Программа спецкурса "Творчество художников-передвижников и русская литература 19 века"
рабочая программа по мхк (9 класс)

Мантрова Татьяна Николаевна

Данный  спецкурс ориентирован в основном на учащихся  7-9 классов. Он нацелен на формирование у школьников компетенции в области основ художественной культуры. Отличительной чертой курса является его практическая направленность.

            Выбор темы   курса определяется важностью изучения произведений  живописи для понимания литературных произведений   эпохи. Благодаря знакомству с произведениями живописи   литературное произведение  становится ближе, понятнее. Вопросам художественной культуры в   школьной программе по литературе  уделяется незаслуженно мало внимания. В связи с современными требованиями средняя школа должна формировать у подрастающего поколения различные компетенции, в том числе художественную, эстетическую. Не все школьники имеют возможность посещать картинные галереи. Данный курс призван помочь учащимся ориентироваться в прекрасном мире искусства, прежде всего в исторической живописи. Материал будет полезен при подготовке к Олимпиадам по литературе, МХК.  Занятия курса построены в виде воображаемого (виртуального) путешествия по  творческому наследию художников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмблема А3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ № 16 «Интерес» 

муниципального образования городской округ Люберцы  Московской области 

                 (МОУ  гимназия № 16 «Интерес»)

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании  МК

(протокол № ___ от «01»  марта 2023 г.

Руководитель предметной кафедры

____________________(____________)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ гимназии № 16 «Интерес»

____________ И.В. Снегирёва

Приказ  №____  от  «15» марта 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса «Творчество художников-передвижников и русская литература 19 века»

 

Учитель Мантрова Татьяна Николаевна

                             

2023 г. 

Пояснительная записка

 

Настоящая Программа разработана в соответствии с:

  1. Конвенцией о правах ребёнка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Законом «Об образовании в РФ» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г.  
  4. Приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
  5. СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
  6. Уставом МОУ гимназии № 16 «Интерес».

При составлении программы учитывались возможности гимназии, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы обучающихся и родителей.

Данный  спецкурс ориентирован в основном на учащихся  7-9 классов. Он нацелен на формирование у школьников компетенции в области основ художественной культуры. Отличительной чертой курса является его практическая направленность. 

             Выбор темы   курса определяется важностью изучения произведений  живописи для понимания литературных произведений   эпохи. Благодаря знакомству с произведениями живописи   литературное произведение  становится ближе, понятнее. Вопросам художественной культуры в   школьной программе по литературе  уделяется незаслуженно мало внимания. В связи с современными требованиями средняя школа должна формировать у подрастающего поколения различные компетенции, в том числе художественную, эстетическую. Не все школьники имеют возможность посещать картинные галереи. Данный курс призван помочь учащимся ориентироваться в прекрасном мире искусства, прежде всего в исторической живописи. Материал будет полезен при подготовке к Олимпиадам по литературе, МХК.  Занятия курса построены в виде воображаемого (виртуального) путешествия по  творческому наследию художников

 

  Цель курса:

формирование художественной компетенции школьников в области   живописи; развитие сотворческой активности учащихся, их способностей вступать в диалог с искусством  художников-передвижников и русских писателей 19 века

  1.  Задачи  спецкурса

  1. Расширение знаний о русской художественной культуре второй половины XIX века.
  2. Знакомство учащихся с биографией и творческой деятельностью выдающихся художников-передвижников.  
  3. Развитие умений и навыков работы с литературой, способности к самообразованию и творческому поиску.  
  4. Развитие  умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  5. Формирование эмпатии – способности «прочувствовать»  эпоху, изображённую на полотне
  6. Совершенствование умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.
  7. Воспитание умения сопоставлять и сравнивать произведения живописи  и литературы
  8. Уметь находить общие точки соприкосновения разных видов искусства – живописи, литературы и музыки.
  9. Помочь в формировании у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения.
  10. Способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.  

 

Принципы курса:

  • Вариативность, которая будет проявляться в различных формах деятельности учащихся.
  • Творческий подход к изучаемым вопросам (поиск источников информации, посещение музеев, использование Интернета)
  • Применение элементов педагогики, сотрудничества

Образовательные результаты:

К завершению курса ученики должны:

  • знать основные термины и понятия курса;
  • уметь анализировать произведения   живописи и литературы, выражать своё восприятие, вести конструктивную дискуссию;
  • проводить исследования в области искусства, оформлять и представлять результаты;
  • работать с текстами разного типа;
  • овладеть практическими умениями при работе с ИКТ;уметь через восприятие произведений живописи лучше понимать литературные произведения, почувствовать историческую эпоху;
  • уметь воссоздавать образ мыслей, переживания, настроения, людей прошлого. 

Получат опыт

  • участия в групповой работе;
  • планирования при проведении индивидуального или группового исследования;
  • экскурсовода, работы художника-оформителя, редактора журнала;
  • устной или компьютерной презентации (защиты проекта, творческих работ);
  • рефлексии - проведения простейшего анализа конкретных произведений исторической живописи.

Итогом работы будет создание  альбома «Художники-предвижники и русская литература 19 века». Этот  альбом предназначен для всех тех, кто не прослушал данного курса, но вместе с тем хотел бы хоть немного разбираться в основных направлениях живописи 19века  и знать самые известные работы художников с мировым именем. Предполагаемые рубрики: «Жизнь и эпоха», «Знаменитые художники», «Жанровое своеобразие», «Пейзажная живопись и русская литература», «Общие сюжеты» и «Портретная живопись», «По страницам литературных произведений».

Тема занятия

Технология

Используемое оборудование

Что углубляется, расширяется, развивается

1

 Творческое наследие художников-передвижников    

ИКТ

 (Виртуальная  экскурсия по Третьяковской галерее

 Технология развития критического мышления через чтение и письмо 

Компьютер, проектор, интерактивная доска

 

Информация  по методам работы художников, сюжетам, образам, созданным ими.

Стили «золотого» века в живописи и литературе (классицизм, романтизм, реализм) Моделирование страниц журнала

Жанры и темы живописи у художников-передвижников

социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).

ИКТ

 (Виртуальная  экскурсия по Третьяковской галерее)   

Технология развития критического мышления через чтение и письмо 

Сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова),

и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),

и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).

И.С.Тургенев «Отцы и дети», Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», Гоголь «Майская ночь»

2.

 

Портретная живопись  

ИКТ

Перепутанные логические цепочки

 Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена,М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова , Л. Н. Толстого  

Крамской И. -портрет Л.Н.Толстого»   и «Н.А.Некрасова», художников- А.И. Морозова, И.И. Шишкина,   Г. Г. Мясоедова

 Перов В.  -А.Н.Островский,  Ф.М.Достоевский   

3.

 Крестьянская тематика передвижников и литература

Здоровьесберегающая

Мозговая атака

 В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»).   И. Крамской («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»).

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», «Школьник»

4.

 Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников и русская литература

Обучение в сотрудничестве

Технология личностно-ориентированного обучения

 В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.

5.

 Пейзаж у передвижников

Интегрированная

Групповая дискуссия

 И.Левитан- природа изображена сквозь призму настроения человека. Сказочные пейзажи А. Куинджи. Море Айвазовского, лес Шишкина и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.

6.

Религиозная  и историческая

темы

ИКТ

Технология личностно-ориентированного обучения.

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Н.Ге.   «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», А. Иванов, «Явление Христа народу»,     Н. Репин — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный»,В. Суриков  – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». «Покорение Сибири Ермаком»,«Переход Суворова через Альпы»,

«Степан Разин»

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

7.

Бытовой жанр 

Технология личностно-ориентированного обучения.

Компьютер, проектор, интерактивная доска

«Бурлаки» — И.Репин,  «Чтение положения» — Г. Мясоедов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» —  В. Максимов, «Встреча иконы» —  К. Савицкий, «Толкучий рынок» — В. Маковский, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» —  И. Прянишников.

Творчество А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Бунин «Косцы»

8.

Изготовление журнала

Проектная

Изготовление интерактивного журнала с использованием gr-кодов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"

В данном разработке  содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19...

Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе

      Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и со­ставлена на основе Программы регионального компонента литературного образования уч...

Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...

Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку с использованием национально - регионального компонента

Программа написана для учителей, работающих в Чувашии в классах с многонациональным составом учащихся. Она включает в себя тематику произведений русской литературы с учётом произведений национальной л...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по русской литературе 5-6 кл.

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерство выразительного чтения» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...

Рабочая программа по учебному курсу "Родная (русская) литература"

Рабочая программа по учебному курсу «Русская (родная) литература» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ...

Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература"

Рабочая  программа по учебному предмету  «родная (русская) литература» уровень основного общего образованияПрограмма составлена на основе требований к предметным результатам...