Урок "Колокольность в музыке"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

 

Тема: Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков  колокольных звонов. 

Класс - 5 кл

Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона.

            2. Развивать образное мышление учащихся

            3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к   

                прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам.                                                                                                                                                                                  Тип урока – формирование новых знаний.

Вид урока – слушание

Оборудование:

  1. Презентация «Колокола России».
  2. Репродукции И. Левитана.
  3. Магнитофон, аудиозапись.
  4. Словарь для выражений эстетических эмоций.
  5. Мультимедийный видеопроектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kolokola_rossii.ppt733.5 КБ
Microsoft Office document icon kolokolnyy_zvon_urok_1.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колокола России Презентацию выполнила учитель музыки МОУ СОШ№ 2 Белодедова Татьяна Вячеславовна

Слайд 11

1 2 3

Слайд 12

1

Слайд 13

2

Слайд 14

3

Слайд 15

1 2 3

Слайд 17

Спасибо за внимание Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Тема: Колокольность в музыке. Подлинное звучание различных оттенков  колокольных звонов.  

Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона.

            2. Развивать образное мышление учащихся

            3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к  

                прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

               

Тип урока – формирование новых знаний.

Вид урока – слушание

Оборудование:

  1. Презентация «Колокола России».
  2. Репродукции И. Левитана.
  3. Магнитофон, аудиозапись.
  4. Словарь для выражений эстетических эмоций.
  5. Мультимедийный видеопроектор 

Ход урока.

   1. Оргмомент. Мотивация: звучит колокольный звон, презентация.

      11. Сообщение темы и цели урока.

      111. Введение новых знаний

       1)  Знакомство с Пасхальным звоном

            - беседа о Пасхе

            - отрывок из рассказа А.Куприна «Мой паспорт»

            - слушание

            - беседа о ритме

       2)  Знакомство со звоном Софийского собора

            - слушание

            - беседа о характере произведения

       3)  Знакомство с русской народной песней «Вечерний звон»

            - беседа о картинах И. Левитана            

            - слушание песни «Вечерний звон»

            - беседа

           

       1V.  Рефлексия.

         V.  Итог.

 (Колокольный звон (1.21) на фоне видеоряда учитель читает стих).

                      Чистые, чудные звуки любо душою ловит          (слайд1)

                                Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.     (слайд2)

                                 Колокол русский, народный. Колокол церкви святой     (слайд3)

                   Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

1. Оргмомент. Мотивация.

   - Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом.   Густой и сильный, его называю колокольным звоном.

    - Как вы думаете, где находятся колокола?

(На колокольне, в звоннице).

    - Правильно.(слайд 4)  Колокольня -  это башня с колоколами на здании церкви или у церкви.                                                                                                                                                                                                                                                                             Она является одной из необходимых принадлежностей храма.

    - А кто звонит в колокола?

(Звонарь)

    - Звонарь – (слайд 5)                                                                                                                                                                                                это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн,  и только сильный человек способен справиться с такими  инструментами.

    Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.

      И конечно,  звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

    Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.

11. Сообщение темы. Цели урока.

   - Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача -                               понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах -  это ритм и характер.

1.    - В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи.  ( слайд 6)                     

      Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.

      Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.

    В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься  детям и звонить в колокола. (слайд 8)

    Послушайте,  как описывает Александр Куприн эти впечатления.

(читает Павлова Н.)

        «Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.

         Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё».

(Слушаем пасхальный звон 1.30).

    - Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?

    - Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.

    - Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?

    - А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)

2.    - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.

    -Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора

(слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона?

(Слушаем Софийский звон 3.11).

       - Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).

       - Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

3.    -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

    - Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины?  (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)                                                                          

    - Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

    - Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

    - Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?

 (Слушают «Вечерний звон» 2.18).

    - Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)

    - Да, это русская народная песня «Вечерний звон».

    - А какую картину можно назвать также 1, 2 или3?  (После утверждения детей слайд15)

    - Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по -  новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).

1V. Рефлексия.

    - Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.

    - Какой звон вам понравился больше? Почему?

 V. Итог.

      Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....