Рабочая программа по МХК 8-9 классы
рабочая программа по мхк на тему

Рабочая программа по МХК  8-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2rabochaya_programma_po_mhk_dlya_8_klassa.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  по  МХК  для  8  и 9 классов

                                        Обращение  к  культуре  прошлого  -- это  не  измена  своей  культуре, а дополнение  и обогащение  ее… Понять  современную  эпоху, ее  величие, ее  значение  можно только  на  огромном        историческом  фоне.

                                          Д.С.Лихачев.

Пояснительная  записка

В  проекте  национальной  доктрины  образования  в  Российской  Федерации  указано,  что  образование  должно  обеспечить  историческую  преемственность  поколений,  распространение  и  развитие  национальной  культуры. На  рубеже  двух  тысячелетий  в  России  изменились  гражданские  и  политические  ориентиры,  но  сохранились  духовно-нравственные  ценности,  воплощенные  в  великих  произведениях  художественного  творчества  разных  эпох. Чувство  родной  культуры,      любовь  к  искусству  своего  народа , гордость  за  творцов,  создавших  бессмертные  произведения  литературы,  живописи,  музыки,  зодчества  невозможно  воспитать  без  изучения  истории  родной  страны.

          Рабочая  программа  по  МХК  в  8  и  9  классах  разработана  на  основе  Стандарта  среднего  (полного)  общего  образования  по  мировой  художественной  культуре и  на  основе  сборника ЧИПКРО информационно-методических  материалов («К  уроку  мировой  художественной..» Чита 2005), на  основе  учебников  Ю.С.Рябцева,  С.И.Козленко  «История  русской  культуры 10-17 века « 7 класс,  «История  русской  культуры 18-19  вв.»  8 класс, «История  русской  культуры 20 век» 9 класс «Владос» 2005

    Курс  мировой  художественной  культуры  систематизирует  знания  о культуре  и  искусстве,  полученные  в  школе  на  уроках  музыки, изобразительного  искусства, литературы,  истории, формирует  целостное  представление  о мировой  художественной  культуре,  ее  месте  в  жизни  общества  и  каждого  человека.

                Развивающий  потенциал  курса  МХК  напрямую  связан  с мировоззренческим       характером  самого  предмета. Принимая  во  внимание специфику  предмета, его  непосредственный  выход  на  творческую  составляющую  человека, упор  сделан  на деятельные  формы  обучения, в   частности на развитие  восприятия (функцию—активный  зритель/ слушатель) и  интерпретаторских  способностей ( функцию—исполнитель)  учащихся  на  основе  актуализации  их  личного  эмоционального,  эстетического  и  социокультурного  опыта  и  усвоения  ими  элементарных  приемов  анализа  произведений  искусства. В программе  в  рубрике «опыт  творческой  деятельности» приводится  примерный  перечень  возможных  творческих  заданий.

         В школе  №16 предмет  МХК  преподается  в 8  и  9 классах  по указанным  выше учебникам. В 8  классе  первую  четверть  изучаем  историю  русской  культуры 10-17-го  веков,  во  второй, третьей  и четвертой  четвертях -- культуру  18, 19,-го  веков. В 9-м  классе  --культуру 20-го  века.

  Цели:

--развитие  чувств, эмоций,  образно-ассоциативного  мышления  и  художественно-творческих  способностей;

--воспитание  художественно-эстетического  вкуса; потребности  в  освоении  ценностей  мировой  культуры;

--освоение  знаний  о  стилях  и  направлениях  в  культуре, их  характерных  особенностях;  о  вершинах  художественного творчества  вотечественной  культуре;

--овладение  умением анализировать  произведения  искусства, высказывать  о них  собственное  суждение;

--использование  приобретенных  знаний  и  умений для  расширения  кругозора.

На изучение  курса  МХК  отводится 34  часа.

    Программа  предусматривает формирование  у  учащихся  общеучебных  умений  и  навыков,  универсальных  способов деятельности  и  ключевых  компетенций:

Умение  самостоятельно  и  мотивированно  организовывать  свою  познавательную  деятельность;

--оценивать,  сопоставлять  и  классифицировать  феномены  культуры  и  искусства;

--осуществлять  поиск  и  критический  отбор  нужной  информации  в  источниках  различного  типа;

--использовать  мультимедийные  ресурсы  и  компьютерные  технологии  для  оформления  творческих  работ;

--владеть  основными  формами публичных  выступлений;

--определять  собственное  отношение  к  произведениям  классики и  современного  искусства;

--осознавать  свою  культурную  и национальную  принадлежность.

  В результате  изучения  курса  ученик  должен:

Знать/  понимать:

1.основные  виды  и жанры  искусства4

2 изученные  направления  и  стили;

3шедевры  МХК;

4. особенности  языка  различных  видов  искусства.

Уметь:

1узнавать  изученные  произведения  и  соотносить  их  с  определенной  эпохой, стилем, направлением;

2.устанавливать  стилевые  и сюжетные  связи  между  произведениями  разных  видов  искусства;

3.пользоваться  различными  источниками  информации;

4.выполнять  учебные  и  творческие    задания (доклады, сообщения).

Использовать  приобретенные  знания  в практической  деятельности  и повседневной жизни  для:

-выбора  путей  свего  культурного  развития;

--организации  личного  и  коллективного  досуга;

--выражения  собственного  суждения  о  произведениях  классики                      и  современного искусства;

--самостоятельного  художественного  творчества.

Тематическое планирование

Художественная  культура  Древней  Руси.

1-й  урок. Язык        архитектуры. Первые  столетия  русского  зодчества.

2-й.Деревянная  архитектура. Московский  Кремль.

3-й. Монастырь.  Средневековый  город.

4-й. Язык  древнерусской  живописи. Древнерусская  икона.

5-й.Настенная  живопись. Феофан  Грек  и Андрей  Рублев. Дионисий  и  Симон  Ушаков.

6-й.Древнерусский костюм. Старинное  русское  оружие.

7-й. Ювелирное  искусство. Средневековая книга.

8-й. Быт  крестьян  и  быт  царей.

Культура  18-го  века.

9-й.Просвещение  и  образование    петровского времени.

10-й.Архитектура.

11.Рождение  новой  живописи. Елизаветинское барокко. Академия  художеств

12-й.Петербургский классицизм.

13-й.Московский  классицизм.

14-й.Четыре  живописца.

15-й.Искусство  скульптуры.

16.Театр.

17-й. Быт      вельмож  и  императоров.

Культура  19-го  века.

18-й.Русский  ампир.

19-й.Русский  город  Нового  времени.,

20-й.Живопись           первой  половины  19-го   века.

21-й.Мастера  середины  столетия.

22-й.Проверочная  работа. Жизнь  и  быт дворян. Моды  п

23-й.ушкинского  времени.Варское  застолье.

24-й.Светский  человек. Досуг  дворян. Дуэли.

25-й, 26-й .Товарищество  передвижников.

27-й.Художники  и  жанры.

28-й.Мамонтовский  художественный  кружок.

29-й.»Мир  искусства».

30-й. Проверочная  работа.

31-й. Образ  жизни  купцов.

32-й.Купцы—меценаты  и коллекционеры.

33-й. Особенности  русской  культуры  Нового  времени.

34-й. Контрольная  работа.

-Система  контроля  знаний  по  МХК

Критерии  контроля  разработаны  пока  еще  плохо. МХК—предмет  особый. Здесь собирается     в  единое  целое  научное  и  художественное  мышление,       интеллектуально  и  эмоциональное  освоение  мира. Поэтому  и  навыки,  приобретаемые  учащимися  на  уроках  МХК,  здесь  двух  родов – навыки  восприятия  и  навыки  анализа. Правильное  восприятие  отличается  тремя  свойствами: честностью,  полнотой  и  глубиной.

   «Говорю  только  о  том,  что  вижу  или  что  слышу», -- это  должно  стать  лозунгом  всех  занятий  МХК в  школе. И  эту  честность  нужно  воспитывать в  учениках  и  нужно  ее  оценивать.

   Вторым  непременным условием  правильного  восприятия  является  его  полнота. Часто  ученики  не видят  многих  деталей.  Процесс  вглядывания  и  вслушивания  должен  все  время  отслеживать  учитель,  и  оценивать,  чтобы  ученик  мог  тоже  понять,  на  каком  уровне  восприятия  он  находится в  данный  момент.

   Третьим непременным, и  самым  сложным  условием  правильного  восприятия  считается  его  глубина. Здесь  сразу  оценить  что-либо  очень  трудно. Глубина  восприятия  переплетается со  вторым  родом  навыков—с  навыками  анализа  произведения  искусства.( алгоритм анализа  используется  на  уроках). Анализ – процесс  многоступенчатый,  проходящий  на разных  уровнях. Работу  ученика  на  каждом  из  этих  уровней учитель  может  отследить  и  оценить.

  Задания, с помощью  которых  можно  контролировать  учеников,  делятся на  3 группы.1-я  группа—задания  информативного  характера (проверяются и оцениваются  лишь общеучебные навыки) –пересказ  прочитанного,  терминологические  диктанты, составление  плана ,тесты  на  знание  периодов,  стилей  и  т. д.,  составление  кроссвордов, текст с ошибками (задания-провокации).

Вторую группу  составляют  задания  с частичной  творческой  направленностью. В  основном, все  задания этой  группы  направлены  на  прояснение  структуры  произведения:  выделение  главного  в  рассказе,  в  тексте, описание  исторического  события  или  лица, на  основе  которого  построено  произведение, анализ  воздействия на зрителя  цвета,  формата,  композиции  картины, определение  стиля и т. д.Большая часть  работы по выработке  навыков  как  раз  и  должна  происходить  на  этом  уровне. Главное — научить  видеть,  как  сделано  то  или  иное  произведение  искусства (технология),  и  почему  оно  сделано  именно так, а не  иначе (смысл).

  Третья  группа заданий  самая специфическая для уроков  МХК. Это творческие  задания., самые  необходимые. Все  эти задания  строятся  одинаково. Это либо  осмысление связи  между  явлениями ( отдельными  произведениями,  жанрами,  видами  искусства  и т.д.),  либо  связи  между  явлениями  художественной  культуры  и  внутренним  миром  ученика.

Итоговый  контроль по  МХК: устный экзамен,  собеседование(темы  для собеседования  должны  быть  гораздо  объемнее, чем  для  рефератов), экзамен  в  форме  защиты  реферата (но  надо  помнить, что  реферат,  являясь  творческой  формой,  предполагает не только  полное освоение  программы, но  и  владение довольно  сложной  техникой  реферирования).

Тематическое  планирование занятий  в  9  классе\

1.Русский  город  и  культура  начала  20-века. 6 часов

    1-й  урок. Русский  город  начала  20-го  века. (параграф № 1 ).  

Жизнь  и быт горожан. начала  20-го  века. Русские  гор одские  праздники(№ 2 и3)

    2-й.Стиль модерн (параграф №4)

   3-й.Художественные  объединения  начала  20-го  века.(№5)

       4-й. Русский  авангард (№6)

       5-й. Театр, кино  и музыка.(№7)

      6-й. Контрольная  работа №1 по теме.

2.Культура  советского  времени. Становление  советской  культуры  1917-   1920-е  годы.

5 час.

        7=й. Первые  культурные  преобразования ( №8)

        8-й. Художественные  объединения  20-х  годов.

        9-й. Советская архитектура  20-х годов (№ 10)

       10-й. Театр  и  кино. (№ 11)

        11-й. контрольная  работа  по  теме  №2.

3Советская  культура   30-х – начала 50-х  годов.5 час.

           12-й. Культурная  политика  30-х годов.(№ 12). Трагедия  культуры (№ 13)

           13-й. Культурные достижения  30-х годов ( № 14)

           14-й. Война  и  культура .(№ 15)

           15-й. Культура  первого послевоенного  десятилетия. ( №16)   -

            16-й.  Контрольная  работа по  теме №3.

4.Жизнь  и быт  советских людей. 2 часа.

           17-й.Быт  советского  человека. Воспитание  советского человека (№17, 18 )

            18-й. Советские  праздники (№19)

5.Культура  русского  зарубежья.2 часа.

            19-й. Возникновение  русского зарубежья.  Культура  русского зарубежья.(№ 20, 21 )

             20-й. Контрольная  работа по теме №4

6.-Культура  периода  «оттепели».3 часа.

             21-й. Перемены  в  культурной  политике. (№ 22)

             22-й. Искусство  периода  «оттепели»(№ 23)

             23-й. Контрольная  работа.№5

7.Культура  периода  «застоя »  6 час.

             24-й. Культурная  политика  периода  «застоя» (№24)

             25-й. Официальное  искусство (№25 )

              26-й  урок. Неофициальное  искусство (№ 26

              27-й. Авторская  песня (№ 27)

             28-й.Культура  нового  русского  зарубежья. (№28)

             29-й.Контрольная  работа по теме  №6

8.Культура  последнего  десятилетия  20-го  века. Культура периода реформ.3 часа.

             30-й. Культура  периода  «перестройки» и  распада СССР. (№ 29)

               31-й .Особенности  отечественной  культуры  20-го  века. (№29)

               32-й. Контрольная работа  по теме №7.

9.Единство  и многообразие  культуры. Мир  и человек в художественных  образах.2часа.

               33-й.Лекция «Единство  мировой  культуры. Мировое древо  как  отражение   единства мира»

               34-й. Лекция  «Идеал  человека в культуре народов  мира»

Литература

1Стандарт  среднего (полного) общего  образования  по  МХК

2.К уроку  мировой художественной… Сборник  информационно-методических  материалов .Чита 2005.

3.Г.И.Данилова Мировая  художественная  культура  7-8 классы. Магистр-пресс  Москва 2000.

4.Энциклопедия  для  детей. Том 7.Искусство.Ч.2. Архитектура,  изобразительное и декоративно-прикладное  искусство  17-20-х веков. Глав. Ред. М.Д.Аксенова М., Аванта+ 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...