Главные вкладки

    Конспект урока по искусству для 8 класса на тему "Символы в жизни и искусстве."
    план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме

    Теслюк Ольга Александровна

    Конспект урока в соответствии со Способом диалектического обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Символы в жизни и искусстве.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Искусство. 8 класс

    Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. – 3 изд.-М.: Просвещение

    Раздел: Искусство как универсальный способ общения.

    I. Образовательно-развивающие цели:

    1.1 Усвоение (выведение) учащимися новых понятий: ванитас, штильлебен, знак, символ, ритуал, обряд, символ-образ.

    1.2 Применение уч-ся опорных понятий: музей, сонет, натюрморт, миф, фольклор.

    1.3 Овладение уч-ся УУД: познавательными (поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного и публицистического стилей; умение передавать содержание текста); регулятивными (определение познавательной цели, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качеств  уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, волевая саморегуляция);

    коммуникативными (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка; управление  поведением партнера)

    1.4 Овладение уч-ся специальными (предметными) умениями: распознают и характеризуют символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы); раскрывают свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.); рассуждают о значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

    II. Воспитательные цели:

    2.1. формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: содержание – форма, сущность – явление, причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

    2.2. развитие личностных УУД: личное, жизненное и профессиональное самоопределение; смыслообразование и нравственное – этическое оценивание; ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; культуры восприятия произведений изобразительного искусства; освоение образного языка на основе творческого опыта школьников;

    Тема: Символы в жизни и искусстве.

    I. Образовательно-развивающие цели:

    1.1 Усвоение (выведение) учащимися новых понятий: символ-образ

    1.2 Применение уч-ся опорных понятий: знак, символ.

    1.3 Овладение уч-ся УУД: познавательными (подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации); регулятивными (определение познавательной цели, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качеств аи уровня усвоения),

    коммуникативными (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка)

    1.4 Овладение уч-ся специальными (предметными) умениями: распознают и характеризуют символику искусства; раскрывают свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов (дороги, солнца, огня и др.); рассуждают о значении искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.

    II. Воспитательные цели:

    2.1. формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: содержание – форма, единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

    2.2. развитие личностных УУД:  смыслообразование и нравственное – этическое оценивание; культуры восприятия произведений изобразительного искусства; освоение образного языка на основе творческого опыта школьников;

    Форма обучения: фронтальная работа, индивидуальный труд, простая кооперация, сложная кооперация.

    Методы обучения: репродуктивный, проблемный, наглядный, эвристический.

    Средства обучения: учебник, репродукции картин, музыкальные произведения.

    Количество учащихся: 9 человек

    Заявка на оценку

    «5» - 15 (18) и более баллов

    «4» - 12-14 (14-17) баллов

    «3» - 8-11 (10-13) баллов

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Баллы

    время

    Деятельность учащихся

    1. Оргмомент урока

    Приветствие.

    Проверка готовности уч-ся к уроку.

    Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (запись на доске). Планирование оценки.

    Выбор арбитров по рядам – группам.

    3 мин

    1.1. Постановка целей урока

    Определение учащимися цели исходя из темы урока: Символы в жизни и искусстве.

    Исходя из темы урока, сформулируйте вопросы, ответив на которые, мы сможем достичь цели урока.

    2 мин

    В-п 1б

    В-с  2б Версия 1б

    По 1 вопросу от человека

    - Что понимается под символами в жизни?

    - Что представляют собой символы в искусстве?

    - Чем объяснить, что искусство использует символическое изображение?

    - В каком случае, изображение будет являться символом?

    2. Работа по теме урока

    С какими уже известными понятиями мы с вами столкнемся сегодня?

    Предлагаю вспомнить, что значит данный термин.

    Дидактическая игра «Понятийный лабиринт». Задача – «провести» понятие, помещённое вверху, так, чтобы за 3 минуты оказаться у выхода, обозначенного словами «5 баллов».

    А) индивид.труд

    В) фронтальная проверка ходов в лабиринте.

    С) самооценка: Если вы, верно, прошли весь лабиринт, то поставьте 5 баллов.

    Здание № 1. По правильным ходам в лабиринте дайте полную характеристику символу.

    3 мин

    5 баллов

    2 балла

    - Символ

    Символ – это предмет, раскрывающий какой-либо художественный образ, он многозначен, воплощает чувства и переживания людей. Натюрморт с использованием символов называется ванитас.

    Задание № 2

    Индивидуальный труд.

    Выписать из текста символы-образы, их значение и привести примеры использования.

    Простая кооперация: обсудить в группах символы и их значение.

    1 группа – солнце

    2 группа – дерево

    3 группа - дорога

    Сложная кооперация – выступление групп с представлением результатов работы, обсуждение.

    15 мин

    6 балла

    Солнце – свет, тепло, символ жизни - изображали на прялках

    Дерево – символ жизни, вселенной - изображали на прялках

    Дорога – символ жизни, страдания - «Не одна-то  ли  во  поле  дороженька»,  «Ах, ты  поле  мое», «Ах  ты,  степь  широкая»,  «Степь  да  степь  кругом», «Колодники»,  «Ямщик,  не  гони лошадей», И. Левитана  «Владимирка» «Попутная песня» М. Глинки,  «На тройке» П. Чайковского (из  цикла  «Времена  года»)  или  «Тройка»  и  «Зимняя  дорога»  Г. Свиридова  (из  Музыкальных  иллюстраций  к  повести А. Пушкина  «Метель»), песня  «Эх,  дороги», «Мой  костер»,  «Что  ты  жадно  глядишь  на  дорогу»,  «Выхожу  один  я  на дорогу»

    Итак, мы теперь знаем что в искусстве в качестве символов – образов используется солнце, дерево и дорога.

    Фронтальная работа.

    Задание № 3. Сформулируйте суждение на сравнение символов – образов.

    Задание № 4. Найдите признаки, по которым можно сравнить картины И. Левитан. «Владимирка» и А. Саврасов. «Зимняя дорога»

    1 мин

    1 балл

    1 мин

    1 балл

    Сравнивая символы образы, можно сказать, что все они являются символами жизни.

    В отличие от солнца и дерева, дорога в искусстве символизирует страдания.

    Так же как и солнце, символ дерева изображался на прялках.

    Картины И. Левитан. «Владимирка» и А. Саврасов. «Зимняя дорога» можно сравнить по наличию символа – образа.

    Задание №5

    Прочитать абзац 1 на стр. 68.

    Сформулировать суждение на сравнение символов в искусстве и символов в жизни.

    5 мин

    3 балла

    - По сравнению с символами искусства, символы жизни, по мнению людей, обладают священными силами.

    - Символы – образы культуры, так же как и все символы искусства многозначны, их смыслы можно раскрывать до бесконечности.

    Задание № 6. По данным посылкам  сформулировать вывод умозаключения.

    - Солнце в любой культуре определяется как символ жизни.

    Дерево в любой культуре определяется как символ жизни.

    Дорога в любой культуре определяется как символ жизни.

    Солнце, дерево, дорога являются символами –образами.

    Следовательно, ????????????????????????????

    (индуктивное умозаключение)

    А) Индивидуальный труд

    Б) Простая кооперация

    В) Фронтальная проверка

    3 мин

    3 балла

    Солнце в любой культуре определяется как символ жизни.

    Дерево в любой культуре определяется как символ жизни.

    Дорога в любой культуре определяется как символ жизни.

    Солнце, дерево, дорога являются символами –образами.

    Следовательно, все символы – образы в любой культуре определяются как символы жизни.

    3. Подведение итогов

    Обобщение темы урока: формулирование определений новых понятий;

    Анализ степени достижения результатов;

    Подсчет баллов;

    Собрать работы на проверку.

    5 мин

    Символ-образ – это символ, воплощающий в виде изображения общие  для  людей  переживания, многозначный, но имеющий понятное для всех значение.

    4. Домашнее задание

    Найдите отрывки из литературных произведений  (поэзия, проза),  в которых  воплощен образ дороги, и  запишите  в  тетрадь  свое понимание их  художественной идеи, нравственно- эстетического  смысла.

    4 балла

    Критерии:

    1 балл – найти отрывок и списать

    3 балла – сформулировать суждение о художественной идеи использования дороги в произведении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

    Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....

    ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МХК (8 класс) ТЕМА: СИМВОЛЫ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ

    Центральные символы - образы любой культуры — солнце, д...

    Конспект урока по алгебре для 8 класса. Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.

    Цели урока:-         закрепить правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями;-         ...

    Конспект урока по географии для 8 класса "Моря и внутренние воды России"

    На уроке географии по теме "Моря и внутренние воды России" для 8 класса проводится повторение, обобщение и контроль знаний по данной теме. При этом широко используются возможности информационно-коммун...

    Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

    Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

    Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."

    Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...

    План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"

    План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"...