Сценарий литературного кафе
классный час по мхк (9 класс)
Предварительный просмотр:
Анна Ахматова.
Сценарий литературного кафе.
Оформление: в центре класса на возвышении портрет `А. Ахматовой, освещенный свечой.Возле него — раскрытая книга её стихов. Столик, на каждом горит свеча.
Вбегают окололитературные сплетники (в элегантных костюмах, с портфелями)
Их беседа идет в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского («Петрушка»)
-Вы слышали? Ахматова иЗощенко исключены из Союза писателей?
- Правильно. Они давно исписались
- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны
- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет
- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. Ни одного стихотворения о наших воинах не написала.
-Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она- про любовь.
-Правильно, правильно. Ахматова… что-то фамилия знакомая.
-Какая-то странная фамилия.
- Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова — фамилия
прабабки Анны Андреевны, татарки.
(толпа застывает в луче прожектора)
Голос из темноты.
Я родилась 11 июня 1889г. под Одессой, Мой отец был в то время отставной инженер-
механик флота Годовалым ребенком я была перевезена на Север — в Царское Село Там
прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет
Стихи начались для меня не с Пушкина, Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Их знала наизусть моя мама.
Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.
В 1905г. мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год проживали в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции 1905г. глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, где в 1907г. окончила гимназию.
Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока
приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна. Когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.
Разговор за одним из столиков:
- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию
- Конечно, декадентские настроения сказались
Голос из темноты (на фоне музыка Шуберта «AveMaria»)
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам
Как заключенный, как больной,
"Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый чае,
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас
Толпа окололитературных сплетников оживает.
- К Квашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавил
Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ними, а затем создали свой
«Цех поэтов», свое поэтическое движение- акмеизм
-Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный
- Да, что она вообще собой представляет? Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу… (Продолжая разговор, рассаживаются на свободные места у столиков)
-Простите, а что она читала?
- «Русалку». Ну, помните, «У пруда русалку кликаю…»
Голос из темноты.
Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать…
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела:
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел…
Замечаю все как новое,
Влажно пахнут тополя
Я молчу, молчу, готовая
Снова стать тобой, земля
Разговор возобновляется
-Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…
-Да что вы все; Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?
Под музыку Бетховена голос из темноты (соната «Патетическая»)
Я - голос ваш, жар вашего дыханья,
Я - отраженье вашего лица.
'Напрасных крыл напрасны трепетанья, -
Ведь все равно я с вами до конца
Вот отчего вы любите так жадно
Меня в грехе и в немощи моей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей,
Вот отчего вы даже не спросили
`Меня ни слова никогда о нем
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошенный дом.
И говорят — нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить…
Как хочет тень от тела отелиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь — забытой быть,
Появляется человек в военной форме
- Забытой? Никогда. Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом — военный корреспондент, сейчас — литературовед.
В начале 1943г. по пути х фронту я и один писатель -моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой: Из-за угла появились две женщины.Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчетно.
Два года спустя в библиотеке Ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают не меня, а тебя».
Голос из зала.
- Большая радость - узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, ин одного патриотического
стихотворения!
- Неправда!
(Друг за другом из-за столиков встают чтецы. Читают из цикла «Ветер войны» - под «Лунную сонату» Бетховена — «Щели в саду вырыты», «Победителям», «Птицы смерти в зените стоят», «Клятва». «Мужество»).
Голос из темноты.
Отечественная война 1941-го застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву
До мая 1944г я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым, в Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.
В мае 1944г я прилетела в весеннюю Москву,уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград
Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что описала эту мою с ним встречу в прозе.
Разговор за столиком.
- Простите. Все спорят, спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?
- А что вас интересует: внешность или стихи?
- Все, впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной
- Она была поэтом.
(одна из учениц встает из-за столика, читая стихи Цветаевой, подходит к портрету
Ахматовой, кладет к нему красную розу)
О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
(полное стих-е)
(Разговор за тем же столиком)
-Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?
(чтецы, не вставая из-за столиков, как бы беседуя):
- Характерный рот, с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. Она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и неподвижные воды царскосельских прудов
(В.Срезневекая)
Но рассеянно внимая всем словам.
Кругом звучащим,
Вы задумываетесь грустно,
(А..Блок)
В пол-оборота, о печаль,
На равнодушных поглядела:
(О Мандельштам)
У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость.
Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость.
(К Чуковский)
(в луче прожектора- человек, печатающий на машинке)
Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелегким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня, чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.
Голос из темноты
Я пью за разоренный дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоем,
И за тебя я пью.
За ложь меня предавших туб,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что бог не спас.
(Продолжает вспоминать писатель)
А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, то ощущение легкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски, сначала мне померещилось, что она в чем-то нарядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось черным шелковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своем странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете.
Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка будет?» Ей было все равно, что ставили, но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи»
В ней что-то чудотворное горит,
`И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле.
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили
Разговор за столиком.
-Ахматова была всегда горделиво прекрасна.
-Да, говорят, что даже мертвая она вызывала чувство преклонения
Когда у Николы Морского
`Лежала в цветах нищета,
Смиренное чуждое слово
Светлелось темно и сурово
На воске державного рта
А. Тарновский
За столиком:
- Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким
- Да, она умела не только сама любить, но выразить это чувство в стихах
(звучат стихи «Сжала руки под темной вуалью»,«Я и плакала, и каялась», «Настоящую нежность не спутаешь», «Проводила друга до передней»- музыка Свиридова «Метель»)
- Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту
балладу не любила: Почему? Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский. Он выступал на фоне черного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки.
(Запись баллады в исполнении Вертинского)
За столиком
- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева.
- Кажется, что все стихотворения Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.
- Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.
- Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Анне Ахматовой
Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя,
Снилось мне — ты любишь другого
И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей.
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В ту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти,
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я все-таки умираю
`Пред твоим закрытым окном
- У Анны Андреевны остался сын Лев.
-Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил
Голос из темноты.
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму. 426
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели.
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте Высоком
И о смерти говорят.
Продолжается разговор за столиком
-Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну
теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губами спросила ее: «Говорят, вы
пишете стихи? А вот об этом вы могли бы написать?»
-Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы
Голос из темноты.
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу.
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать
(из-за столика рядом с портретом Ахматовой поднимается девушка)
-«Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голое, необходимо было все мужество поэтессы.
Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический
характер. «Посвящение», написанное в марте 1940г., рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: «Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми
сапогами и под шинами черных марусь»
-Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в истории, и оттого остается надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое возмездие.
Голос из темноты.
Ни сына страшные глаза-
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук —
Слова последних утешений.
(Поваляется английский корреспондент)
I am English correspondent. Еxcuse me, госпожа Ахматова, думаете ли Вы, что после революции люди стали счастливее?
-Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё кого-нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помотать друг другу, чем прежде
(из-за столиков поднимаются окололитературные сплетники)
-Да, что вы кричите: Ахматова, Ахматова!
-Ерунда, ничего особенного .
- Стих неплохой, но мысли, мысли маловато,
-Это все для слезливых.
-Да кем она вообще была-то, Ахматова?
Голос из зала:
- Она была поэтом,
(Сплетники замирают в лучах прожектора).
Под музыку Ave Maria звучат стихи. Голос из темноты
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условием - не ставить его.
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь,
И выла старуха, как раненый зверь,
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
(Под звуки музыки все встают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа литературного кафе " Бродячий щенок".
Программа способствует реализации важнейших целей литературного образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся к богатствам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-40637-1364739712.jpg)
Литературное кафе "Поэзия сердец"
Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-40637-1364739712.jpg)
Литературное кафе "Поэзия сердец"
Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-24394-1479246012.jpg)
«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)
На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и...
Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...
Сценарий «Литературного кафе», посвященного жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.
Цель: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта, выяснить причины трагического и глубокого одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова.Задачи: системати...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/23/picture-989387-1514034109.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Серебряный век русской поэзии" Литературное кафе
Использовала в 10 классе с целью предварительного знакомства с поэзией Серебряного века...