Статья
статья по музыке на тему

Приобщение детей и родителей к народным традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ"Детский сад №1"

«Приобщение детей и родителей

к народным традициям»

Музыкальный руководитель

 Шеленговская Эллина Анатольевна

Энгельс 2011г.

"приобщение детей и родителей к народным традициям".

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности нет личности, без личности - нет народа как

исторической личности».

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.

Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно формировать такие важные черты, как любовь к родному краю, к Родине, истории России, уважение к людям другой национальности. А для этого нам необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с тем как жили наши предки, какие соблюдали обычаи... Воспитание гражданина и патриота, не может быть успешно решено, если человек не владеет духовным богатством своего народа. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

 В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.

Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.

Пчёлушки, серые, малые,

Крылышки алые, носики вострые,

Сами пёстрые. В поле идут,

Гудут, гудут, в поля идут, медок несут.

Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.

Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей

силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

Весна красна, тёплое летечко!

Люли - люли, тёплое летечко.

Весна красна, что же ты нам вынесла?

Люли -люли, что же ты нам вынесла?

Малым деточкам по яичечку,

Люли - люли, по яичечку,

Красным девушкам по женишечку,

Люли - люли, по женишечку.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Ценность народных традиций в совместной деятельности взрослых и детей, в передаче жизненного опыта от старших к младшим.

Работу я начала с анкетирования родителей.

 Цель - узнать насколько часто родители используют в своей жизни русское народное творчество.

Анкетирование показало что: 80% родителей читают детям на ночь сказки;

15% родителей используют в повседневной жизни малые фольклорные формы;

20% - рассказывают детям о старинных традициях, праздниках; 65% - имеют свои семейные традиции;

75% - имеют представление о русских народных промыслах, но лишь 20% могут рассказать о них.

рекомендации для родителей:

  1. Во время засыпания: колыбельная песня или добрая сказка;
  1. Во время пробуждения: «Солнышко - колоколнышко»; «Петя - Петя -петушок - золотой гребешок»',
  1. Во время причесывания: «Расти коса до пояса»;
  1. Во время умывания: «Водичка - водичка», «Кран откройся - нос умойся», «С гуся вода, а с дочурки худоба».

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп, хлоп,

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели-встали, сели-встали

Словно Ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Словно мой упругий мяч

1-2-1-2 (упражнения на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Во время умывания и мытья рук исполняли такие потешки как :

Водичка, водичка - умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтобы кусался зубок, чтобы смеялся роток.

Во время завтрака, обеда и полдника мы так же исполняли потешки, например:

Утка-утенка, мышка-мышонка, кошка-котенка зовут на обед

Утки поели, а вы еще нет? Где ваши ложки? Ешьте на здоровьице!

Укладывая детей спать, тоже не обходятся без потешки:

Эй вы глазки, эй вы ушки

Вас положим на подушки

Полежите, полежите

Отдохните и поспите.

Маленькие заиньки захотели баиньки,

Захотели баиньки, потому что заиньки.

Потешки звучат как ласковый говорок, выражают доброту, нежность, заботу. Дети настраиваются на спокойный лад, успокаиваются и быстро засыпают. Во время задания дети знакомятся с устным народным творчеством: сказки: Теремок», Маша и Медведь», «Семеро козлят», благодаря сказкам дети знакомятся с добром и злом.

В игре используются пальчиковые игры: 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я,

А это вся моя семья.  

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик уже вздремнул,

Этот пальчик уже заснул,

 А ты, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди!

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии

Календарно - обрядовые праздники

«Пришла Коляда-отворяй ворота»

Святочные вечера, Крещение

Масленица, Благовещение, Пасха, Красная горка

Троица, Успение

Семенов день, Покров, Кузьма и Дамиан, Синичкин день



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....