Рабочие программы
рабочая программа по мхк по теме

Семенычева Лариса Николаевна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочие программы 8-9 класс44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Базинская основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.В. Сутягина

ПРИНЯТО

на заседании

  педагогического совета

Протокол №     от

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№       от  

Рабочая программа

предмета  «Мировая художественная культура»

8-9  класс

Автор-разработчик:

Семенычева Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания

1 квалификационной категории

р.п. Бутурлино

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8 - 9 класса разработана на основе:

·  Федерального компонента государственного стандарта общего образования

·  авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009.»

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Мировая художественная культура. 7-9 классы.  Данилова Г.И – М.: Дрофа, 2010», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

8  КЛАСС

Художественные представления о мире

- Понятие о видах искусства. Античный бог Аполлон — покровитель искусства. Семья муз Аполлона (обобщение ранее изученного). Интерес к проблеме разделения искусств на виды в эпоху античности. Учение древнегреческого философа Аристотеля о способах «подражания» действительности («Поэтика»). Учение Г. Э. Лессинга о видах искусства, определение «специфического предмета» каждого из искусств и возможности отражения действительности («Лаокоон»). Теория Г. Гегеля о ведущей роли определенного вида искусства в зависимости от особенностей исторического развития и духовных запросов общества («Лекции по эстетике»). Современные классификации видов искусства. Разделение искусств на пространственные, или пластические (архитектура, живопись, графика, фотография, скульптура, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно-временные, или синтетические (литература, театр, опера, балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Подвижность и гибкость границ между искусствами.

Тайны художественного образа.«Искусство — это мышление в образах» (В. Г. Белинский).Особенность художественного мышления. Реальный мир — основа для художественного творчества. Художественное и научное постижение действительности. Роль творческой фантазии художника. Художественный образ как особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ— «знакомый незнакомец» (В. Г.Белинский). Художественный образ как единство изображения и выражения. Особенности образного языка в различных видах искусства. Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве. Соотношение вымысла и действительности в художественном произведении. Спор Эсхила и Еврипида о правде искусства (комедия Аристофана «Лягушки»). Понятие условности в искусстве на примере различных его видов (литература, живопись, театр, балет). Условность как средство для передачи чувств и мыслей автора.

Художник и окружающий мир. Многозначность понятия «художник». Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Как рождается художник и что питает его вдохновение. От античного мифа о Пигмалионе к скульптуре Родена «Поэт и муза». Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению. А. С. Пушкин о процессе художественного творчества. Судьбы великих мастеров: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля. Особенности восприятия окружающего мира в зрительных и звуковых образах. Стремление художников к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало. Окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.

Возвышенное и низменное в искусстве. Эстетика — наука о прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшая форма эстетического освоения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Безмерность, безграничность возвышенного, его устремленность к достижению идеальных целей и задач. Возвышенное и его связь с всемирно-историческими поворотами в развитии человечества, с переломными моментами в судьбах людей. Первые сведения о возвышенном в трактате античного философа Псевдо-Лонгина «О возвышенном». Эволюция трактовки данного понятия в трудах немецких философов и поэтов И. Канта и Ф. Шиллера. Статья Н. Г. Чернышевского «Возвышенное и комическое».

Грандиозность, масштабность, монументальность как наиболее яркие формы отражения возвышенного в искусстве. Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий античной трагедии и произведений У. Шекспира (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, король Лир и Гамлет — по выбору). Возвышенный характер музыки Бетховена (финал Третьей («Героической») симфонии). Использование особых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланд-жело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», картины И. Босха (по выбору).

Трагическое в искусстве. Проявления трагического в жизни и искусстве, общность и различия. Специфические законы его проявления в произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым — основа трагического в искусстве. Категория трагического как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве античности. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе. Противоречивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозможность изменения жизни. Понятия рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид — по выбору). История трагической и возвышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в картине Ж. Д. Энгра «Паоло и Франческа» и симфонической фантазии П. И. Чайковского «Франческа да Римини». «Реквием» Моцарта как образец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью (по выбору).

Комическое в искусстве. Смех — важнейшее условие нравственного воспитания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешного» и «комического». Социальный, общественно-значимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека с его истинной, внутренней сущностью — источник комического в искусстве. Чарли Чаплин — выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя. Образ бедного бродяги, выдающего себя за джентльмена, его внутреннее благородство и душевная щедрость. Лучшие фильмы и роли («Малыш», «Золотая лихорадка», «Новые времена» — по выбору). Градации комического: от дружественной улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комическое в музыке (Ж. Ф. Рамо «Курица», Д.Россини «Севильский цирюльник», М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» — по выбору). Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике. Живописные произведения У. Хогарта («Триумф избранных в парламент») и литографии О. Домье. Понятие о трагикомическом в искусстве. Трагикомедия как жанр искусства театра и кино (по выбору).

 ЛИТЕРАТУРА Литература как искусство слова. Литература как вид искусства и форма общественного самосознания. Роль литературы в духовной жизни человека. Правда в жизни и в литературе. Вымысел и художественное творчество. Понятие о литературе научно-популярной и художественной, их общность и различие. Место литературы среди других видов искусства. Литература как универсальная и всеобщая форма познания и отражения действительности. Особенности восприятия художественного произведения. Слово — «первоэлемент» литературы. Слово как условный знак предметов и понятий. Многозначность и метафоричность слова в художественном тексте. Выразительность словесных образов в произведениях японской лирики. Словесные эксперименты поэтов начала XX в.

Проблема художественного перевода.

Художественный образ в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Единство общего и индивидуального — основа создания художественного образа. Основные средства художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение (обобщение ранее изученного). Синтаксические и лексические средства создания образности. Звуковая организация художественной речи. Деталь как средство художественной выразительности, ее роль детали в создании литературного образа (на примере шедевров отечественной и зарубежной классики). Деталь — символ, знак исторической эпохи и средство выражения авторской позиции. Мастерство детали как выражение общих, наиболее типичных характеристик предмета или явления.

Художественное время и пространство в литературе. «Вечные образы» литературы (на примере шедевров мировой классики). Художественный образ в литературе и его зримое воплощение в произведениях книжной иллюстрации (по выбору). Особенности создания художественного образа в эпическом, драматическом и лирическом произведениях.

  АРХИТЕКТУРА.

Азбука архитектуры.Архитектура — «каменная летопись мира». Произведения архитектуры — памятники материальной и духовной жизни общества. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека — главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств — ее основная цель. «Польза, прочность, красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры («Десять книг об архитектуре»). Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство — язык архитектуры. Понятие о тектонике. Место архитектуры среди других видов искусства. Взаимопроникновение изобразительного искусства и архитектуры. Скульптура и живопись как композиционные элементы архитектуры. Несколько слов о профессии архитектора. Первые зодчие. Русские мастера-умельцы. Выдающиеся архитекторы современности.

Художественный образ в армитектуре. Архитектура — «застывшая музыка». Специфика художественного образа в архитектуре. Архитектура как выражение основных идей своего времени. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности восприятия и воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека (осознание тяжести или легкости сводов, протяженности или замкнутости пространства, высоты стен, характера оконных проемов, движение потоков света и др.). Художественные средства и приемы создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб). Понятие об архитектурном ансамбле (Дворцовая площадь Санкт-Петербурга, площадь Святого Петра в Риме, площадь Сан-Марко в Венеции, площадь Согласия в Париже — по выбору). Связь архитектурных сооружений с окружающей природой (храмовое зодчество Японии или Китая, «органическая» архитектура XX в. — по выбору). Зависимость архитектуры от географических и климатических условий.

В мастерской архитектора.

Понятие об архитектурных стилях.Архитектурный стиль — устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Идея преемственности архитектурных стилей. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его основные отличительные признаки. Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы — основа для дальнейшего развития архитектуры. Гармония, простота и легкость, соразмерность человеку, практичность и торжественность.

Романский стиль западноевропейской архитектуры средних веков. Основные типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля. Готический стиль архитектуры. Каркасное перекрытие зданий — главная конструктивная особенность готических сооружений. Преобладание вертикальных линий, ажурность, легкость и динамичность внешнего облика, пучки тонких колонн, стрельчатые арки, богатство и пышность интерьеров. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям гармонии и симметрии античного зодчества. Преобладание спокойных горизонтальных членений, геометрическая правильность форм, уравновешенность, согласованность целого и частей, математически выверенные пропорции. Стиль барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Обилие пышных декоративных украшений. Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия — основные принципы оформления фасадов. Стиль классицизма в архитектуре. Ориентация на лучшие достижения античного зодчества, реальное воплощение представлений об «идеальном городе», сложившихся в эпоху Возрождения. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор. Ампир как стиль империи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Холодное величие и подчеркнутая монументальность форм, академизм. Стиль модерн — качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой. Архитектурный конструктивизм. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций.

Виды архитектуры.Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Крупнейший деловой центр планеты — Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты. Жилая архитектура. Древнейшие дома человека (Месопотамия, Древний Египет, Греция). Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Жилые дома различных народов мира (обобщение ранее изученного). Жилые дома А. Гауди и Л. Корбюзье. Высотки Чикаго. Дом Билла Гейтса — жилище XXI в. Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки. Ландшафтная архитектура.Зарождение садово-паркового искусства. Садово-парковое искусство Японии и Китая. Бульвары, скверы и парки больших городов (парки Версаля и Фонтенбло, Петродворца, Центральный парк Нью-Йорка — по выбору). Идея синтеза искусств в оформлении парка Гюэль А. Гауди. Архитектура парижского парка «Дисней-Европа». Архитектура малых форм: павильоны, беседки, фонтаны, мостики, лестницы, гроты (пекинский парк Бэйхай, парки и фонтаны Рима и Петродворца — по выбору). Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Города-музеи (Венеция, Париж, Суздаль — по выбору). Крупнейшие мегаполисы мира (Сан-Паулу, Токио, Рио-де-Жанейро, Мехико, Нью-Йорк, Москва — по выбору). Джайпур (Индия) как образец города-ансамбля. Создание новых поселков и городов. Реконструкция старых районов и городов. Реконструкция городов Мохенджо-Даро, Помпеи, Москвы (по выбору).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Язык изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства. Что значит «понимать» изображение? Проблема условности в изобразительном искусстве. Живопись, скульптура, графика — древнейшие виды изобразительного искусства. Их роль и место в жизни человека. Выразительное богатство способов изображения. Специфика художественных средств (линия, пятно, силуэт, ритм, цвет, пропорции, светотень). Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства. Рассчитанность на массовое восприятие и теснейшая связь с архитектурой — важнейшие признаки монументального искусства. Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески. Станковое искусство и его предназначенность для музеев, выставочных залов и частных коллекций. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Материалы и инструменты художника. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). В мастерской живописца.

Художественные средства и жанры живописи.Важнейшие средства создания художественного образа в произведениях живописи: композиция, колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. Понятие о жанровом многообразии живописи. Любимые жанры великих художников. Исторический жанр живописи. Изображение важнейших исторических событий прошлого и современности. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам. Бытовой жанр живописи. Изображение событий и сцен повседневной жизни. Национальные особенности бытовой живописи. Батальная живопись как составная часть исторического жанра, его сближение с бытовым жанром. Обращение к военной тематике. Идея прославления воинской доблести и народного героизма. Морские баталии. Портрет. Истоки портретной живописи, ее основные виды: парадный и камерный, парные и групповые портреты. Автопортрет. Передача индивидуального сходства и внутреннего мира портретируемого — важнейшее требование портретного жанра. Пейзаж. Изображение естественной или измененной человеком природы. Специфика пейзажной живописи народов различных стран. Городские и сельские пейзажи. Марины. Индустриальные пейзажи современности. Натюрморт. Изображение предметов «мертвой натуры». Натюрморт как отражение человеческих чувств и эмоций. Парадные и камерные натюрморты. Обманки-натюрморты. Интерьер. Близость к натюрморту и бытовому жанру. Красота жизни в разумно и гармонично организованном пространстве. Человек как органическая часть созданной среды.

Искусство графики. Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, черные и белые пятна. Проблема цвета, плоскости и пространства в искусстве графики. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра — основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линогра-фия и офорт. Виды графики по целевому назначению. Станковая графика (рисунки и эстампы, имеющие самостоятельное художественное значение). Книжная графика (иллюстрации, виньетки в заставках книги, орнамент, шрифт, лубок, каллиграфия, миниатюра, экслибрис).Прикладная, или промышленная, графика (художественное проектирование почтовых, товарных и денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок). Монументальная графика (плакат, афиша, реклама, вывеска). Понятие о компьютерной графике.

В мастерской художника-графика.

Художественная фотография. Фотография — зрительная память человечества. Рождение фотографии как выдающегося научно-технического изобретения. Первые дагерротипы. Фотопортреты Ф. Надара — первые образцы художественной фотографии. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия. Понятие о фотореализме. Документальная и художественная фотография. Выразительные средства и художественные возможности фотографии. Выдающиеся мастера и их достижения в области художественной фотографии. В лаборатории фотографа. Фотобиеннале последних лет.

Язык скульптуры. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Ее отличие и связь с другими видами искусства. Скульптура в архитектуре, ее основные виды. Роль монументальной скульптуры (памятники, обелиски, алтари, надгробия, колонны) в художественном оформлении городских и дворцовых ансамблей. Монументально-декоративная скульптура и ее роль в украшении внешнего облика зданий, интерьеров, садов и парков. Станковая скульптура музеев и частных коллекций. Виды станковой скульптуры: круглая (голова, бюст, торс, статуя), рельефная, или плоскостная (барельеф, горельеф и контррельеф). Материалы и техника их обработки в скульптуре. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Высекание из камня. Вырезание из дерева. Отлив, ковка, чеканка из металла. В мастерской скульптора. Талант творца и мастерство ремесленника.

Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство — составная часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций, освоение новых промышленных технологий. Понятие о прикладном и декоративном искусстве. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства. Польза, прочность и красота — важнейший критерий их значимости. Классификация декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, материалу и технике выполнения. Наиболее популярные виды декоративно-прикладного искусства в России: керамика, резьба и роспись по дереву, ткачество, кружевоплетение, вышивка, ковка и литье, резьба по камню и кости, изготовление изделий из стекла. Крупнейшие народные промыслы России (обобщение ранее изученного).

Искусство дизайна. Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Дизайн и его отличие от декоративно-прикладного искусства. Дизайн как символ современной цивилизации. Конструирование предметного мира по законам пользы, прочности и красоты. Искусство дизайна и его влияние на общественную, научную и художественную жизнь человека. Художественные и научные основы дизайна. Особенности профессии дизайнера сегодня (художник, социолог, психолог, инженер). Роль человеческого фактора в проектировании и создании предметов окружающей среды. Выдающиеся мастера дизайна. Сферы дизайна. Бытовой (мебель, предметы бытовой техники, кухонная утварь, одежда) и промышленный (оборудование, станки, средства передвижения) дизайн.

 МУЗЫКА.

Музыка как вид искусства.Музыка как один из древнейших видов искусства. Античные мифы о происхождении музыки (мифы об Орфее и Эвридике, Пане и Сиринге — обобщение ранее изученного). Музыка и ее место в ряду других искусств. Краски слов на палитре музыки. Понятие о музыкальной живописи и живописной музыке. Музыка вокальная и инструментальная, народная и профессиональная. Музыка и характер ее воздействия на мир чувств и эмоций человека. Основные функции музыки: отражение идей, эмоций человека и предметного мира. Моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос». Глубина проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Музыка как часть культуры разных народов. Своеобразие воплощения в музыкальных произведениях народного характера и образа жизни в различных странах мира.

Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального художественного образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Временной характер музыки. Существование во времени — главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Музыка Г. В. Свиридова из кинофильма «Время, вперед». Особенности «звучания времени» в музыке композитора. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. Плавность и неспешность средневекового григорианского хорала и стремительные ритмы современности. Зримость и пластичность музыкального образа. Программная музыка композиторов-романтиков XIX в. Фортепианные сочинения Р. Шумана и Э. Грига (по выбору). Конкретная музыка XX в. Звуковой мир современного города в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик-231».

Язык и форма музыкального произведения. Роль композитора в создании музыкального произведения. Понятие о музыкальной форме как о композиционном строении музыкального произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор формы музыкального произведения как творческий процесс, определенный замыслом композитора. Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Музыкальная форма и ее протяженность во времени («форма-процесс»). Мелодия, гармония, ритм, тембр, фактура — важнейшие элементы музыкального языка (обобщение ранее изученного).

Понятие о музыкальных жанрах.  Многообразие музыкальных жанров и сложность их современной классификации.Жанровое разделение музыкальных произведений по функциональному признаку. Бытовые (первичные) жанры музыкальных произведений: песня, танец, марш. Музыка для слушания — вторичные, отвлеченные жанры: прелюдия, фуга, соната, симфония, оратория, опера и др. Связь и взаимопроникновение первичных и вторичных жанров.

Классификация жанров по месту исполнения музыки. Понятие о камерных жанрах (романс, соната, квартет). Монументальные жанры музыки (симфония, оратория, опера, балет). Классификация жанров по типу создания: эпический, лирический, драматический, комический и трагический жанры. Классификация жанров по способу исполнения музыки. Вокальные жанры (народная песня и хоровая музыка без сопровождения). Инструментальные жанры (прелюдия, соната, симфония, концерт). Вокально-инструментальные жанры (песня или романс с сопровождением, опера, оратория). Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части классической симфонии: сонатное аллегро, анданте (адажио, ларго), менуэт или скерцо, рондо.

9 класс

Тема 1. В мире художественной культуры.

Художественные символы народов мира. Единство и многообразие мировой культуры

Тема № 2 Своеобразие литературных традиций

Понятие о героическом эпосе Значение термина героический эпос. Как возник и сложился героический эпос. Древнейшие мифы. «Сказание о Гильгамеше». «Махабхарата». Мифы Средневековой Европы. Русские былины.

Герои и темы народного эпоса Сотворение мира. Чудесное рождение героя. Описание битвы защита Отечества. Русские герои. Плач Гильгамеша.

Карело-финский эпос «Калевала» Главные герои «Калевала». Маленькая волшебная мельница – символ изобилия. Чудесные превращения.

Тема3. Архитектура народов мира.

Своеобразие храмового зодчества Христианский храм. Базилика. Крестово-купольный храм. Шатровые храмы. Алтарь. Буддийский храм – Борободур. Культовые постройки ислама.

Дом – жилище человека Первые жилые дома. Древнегреческий дом. Дома древнего Рима. Русские дома. Русская изба. Яранга. Иглу. Чум. Юрты. Дома народов Африки. Японские домаТема4. Декоративно-прикладное искусство.

Тема 4. Изобразительное искусство народов мира.

Искусство византийской мозаики Античные мозаики, мозаики Византии, мозаики Равенны, мозаики церкви Успения в Никее, русские мозаики.

Древнерусская иконопись Создание икон. Мир иконы – книга для неграмотных. Символизм икон.

Искусство книжной миниатюры Востока Книги древнего Востока. Создание книжной миниатюры как сложный и творческий процесс. Форма и цвет. Сюжеты. Художник К.Бехзад (1450е-1530е).

Скульптура Тропической и Южной Африки Деревянная скульптура народов Африки. Маски. Символизм костюмов. Разнообразие художественной трактовки образов. Скульптурные произведения Нигерии.

Тема 5. Декоративно-прикладное искусство.

Народный орнамент. Игрушки народов мира.

Тема № 6 Праздники и обряды народов мира

 «Всякая душа празднику рада» Праздник. Обряды: религиозные, семейно-бытовые, календарные. Обычаи.

Религиозные праздники и обряды народов мира Крещение Руси. Православная служба. Образы Вечерни, Утрени, Литургии. Православный церковный год. Мусульманские праздники и традиции. Мекка, Кааба, хадж.

Ах, карнавал! Удивительный мир.. Традиции современных карнавалов. Венецианские карнавалы. Бразильские карнавалы. Карнавалы в США, Швейцарии, Испании.

Тема №7 Театр народов мира

Рождение русской народной драмы Народные театральные зрелища, сюжеты, костюмы. Голос и интонация. Импровизационность, драматизм, лиричность монологов. Условный характер персонажей.

В музыкальных театрах мира Рождение оперы. Камерата. Лучшие театры мира. Балет и выдающиеся балерины. Пекинский театр. Великолепная игра актеров. Символизм.

Тема №8 Музыка народов мира

Музыка в храме Хоровое пение, интонации, манера исполнения. Знаменное пение. Партесное пение. Музыка ислама. Азан. Буддийская музыка. Система буддийских музыкальных традиций.

В песне – душа народа Песенное творчество. «Как сложили песню. » Календарные, обрядовые, лирические песни. Символизм в песнях. Плясовые и хороводные.

У истоков народной американской музыки Истоки джаза. Спиричуэл, блюз, регтайм. Гершвин. Музыка кантри. Музыка «вестерн». Рок-н-ролл, творчество Элвиса Пресли.

Тема №9 Самобытность танцевальной культуры

Страстные ритмы фламенко Испанские танцы. Фламенко

Радуга русского танца истоки русского народного танца – языческие игрища. Искусство скоморохов. Хоровод. Пляски-кадрили. Трепак.

Искусство индийского танца Истоки индийского танца. Система индийского танца. Синтетический характер танца. Язык танца. Костюмы.

Под звуки тамтамов Чувство ритма и пластики. Движения танцоров. Танцы отдыха, соревнования-игрища, трудовые занятия в танце, танцы, посвященные различным этапам жизни людей, а также магические танцы. Танцы перевоплощения в животных.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 знать / понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства.

 уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками иформации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

 использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

3 . Учебно-тематический план

                                                  8 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов

количество часов

1.

Художественные представления о мире

7

2.

Литература

2

3

Архитектура

7

4

Изобразительное искусство

13

5

Музыка

6

Итого:

34

9 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1.

В мире художественной культуры.

3

2.

Своеобразие литературных традиций.

3

3

Архитектура народов мира.

3

4

Изобразительное искусство народов мира.

3

5

Декоративно – прикладное искусство.

5

6

Праздники и обряды народов миров.

5

7

Театр народов мира.

3

8

Музыка народов мира.

5

9

Самобытность танцевальной культуры.

3

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...