конспект урока "Национальные школы барокко"
план-конспект урока по мхк на тему

конспект урока Национальные школы барокко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnye_shkoly_barokko.docx43.83 КБ

Предварительный просмотр:

I. Барокко

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется прежде всего развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму. Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса. Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к эпохе Просвещения (XVII в), а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Развитие искусства протекает в рамках национальных школ.

При всей неравномерности движения стран большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание... В XVII в. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, а не единство, гармонию, свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим.

        В тоже время, барокко - художественная система, отражающая мировоззрение людей после ренессансной эпохи, которые усматривали главный порядок жизни в его противоречиях и считали, что нет ничего, что не имело бы своей оппозиции. Несовместимые друг с другом противоположности, сосуществуют в культуре барокко, создавая своеобразную гармонию. Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги. Теоретики барокко говорят о “созвучии несозвучного”, о concordia discordans.

        Название стиля произошло от итальянского барокко странный, вычурный, замысловатый. Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами: появляются натюрморт, анималистический жанр (изображение животных). Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению. Архитектурные формы величественные, динамичные, свободные. Линии плана зданий и экстерьер более кривые, волнистые. В нарядных интерьерах много декоративных архитектурных форм, скульптур и произведений живописи. В искусстве характерна игра света и теней. Родина архитектуры стиля барокко - Рим. Новый стиль прежде всего утвердился в церковной архитектуре. На архитектуру этой эпохи влияли рост городов, строительство нарядных домов. Королевские дворцы и виллы с величественными ансамблями парков показывали могущество и богатство аристократии, комфортабельные дворцы вельмож, культовые здания украшались фресками, внутренние стены - дорогими тканями, в парках сооружаются нарядные фонтаны.

Неотъемлемая часть архитектуры Барокко - скульптуры. Они украшали фасады зданий и внутренние помещения. Скульптуры Барокко декоративно, эмоционально дополняли архитектуру зданий и ансамблей. Парки украсились группами скульптур на античные сюжеты, на площадях устанавливались памятники правителям, они оживляли фонтаны и лестницы.

Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.

Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное, монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

        Искусство барокко развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). В Италии и Франции на первые роли выходит архитектура, монументальная скульптура, монументально-декоративная живопись. В буржуазной Голландии ведущую роль играет станковая живопись.

Итальянское барокко

1. Архитектура и скульптура.

Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии - это время медленного заката многовекового блистательного искусство. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре.

Бернини Джованни Лоренцо (Bernini Giovanni Lorenzo) (1598–1680) –  основоположник стиля зрелого барокко. Подобно мастерам Возрождения, Бернини  был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства.

Его деятельность была многогранна: он создавал церкви, уличные фонтаны, портреты, статуи, надгробия и алтари. Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего строительства собора святого Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656—1667). Сооруженные по проекту Бернини два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного, западного фасада собора, колоннады образуют сначала форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчеркивающий особую подвижность композиции, призванной организовывать движение массовых процессий. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают ее аттик. По мере движения по площади и изменения точки зрения кажется, что колонны то сдвигаются теснее, то раздвигаются, и архитектурный ансамбль будто разворачивается перед зрителем. Мастерски включены в оформление площади декоративные элементы: зыбкие струи воды двух фонтанов и стройный египетский обелиск между ними, которые акцентируют середину площади.

Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора св. Петра с кафедрой Святого Петра, 1657-1666, и другие), а также отдельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетал различные материалы, использовал раскраску, позолоту, световые эффекты; по-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигал почти натуралистической имитации блеска и мягкости кожи, фактуры тканей.

 Скульптурам Лоренцо Бернини присущи текучая стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью (“Экстаз Святой Терезы”, мрамор, 1644-1652, капелла Карпачо церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме). В видении Святой Терезы Авильской ангел пронзает ее сердце золотым копьем. Экстаз физический и духовный - символ любви Святой Терезы к Богу - демонстрирует силу ее мистического опыта. Эта мраморная группа являет собой совершенный образец барочного духа в скульптуре - она наполнена драматизмом и душевным волнением. Скульптура «Аполлон и Дафна» привлекли к Бернини всеобщее внимание.

В творчестве Бернини сформировались также типы парадного портрета-бюста эпохи барокко, сочетающего реалистическую достоверность облика с психологической остротой и бравурной декоративной пышностью (портрет кардинала Боргезе, 1632.), барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе св. Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639–1646), римского скульптурного декоративно-эффектного фонтана. Аллегорический фонтан Тритона (1637г) –  композиция состоит из четырех дельфинов, которые несут трубящего в раковину морского бога; фонтан Четырех рек (1648–1651) – у подножия четырех скал помещались символические изображения рек четырех континентов – Ганга, Нила, Ла-Платы, Дуная.

Свое крайнее выражение иррациональности, экспрессивности и живописности барокко находит в творчестве Франческо Борромини (1599—1667). Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными, извивающимися. На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634—1667). Ее сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции. Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания, созданного зодчим Борромини.

Живопись

Барокко было господствующим стилем итальянского искусства 17 века, и прежде всего в архитектуре и скульптуре. Но наряду с ним существовало реалистическое направление, которое нашло наиболее полное выражение в произведениях художника Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы. Караваджо Микеланджело (Caravaggio) (1573–1610). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).

 Биографы рисуют его человеком бурного неуживчивого характера, неистового темперамента, необычайно упорным в достижении поставленной цели. Всю жизнь сохранял он верность своим убеждениям и внутреннюю независимость. Караваджо был художником огромной творческой смелости. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем. Первые годы жизни художника в Риме, куда он прибыл около 1590 года, были суровыми. Для заработка он писал цветы и фрукты на картинах других художников, а затем стал самостоятельно создавать своеобразные жанровые сцены и натюрморты. Изображая уличных мальчишек, посетителей кабачков, корзины с фруктами, он одним из первых утвердил право на существование этих жанров. Главное в произведениях Караваджо — не повествование, но характерный типаж.  К числу таких картин относятся «Юноша с лютней» (около 1595), «Мальчик укушенный ящерицей».

Удивительная конкретность и материальность форм отличают заказные религиозные произведения художника, принесшие ему скандальную известность необычной жизненностью и демократизмом. Смело трактует Караваджо религиозные образы, не боясь грубости и резкости, сообщая им черты сходства с простонародьем. Он находит своих героев среди рыбаков, ремесленников, солдат — людей цельных, наделенных силой характера. Резкими контрастами светотени он усиливает мощную, почти пластическую моделировку форм, приближая фигуры к переднему плану картины, показывая их в сложных ракурсах, подчеркивает их значимость, монументальность. (“Отдых на пути в Египет”, «Христос в Эммаусе»).

 Как жанровая сцена решена композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600, Рим, капелла Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези, где изображены двое юношей в модных по тем временам костюмах, с любопытством взирающих на входящего Христа. К Христу обратил взор Матфей, в то время как третий юноша, не поднимая головы, продолжает подсчитывать деньги. Яркий луч света, проникнув в открытую дверь, вырывает из мрака комнаты живые, острохарактерные фигуры. Светотеневое решение способствует не только выявлению объемов форм, но ж усиливает драматическую действенность, эмоциональность изображения. Суровый реализм творчества Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую Караваджо сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Вспыльчивый нрав Караваджо и постоянные столкновения с окружающими усугубляли жизненные трудности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Последние годы его жизни прошли в скитаниях.

 Воздействие творчества Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было огромным. В самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов (караваджизм - самостоятельное направление в европейском искусстве 17 века). Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.  Но еще значительнее было его влияние за рубежами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.

 Музыка

В семнадцатом начале восемнадцатого века в истории итальянской музыки произошли серьезные изменения, резкий прорыв в развитии. Именно в тот период времени появились такие музыкальные произведения как: фуга, церковная соната, партита, соната, «большие концерты» и т.д. В тот период времени жили и творили такие мастера как: Д. Скарлати, А. Вивальди, Д. Тартини, А. Карелли, Д. Фрескобальди и другие.

        Замечательные мастера Кремоны Н. Амати (1596-1684), А. Страдивари (1644-1737), Д.А. Гварнери (1698-1744); мастера Брешии (Ломбардия) Д. Паоло, Дж.П. Маджини, Гаспаро да Сало; мастера Венеции и других городов довели искусство изготовления смычковых инструментов до совершенства, какое впоследствии не было достигнуто.

        Арканджело Корелли

Влияние болонской школы на судьбы скрипичного искусства было очень велико. Из нее вышел величайший скрипач XVII века Арканджело Корелли. Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это нужно объяснить не только его гениальностью, трудолюбием и несравненным артистическим обаянием, но и тем, что в искусстве своем он необыкновенно гармонично и цельно ответил на те вопросы, которые инструментальная культура его страны и эпохи уже поставила.

Антонио Вивальди.

Он родился около 1680 года в Венеции в музыкальной семье: отец был скрипачом в капелле собора св. Марка и первоначально сам обучал сына игре на скрипке. Насыщенная музыкальная жизнь, первоклассная хоровая и инструментальная капелла, которая стала, как это обычно бывало тогда, «студией» для его творческих исканий, не замедлили принести свои плоды. Вивальди не только продолжал совершенствоваться как скрипач, но и сложился скоро как великолепный дирижер. Современники свидетельствуют, что его оркестр не уступал французскому придворному под управлением Люлли. Концерты капеллы, с которыми Вивальди выступал дважды в месяц, собирали многочисленную и восторженную публику не только со всех концов Италии, но и приезжую из других стран. Все громче и хвалебнее становилась молва, распространявшаяся о нем и о его сочинениях.

        Основоположником итальянской органной школы семнадцатого века был Фрескобальди. Этот (1583-1643) знаменитый музыкант, в своем роде «итальянский Бах XVII столетия», родился в Ферраре в 1583 году и еще в детские годы прославился превосходной игрой на органе и чембало. Совсем молодым человеком Фрескобальди благодаря таланту и огромному трудолюбию стал виртуозом, не знавшим соперников, по крайней мере у себя на родине, и получил широкое признание также в других странах (он ездил во Фландрию). Не удовлетворенный жизнью придворного музыканта в Мантуе, а позже во Флоренции, он окончательно обосновался в Риме, где с 1608 года состоял органистом собора св. Петра и, почитаемый соотечественниками, сочинял много прекрасной музыки - канцоны, токкаты, ричеркары, обработки хорала для органа, а также клавесинные пьесы - фуги, канцоны и партиты. Умер Фрескобальди в Риме в расцвете своей славы в 1643 году.

Фландрское  барокко

        Первая буржуазная революция, ставившая целью освобождение народа от власти церкви, разделила страну на две части: юг (Фландрия, современная Бельгия) и север (Голландия). Огромный социальный и духовный подъем, пережитый Фландрией в период революции, сыграл решающую роль в расцвете культуры. Не случайно через все искусство проходит тема стихийной жизненной мощи, всевластной, безграничной; слышатся отзвуки героической эпохи. В начале XVIIв. происходит восстановление страны от разрухи. Культовая архитектура воспринимает черты и формы итальянского барокко: декоративное оформление фасадов, играющих самостоятельную роль, с применением скульптур, пластической орнаментации.

Скульптура сочетает в себе народную традицию и итальянскую пластику барокко (многие мастера работали в Италии). Представители: Франсуа Дюкенуа, Лукас Файдхербе...

        В целом в искусстве Фландрии было преобладание живописи.

        Антонис ван Дейк (1599-1641). Характерна внешняя эффектность, барочная патетика, внутренняя экспрессия, духовная сила, большая реалистичность и достоверность. Например, “Портрет дамы”, «Конный портрет Карла  I»

        Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – стал непревзойденным Мастером эпохи. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Среди созданных им в это время картин мифологического жанра – «Ромул и Рем с волчицей». Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие с Креста”, около 1611-1614, в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, «Маркиза Бригитта Спинола Дориа», «Елена Фоурмент»).

Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Пейзаж с радугой”, около 1632-1635).

Якоб Йорданс, (Jordaens) (1593-1678), фламандский живописец, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями.  Особой славой пользовались его жанровые картины.  «Семейный портрет», «Портрет дочери художника», «Портрет молодых супругов».

Снейдерс Франс (Snyders Frans) (1579-1657)  фламандский живописец. Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (“Кладовая”, «У прилавка»). Фигуры людей в натюрмортах Снейдерса чаще всего исполняли другие живописцы, в том числе Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс. В поздний период творчества Снейдерс писал также охотничьи сцены (“Охота на оленя”; “Диана после охоты”и другие картины).

Брауэр Адриан (Brouwer Adriaen) (1605 или 1606–1638)  Фламандский живописец. Один из крупнейших мастеров фламандского бытового жанра, представитель демократической линии в искусстве барокко, Брауэр обращался к жизни крестьян и бытовых низов, писал курильщиков и картежников, сцены попоек и драк в грязных, мрачных трактирах. В грубоватых, но выразительных образах простонародья Брауэр стремился раскрыть его человеческую активность и непосредственность, полноту его жизненных сил. («Компания крестьян», «Сельская сцена»).

Тенирс Давид (Teniers David) (1610-1690)  Тенирс Давид Младший, фламандский живописец. Писал пейзажи и занимательные жанровые сценки. («Торопыга», «Безумная Грета»)

Испанское барокко.

        Более жесткое, строгое воплощение получил стиль Барокко в Испании. К тому времени Испания переживала свой “Золотой век” в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом - земельной аристократией.

        Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.

                Эль Греко (Доменико Теотекапуле) - художник рубежа XVI-XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: “Святое семейство”, “Апостолы Петр и Павел”, “Сошествие святого духа”, “Христос на масленичной горе”. Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения... Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541-1614). Его картины на религиозные сюжеты полны эмоционального напряжения, персонажи его полотен освещены мерцающим светом. Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

         В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий

Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

         Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, «Портрет монаха Ортенсио») 

        Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были

        1. Франческо Сурбаран (1598-1664) – стал главным художником Севильи. Он писал алтарные картины для монастырей. «Христос де ла Крус», «Святая Кастильда». Главное в его картинах - ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.

        2. Хусепе Рибера (1591-1652). Основные сюжеты его картин - мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них - истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса”, “Апостол Яков-старший”.

        Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из “стен” храмов.

Но это сделал Диего Веласкес (1599-1660) - великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес - великий полифонист живописи. Первая историческая картина – “Сдача Бреды”  написана для оформления королевского дворца близ Мадрида. За портреты написанные в Риме, художник избирается в члены Академии святого Луки. Вершиной явился  его «Портрет Папы Иннокентия X», про который сам Папа сказал, что он слишком похож. В 1658г. он пишет свою знаменитую картину «Менины» («Фрейлины») частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала), изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.

        В ином, более мажорном колористическом ключе написаны “Пряхи” (1657, Прадо, Мадрид), сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане и ярко освещенным солнечным светом помещением в глубине композиции, где придворные дамы осматривают готовый ковер, изображающий миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в своем мастерстве богиню Афину. Контрасты освещения, “двуслойное” пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.

        В XVII в. складывается еще одно направление в искусстве — это реализм. Вершиной голландского реализма является творчество Рембрандта (1606 –1669 гг.). Талант Рембрандта таков, что позволяет превратить любое полотно в философское обогащение, в героический образ эпохи и общества, в многогранную характеристику человеческой личности. Главным выразительным средством у художника выступают цвет и свет. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII в., один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, был непревзойденным мастером рисунка и офорта.

1630-е гг. — период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа”, в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (“Портрет бургграфа”). Но более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности. Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией”. Библейские композиции 1630-х гг. (“Жертвоприношение Авраама”) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х гг. занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная”, в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.

В 1640 – 50 гг. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. В середине 1650-х гг. Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Созданные Рембрандтом в 1660-е гг. библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе, насыщенная теплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно “Возвращение блудного сына”, воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...