урок в 7 классе по программе ПУСО
методическая разработка по музыке (7 класс) на тему

Туйкина Ольга Николаевна

урок по теме "Образы Девы Марии в творчестве композиторов эпохи Возрождения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7kl.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Открытый урок              7 класс  программа ИНОС

Предмет: музыка и пение

Дата проведения  5.12.04.

 Тема урока: Образы Аве Марии в творчестве художников и музыкантов эпохи возрождения.

Цели:  Определить основную идею  искусства  эпохи Возрождения.

Развивать  певческие навыки хорового пения в унисон  и элементов  двухголосия.

Воспитывать интерес к музыке различных направлений.

Задачи: Ознакомить учащихся с творчеством композиторов Джованни Палестрины, Жоскена Депре, художника  Леонардо да Винчи.

  Дать понятия жанра  вокальной музыки – мотет.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, умений, навыков.

  Сегодня мы продолжаем путешествие по страницам истории эпохи Возрождения. Давайте вспомним, чем знаменательна эта эпоха в истории?

С какими именами  великих поэтов, скульпторов связана эта эпоха?

Какие музыкальные жанры встречаем мы здесь?

Работа со  словарными словами:

(на доске написаны слова, дать им объяснения)

Месса— …( воспоминание о страдании, главное богослужение католической  церкви, многочастное произведение.

 Мадригал - … (пение на родном языке (материнском), с 14 века вид песенной лирики.

Капелла - … (хор, принадлежащий какой- либо часовне).

Хорал - григорианский-

Протестантский-

 Давайте, исполним мадригал композитора  Дауленда. Тожественно и величаво.

  1. Объяснение  нового материала:

  Тема урока записана на доске.

Запишите тему урока в тетрадь.

(На доске представлены картины, изображающие Аве Марию: Cанти «Сикстинская мадонна»,  Рафаэль «Мадонна Лита», Мадонна в гроте»).

 

  Мы познакомимся с творчеством художников и композиторов 15-17 вв., которые обращались к этой теме. Обращение к этой теме было не случайным. Жизнь людей в те времена тесно  переплеталась и даже подчинялась строгим церковным канонам. И человек, хоть и был главным действующим лицом  этой эпохи, являлся лишь  маленькой частицей высшего мироздания, в котором человек искал истину, надежду, оценку своих поступков, защиту  и утешение.

  Наверное, поэтому каждый художник эпохи Возрождения в своем творчестве касался этой темы. И тому подтверждение слова художника Леонардо да Винчи: «Хороший живописец должен писать две главные вещи – человека и представление его души».

 Сейчас  я попрошу Аню и Дину исполнить песню Агафоновой «Аллилуйя», а  послушаем и подумаем, почему и в наше время могла появиться эта песня?

Звучит  песня.

Обсуждение ответов.

……..

И так, обратимся к истокам.

Композитор Жоскен Депре (1440-1521) представитель нидерландской  полифонической  школы второй половины 15 века, который оказал большое влияние на творчество композиторов  следующего поколения.

В юности он служил церковным певчим в Кабре; в возрасте 20 лет молодой музыкант переехал в Италию, пел в Папской капелле в Риме. В Италии он начал сочинять музыку, но вскоре его  пригласил   французский король Людовик 12 на должность придворного музыканта.

  Музыку Депре любили и знать и простой  люд. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские.

В церковную музыку Депре привносил черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешенность и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Его произведения просты для слушателя.

Жанр мотет - это многоголосное произведение  западной церковной или светской музыки, где каждому голосу соответствует свой текст, причем тексты  для голосов могли быть на разных языках.

Звучит мотет Депре « Аве Мария».

Обсуждение фрагмента…(Смешанный хор, светлая интонация, ощущение радости. Голоса вторят друг другу, форма свободная).

  А теперь посмотрим на доску на картины известных художников Леонардо да Винчи, Санти

Сообщение ученицы о творчестве художника и  картине Санти «Сикстинская мадонна», «Мадонна в гроте».

    Композитор  Палестрина пел в церковном хоре, а затем был приглашен на место дирижера хора в собор Святого Петра в Риме, позже служил в Сикстинской  капелле

 (придворная  часовня Папа Римского).

  Основную творческую задачу видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение. Часто мелодия верхнего голоса как бы парит над остальными,  обрисовывая «купол» многоголосия. Все голоса отличаются плавностью, и развитостью.

Звучит  «Аве Мария» Дж. Палестрины.

Обсуждение фрагмента... (звучание мужского хора напоминает звучание григорианского хорала, куполообразное звучание  создает ощущение нереальности).

Сейчас прозвучит музыка итальянского композитора Каччини (1546-!618). От творчества Палестрины  его разделяет около 20 лет, для истории это- миг. Послушайте, как изменилась музыка?! Теперь она носит не только прикладной характер, ее сочиняют, чтобы  просто слушать.

  В исполнении учителя  звучит «Аве Мария» Каччини.

4.Обобщение.

Сегодня мы познакомились с творчеством композиторов эпохи Возрождения Депре, Палестрина, Каччини.

Почему возникли эти образы в творчестве художников и композиторов эпохи Возрождения?

…..

А в наше время существуют такие дни, наступление которых мы ждем с надеждой?

  ……

 Исполним все вместе  песню Харисова «Рождество».

Звучит песня хором

5. оценить ответы.

Я хотела бы закончить сегодняшний урок стихами знаменитейшего скульптора эпохи Возрождения Микеланджело:

  Творенье может пережить творца!

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

 Веками будет согревать сердца!

И я портретом в камне или цвете,

Которым, к счастью, годы не опасны,

Наш век могу продлить, любовь моя.

Пускай за гранью будущих столетий

Увидят все, как были вы прекрасны,

Как рядом с вами был ничтожен я.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

Конспект урока. 11 класс. Структура программы на ЯП Паскаль.

Конспект урока по программе Углубленного изучения курса информатики (физико-математический профиль) 4 часа в неделю...

Урок музыки в 5 классе (по программе урок № 31) Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи по учебнику Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой

Предмет: МузыкаТема: Импрессионизм в музыке и живописи Класс: 5Форма проведения: учебное занятие....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...

Презентация к уроку 8 класса. Раздел программы "Волейбол"

Тема урока "Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками"....