Технологическая карта урока "Культура и религия" ОДКНР 5 класс
план-конспект урока по мхк (5 класс)

Тема урока: Религия и культура Цель урока: систематизировать и обобщить изученную тему, развивать познавательную активность учеников; определить степень усвоения изученного материала. Способствовать формированию у учащихся  представлений о роли религии в развитии культурного человека и общества. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся достигается через игровые моменты, групповые формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_odknr_5_klass.docx64.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 МБОУ «СОШ пгт. Вахрушев им. И.П. Фархутдинова»

Технологическая карта урока

по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс

«Культура и религия»

                                                                                                                   Составитель:                                                                                                                                          учитель ОДКНР

      МБОУ «СОШ пгт. Вахрушев                                                                                                                         им. И.П. Фархутдинова»                                                                                                                                        Морозова Наталья Юрьевна

пгт. Вахрушев

2023 г.

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

Предмет: «Основы духовно-нравственной  культуры народов России »

Класс: 7 класс

Тип урока:  Изучение нового материала.

Тема: Культура и религия

Технологическая карта урока:

Тема урока

Культура и религия

Цель урока

Развитие целостного представления о мировых религиях,  культурном наследии христианской Руси.

 

Ключевые понятия

Культура, наследие, религия, христианство, крещение

Информационно-образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

 Основные

учебник  Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России;

Православный толково-орфографический словарь школьника /под редакцией проф. Е.А.Архиповой.

 Дополнительные  Интернет источники – Видеоролик «Крещение Руси», презентация

Видеоряд с изображением репродукций , портреты русских князей, плакат, раздаточный дидактический материал, карта Древней Руси.

Компьютер

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

обучающийся научится:

обучающийся научится/ получит возможность научиться

обучающийся научится/ получит возможность научиться

обучающийся  научится/ получит возможность научиться

обучающийся получит возможность формирования и (или) развития:

1.Иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране (Пр-1);

 2. Характеризовать влияние Византии на  содержание основных составляющих православной христианской культуры: архитектуры, литературы, живописи. (Пр-2).

1. Учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (По -1);

2.Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (По-2)

1.Строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний (К-1)

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К-2)

3.Устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей (К-3);

1.Совершенствовать навыки целеполагания. Понимать последовательность действий на уроке (Р-1);

2.Формировать умение работать по плану, инструкции (Р-2)

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала (Р-3)

1.Знания основ культурного наследия своего народа. (Л-1);

2. Регулирования собственного поведения на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей (Л-2);

2.Понимания нравственных оснований православной веры (Л-3)

Этапы урока с указанием времени на каждый этап

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся,  включая способы ее организации: (фронтальный, индивидуальный)

Информационно-образовательная среда

Формируемые воспитательные действия

1. Орг. момент (1 мин.)

Приветствие  учителя

Приветствуют  учителя  стоя

Учитель

К-3, Р-1, Р-2

2.Актуализация знаний (3 мин.)

Задаёт вопросы на повторение пройденного материала

Отвечают на вопросы  учителя

Учитель

По-1, По-2, К-1, К-2,  К-3, Р-1, Р-3, Л-1, Л-2

3.Подготовка к основному этапу занятия (3 мин.)

Подводит к новой теме и цели урока с помощью наводящих вопросов

Отвечают на вопросы  учителя  

Учитель, плакаты  

По-1, По-2, К-1, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

4. Усвоение новых знаний  и способов действий (религия, христианство, крещение, культура) (22 мин.)

Рассказ  учителя.

Задаёт вопросы.

Обучающиеся  слушают  учителя. Отвечают на вопросы

Учитель, компьютер, карта, наглядные пособия, раздаточные материалы

Пр-1 Пр-2, По-1, По-2, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Р-3, Л-1, Л-2, Л-3

5.Закрепление знаний и способов действий (3мин.)

Задаёт ученикам вопросы по пройденному материалу

Отвечают на вопросы учителя

Учитель

По-1, По-2,  К-2, К-3,  Р-2, Р- 3, Л-1, Л-2, Л-3

6. Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)

Обобщение новых знаний, полученных на занятии

Обучающиеся  отвечают на вопросы  учителя  

Учитель, наглядные пособия

Пр-1, По-1, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Р-3, Л-1, Л-2

7.Физкультминутка (3 мин.)

Руководит фронтальной работой  обучающихся

Повторяют за  учителем

учитель

К-2, Р-1, Р-2

8. Подведение итогов занятия (2 мин.)

Задаёт вопросы:

-как звучала тема нашего урока?

-достигнута ли цель урока?

Отвечают на вопросы учителя

Учитель

По-1, По-2,  К-1, К-3,  Р-1, Р-2,  Л-1, Л-2, Л-3

9.Рефлексия (3 мин.)

 

 Задает вопросы ученикам, подводит итоги урока

Отвечают на вопросы учителя, ведут диалог

Учитель

Пр-1, По-1, По-2,  К-1, К-2, К-3,  Р-1, Р-2, Р-3,  Л-1, Л-2, Л-3

10.Информация о домашнем задании (2 мин.)

Учитель объявляет домашнее задание

Обучающиеся  фиксируют (отмечают) страницу в учебном пособии

Учитель , наглядные пособия

К-2, Р-1, Р-2

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формируемые учебные действия

1.Организационный момент (1 мин.)

–Здравствуйте, дорогие ребята!

(Ученики встают из-за парт, приветствуют учителя)

Предлагает прочитать девиз урока:

«Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает»

(Читают девиз урока и настраиваются на работу)

К-3, Р-1, Р-2

2. Актуализация знаний (3 мин.)

- Вспомним из уроков окружающего мира, что такое летопись?

 (Отвечают на вопрос учителя)

- В древнерусской летописи есть старинная песня о Русской земле

Учитель читает песню.

О светло светлая

И прекрасно украшенная

Земля Русская!

Многими красотами удивлена еси:

Озёрами многими,

Реками и кладезьми

Горами крутыми,

Холмами высокими,

Дубравами частыми, полями дивными,

Зверями различными,

Птицами бесчисленными,

Городами великими,

Сёлами дивными,

Виноградами обительными,

Домами церковными,

И князьями грозными,

Боярами честными, вельможами многими!

Всего еси исполнена,

Земля Русская!

О правоверная

Вера христианская!

-Ребята, посмотрите на карту Древней Руси. Вспомните, какой была Русь до принятия Христианства?

(Раздробленной, князья враждовали между собой)

-Всегда ли Русь была православной?

( Нет. До 10 века Русь была языческой, многобожие)

-Что вы знаете о христианской вере?

(Христианство пришло из Византии, один Бог, смягчение нравов)

-Когда Древняя Русь приняла христианство? (988 год)

-Кто крестил Русь?

 (Князь Владимир, изменился сам, терпим к людям, щедрый, милостивый. Красно Солнышко).

-Есть ли в этой песне слова, значения которых вы не знаете?

(Называют слова, значения которых хотели бы уточнить : правоверная, вера,  христианская)

- Вера христианская. А что это такое?

- Правильно, религия.

Рели́гия (лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система  взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов.

По-1, По-2, К-1, К-2,  К-3, Р-1, Р-3, Л-1, Л-2

3. Подготовка к основному этапу занятия (3 мин.)

- А зачем нужна была религия русскому народу, что она даёт?

 ( Веру, надежду, любовь,  письменность, храмы, иконы, духовную

 культуру)

- Каким образом Христианство повлияло на жизнь людей в Древней Руси?

(способствовало духовным изменениям славян, смягчению нравов

и обычаев, традициям,  сплочению народов)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке ОДНК НР?

-Чтобы вам помочь я приготовила плакаты. Но мне нужны помощники….

Учащиеся получают плакаты со словами, из которых должны составить предложение темы урока.  Культурное наследие христианской Руси.

- Вот тема нашего урока. Сегодня мы с вами поговорим об основных составляющих православной христианской культуры, пришедшей к нам из Византии. Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства.

 -Запишите число и тему урока в тетрадь

По-1, По-2, К-1, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

4. Усвоение новых знаний  и способов действий (22 мин.)

–Хорошо, ребята.

- А что такое культура и наследие?

 (  отвечают  дети)

Культура - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей. Все, что создал человек своим трудом.

Наследие - какое-либо явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей. (Из словаря русского языка)

 Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.(Из энциклопедии)

 Учитель

-Огромное значение для культуры Древней Руси имело принятие христианства.

Пр-1 Пр-2, По-1, По-2, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Р-3, Л-1, Л-2, Л-3

Пр-1, По-1, По-2, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Л-1, Л-2

- Давайте посмотрим  видеоролик о том,  как князь Владимир выбирал  Веру для Руси, и как происходило её  крещение.

Дети смотрят видеоролик (4 мин)

-Что вы узнали из этого видеоролика?

(Он отправил 10 своих преданных соратников, чтобы они сами увидели и выбрали, ту веру, которая им понравится)

- Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православной христианской веры?

(Красота религиозного культа, храма)

-Какую роль сыграл авторитет княгини Ольги (бабушки князя Владимира) в выборе христианской веры?

(Все понимали, что она была мудрая женщина, и к ёе мнению нужно прислушиваться)

-Какой был выбор князя?

(Он выбрал христианскую веру)

- Назовите главную заповедь Христа?

("Возлюби ближнего твоего, как самого себя") 

-Чему она учит и к чему  призывает?

(Она дает то глубокое понимание всех десяти заповедей,  которые были размещены на каменных скрижалях, принесенных Моисеем  с горы  Синай)

-Что обозначают эти слова?

(Нужно любить, понимать  и уважать людей так же,  как мы  хотим, чтобы  они любили, понимали и уважали нас)

Учитель. (Рассказ о Древней Руси после принятия христианства ( с.86)

Историки считают, что с принятием христианства Древнерусское государство вступило в новый этап развития. Вера помогла сплотить народы, православная церковь рассказывала о любви и милосердии к ближнему, уважении старших, семейных традициях, учила православным обычаям. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии. Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга. Случилось это в середине X века в городе Константинополе. Но народ не спешил принимать новую веру, даже сыновья Ольги осуждали её за отказ от язычества. Только десятилетия спустя, в 988 году сначала  князь крестился сам, вместе с князем крестилась и часть его дружины. При Крещении князь Владимир был наречен Василием. Василий переводится с греческого как «царский». После этого Владимир женился на царевне Анне, сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII. Покидая город и отправляясь домой в Киев, он взял с собой нескольких священнослужителей, а также иконы и церковную утварь, необходимые для устроения будущих киевских храмов.

Однако Русь переняла у византийцев многие традиции и достижения культуры. По византийским образцам строились храмы, монастыри и писались иконы и даже главу Русской православной церкви – митрополита – долгое время присылали из Византии.

- Ребята, а как вы понимаете слово «Крещение»?

   Крещением называют христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”

(Креще́ние (греч. βάπτισμα «погружение в воду») — первое и важнейшее христианское таинство. Через крещение человек становится членом Церкви. 

Учитель.

- Давайте вернемся к определению культуры. (1 ученик зачитывает вслух).

- Что можно включить в это понятие? (образование, литература, живопись, архитектура, музыка).

- Во время урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на столах ( таблица на листе).

До крещения

культура

После принятия христианства

Не было

Образование

Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек

Устное творчество: предания, сказки, былины, поговорки

Литература

Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения

Деревянное зодчество

Архитектура

Каменные храмы: Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли

Не известно

Живопись

Мозаика

Фреска

Икона

Народное творчество, песни

Музыка

Учитель. Выделим наиболее важные исторические свидетельства о развитии образования в Древней Руси.(Работа в парах)

Работа с учебником (с.87 – 88). Чтение и обсуждение свидетельств.

Влияние христианства на распространение образования.

  1. 1 пара -1 свидетельство (с.87)

(Появились книги на славянском языке. Вместе с образованием на Русь пришла письменность.)

Посмотрите, как выглядели первые книги.( слайды).

- Как вы думаете, почему так важна письменность в христианстве?

( передать знания)

-Язычники как передавали свои знания? (через предания, сказания. Устно)

Христианство – религия письменная. После Крещения Руси потребовались богослужебные книги, которые рассказывали историю христианской веры, объясняли ее суть, содержали правила и описание порядка богослужений, а также содержали тексты для церковных служб.

  1.   2 пара – 2 свидетельство(с.87)

Открытие школ и книжных училищ.

  1. 3 пара- 3 свидетельство (С.87-88)

Монастырь- центр образования на Руси

  1. 4 пара – 4 свидетельство

Открытие школ для девочек.

  1. 5 пара – 5 свидетельство

Открытие библиотек.

Вывод: Давайте подведем итог, какие изменения произошли в образовании? ( ответы учеников запишем в таблицу: Появление письменности, книг на славянском языке, открытие школ, библиотек.)

Влияние христианства на литературу.

-А что такое литература? ( это книги)

-Прочитайте на с.89. отрывок из летописи « Повесть временных лет».

-Выделите главную мысль. ( Ярослав любил книги. Мудрость в книге можно найти).

-Кроме рукописных книг на Руси были распространены берестяные грамоты.

-О  чем рассказывали берестяные грамоты? ( О Боге, о святых)

- Вывод: Что изменилось в литературе? Что было до Крещения, что стало после? ( запишем в таблицу: Летописи, Библия и Евангелие, Жития святых, проповеди и поучения  - « Остромирово евангелие», « Повесть временных лет», «Слово о законе и Благодати»).

Влияние христианства на архитектуру.

-После принятия христианства не только в образовании и литературе произошли большие изменения. Повелел князь Владимир «Рубить повсюду церкви и ставить их по местам, где раньше стояли кумиры». Именно так говорится в летописи. (слайд )

-Где возводились храмы? Из какого материала? Вам интересно узнать ? (найдем ответы на эти вопросы в учебнике с. 92) .( Ответы учеников.)

Давайте посмотрим, как выглядели первые храмы

Десятинная церковь – первый каменный православный храм на Руси, построенный Владимиром. ( слайд ). Не сохранился до наших дней.

Софийский собор в Киеве, Успенский собор во Владимире ( слайды..) - храмы, которые действуют и по сей день.

Внимательно рассмотрите слайды презентации и иллюстрации в учебнике

Работа с иллюстрациями ( с.92)

-Чем храм отличается от всех остальных зданий?

- Как вы думаете, что по форме напоминает купол?

(Купол изображает собою небо. Купол – глава церкви, означает устремленность христианина ввысь, к Богу.)

 -Знает ли кто из вас, почему у каждого храма разное количество куполов?

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

(Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.)

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?( спокойствие, умиротворение)

Храм – это не только дом Бога на земле. Это еще и исторические памятники.

-Как можно назвать одним словом все, о чем мы сейчас говорили? Как называется эта область культуры?(– Архитектура.)

Давайте заполним нашу таблицу. (Каменные храмы: Десятинная церковь в Киеве, Софийский собор, Успенский собор во Владимире, Церковь Покрова на Нерли).

Живопись

 Снаружи храмы украшают резьбой, внутри – храм тоже очень красив.

 - Как украшен православный храм внутри? (смотрим учебник  - с. 93)

Стены украшают фресками и яркой мозаикой на евангельские сюжеты, в храме висят иконы с ликами святых.

- Иконы, фрески и мозаика – это какая область культуры? (Живопись)

-А раньше как было? Что написано в таблице? Давайте запишем в таблицу, какие виды живописи появились на Руси после крещения?

5.Закрепление знаний и способов действий (3мин.)

Учитель:

- Ребята, как  вы думаете, что появилось  в жизни русского народа  на Руси с принятием христианства? (Письменность, Архитектура, Живопись, Правила жизни, музыка)

–Ребята, скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из того, что вы услышали сегодня на уроке?  (Дети отвечают на вопрос учителя)

-Закончите предложения:

1) Центрами образования на Руси были

2) Берестяные грамоты – это

3) Храм – это

4) Как украшены православные храмы

5) Фреска – это

6)Мозаика – это

По-1, По-2,  К-2, К-3,  Р-2, Р- 3, Л-1, Л-2, Л-3

6. Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)

- Посмотрите, как много изменений произошло в жизни наших предков славян после принятия христианства. Давайте проверим, все ли правильно внесли сведения об изменениях в культуре в таблицу.

Работа с таблицей

(Спросить 2-3 учеников, что они записали в таблице)

Пр-1, По-1, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Р-3, Л-1, Л-2

7.Физкультминутка (3 мин.)

Учитель.

–Ребята, вы наверно засиделись, давайте немного разомнёмся!

Быстро встали, улыбнулись,

Выше- выше потянулись,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук ладонями коснитесь.

Сели-встали, сели-встали.

Вы, надеюсь, не устали.

Ещё попрыгали и сели.

К-2, Р-1, Р-2

8. Подведение итогов занятия (2 мин.)

–Ребята, скажите, пожалуйста, как звучала тема нашего урока?

(Культурное наследие христианской Руси)

–А какую цель мы перед собой ставили на сегодняшнее занятие?

(Узнать какие культурные события  произошли  на Руси после принятия крещения))

 Какие новшества появились в культуре? Вывод

.

По-1, По-2,  К-1, К-3,  Р-1, Р-2,  Л-1, Л-2, Л-3

9. Рефлексия (3 мин.)

Учитель.

- Что нового мы узнали?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что было трудным, непонятным?

- Все ли мы узнали, совсем ли справились? (  Посмотрите на таблицу,  мы  не узнали про музыку.)

- С эти вопросом мы будем разбираться на следующем уроке.

Пр-1, По-1, К-1, К-2, К-3, Р-1, Р-2, Р-3, Л-1, Л-2

10.Информация о домашнем задании (2 мин.)

Учитель.

Прочитать учебник  - С. 84-99.

Подготовить сообщения на тему:   «Храмы православного Сахалина»

К-2, Р-1, Р-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...