Светская и духовная музыка
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Шарипов Айдар Нагимович

конспект урока по музыке 7  класс

светская и духовная музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskaya_i_duhovnaya_muzyka.docx15.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Светская и духовная музыка

Тип урока: урок расширения и углубления знаний

Цель урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; воспитывать любовь к музыке; развивать самостоятельность, активность; формирование музыкальной культуры.

Ход урока:

  1. ОРГ Момент
  2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальная культура развивалась во взаимодействии двух основ ных направлений: светского и духовного, церковного. Светская му зыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Духовная музыка всегда была связана с богослужением.

Первые профессиональные музыканты — композиторы, теоретики, исполнители (певцы, инструменталисты) — вплоть до XVIII в., как правило, служили капельмейстерами и органистами при дворах мо нархов, князей, архиепископов. С широким кругом слушателей они могли общаться только в церкви.

Церковная музыка всегда обращена к темам Священного Писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных обра зов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которых лежит знаменный распев. В западной, католической церкви — месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении ор гана или оркестра.

Библейское слово и его преломление в мелодиях церковных распе вов определяли высокую художественно-нравственную силу воздейст вия духовной музыки. Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаше всего писал музы ку для органа и хора, а Березовский — для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубо кое и многогранное развитие. Содержание хора «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» М. Березовского развертывается в со вершенной полифонической форме — фуге.

Вспомните знакомые вам мелодии духовной и светской музыки.

Послушайте и сравните названные хоры Баха и Березовского.

Какую роль выполняет прием имитации в развитии музыкальных образов?

Светская музыка. С 16 в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. Camera  комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инст рументальную или вокальную светскую музыку. С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инст рументального ансамбля - соната, трио, квартет и др.

Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная му зыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вель мож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камермузыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в боль ших концертных залах.

Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатю ры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, ро мансы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.

  1. Закрепление и подведение итогов урока
  2. ДЗ повторить материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

7 класс. Светская и духовная музыка

Презентация к уроку музыки в 7 классе, составлена по учебнику Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, тема "Два направления музыкальной культуры"...

Технологическая карта урока музыки 7 класс "Светская и духовная музыка"

Технологическая карта урока музыки, 7 уласс "Светская и духовная музыка"...

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...

урок музыки в 7 классе "Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка"

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка....