Программа спецкурса "Творчество художников-передвижников и русская литература 19 века"
рабочая программа по мхк (9 класс)
Данный спецкурс ориентирован в основном на учащихся 7-9 классов. Он нацелен на формирование у школьников компетенции в области основ художественной культуры. Отличительной чертой курса является его практическая направленность.
Выбор темы курса определяется важностью изучения произведений живописи для понимания литературных произведений эпохи. Благодаря знакомству с произведениями живописи литературное произведение становится ближе, понятнее. Вопросам художественной культуры в школьной программе по литературе уделяется незаслуженно мало внимания. В связи с современными требованиями средняя школа должна формировать у подрастающего поколения различные компетенции, в том числе художественную, эстетическую. Не все школьники имеют возможность посещать картинные галереи. Данный курс призван помочь учащимся ориентироваться в прекрасном мире искусства, прежде всего в исторической живописи. Материал будет полезен при подготовке к Олимпиадам по литературе, МХК. Занятия курса построены в виде воображаемого (виртуального) путешествия по творческому наследию художников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 16 «Интерес» муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (МОУ гимназия № 16 «Интерес»)
| ||||
СОГЛАСОВАНО на заседании МК (протокол № ___ от «01» марта 2023 г. Руководитель предметной кафедры ____________________(____________) | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ гимназии № 16 «Интерес» ____________ И.В. Снегирёва Приказ №____ от «15» марта 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса «Творчество художников-передвижников и русская литература 19 века»
Учитель Мантрова Татьяна Николаевна
2023 г.
Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Законом «Об образовании в РФ» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г.
- Приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
- Уставом МОУ гимназии № 16 «Интерес».
При составлении программы учитывались возможности гимназии, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы обучающихся и родителей.
Данный спецкурс ориентирован в основном на учащихся 7-9 классов. Он нацелен на формирование у школьников компетенции в области основ художественной культуры. Отличительной чертой курса является его практическая направленность.
Выбор темы курса определяется важностью изучения произведений живописи для понимания литературных произведений эпохи. Благодаря знакомству с произведениями живописи литературное произведение становится ближе, понятнее. Вопросам художественной культуры в школьной программе по литературе уделяется незаслуженно мало внимания. В связи с современными требованиями средняя школа должна формировать у подрастающего поколения различные компетенции, в том числе художественную, эстетическую. Не все школьники имеют возможность посещать картинные галереи. Данный курс призван помочь учащимся ориентироваться в прекрасном мире искусства, прежде всего в исторической живописи. Материал будет полезен при подготовке к Олимпиадам по литературе, МХК. Занятия курса построены в виде воображаемого (виртуального) путешествия по творческому наследию художников
Цель курса:
формирование художественной компетенции школьников в области живописи; развитие сотворческой активности учащихся, их способностей вступать в диалог с искусством художников-передвижников и русских писателей 19 века
Задачи спецкурса
- Расширение знаний о русской художественной культуре второй половины XIX века.
- Знакомство учащихся с биографией и творческой деятельностью выдающихся художников-передвижников.
- Развитие умений и навыков работы с литературой, способности к самообразованию и творческому поиску.
- Развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
- Формирование эмпатии – способности «прочувствовать» эпоху, изображённую на полотне
- Совершенствование умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.
- Воспитание умения сопоставлять и сравнивать произведения живописи и литературы
- Уметь находить общие точки соприкосновения разных видов искусства – живописи, литературы и музыки.
- Помочь в формировании у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения.
- Способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.
Принципы курса:
- Вариативность, которая будет проявляться в различных формах деятельности учащихся.
- Творческий подход к изучаемым вопросам (поиск источников информации, посещение музеев, использование Интернета)
- Применение элементов педагогики, сотрудничества
Образовательные результаты:
К завершению курса ученики должны:
- знать основные термины и понятия курса;
- уметь анализировать произведения живописи и литературы, выражать своё восприятие, вести конструктивную дискуссию;
- проводить исследования в области искусства, оформлять и представлять результаты;
- работать с текстами разного типа;
- овладеть практическими умениями при работе с ИКТ;уметь через восприятие произведений живописи лучше понимать литературные произведения, почувствовать историческую эпоху;
- уметь воссоздавать образ мыслей, переживания, настроения, людей прошлого.
Получат опыт
- участия в групповой работе;
- планирования при проведении индивидуального или группового исследования;
- экскурсовода, работы художника-оформителя, редактора журнала;
- устной или компьютерной презентации (защиты проекта, творческих работ);
- рефлексии - проведения простейшего анализа конкретных произведений исторической живописи.
Итогом работы будет создание альбома «Художники-предвижники и русская литература 19 века». Этот альбом предназначен для всех тех, кто не прослушал данного курса, но вместе с тем хотел бы хоть немного разбираться в основных направлениях живописи 19века и знать самые известные работы художников с мировым именем. Предполагаемые рубрики: «Жизнь и эпоха», «Знаменитые художники», «Жанровое своеобразие», «Пейзажная живопись и русская литература», «Общие сюжеты» и «Портретная живопись», «По страницам литературных произведений».
Тема занятия | Технология | Используемое оборудование | Что углубляется, расширяется, развивается | |
1 | Творческое наследие художников-передвижников | ИКТ (Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее Технология развития критического мышления через чтение и письмо | Компьютер, проектор, интерактивная доска |
Информация по методам работы художников, сюжетам, образам, созданным ими. Стили «золотого» века в живописи и литературе (классицизм, романтизм, реализм) Моделирование страниц журнала |
Жанры и темы живописи у художников-передвижников социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского). | ИКТ (Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее) Технология развития критического мышления через чтение и письмо | Сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова), и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина), и искреннее сочувствие («Тройка» Перова). И.С.Тургенев «Отцы и дети», Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», Гоголь «Майская ночь» | ||
2. |
Портретная живопись | ИКТ Перепутанные логические цепочки | Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена,М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова , Л. Н. Толстого Крамской И. -портрет Л.Н.Толстого» и «Н.А.Некрасова», художников- А.И. Морозова, И.И. Шишкина, Г. Г. Мясоедова Перов В. -А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский | |
3. | Крестьянская тематика передвижников и литература | Здоровьесберегающая Мозговая атака | В. Максимов («Семейный раздел», «Больной муж»). И. Крамской («Крестьянин с уздечкой», «Полесовщик»). Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос», «Школьник» | |
4. | Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников и русская литература | Обучение в сотрудничестве Технология личностно-ориентированного обучения | В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков. | |
5. | Пейзаж у передвижников | Интегрированная Групповая дискуссия | И.Левитан- природа изображена сквозь призму настроения человека. Сказочные пейзажи А. Куинджи. Море Айвазовского, лес Шишкина и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова. | |
6. | Религиозная и историческая темы | ИКТ Технология личностно-ориентированного обучения. | Компьютер, проектор, интерактивная доска | Н.Ге. «Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», А. Иванов, «Явление Христа народу», Н. Репин — «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный»,В. Суриков – «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». «Покорение Сибири Ермаком»,«Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
7. | Бытовой жанр | Технология личностно-ориентированного обучения. | Компьютер, проектор, интерактивная доска | «Бурлаки» — И.Репин, «Чтение положения» — Г. Мясоедов, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — В. Максимов, «Встреча иконы» — К. Савицкий, «Толкучий рынок» — В. Маковский, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — И. Прянишников. Творчество А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Бунин «Косцы» |
8. | Изготовление журнала | Проектная | Изготовление интерактивного журнала с использованием gr-кодов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"
В данном разработке содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/22/picture-425717-1598093117.jpg)
Рабочая программа факультатива Оренбургский край в русской литературе
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературного краеведения в 9 классе и составлена на основе Программы регионального компонента литературного образования уч...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-56795-1505210645.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса
Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-909591-1490796604.jpg)
Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку с использованием национально - регионального компонента
Программа написана для учителей, работающих в Чувашии в классах с многонациональным составом учащихся. Она включает в себя тематику произведений русской литературы с учётом произведений национальной л...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-1179723-1573487879.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по русской литературе 5-6 кл.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерство выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного обр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/09/picture-1108012-1683653102.jpg)
Рабочая программа по учебному курсу "Родная (русская) литература"
Рабочая программа по учебному курсу «Русская (родная) литература» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-663695-1702380465.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету "Родная (русская) литература"
Рабочая программа по учебному предмету «родная (русская) литература» уровень основного общего образованияПрограмма составлена на основе требований к предметным результатам...