Рабочая программа по МХК 8-9 классы
рабочая программа по мхк на тему
Рабочая программа по МХК 8-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по МХК для 8 и 9 классов
Обращение к культуре прошлого -- это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее… Понять современную эпоху, ее величие, ее значение можно только на огромном историческом фоне.
Д.С.Лихачев.
Пояснительная записка
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры. На рубеже двух тысячелетий в России изменились гражданские и политические ориентиры, но сохранились духовно-нравственные ценности, воплощенные в великих произведениях художественного творчества разных эпох. Чувство родной культуры, любовь к искусству своего народа , гордость за творцов, создавших бессмертные произведения литературы, живописи, музыки, зодчества невозможно воспитать без изучения истории родной страны.
Рабочая программа по МХК в 8 и 9 классах разработана на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре и на основе сборника ЧИПКРО информационно-методических материалов («К уроку мировой художественной..» Чита 2005), на основе учебников Ю.С.Рябцева, С.И.Козленко «История русской культуры 10-17 века « 7 класс, «История русской культуры 18-19 вв.» 8 класс, «История русской культуры 20 век» 9 класс «Владос» 2005
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в школе на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, ее месте в жизни общества и каждого человека.
Развивающий потенциал курса МХК напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человека, упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию—активный зритель/ слушатель) и интерпретаторских способностей ( функцию—исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приемов анализа произведений искусства. В программе в рубрике «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий.
В школе №16 предмет МХК преподается в 8 и 9 классах по указанным выше учебникам. В 8 классе первую четверть изучаем историю русской культуры 10-17-го веков, во второй, третьей и четвертой четвертях -- культуру 18, 19,-го веков. В 9-м классе --культуру 20-го века.
Цели:
--развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
--воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
--освоение знаний о стилях и направлениях в культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества вотечественной культуре;
--овладение умением анализировать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение;
--использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора.
На изучение курса МХК отводится 34 часа.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
--оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
--осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа;
--использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
--владеть основными формами публичных выступлений;
--определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
--осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/ понимать:
1.основные виды и жанры искусства4
2 изученные направления и стили;
3шедевры МХК;
4. особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
1узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
2.устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
3.пользоваться различными источниками информации;
4.выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выбора путей свего культурного развития;
--организации личного и коллективного досуга;
--выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
--самостоятельного художественного творчества.
Тематическое планирование
Художественная культура Древней Руси.
1-й урок. Язык архитектуры. Первые столетия русского зодчества.
2-й.Деревянная архитектура. Московский Кремль.
3-й. Монастырь. Средневековый город.
4-й. Язык древнерусской живописи. Древнерусская икона.
5-й.Настенная живопись. Феофан Грек и Андрей Рублев. Дионисий и Симон Ушаков.
6-й.Древнерусский костюм. Старинное русское оружие.
7-й. Ювелирное искусство. Средневековая книга.
8-й. Быт крестьян и быт царей.
Культура 18-го века.
9-й.Просвещение и образование петровского времени.
10-й.Архитектура.
11.Рождение новой живописи. Елизаветинское барокко. Академия художеств
12-й.Петербургский классицизм.
13-й.Московский классицизм.
14-й.Четыре живописца.
15-й.Искусство скульптуры.
16.Театр.
17-й. Быт вельмож и императоров.
Культура 19-го века.
18-й.Русский ампир.
19-й.Русский город Нового времени.,
20-й.Живопись первой половины 19-го века.
21-й.Мастера середины столетия.
22-й.Проверочная работа. Жизнь и быт дворян. Моды п
23-й.ушкинского времени.Варское застолье.
24-й.Светский человек. Досуг дворян. Дуэли.
25-й, 26-й .Товарищество передвижников.
27-й.Художники и жанры.
28-й.Мамонтовский художественный кружок.
29-й.»Мир искусства».
30-й. Проверочная работа.
31-й. Образ жизни купцов.
32-й.Купцы—меценаты и коллекционеры.
33-й. Особенности русской культуры Нового времени.
34-й. Контрольная работа.
-Система контроля знаний по МХК
Критерии контроля разработаны пока еще плохо. МХК—предмет особый. Здесь собирается в единое целое научное и художественное мышление, интеллектуально и эмоциональное освоение мира. Поэтому и навыки, приобретаемые учащимися на уроках МХК, здесь двух родов – навыки восприятия и навыки анализа. Правильное восприятие отличается тремя свойствами: честностью, полнотой и глубиной.
«Говорю только о том, что вижу или что слышу», -- это должно стать лозунгом всех занятий МХК в школе. И эту честность нужно воспитывать в учениках и нужно ее оценивать.
Вторым непременным условием правильного восприятия является его полнота. Часто ученики не видят многих деталей. Процесс вглядывания и вслушивания должен все время отслеживать учитель, и оценивать, чтобы ученик мог тоже понять, на каком уровне восприятия он находится в данный момент.
Третьим непременным, и самым сложным условием правильного восприятия считается его глубина. Здесь сразу оценить что-либо очень трудно. Глубина восприятия переплетается со вторым родом навыков—с навыками анализа произведения искусства.( алгоритм анализа используется на уроках). Анализ – процесс многоступенчатый, проходящий на разных уровнях. Работу ученика на каждом из этих уровней учитель может отследить и оценить.
Задания, с помощью которых можно контролировать учеников, делятся на 3 группы.1-я группа—задания информативного характера (проверяются и оцениваются лишь общеучебные навыки) –пересказ прочитанного, терминологические диктанты, составление плана ,тесты на знание периодов, стилей и т. д., составление кроссвордов, текст с ошибками (задания-провокации).
Вторую группу составляют задания с частичной творческой направленностью. В основном, все задания этой группы направлены на прояснение структуры произведения: выделение главного в рассказе, в тексте, описание исторического события или лица, на основе которого построено произведение, анализ воздействия на зрителя цвета, формата, композиции картины, определение стиля и т. д.Большая часть работы по выработке навыков как раз и должна происходить на этом уровне. Главное — научить видеть, как сделано то или иное произведение искусства (технология), и почему оно сделано именно так, а не иначе (смысл).
Третья группа заданий самая специфическая для уроков МХК. Это творческие задания., самые необходимые. Все эти задания строятся одинаково. Это либо осмысление связи между явлениями ( отдельными произведениями, жанрами, видами искусства и т.д.), либо связи между явлениями художественной культуры и внутренним миром ученика.
Итоговый контроль по МХК: устный экзамен, собеседование(темы для собеседования должны быть гораздо объемнее, чем для рефератов), экзамен в форме защиты реферата (но надо помнить, что реферат, являясь творческой формой, предполагает не только полное освоение программы, но и владение довольно сложной техникой реферирования).
Тематическое планирование занятий в 9 классе\
1.Русский город и культура начала 20-века. 6 часов
1-й урок. Русский город начала 20-го века. (параграф № 1 ).
Жизнь и быт горожан. начала 20-го века. Русские гор одские праздники(№ 2 и3)
2-й.Стиль модерн (параграф №4)
3-й.Художественные объединения начала 20-го века.(№5)
4-й. Русский авангард (№6)
5-й. Театр, кино и музыка.(№7)
6-й. Контрольная работа №1 по теме.
2.Культура советского времени. Становление советской культуры 1917- 1920-е годы.
5 час.
7=й. Первые культурные преобразования ( №8)
8-й. Художественные объединения 20-х годов.
9-й. Советская архитектура 20-х годов (№ 10)
10-й. Театр и кино. (№ 11)
11-й. контрольная работа по теме №2.
3Советская культура 30-х – начала 50-х годов.5 час.
12-й. Культурная политика 30-х годов.(№ 12). Трагедия культуры (№ 13)
13-й. Культурные достижения 30-х годов ( № 14)
14-й. Война и культура .(№ 15)
15-й. Культура первого послевоенного десятилетия. ( №16) -
16-й. Контрольная работа по теме №3.
4.Жизнь и быт советских людей. 2 часа.
17-й.Быт советского человека. Воспитание советского человека (№17, 18 )
18-й. Советские праздники (№19)
5.Культура русского зарубежья.2 часа.
19-й. Возникновение русского зарубежья. Культура русского зарубежья.(№ 20, 21 )
20-й. Контрольная работа по теме №4
6.-Культура периода «оттепели».3 часа.
21-й. Перемены в культурной политике. (№ 22)
22-й. Искусство периода «оттепели»(№ 23)
23-й. Контрольная работа.№5
7.Культура периода «застоя » 6 час.
24-й. Культурная политика периода «застоя» (№24)
25-й. Официальное искусство (№25 )
26-й урок. Неофициальное искусство (№ 26
27-й. Авторская песня (№ 27)
28-й.Культура нового русского зарубежья. (№28)
29-й.Контрольная работа по теме №6
8.Культура последнего десятилетия 20-го века. Культура периода реформ.3 часа.
30-й. Культура периода «перестройки» и распада СССР. (№ 29)
31-й .Особенности отечественной культуры 20-го века. (№29)
32-й. Контрольная работа по теме №7.
9.Единство и многообразие культуры. Мир и человек в художественных образах.2часа.
33-й.Лекция «Единство мировой культуры. Мировое древо как отражение единства мира»
34-й. Лекция «Идеал человека в культуре народов мира»
Литература
1Стандарт среднего (полного) общего образования по МХК
2.К уроку мировой художественной… Сборник информационно-методических материалов .Чита 2005.
3.Г.И.Данилова Мировая художественная культура 7-8 классы. Магистр-пресс Москва 2000.
4.Энциклопедия для детей. Том 7.Искусство.Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20-х веков. Глав. Ред. М.Д.Аксенова М., Аванта+ 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...