белого цветов, связь декора с формой украшаемой посуды.

Контрольная работа-закрепление пройденного материала.

Праздники и обряды народов мира.

Всякая душа празднику рада.

Праздник. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа.

Религиозные праздники и обряды.

Крещение Руси, Православное богослужение и особый порядок его проведения. Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций. Паломничество в Мекку (хадж).

Ах, карнавал! Удивительный мир…

Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия – родина карнавальных шествий. Бразильские карнавальные шествия.

Театр народов мира

Идут по Руси скоморохи…

Первые упоминания о скоморохах. Историческая судьба. Актёрское мастерство скоморохов. Тема скоморошества в различных видах искусства.

Пекинская народная опера.

Пекинская музыкальная драма. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами. Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы.

Искусство кукольного театра.

История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древней Греции, Риме, Китае. Традиции кукольного театра в средние века и в эпоху Возрождения.  Любимые герои кукольного театра. Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание.

Музыка народов мира.

Музыкальные инструменты народов мира.

Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство. Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые  музыкальные инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая, стран Южной и Юго-Восточной Азии. Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история русских народных музыкальных инструментов. Использование ударных и духовых инструментов.

Музыка в храме.

Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны – основа музыкальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки. Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Характерные особенности буддийской музыки.

Колокольные звоны Руси.

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей. Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М.Глинки, М. Мусоргского., в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке.

Самобытность танцевальной культуры

Радуга русского танца.

Русский танец. Особенности. Хоровод. Пляски-кадрили и переплясы. Трепак.

Искусство индийского танца.

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система индийского классического танца. Мудра. Характер индийского танца. Использование музыки, поэзии, драматического искусства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой, архитектурой.

Страстные ритмы фламенко.

Фламенко – своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Болеро, сегидилья, хота – наиболее популярные танцы Испании.

Под звуки тамтамов.

Традиционные танцы народов Африки. Разнообразие видов и форм танцев.

Обобщение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса мировой художественной культуры 8 класса ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества.

Формы и средства контроля

        

- зачет

- семинар

-тест

- контрольная работа

-защита презентации


Календарно-тематическое планирование по МХК. 8 класс

 

№ п.п

Кол-во

часов

Тема урока

Тип урока

Методы обучения

Содержание урока

Виды и формы

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

урока (план)

Дата

проведения

урока (факт)

  1. В мире художественной культуры.

1

1

Художественные символы народов мира.

Лекция с элементами беседы, презентация

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира. Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Сакура – художественный символ Японии, береза – художественный символ России

Записи лекции

Записи в тетради

2

1

Единство мировой культуры.

Лекция с элементами беседы

Творения великих мастеров. Мировое Древо как отражение единства мира. Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде».

Построение связного рассказа

Записи в тетради

3

1

Многообразие и национальная самобытность культуры.

Урок контроля ЗУН

Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов. Образы и мотивы национального искусства Японии. Искусство чайной церемонии, расстановки цветов в вазах (икебана) и его символический характер.

Тест по теме

Записи в тетради

  1. Своеобразие литературных традиций.

4

1

Героический эпос народов мира.

Лекция с элементами беседы

Понятие о героическом эпосе. Шедевры народного эпоса. Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Литературные интерпретации народного эпоса. Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре.

Записи лекции

Записи в тетради

5

1

Герои и темы народного эпоса.

Урок-беседа

Общие черты и сходные признаки произведений героического характера. Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Русские былинные богатыри.

Конспект

Записи в тетради

6

7

2

Шедевры народного эпоса.

Урок контроля ЗУН

«Эпос о Гильгамеше», Карело-финский эпос «Калевала».

Семинар по вопросам темы

Записи в тетради

  1. Архитектура народов мира.

8

1

Храмовая архитектура.

Урок-презентация, лекция с элементами беседы

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания. Базилика. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символика православного храма. Традиции буддийской храмовой архитектуры. Культовые постройки ислама. Мечеть.

Защита презентаций, устное сообщение

Записи в тетради

9

1

Дом – жилище человека.

Урок-презентация, лекция с элементами беседы

Древнейшие дома человека. Изба. Иглу. Жилища народов Африки. Традиционные конструкции японского дома.

Защита презентаций

Записи в тетради

  1. Изобразительное искусство народов мира.

10

1

Древнерусская иконопись.

Урок-презентация, лекция с элементами беседы

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Икона. Процесс создания иконы и его основные этапы.

Защита презентаций, устное сообщение

Записи в тетради

11

1

Книжная миниатюра Востока.

Урок-лекция

Создание книжной миниатюры. Излюбленные сюжеты.

Устное сообщение

Записи в тетради

12

1

Скульптура Тропической и Южной Африки.

Комбинированный

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность, использование природных материалов. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия).

Тест по теме

Записи в тетради

  1. Декоративно-прикладное искусство.

13

1

Традиции народного орнамента.

Лекция с элементами беседы

Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Русский народный орнамент.

Развернутый ответ на вопрос

Записи в тетради

14

1

Игрушки народов мира.

Урок-презентация, лекция с элементами беседы

Игрушки народов мира, отражение в них своеобразия национальных традиций. Русская народная игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Матрешка. История создания, разнообразные решения образа. Условность и обобщенный характер одежды, цветовые контрасты и гармония.

Защита презентаций, устное сообщение

Записи в тетради

15

1

Художественные промыслы России.

Урок-беседа

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Художественные изделия из металла мастеров Великого Устюга. Резьба по кости народов Севера, ее основные сюжеты и образы. Гончарное искусство Гжели, гармония синего и белого цветов, связь декора с формой украшаемой посуды.

Развернутый ответ на вопрос

Записи в тетради

16

1

Контрольная работа.

Урок контроля ЗУН

Проверка знаний.

Контрольная работа по теме

Записи в тетради

  1. Праздники и обряды народов мира.

17

1

Всякая душа празднику рада.

Лекция с элементами беседы

Праздник. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа.

Развернутый ответ на вопрос, рецензия ответа

Записи в тетради

18

19

2

Религиозные праздники и обряды.

Лекция с элементами беседы, презентация

Крещение Руси, Православное богослужение и особый порядок его проведения. Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций. Паломничество в Мекку (хадж).

Устное сообщение

Записи в тетради

20

1

Ах, карнавал! Удивительный мир…

Урок-беседа. Контроль ЗУН.

Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия – родина карнавальных шествий. Бразильские карнавальные шествия.

Семинар по теме

Записи в тетради

  1. Театр народов мира

21

1

Идут по Руси скоморохи…

Урок-лекция

Первые упоминания о скоморохах. Историческая судьба. Актёрское мастерство скоморохов. Тема скоморошества в различных видах искусства.

Записи лекции

Записи в тетради

22

1

Пекинская народная опера.

Лекция с элементами беседы. Презентация

Пекинская музыкальная драма. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами. Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы.

Защита презентаций, устное сообщение

Записи в тетради

23

1

Искусство кукольного театра.

Урок-лекция, презентация

История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древней Греции, Риме, Китае. Традиции кукольного театра в средние века и в эпоху Возрождения.  Любимые герои кукольного театра. Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание.

Защита презентаций, устное сообщение

Записи в тетради

  1. Музыка народов мира.

24

25

2

Музыкальные инструменты народов мира.

Урок-лекция, презентация

Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство. Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые  музыкальные инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая, стран Южной и Юго-Восточной Азии. Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история русских народных музыкальных инструментов. Использование ударных и духовых инструментов.

Защита презентаций, устное сообщение

Записи в тетради

26

27

2

Музыка в храме.

Лекция с элементами беседы

Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны – основа музыкальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки. Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Характерные особенности буддийской музыки.

Устное сообщение

Записи в тетради

28

1

Колокольные звоны Руси.

Урок контроля ЗУН

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей. Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М.Глинки, М. Мусоргского., в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке.

Зачет по теме

Записи в тетради

  1. Самобытность танцевальной культуры.

29

1

Радуга русского танца.

Урок-лекция.

Русский танец. Особенности. Хоровод. Пляски-кадрили и переплясы. Трепак.

Устное сообщение

Записи в тетради

30

1

Искусство индийского танца.

Урок-лекция

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система индийского классического танца. Мудра. Характер индийского танца. Использование музыки, поэзии, драматического искусства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой, архитектурой.

Устное сообщение, развернутый ответ на вопрос

Записи в тетради

31

1

Страстные ритмы фламенко.

Лекция  с элементами беседы, презентация

Фламенко – своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Болеро, сегидилья, хота – наиболее популярные танцы Испании.

Защита презентаций, устное сообщение

Записи в тетради

32

1

Под звуки тамтамов.

Урок-беседа

Традиционные танцы народов Африки. Разнообразие видов и форм танцев.

Построение связного рассказа

Записи в тетради

33

1

Контрольная работа.

Урок контроля ЗУН

Обобщение пройденного материала.

Контрольная работа

Повторить записи в тетради

34

1

Обобщающий урок.

Урок контроля ЗУН

Обобщение пройденного материала.

Устный ответ

Рекомендации по оснащению образовательного процесса

Обеспечение учебно – методическими комплектами и методическими пособиями.

 УМК для учащихся:

  • Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011.  
  • М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.
  • Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.
  • В л.   Петрухин.   Славяне   -   иллюстрированная   мировая история. -Москва: Росмэн, 1998
  • Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.
  • Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,
  • Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.
  • Мокеев  Г.   Огненные  храмы  древней  Руси.  //  Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.
  • Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.
  • Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.
  • Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.
  • Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.
  • Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.

Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2008.  

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 8 класс – М.: Дрофа, 2008.  

3. Поурочные планы  по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

Ресурсы Интернета

http://www.fondcultura.ru/index.htm –   нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы 

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

• http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений

• http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.

• http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

• http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.

• http://www.middleeast.org.ua/ — информационный центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).

• http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

• http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).

• http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия

• http://spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.

• http://www.suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.

• http://moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.

• http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

• http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).

• http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.

• http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений.

Приложения

Юбилейные и памятные даты мировой истории культуры:

- 06.08.2011 – 155 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова;

- 15.08.2011 – 155 лет со дня основания Государственной Третьяковской галереи;

- 24.10.2011 – 100 лет со дня рождения актера Аркадия Райкина;

- 04.12.2011 – 125 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского;

- 25.01.2012 – 180 лет со дня рождения Ивана Шишкина;

- 31.05.2012 –150 лет со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова;

- 13.06.2012 – 100 лет со дня открытия в Москве Музея изящных искусств императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);

- 01.11.2012 – 500 лет со дня, когда была впервые открыта взорам посетителей роспись Сикстинской капеллы, выполненная Микеланджело.

Ежегодно во всём мире отмечаются:

Международный день музеев (с 18.05.1977 г.) и Международный день театра.

В марте 534 года до н. э. в Афинах впервые были учреждены драматические состязания. Этот год и принято считать годом рождения мирового театра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по МХК для 10 класса по учебнику Даниловой

Программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики предмета, целей и задач курса, требований к уровню подготовки учащихся, календарно-тематического планирования, рассчитанного на 34 часа...

Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина

Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по истории для 5 класса по учебнику Данилова Д.Д.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта Данилов, Д. Д Всеобщая история. История Древнего мира : учеб. для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. - М.: Ба...

рабочая программа по МХК для 10 класса (учебник Г.И. Даниловой)

рабочая программа  и КТП по МХК для 10 класса (учебник Г.И. Даниловой)...

Рабочая программа по МХК 7-9 класс - Данилова Г.И.

Рабочая программа по МХК 7-9класс - Данилова Г.И....

Рабочая программа по "Искусству" по Г.И.Даниловой 9 класс

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Данная программа является рабочей и составлена на основе авторской программы  Г.И. Даниловой «Искусство: Содружество иск...