Рабочая программа по МХК 8-9 классы.
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Алексеева Елена Геннадьевна

Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа включает  разделы: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, нормы оценивания знаний, образцы различных форм контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_mhk_8-9_klassy.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

         

РАССМОТРЕНО:                                                                                                                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

на заседании м/о                                                                                                                                                                  Директор ГБОУ СОШ № 1389

Протокол № __1_ от                                                                                                                                                                               Кругляков К. М.

«___августа_» _2014 г.                                                                                                                                                           «___»_______________2013г.

 

Развернутое тематическое планирование

 ПО МХК

  на __2015_ /____2016_ учебный год

                                                           

Класс: _8, 9

Учитель: _____Алексеева Елена Геннадьевна______________________________

Количество часов в неделю -   _1_ ;  в год -    _34,   .  

Количество контрольных уроков    -_  ,  

практических работ –    _-_  ,

ОБЖ –    

ИКТ -  

и т.п.

Планирование составлено на основе программы    по мировой художественной культуре _________Л. А. Рапацкой,__Н. И. Киященко Москва, Просвещение._________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______

                                                      (Указать документ)

 

Учебник   (название, автор, издательство, год  издания) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                      Дополнительная литература________Л. Рапацкая. Мировая художественная культура.   Д М Зарецкая, В В Смирнова.  Мировая художественная культура._А М Вачьянц  «Вариации прекрасного»  _______________________________________________________________________________

Пояснительная записка

Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа включает  разделы: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, нормы оценивания знаний, образцы различных форм контроля.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит примерный объём знаний за четыре года (8-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на четыре части. В курс 8 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», 9 -  «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Возрождения». В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура эпохи Просвещения» и «Художественная культура конца ХIХ века», в 11 анализируются явления культуры XX века. Через все разделы  сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй»). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Учебный план  рассчитан  на 33-35 учебных часов, в 11 классе – 33.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • основные эпохи в художественном развитии человечества;
  • об эстетических идеалах различных эпох  и народов;
  • основные доминанты различных эпох в развитии мировой художественной культуры;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;
  • основные музеи мира, своего народа и края.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
  • дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;
  • объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
  • самостоятельного художественного творчества;
  •  формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
  •  умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
  •  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  •  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
  •  совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем

Нормы оценивания знаний учащихся

Отметка «5» ставится, если ученик дает исчерпывающие, точные ответы, отлично знает материал, умеет свободно аргументировать свою точку зрения, владеет терминологией, подбирает уместные примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно, с необходимыми обобщениями и выводами, умеет вести инициативный  диалог, говорить правильным литературным языком, при написании итоговых творческих работ проявляет самостоятельность и умение проводить параллели между изучаемыми явлениями культуры и собственными знаниями, жизненным опытом.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает хорошее знание материала, умеет аргументировать свою точку зрения, подбирает примеры и цитаты, излагает свои мысли последовательно и грамотно, умеет вести диалог. Однако при ответе ученик испытывает некоторые затруднения, формулируя обобщении, не всегда проявляет самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры.

Отметка «3» ставится, если ученик в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения, раскрывает материал, формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении. Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями культуры.

Отметка «2» ставится, если ученик демонстрирует недостаточное, поверхностное знание материала, нарушает последовательность изложения, не может сформулировать выводы. Иллюстративный материал в ответе практически не представлен, нет самостоятельности в оценке фактов, недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание ответа не соответствует материалу, изученному на уроке.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по  искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина , аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел, тема

Требования

ФГОСа

Предметно-информационная составляющая

Деятельностно-коммуникативная

составляющая

Ценностно-ориентационная

составляющая

Общее понятие культуры. Типология художественной культуры

Художественная культура первобытного мира

Художественная культура Древнего мира

Культура средневековья

 

Художественная культура эпохи Возрождения

 

Европейская культура XVII- начала XVIII века

Художественная культура эпохи Просвещения

 Художественная культура первой половины

XIX века

Художественная культура второй половины XIX века

Художественная культура конца XIX – начала  XXв.

Основные течения в развитии художественной культуры XX века

Основы типологии культур. Художественная культура и система искусств. Виды и жанры искусства. Роль символа в культуре.

Происхождение искусства и его начальные формы. Единство мира человека и мира природы. Первобытный синкретизм искусств. Формы первобытной религии

Основные мифологические представления древних цивилизаций и их место в искусстве. Символическое значение различных сфер искусства. Культовые сооружения. Семь чудес древнего мира. Эстетический канон искусства

Культурные доминанты средневековья. Соборы как центры духовной и общественной жизни. Основные черты романского и готического стилей. Влияние византийской художественной культуры на развитие искусства в Древней Руси. Самобытная русская иконопись. Центры русского средневековья. Ансамбль Московского Кремля

Гуманизм в искусстве эпохи, особенности трактовки античных и библейских образов. Мастера итальянского Возрождения. Характерные черты Северного Возрождения

Новые стили в искусстве: барокко, классицизм, рококо. Синтетические жанры в художественной жизни Европы. Расцвет музыкального искусства

Новое понимание отношения «человек-природа», новые направления в искусстве: сентиментализм, романтизм. Венский музыкальный классицизм. Особенности барокко и классицизма в России

Переход от романтического восприятия мира к реалистическому, связь музыки и поэзии. «Золотой век» русского искусства. Рождение русской классической музыки (М.И.Глинка)

Становление реализма в искусстве, принципы критического реализма, мировое значение русского реалистического искусства

( литература, музыка), рождение импрессионизма

Модерн в архитектуре, живописи и музыке, символизм как новое видение мира, «серебряный век» в поэзии, расцвет русского балета

Разнообразие художественных направлений в художественной жизни Европы, кризис гуманистических идеалов,  синтез искусств, развитие искусства дизайна, усиление роли кино и СМИ

Знать способы реализации ценностей, приобретаемых с помощью художественной культуры, в повседневной эстетической деятельности человека, знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства

Развитие навыков элементарного анализа художественного образа, навыка самостоятельной работы со справочными материалами, развитие умения фиксировать новую информацию в виде схемы, иметь представления об истории становления художественной культуры Среднего Урала,  умение выделять архетипы культуры Древнего мира в мировой культуре

Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, понимать роль музея как хранителя культурной памяти, умение сопоставлять памятники искусства различных стилей

Развитие навыков элементарного анализа художественного образа,

знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре

Развитие навыков элементарного анализа художественного образа,

знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о преемственности в культуре

Знать художественные особенности основных стилей эпохи, знание о музыкальном искусстве как способе выражения чувств человека

Знать способы реализации ценностей, приобретаемых с помощью художественной культуры,  развитие навыков элементарного анализа художественного образа, навыка самостоятельной работы со справочными материалами, развитие умения фиксировать новую информацию

Развитие навыков элементарного анализа художественного образа,

умение вычленять характерные черты различных направлений, определять принадлежность произведения к какому-либо из них

Знать способы выражения эстетических представлений в различных видах искусства, знать о стремлении русских художников и музыкантов отразить историю в своих произведениях

Знать художественные особенности стиля модерн, иметь представление о возможности выражения идеи посредством символа

Знание основных архетипов современного искусства, знание о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства

Развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям

Умение творчески оформить и представить изготовленный предмет, развитие способности аргументировать свой выбор, умение видеть древние образы, символы в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия)

Развитие способности Обосновывать свою оценку событий и персонажей эпоса, формулировать отзыв об изученном произведении,

 поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, в архитектуре

Уметь находить материал для подготовки к семинарскому занятию, дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов, поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация

Уметь вести поисковую работу на заданную тему, дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов

Уметь ориентироваться в стилевых особенностях, проводить анализ  и сопоставление произведений, знать о роли в облике современного города зданий разных эпох

Развитие способности обосновывать свою оценку произведений

уметь анализировать и обобщать исторические факты, формировать выводы, используя различные документы, фотографии, иллюстрации в книгах, данные карт и схем, информацию из музеев

Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ

Развитие способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения различных направлений в искусстве, умение определять традиции импрессионизма в современных работах

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением, понимание возможности средствами пластики выражать чувства, видеть в современных постройках элементы стиля модерн

Уметь понимать символы современного искусства, его роль, специфику  и направления, понимание различных концепций культур: массовой и элитарной,

Умение определить принадлежность какого-либо проявления человеческой культуры,

осознавать свою культурную и национальную принадлежность

Осознание ценности первобытного искусства для дальнейшего развития человеческой культуры, понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства региона

Роль ценностей древних цивилизаций в формировании системы современных ценностей, ценность осознанного выбора жизненных ориентиров,

формирование общечеловеческих ценностей и нравственных качеств личности

Развивать чувство причастности к культуре своего народа, умение самостоятельно определять общечеловеческие ценности в различных произведениях культуры

Формирование общечеловеческих ценностей и нравственных качеств личности, роль ценностей изучаемой эпохи в формировании системы современных ценностей

Формирование общечеловеческих ценностей и нравственных качеств личности, роль ценностей изучаемой эпохи в формировании системы современных ценностей

Понимать ценность классической музыки, усвоение этических норм просветителей

Понимать ценность классической музыки,

понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства региона

Признавать ценность русского классического искусства для мировой культуры, роль ценностей изучаемой эпохи в формировании системы современных ценностей

Развивать чувство причастности к культуре своего народа,  понимание взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства региона

Признавать ценность мировой культуры и существование множественности картины мира, нашедших свое воплощение в идеях и образах искусства, осознание необходимости сохранения классического культурного наследия

Развернутое тематическое планирование

по курсу мировой художественной культуры (базовый уровень, 8 класс, 34 часа)

на 2015-2016 учебный год

     Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2001 год) , программы  Рапацкой Л.А., учебника по мировой художественной культуре под ред. Рапацкой Л.А.(М., 2013)

Пояснительная записка

    Календарно-тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура» составлено в соответствии с действующей программой основного общего образования по мировой художественной культуре под ред. Рапацкой Л.А. и программой под ред. Рапацкой Л.А. Оно даёт конкретное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет количество самостоятельных, и  творческих работ, выполняемых учащимися.

    Для реализации учебной программы выбран УМК под ред. Рапацкой Л. А.,  рассчитанный на 1 часав неделю, реализующий  требования государственного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре.

    Преподавание данного курса призвано реализовать федеральный компонент базового учебного плана.

    Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

    Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,

-дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях,

-создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры,

-развивать умения анализировать произведения искусства,

-развивать образное и ассоциативное мышление,

-обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.

Содержание курса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды деятель-ности и

формы контроля

Дидактическое

обеспечение

Домашнее

задание

Дата проведения

1

1.Понятие о мировой художественной

культуре

1

Урок-диалог

Что изучает курс МХК

Знать, что такое культура и цивилизация, особенности  художественной культуры,

отличать виды искусства

Понимать область изучения МХК

Беседы, рассуждения,

устный опрос

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;

Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира

Составить таблицу по видам искусства

01.09-04.09

2

2.Культура первобытного мира: у истоков искусства

1

Изучение нового материала

Особенности первобытного искусства, произведения изобразительного искусства

Знать классификацию основных этапов развития первобытной культуры.

Понимать  роль и значение первобытной культуры.

Уметь давать  определения понятиям.

Лекция, творческие работы

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;

Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира

Подготовить презентации по архитектуре первобытного мира

07.09-11.09

3

3.Истоки архитектуры

1

мультимедиа- урок

Первые жилища и мегалитические сооружения

Знать виды первобытной архитектуры.

Понимать особенности первобытной культуры, уметь давать определения терминам и понятиям.

Уметь составлять презентацию и рассказ по ней.

Защита творческих работ

Любимов Л. Искусство Древнего мира

Повторение изученного материала, выучить  терминологию

14.09-18.09

4

4-5.Культура Древнего Египта

2

Изучение нового материала

Достижения культуры Древнего Египта. География и история.

Знать основные вехи истории Древнего Египта.

Понимать отличие и самобытность

древнеегипетской культуры.

Уметь  строить рассказ по теме.

Лекция, беседа, устный опрос

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;

Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта

Терминоло-гия и понятия

21.09-25.09

28.09-02.10

5

6.Скульптура и архитектура Древнего Египта

1

Урок-виртуальное путешествие

Канон в искусстве Древнего Египта. Памятники изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры

Знать  основные памятники культуры.

Понимать отличия разных периодов исторического и культурного развития Египта.

Уметь выстраивать рассказ о памятниках культуры Древнего Египта.

Просмотр фильма, пояснения учителя, беседа, устный опрос

Фильмы и презентации о культуре Древнего Египта

Чтение мифов Древнего Египта

12.10-16.10

6

7.Религиозно-мифологические представления

древних  египтян

1

Урок-семинар

Пантеон богов Древнего Египта. Мифы и сказки

Знать мифы и богов Древнего Египта.

Понимать особенности древнеегипетской религиозной системы.

Уметь давать устную характеристику темы.

Опрос по теме в форме семинарского занятия

Мифы Древнего Египта

Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока

Повторение пройденного материала

19.10-23.10

7

8.Художественная

культура Междуречья

1

Изучение нового материала

География, история, культура и религия.

Знать основные черты и периодизацию культуры Междуречья.

Понимать отличительные особенности культуры Междуречья

Уметь давать определения пройденным терминам и понятиям.

Лекция

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;

Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;

Термины, понятия, основные памятники и произведе-ния искусства

26.10-30.10

8

9. Культура древней Мессопотамии

1

Комбиниро-ванный урок

Шумеро-аккадская и Ассиро-вавилонская культура

Знать  памятники искусства Шумера и Аккада.

Понимать роль древнего искусства в развитии современной культуры.

Уметь классифицировать памятники искусства по историческим эпохам и видам искусства.

Лекция, тестирование

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;

Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира;

Кроссворд по пройденным темам. Подготовка к викторине

02.11-06.11

9

10 Викторина  «Культура Древнего Востока»

1

Повторение и обобщение

Даты, термины, понятия и определения по темам Древнего Египта и Междуречья

Знать: даты, термины, понятия и определения.

Понимать особенности развития культуры Древнего Египта и Междуречья.

Уметь анализировать тексты и высказывания исследователей

Викторина (письменные и  творческие задания)

. 7 чудес Древнего мира;

Не задано

09.11-13.11

10

11-12 Художественная культура

Древней Греции

2

Комбинированный урок

Особенности  культуры, мифология и религия . Поэмы Гомера и Гесиода. Басни Эзопа

Знать основные вехи истории древнегреческой истории и культуры.

Понимать специфику культуры Древней Греции.

Уметь пересеазывать содержание поэм Гомера, Гесиода и басен Эзопа.

Лекция, опрос, письменная работа

Данилова Г.И. Мировая художествен-ная культура 7-9 кл;

Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады;

Чтение и пересказ поэм Гомера

23.11-27.11

30.11-04.12

11

13.Архитектура и Древней Греции

1

мультимедиа- урок

Ордерная система и типы храмов.

Афинский Акрополь

Знать что такое канон.

Понимать систему постройки античного храма.

Уметь  объяснять терминологию.

Просмотр фильмов, презента-ций с пояснения-ми учителя, устный опрос, творческие работы

Обучающие видеофильмы, презентации

Составить презентацию по архитектуре Древней Греции

07.12-11.12

12

14 -15 Театр, музыка и литература Древней Греции

2

Комбинированный урок

Греческая драма, лирическая поэзия, в гостях у Эвтерпы

Знать основных деятелей древнегреческой культуры и их произведения.

Понимать значение  древнегреческой культуры для современного мира.

Уметь  составлять связный рассказ по теме (устно и письменно)

Опрос, лекция, письменные задания

Соколов Г.И. Искусство Древней Эллады

Прочитать биографию Плутарха

14.12-18.12

21.12-25.12

13

16.Викторина «Культура Древней Греции»

1

Систематизация и обобщение знаний

Даты, термины, понятия и определения по разделу «Древняя  Греция»

Знать термины, определения и понятия.

Понимать особенности древнегреческой. культуры

Уметь составлять кроссворд по заданной теме

Викторина (творческие  задания и тесты)

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура

Не задано

28.12-08.01

14

17-18.Художественная культура

Древнего Рима

2

Изучение нового материала

Культура царского Рима, римская культура эпохи царей, культура Римской республики.

Знать периодизацию и основные вехи в истории Древнего Рима.

Понимать  связи между древнегреческой и древнеримской культурой.

Уметь анализировать эпоху.

Лекция, опрос

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура;

Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В.Уроки античной культуры

Пересказ темы на основе записей в тетради

11.01-15.01

18.01-22.01

15

19-20-21 .Культура Древнего Рима

3

Изучение нового материала

Римская культура эпохи ранней империи,

римская культура I-II вв н.э.,

римская культура III –V вв. н.э.

Знать памятники культуры и искусства Др. Рима.

Понимать особенности древнеримской культуры.

Уметь анализировать тексты и источники

Лекция, беседа с элементами опроса, самостоя-тельная  работа

Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного

Составить проект или презентацию по культуре Др. Рима

25.01-29.01

01.02-05.02

08.02-12.02

16

22.На семи холмах

1

Урок-защита творческих проектов и презентаций по Древнему Риму

Материальная культура, древнеримская литература и музыка, скульптура, живопись и прикладное искусство, архитектура

Знать: правила оформления творческих работ-презентаций.

Уметь: публично представлять и защищать свою работу.

Защита  и обсуждение творческих работ

Творческие работы, проекты и презентации учащихся

Термины, понятия, даты по Др. Греции и Риму

22.02-26.02

17

23.Викторина «Античная культура» или «Диалог культур»

1

Урок-викторина

Термины, определения и понятия по темам Древняя Греция и Древний Рим

Знать термины, определения и понятия.

Понимать особенности и характерные черты античной культуры.

Уметь составлять кроссворд по заданной теме.

Самостоя-тельная работа учащихся

 (решение творческих задач, тестов)

Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: вариации прекрасного

Не задано

29.02-04.03

18

24-25.Культура Византии в IV-ХI веках

2

мультимедиа- урок

Храмовая культура и иконопись Византии

Знать: основные черты  культуры Византии.

Понимать связь культуры Византии с русской культурой.

Уметь давать определения терминам и понятиям.

Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ

Силичев Д.А. Культурология: учебное пособие для  вузов

Творческая работа-эссе «Диалог культур»

07.03-11.03

14.03-18.03

19

26 Культура Киевской Руси IХ- ХI веков

1

Комбинированный урок

Деревянное строительство в Древней Руси

Знать основные вехи исторического и культурного развития Киевской Руси и памятники архитектуры Киевской Руси.

Понимать связь культуры Киевской Руси с культурой Византии.

Уметь  составлять рассказ на заданную тему.

Лекция с элементами дискуссии,

Письмен-ная работа

Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная

Творческое задание

21.03-25.03

20

27.Русская культура  ХI –ХV веков

1

мультимедиа- урок

Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы,

иконостас

Знать основные памятники русской культуры  ХI –ХV веков.

Уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её.

Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ

Искусство. 10-11 классы.Мы входим в храм/ сост. Перевезенцев В., Языкова И.;

Подготовить доклады и сообщения

28.03-01.04

21

28.Русская культура в ХVI- ХVII веках

1

мультимедиа- урок

Расцвет в русском каменном зодчестве, иконопись

Знать основные памятники русской культуры ХVI- ХVII в.

Понимать общие закономерности развития русской культуры

уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её.

Анализ сообщений и докладов учащихся.Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ

Райгородский Л.Д. Беседы о русских иконах;

Островский Г.С.Рассказ о русской живописи

Повторение терминов и понятий по разделу «Культура Древней Руси»

11.04-15.04

22

29.Раннее средневековье. Дороманский период, «Великое переселение народов» или «Рождение Европы»

1

Изучение нового материала

Античные истоки раннего Средневековья. Религия и философия, культура варварских народов, музыка и литература

Знать периодизации о основные вехи истории и культуры Средневековья.

Понимать значение явления «Великое переселение народов».

Уметь давать определения основным понятиям и  терминам.

Лекция, письменная работа, опрос

Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье: вариации прекрасного;

Гнедич П.П. Всемирная история искусств

Творческое задание

18.04-22.04

23

30.Зрелое Средневековье. Романский период «Тяжёлое молчание»

1

Комбиниро-ванный урок

История, религия и философия. Архитектура. Романский стиль, изобразительное, музыкально- зрелищное искусство, литература

Знать основных деятелей истории, религии и философии Зрелого Средневековья.

Понимать особенности эпохи.

Уметь дать характеристику романского стиля в искусстве

Лекция, опрос, самостоятельная работа

Гнедич П.П. Всемирная история искусств

Даты, термины, понятия, определения

25.04-29.04

24

31.Позднее Средневековье. Готический период «Преодоление тяжести»

1

Изучение нового материала

История, философия и образование. Архитектура. Готический стиль.

Скульптура, живопись и прикладное искусство

Знать: основные произведения искусства эпохи, основные черты готического стиля

Понимать: различия между стилями.

Уметь: оценивать произведения искусства, анализировать произведения искусства

Лекция, опрос

Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье: вариации прекрасного;

Подготовить доклады, сообщения и презентации

02.05-13.05

25

26

32.Путешествие в средневековый город.

1

мультимедиа- урок

Особенности средневековой архитектуры и городской планировки Материальная культура жителя средневекового города.

Знать, что представлял из себя средневековый город.

Понимать связь культурных эпох.

Уметь вести беседу на данную тему:

Анализ сообщений и докладов учащихся.Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ

Хрестоматия по мировой художественной культуре./ сост. Д.М. Зарецкая, В.В. Смирнова

Не задано

16.05-20.05

33-34  Итоговый урок

1

Повторение и обобщение

Даты, термины, понятия и определения по темам

Викторина (письменные и  творческие задания

23.05-27.05

30.05-03.06

                                                                                                                                                                                               

                                             

Развернутое тематическое планирование

по курсу мировой художественной культуры (базовый уровень, 9класс, 34 часа)

на 2015-2016 учебный год

     Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (2001 год) , программы Киященко Н. И., Рапацкой Л.А., учебника по мировой художественной культуре под ред. Рапацкой Л.А.(М., 2013)

Пояснительная записка

    Календарно-тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура» составлено в соответствии с действующей программой основного общего образования по мировой художественной культуре под ред. Рапацкой Л.А. и программой под ред. Рапацкой Л.А. Оно даёт конкретное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет количество самостоятельных, и  творческих работ, выполняемых учащимися.

    Для реализации учебной программы выбран УМК под ред. Рапацкой Л. А.,  рассчитанный на 1 час в неделю, реализующий  требования государственного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре.

    Преподавание данного курса призвано реализовать федеральный компонент базового учебного плана.

    Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

    Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,

-дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях,

-создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры,

-развивать умения анализировать произведения искусства,

-развивать образное и ассоциативное мышление,

-обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.

Содержание курса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

Содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды деятель-ности и

формы контроля

Дидактическое

обеспечение

Домашнее

задание

Дата проведения

1

1 Вводный урок

1

Организационный

01.09-

04.09

2

2-3.Эпоха Возрождения.

2

Изучение нового материала

Общая характеристика, особенности, периодизация. Великие мыслители эпохи Возрождения

Знать: имена Великих мыслителей эпохи.

Понимать: сущность и особенности эпохи Возрождения.

Уметь: давать характеристику эпохи

Лекция, беседы, опрос

Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство

Подготовка сообщений и презентаций

07.09-

11.09

14.09-

18.09

3

4-5 Проторенессанс.

Увертюра Возрождения

2

Комбинированный урок

Архитектура, скульптура, живопись, музыка и литература эпохи.

Знать: основные произведения искусства Проторенессанса и их авторов

Понимать: особенности периода

Уметь: давать анализ произведениям искусства

Лекция, заслушива-ние сообщений учащихся, просмотр и анализ презента-ций, опрос

Этюды об изобразительном искусстве (книга для учащихся)

Не задано

21.09-

25.09

28.09-

02.10

4

6-7-8.Раннее возрождение. Становление стиля

3

Изучение нового материала

Донателло, Сандро Ботичелли

Знать примеры  и представителей итальянской живописи.

Понимать общие закономерности создания художественного образа

Уметь пользоваться справочной литературой по искусству

Лекция с элементами мультимедиа

Швинглхурст Э.Ботичелли;

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения

Биографии

Леонардо Да Винчи,

Микеланджело Буонарроти

12.10-

16.10

19.10-

23.10

26.10-

30.10

5

9-10-11-12.Высокое Возрождение. Титаны Ренессанса

4

Комбинированный урок

Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти

Знать биографии и произведения Титанов Возрождения.

Понимать роль и место эпохи Ренессанса в художественной культуре.

Уметь: рассказывать об эпохе Возрождения

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство

Термины, понятия, определения, даты по разделу «Эпоха Возрождения»

02.11-

06.11

09.11-

13.11

23.11-

27.11

30.11-

04.12

6

13-14-15.Возрож-

дение в Венеции.

3

Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», Мадригал.

Знать характеристику  культуры Венецианского Возрождения, ее основные памяники

Знать характеристику венецианской архитектуры и живописи, определять их стилистические особенности, знать основные памятники

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство

Подготовка сообщений и презентаций

07.12-

11.12

14.12-

18.12

21.12-

25.12

7

16-17-18-19. Северное Возрождение

4

Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Живопись. Братья Ван-Эйк. И. Босх. П. Брейгель.

Знать характеристику  культуры Северного Возрождения, ее представителей и основные памяники

Знать биографии мастеров  Возрождения в Нидерландах. Уметь анализировать их произведения

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

А М Вачьянц Ренессанс Вариации прекрасного

Биографии

Мастеров Северного Возрождения

28.12-

08.01

11.01-

15.01

18.01-

22.01

25.01-

29.01

8

20-21-22.

Возрождение

 в Германии

3

 Особенности Возрождения в Германии Альбрехт Дюрер. Диптих «Четыре апостола»  Появление печатных книг – революция в культуре Европы.

Знать биографию мастеров  Возрождения в Германии. Уметь анализировать их произведения

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

А М Вачьянц Ренессанс Вариации прекрасного

Подготовка сообщений и презентаций

01.02-

05.02

08.02-

12.02

22.02-

26.02

9

23-24-25.

Возрождение в Англии

3

Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» «Укрощение строптивой».

Знать характеристику  культуры  Возрождения в Англии, ее представителей и основные памяники  Уметь анализировать произведения У. Шекспира в контексте культуры Возрождения. Знать историю развития английского театра

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

А М Вачьянц Ренессанс Вариации прекрасного

Чтение отрывков произведений У Шекспира

29.02-

04.03

07.03-

11.03

14.03-

18.03

10

26-27-28.

Возрождение во Франции

3

Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.

Гуманизм Рабле. Фр. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль

Архитектура. Лувр.

Знать характеристику  культуры  Возрождения во Франции, ее представителей и основные памяники Уметь анализировать произведения Фр Рабле в контексте культуры Возрождения. Знать характеристику французской архитектуры Возрождения, определять ее стилистические особенности, знать основные памятники

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

А М Вачьянц Ренессанс Вариации прекрасного

Подготовка сообщений и презентаций

21.03-

25.03

28.03-

01.04

11.04-

15.04

11

29-30-31.

Возрождение в Испании.

3

Возрождение в Испании. Общие черты. Испанский придворный портрет. Литература Возрождения в Испании. М.         Сервантес. Лопе де Вега.

Знать характеристику  культуры  Возрождения в Испании, ее представителей и основные памяники Знать отличительные черты литературы  Возрождения в Испании, ее представителей. Уметь анализировать произведения  мастеров в контексте культуры Возрождения

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

А М Вачьянц Ренессанс Вариации прекрасного

Подготовка сообщений и презентаций

18.04-

22.04

25.04-

29.04

02.05-

13.05

12

32.Викторина. Культура Возрождения

1

Повторение и обобщение

Конкурс историков и философов.

Конкурс живописцев, скульпторов, архитекторов.

Конкурс поэтов и музыкантов

Знать: основные термины по теме.

Понимать особенности эпохи Возрождения.

Уметь анализировать произведения искусства, датировать их.

Викторина (решение творческих заданий)

Ильина Т.В.История искусств. Западноевропейское искусство

Не задано

16.05-

20.05

13

33.Итоговое занятие

34.Резервный урок

2

Систематизация и обобщение

Знать: основные термины по теме.

Понимать особенности эпохи Возрождения.

Уметь анализировать произведения искусства.

23.05-

27.05

30.05-

03.06

                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...