Рабочая программа по МХК 10-11 классы
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Рабочая программа по МХК 10-11 классы 
Данилова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_mhk_10-11_kl.docx56.8 КБ

Предварительный просмотр:

Календарное поурочно-тематическое планирование по учебному предмету

«Мировая художественная культура»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:

характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);участвовать в семинарах, диспутах и конкурсах.

Содержание программы учебного предмета

10 класс

Древние цивилизации (5 ч.)

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка, танец. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Гигантизм и неизменность канона. Особенности художественной культуры Междуречья: аскетизм  и красочность ансамблей Вавилона. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки.

Культура античности (4 ч.)

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Парфенон – главное украшение Акрополя. Архитектурные символы римского величия. Римский Форум.  Пантеон- «храм всех богов». Колизей. Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство античности.

Средние века (10 ч.)

Значение культуры Византийской империи. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм. Архитектурный облик Киева. Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности.  Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Ансамбль Московского Кремля. Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Ф.Грека. Шедевры А.Рублева. Музыкальная культура Древней Руси. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор. Скульптура романского стиля и готики. Искусство витража. Литургическая драма и средневековый фарс. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Культура Востока (7 ч.)

Художественная культура Индии. Шедевры индийского зодчества. Живопись Индии. Музыкальное и театральное искусство Индии. Китайская художественная культура. Шедевры архитектуры. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство Японии. Японская гравюра. Театр Японии. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Возрождение (8 ч.)

Эстетика итальянского Возрождения. Идеалы Ренессанса в архитектуре Флоренции. Скульптурные шедевры Донателло. Творчество Л.да Винчи. Шедевры Микеланджело. Судьба Рафаэля. Архитектурный облик Венеции.  Художественный мир Тициана. Гентский алтарь Я.ван Эйка. Мастерство Дюрера-гравера. Музыкальная культура Возрождения. Творчество У.Шекспира.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Древние цивилизации

5

Культура античности

4

Средние века

10

Культура Востока

7

Возрождение

8

Содержание программы учебного предмета

11 класс

Художественная культура 17-18 вв. (12 ч.)

Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира.  Эстетика и главные темы барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистическая тенденция в развитии искусства 17-18 вв. Характерные черты архитектуры барокко. Творчество Л.Бернини. Архитектурные творения Ф.Растрелли. Скульптура и живопись барокко. Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю. Шедевры классицизма в архитектуре России. Живопись Пуссена. Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество  Рембрандта – вершина реализма. Русский портрет 18 в. Шедевры русский портретистов: Ф. Рокотова, Д.Левицкого, В. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Растрелли, Шубин, Козловский. Музыкальная культура барокко. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Творческие поиски Л.ван Бетховена. Западноевропейский театр барокко. Золотой век французского театра классицизма. Мольер – создатель классической комедии.

Художественная культура 19 в. (9 ч.)

Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18 в. - начала 19 в. Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского, К.П.Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков. Художественные принципы реалистического искусства. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г.Курбе, О.Домье, И.Е.Репина, В.И.Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. Художественные искания импрессионистов. Творчество К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара. Постимпрессионизм В.ван Гога, П.Сезанна, П.Гогена. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал в творчестве Р.Вагнера,  Ф.Шуберта, Ф.Шопена. Музыка импрессионизма. Творчество К.Дебюсси. Русская музыка романтизма. М.И.Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки». Творческое наследие П.И.Чайковского. В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. Реалистический театр Э.Золя. М.С.Щепкин – реформатор русской театральной сцены. Театр А.Н. Островского. Особенности театра А.П. Чехова.

Художественная культура 20 в. (13 ч.)

Художественные принципы символизма. Символизм в творчестве М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова. Модернизм. Особенности модерна в различных видах искусства. Идеи и принципы архитектуры начала 20 в. Творчество А.Гауди, В.Орта, Ф.О.Шехтеля. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали. Абстракционизм В.Кандинского. Супрематизм К.Малевича. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма. Музыкальный мир 20 в. Джаз. Рок-музыка. Русская музыка 20 в. Творчество А.Н. Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

Интеллектуальный театр Б.Шоу. Театр абсурда. Эпический театр Б.Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. К.Станиславский и В.Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова. Рождение и первые шаги кинематографа. Ч.Чаплин – выдающийся комик мирового экрана. Рождение звукового кино. Киноавангард 20 в. Шедевры отечественного кино.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Художественная культура 17-18 вв.

12

Художественная культура 19 в.

9

Художественная культура 20 в.

13


Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ п/п

Тема урока

Кол.-во ч.

Содержание материала

Методы и

формы работы

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Древние цивилизации  5 ч.

1

Первые художники земли

1

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы.

Слово учителя,

 беседа

Пересказ

2

Архитектура страны фараонов

1

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.

Слово учителя, беседа, работа с учебником, работа с ТСО), сообщения заранее подготовленных учащихся

подготовить иллюстративный материал к теме

3

Изобразительное искусство Египта

1

Гигантизм и неизменность канона - примета вечной жизнь в изобразительном искусстве древнего Египта.

Работа с учебником, беседа

пересказ темы, презентация

4

Художественная культура Древней Передней Азии

1

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Слово учителя, беседа, работа с ТСО

повторить пройденные темы, подготовиться к тесту

5

Искусство доколумбовой Америки

1

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки.

сообщения заранее подготовленных учащихся

подготовить презентации "Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации", "Парфенон - главное украшение Акрополя"

Культура античности 4 ч.

6

Золотой век Афин

1

Всемирно-историческое значение художественной  культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон главное украшение Акрополя.

Слово учителя, работа с учебником, работа с ТСО, беседа по вопросам, сообщения заранее, подготовленных учащихся

подготовить иллюстративный материал к теме

7

Архитектура Древнего Рима

1

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон - «храм всех богов». Колизей - величественная зрелищная постройка Древнего Рима.

Работа с ТСО, слово учителя, беседа, сообщения заранее подготовленных учащихся

пересказ темы, повторить ранее изученный материал, подготовиться к самостоятельной работе

8

9

Театральное и музыкальное искусство Античности

2

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

Слово учителя, защита докладов

пересказ темы

Средние века 10 ч.

10

Мир византийской культуры

1

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Свитой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Слово учителя, работа с ТСО, работа с учебником

подготовить сообщения» Особенности новгородской школы живописи", "Музыкальная культура Древней Руси"

11

12

Архитектурный облик Древней Руси

2

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева - « матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в  Киеве. Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Ансамбль Московского Кремля.

Сообщения заранее подготовленных учащихся, работа с ТСО

Презентации

13

13

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

2

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные этапы его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.

Работа с дополнительной литературой, слово учителя, беседа, работа с ТCO

Пересказ

15

16

Архитектура западноевропейского Средневековья

2

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира, Соборы Нотр-Дам в Париже и Кельне.

Слово учителя, работа с ТСО, беседа.

Иллюстративный материал по теме

17

Изобразительное искусство Средних веков

1

Скульптура Романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.

Слово учителя, работа с ТСО

повторение "Средние века", подготовка к зачету

18

Театральное искусство и музыка Средних веков

1

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

Слово учителя, выразительное чтение, беседа

повторение "Средние века", подготовка к зачету

19

Зачет

1

Искусство Средних веков

Тест

Повторение

Культура Востока 7 ч.

20

21

Индия-страна чудес

2

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи Музыкальное и театральное искусство Индии.

Слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, работа с ТСО

Подготовить иллюстративный материал к теме

22

23

Художественная культура Китая

2

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений  Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

Слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, работа с ТСО

Подготовишь сообщения:

1. Шедевры японской архитектуры, 2. Философия и мифология в садово-парковом искусстве.

3.Мастера  японской гравюры.

4.Театральное  искусство.

24

Искусство страны восходящего солнца

1

Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное  искусство.

Слово учителя, сообщения заранее подготовленных  учащихся, работа с ТСО, работа, с учебником

Повторить все темы в разделе «Культура Востока» и подготовиться к тесту

25

Художественная культура ислама

1

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Слово учителя, беседа, работа с ICO

Пересказ темы, подготовка к тесту

26

Зачет

1

Культура Востока.

Тест

Повторение

Возрождение 8 ч.

27

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения

1

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф. Брунеллески - собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло.

Слово учителя, работа с ТСО, семинар по вопросам

темы

Подготовить

доклады:

1. Судьба. Леонардо да Винчи. Основные этапы его

творчества. Прославленные шедевры художника.

2. Скульптурные и

живописные шедевры

Микеланджело.

3. Судьба Рафаэля. Основные этапы его творчества. Портретное творчество художника.

28

29

Золотой век Возрождения

2

Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника.

Скульптурные и живописные шедевры Микеланджело. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества. Рафаэль - певец женской красоты. Портретное творчество художника

Сообщения заранее подготовленных  учащихся

Подготовиться к тесту по творчеству Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля

,

30

Возрождение в Венеции

1

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая тематика

Работа с ТСО,  слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся

Пересказ темы

31

32

Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров

2

Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ вселенной гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера - гравёра.

Слово учителя, работа с ТСО, беседа

Пересказ темы

33

Музыка и театр эпохи Возрождения

1

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.

Слово учителя, выразительное чтение, беседа

Подготовиться к защите реферата

34

Урок контроля

1

Защита докладов, рефератов по изученным темам курса.

Защита рефератов

Календарно-тематическое планирование

11 класс

№ п/п

Тема урока

Кол. - во ч.

Содержание материала

Методы и

формы работы

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Художественная культура 17-18 вв. 12 ч.

1

Стилевое многообразие искусства 17-18 вв.

1

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма.  Понятие о рококо. Реалистическая тенденция в развитии искусства 17-18 вв. взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

Слово учителя, беседа, лекция

Пересказ темы

 

 

2

Архитектура барокко

1

.Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф.Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Лекция, работа с ТСО, беседа

Подготовить сообщение: 1.П.П. Рубенс - король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры.

3

Изобразительное искусство барокко

1

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение.

Слово учителя,  сообщение заранее подготовленного учащегося, работа с ТСО. беседа

Пересказ темы

4

Классицизм в архитектуре Западной Европы

1

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю - зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма.

Лекция, работа с ТСО, слово учителя, беседа

Подготовиться к тесту

5

6

Шедевры классицизма в архитектуре России

2

«Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М.Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно - лучшие творения В.И. Баженова. Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле.

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик города и окрестностей. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини,  Адмиралтейство А.Д. Захарова,  Казанский собор А. И. Воронихина.

Тест, лекция, работа с ТСО, беседа

Подготовить

Сообщение «Пуссен как основоположник классицизм. Характерные черты его живописи»

7

Изобразительное искусство классицизма и рококо

1

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Творчество Ж.Л. Давида.

Лекция, сообщение заранее подготовленного учащегося, работа с ТСО,  беседа

Подготовиться к тесту по следующим темам: «Шедевры классицизма в архитектуре России», «Изобразительное искусство классицизма и рококо»

8

Реалистическая живопись Голландии

1

Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта - вершина реализма. Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики его произведений.

Тест, лекция, работа с ТСО, беседа

Пересказ темы

9

Русский портрет 18 в.

1

Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский.

Работа с ТСО, лекция, беседа

Подготовиться к тесту по следующим темам: «Реалистическая живопись Голландии»,

«Русский портрет 18 в.»

10

Музыкальная культура барокко

1

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.

Лекция, прослушивание записей произведений И. С. Баха, беседа

Подготовить сообщения:

  1. Музыкальный мир В А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии;
  2. Л. ван Бетховен:

путь от классицизма к  романтизму,  его смелые эксперименты и творческие поиски

11

Композиторы Венской классической школы

1

Музыка Венской классической школы -  высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии.

Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски

Слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, прослушивание записей произведений  В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена, беседа

Подготовиться к тесту по следующим темам: «Музыкальная культура барокко», «Композиторы Венской классической школы»

12

Театральное искусство 17-18 вв.

1

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития драматического театра.

Работа с ТСО, лекция, беседа

Пересказ темы

Художественная культура 19 в. 9 ч.

13

Романтизм

1

Романтизм как художественный стиль эпохи к.18- н.19 в. «Путь к свободе через красоту» - эстетика романтизма. Значение романтизма для дальнейшего развития МХК.

Лекция, беседа

Пересказ темы

14

Изобразительное искусство романтизма

1

Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского, К.П.Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтика

Работа с ТСО, лекция, беседа

Подготовка к самостоятельной работе

15

Реализм - художественный стиль эпохи

1

«Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства)

Самостоятельная работа, лекция, беседа

Пересказ темы

16

Изобразительное искусство реализма

1

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г.Курбе, О.Домье, И.Е.Репина, В.И.Сурикова. Мастера реалистического пейзажа

Работа с ТСО, лекция, беседа

Пересказ темы

17

"Живописцы счастья" (художники  импрессионизма)

1

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К.Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э.Дега, О.Ренуара. Постимпрессионизм В.ван Гога, П.Сезанна, П.Гогена

Работа с ТСО, лекция, беседа

Подготовка к самостоятельной работе

18

Многообразие стилей зарубежной музыки

1

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера. Ф. Шуберта, Ф. Шопена. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси.

/

Лекция, прослушивание записей произведений Р. Вагнера, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, К. Дебюсси.

сообщение "Глинка М.И.- основоположник русской музыкальной классики"

19

Русская музыкальная культура

1

Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы М.И.Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев. А.П. Бородин, М.И. Мусоргский, Н.А. Римский - Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.

Лекция, сообщение заранее подготовленного учащегося, прослушивание записей произведений русских композиторов, беседа

сообщения "В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены", "Э.Золя как теоретик западноевропейского реализма"

20

Пути развития западноевропейского театра

1

«Порывы духа и страсти души» в театре романтиков. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены.

« Торжество правды и истины» в реалистическом театре.

Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма.

Лекция, сообщения заранее подготовленного учащегося, беседа

сообщения: "Русский национальный театр" А.Н.Островского; Особенности театра А.П.Чехова

21

Русский драматический театр

1

Русский театр романтизма. Русский реалистический театр. М.С.Щепкин – выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. "Русский национальный театр" А.Н.Островского. Особенности театра А.П.Чехова

Слово учителя, работа с ТСО, сообщения заранее подготовленного учащегося

сообщение с использованием ИКТ "Искусство символизма"

Художественная культура 20 в. 13 ч.

22

Искусство символизма

1

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А. Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова

Лекция, беседа, работа с ТСО

Пересказ темы

23

Триумф модернизма

1

Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в разных  видах  искусства

Лекция, беседа, работа с ТСО

Пересказ темы

24

Архитектура: от модернизма до конструктивизма.

1

Идеи и принципы архитектуры н.20 в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А.Гауди, В.Орта, Ш.Э.ле Корбюзье. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О. Шехтеля

Лекция, беседа, работа с ТСО

подготовиться к проверочной работе

25

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства

1

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали.

Лекция, тест, беседа, работа с ТСО

Пересказ темы

26

Мастера русского авангарда

1

Абстракционизм В.Кандинского. Супрематизм К.Малевича.  В.Татлин - основоположник живописного конструктивизма

Лекция, беседа, работа с ТСО

подготовиться к проверочной работе

27

Зарубежная музыка 20 в.

1

Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза, и его истоки. Рок-музыка.

Лекция, прослушивание записей музыкантов XX в., беседа

Пересказ темы

                

28

Русская музыка 20в.

1

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. И. Скрябина. Многообразие творческого наследия С.В. Рахманинова и Н.Ф. Стравинского. Творчество С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.

Лекция,  прослушивание записей композиторов XX в., беседа

Подготовить

сообщения:

1. Эпический театр Б. Брехта 2. Творческие эксперименты П. Брука

29

Зарубежный театр 20 в.

1

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

Лекция, сообщения заранее подготовленных  учащихся, беседа

Подготовить

сообщения:

  1. Понятие о «системе» Станиславского»
  2. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова.

30

Русский театр 20в.

1

К. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского >>. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра

Лекция, сообщения заранее подготовленных учащихся, беседа

Подготовиться к проверочной работе

31

32

Становление и расцвет мирового кинематографа

2

Рождение и первые шаги кинематографа. Ч.Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард 20 в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители

Тест, работа с ТСО, беседа, лекция

Подготовка к контрольной работе и защите рефератов

33

34

Заключительные уроки

2

Семинар, защита рефератов, контрольная работа

Контрольная работа, защита рефератов


Изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:

-достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала НРЭО содержания образования,

-сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

-формирование культурного имиджа и туристической привлекательности Южного Урала.

10 класс

1

Игнатьевская пещера. Пещерный комплекс Сикияз-Тамак

2

Аркаим - памятник древнейшей культуры

3

Каслинское литьё

4

Николаевкая и Наследницкая крепости

11 класс

1

Храмы Челябинской области

2

Мечети Челябинской области

3

Театры Челябинской области

4

Творчество композиторов Челябинской области

Контрольно-измерительные материалы

1.Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 кл. Практическое пособие.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003

2.Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 11 кл. Практическое пособие.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003

3. Ресурсы Интернет

Учебно-методическое обеспечение

Для обучающихся:

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

Для учителя:

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.

Данилова Г.И. Искусство. 10 класс. Базовый уровень/…/-М.:Дрофа, 2013

Данилова Г.И. Искусство. 11 класс. Базовый уровень/…/- М.: Дрофа, 2014

Данилова Г.И. МХК. От истоков до 17 века. 10 кл. Базовый уровень/…/М.:Дрофа, 2009

Данилова Г.И. МХК: от 17 века до современности. 11 кл. /…/М.:Дрофа, 2008

Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «МХК: От истоков до 17 в.10 кл.» и «МХК: От 17 в. до современности. 11 кл.».-М.:Дрофа, 2010

Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.

Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.

Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007.

Искусство: в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.

Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.

Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.

Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

Список  цифровых образовательных ресурсов:

 1.Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru

2.Музыкальная коллекция http://music.edu.ru

3.Архитектура России http://www.archi.ru

4. «Культура России» http://www.russianculture.ru

5. Музеи России http://www.museum.ru

6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии http://www.greekroman.ru

7.Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура

http://www.archi-tec.ru

8. ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств. http://www.artyx.ru

9. Belcanto.Ru– в мире оперы. http://www.belcanto.ru

10. Классическая музыка http://www.classic-music.ru

11. Мировое искусство http://www.world.art

12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению http://e-project.ru/mos/

13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. http://petrov-gallery.narod.ru

14. Виртуальный каталог икон. http://www.wco.ru/icons/

15. Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru

16. Виртуальный музей Лувр. http://louvre.historic.ru

17. Государственный Русский музей. http://www.rusmuseum.ru

18. Государственная Третьяковская галерея. http://www.tretyakov.ru

19. Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org  

20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. http://www.mhk.spb.ru

21. Замки Европы http://www/castles.narod.ru

22. Импрессионизм http://.impressionism.ru

23. История изобразительного искусства. http://www.arthistory.ru

24. Московский Кремль: виртуальная экскурсия. http://www.moscowkremlin.ru

25..Музеи Московского Кремля. http://www.kremlin.museum.ru

26.Народы и религии мира. http://www.cbook.ru/peoples

27. Репин Илья Ефимович. http://www.ilyarepin.org.ru

28. Российская история в зеркале изобразительного искусства. http://www.sgu.ru/rus_hist

29. Современная мировая живопись. http://www.wm-painting.ru

30. Энциклопедия Санкт-Петербурга. http://www.encspb.r

31.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...