Авторская образовательная программа по предмету по выбору "Блокфлейта"
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Ирина Николаевна Бацаева

В современных школах искусств (музыкальных школах) ребенок получает  теоретические знания, эстетически развивается, осваивает навыки игры на выбранном им музыкальном инструменте. Но, чтобы исключить «однобокость» такого развития, ребенку предлагается освоить ещё один (несколько) музыкальных инструментов по его выбору. Поэтому в учебном плане появился такой предмет, как «Предмет по выбору».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet_po_vyboru_blokfleyta.doc115.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫМАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Детская школа искусств №1

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ПО ВЫБОРУ: БЛОКФЛЕЙТА.

(программа рассчитана  на 1 год обучения  для детей в возрасте 7-14 лет)

Срок реализации программы – 1 год

                                                                     Автор-составитель:

                                                                     Шарыгина Ирина Николаевна,

                                                                     преподаватель секции

                                                                     оркестровых духовых инструментов.

                 

г.Нягань

2009г.

                                               Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Содержание изучаемого курса.
  4. Прогнозируемый результат реализации программы.
  5. Методические рекомендации.
  6. Условия реализации программы.
  7. Список литературы.
  8. Сведения о составителе.

                               1. Пояснительная записка.

Главная задача начального обучения в детских музыкальных школах и школах искусств состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к музыке и к занятиям ею, научить их языку музыкального искусства, развить их художественный вкус и творческое воображение.

Очень важно сохранить любознательность и острый интерес ребенка к занятиям музыкой, которые он проявлял, когда поступил в детскую музыкальную школу (школу искусств). Педагоги, работающие с детьми, должны чувствовать особенно большую ответственность перед своими учениками для того, чтобы приобщить ребенка к новым и новым музыкальным впечатлениям, сохранить естественность его отношения ко все расширяющемуся для него музыкальному миру, поддерживать в нем активный интерес к музыке.

В современных школах искусств (музыкальных школах) ребенок получает  теоретические знания, эстетически развивается, осваивает навыки игры на выбранном им музыкальном инструменте. Но, чтобы исключить «однобокость» такого развития, ребенку предлагается освоить ещё один (несколько) музыкальных инструментов по его выбору. Поэтому в учебном плане появился такой предмет, как «Предмет по выбору».

 

Данная программа предлагается для обучения детей, получивших первичные навыки и знания в начальных классах музыкальной школы (школы искусств) и выбравших дополнительным инструментом для обучения саксофон или кларнет.

Обучение на данных духовых инструментах проводится в два этапа. Первый этап: начальная подготовка учеников на блокфлейте. Второй этап: переход на основной инструмент (по выбору ученика), учитывая особенности его губного и исполнительского аппарата (саксофон, кларнет).

 Первый этап очень важен при начальном обучении на духовых инструментах. Это обусловлено тем, что ребенка следует подготовить: объяснить природу дыхания, научить правильному исполнительскому дыханию, правильной постановке с инструментом и расположению пальцев рук, способу извлечения звука и изучению аппликатуры.

Как правило, с детьми, владеющими навыками сольфеджио, полученными в первые годы обучения в школе, трудностей с теоретическими знаниями не наблюдается. Поэтому обучение на первом этапе сводится, в основном, к овладению инструментом (в частности, блокфлейтой). Основной задачей педагога является поддержать интерес ребенка на уроках, чтобы он мог без проблем получить навыки игры на блокфлейте, смог сам разучить пьесу на грамотном музыкальном уровне, читать ноты с листа, а также играть в дуэте или ансамбле блокфлейт, исполнять несложные пьесы с концертмейстером.

Исходя из 13-летнего опыта работы с учениками в детской школе искусств, дети с первичными музыкальными навыками достаточно быстро обучаются на первом этапе. Нет необходимости разделять их на группы по степени развития музыкальных способностей.

 Основные сложности бывают при постановке исполнительского дыхания и постановке пальцев рук. Если при постановке исполнительского дыхания дети преодолевают трудности путем выполнения дыхательных упражнений, а также благодаря объяснению педагогом природы физиологического дыхания, разницей между физиологическим и исполнительским дыханием, то постановка пальцев рук проходит немного дольше. Это касается в основном пианистов и баянистов, так как их пальцы и руки уже «поставлены» педагогами по специальности для игры на фортепиано или баяне. Сложность заключается научить ребенка «прикладывать» пальцы к отверстиям блокфлейты, закрывая их подушечками, а не кончиками пальцев. При этом необходимо следить, чтобы кисти рук были не зажаты, а пальцы точно закрывали отверстия.

Ведущая роль в воспитании и обучения ученика принадлежит педагогу. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Поэтому основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Занятия проходят один раз в неделю продолжительностью 40 минут. На уроке преподаватель сочетает словесное объяснение и исполнение произведения целиком или частично, что повышает интерес, внимание и активность ученика. Вся работа по освоению инструмента проводится на уроке, домашние задания, как правило, ученику не задаются, исключения  составляют особые пожелания самого учащегося.

                                             Цель программы.

Овладение приемами исполнительского дыхания, постановкой с блокфлейтой, правильной постановкой пальцев рук, губ для дальнейшего обучения на духовых инструментах (саксофон, кларнет), развивая музыкальные знания и умения,  полученные в первые годы обучения в детской школе искусств (музыкальной школе), а также сохранение интереса учащегося к дальнейшему обучению музыке.

Задачи.

  1. Научить ученика правильной постановке с блокфлейтой, постановке пальцев рук, губ, языка.
  2. Освоить навыки звукоизвлечения на блокфлейте.
  3. Научить ученика самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять произведения из репертуара детской музыкальной школы, осуществлять подбор знакомых мелодий.
  4. Привить навыки ансамблевой игры, а также игре с концертмейстером.
  5. Дать ученику возможность выступать в концертах для родителей, чтобы показать навыки освоения игры на блокфлейте.
  6. Подготовить ученика ко второму этапу обучения на духовом инструменте (саксофон, кларнет).
  7. Сохранить интерес ребенка для дальнейшего обучения в детской школе искусств (музыкальной школе).

2. Учебно-тематический план.

РАЗДЕЛЫ

I

II

III

IV

Всего

1

ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ

   -

    -

   -

2

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

2,5ч

11,5ч

3

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ

2,5ч

8,5ч

4

РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ

2,5ч

7,5ч

5

РЕЗЕРВ ЧАСОВ

1,5ч

4,5ч

ВСЕГО

10ч

34ч

3. Содержание изучаемого курса.

Программа рассчитана на обучение ученика 10-14 лет, имеющего первые навыки и знания, полученные в начальных классах школы искусств (музыкальной школы) сроком на один год, чтобы подготовить учащегося к игре на выбранный им духовой инструмент (саксофон, кларнет).

Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 40 минут. Количество часов в год – 34 академических часа.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

9 часов

7 часов

10 часов

8 часов

34 часа

I четверть.

На первых уроках очень важно объяснить ученику природу дыхания: разницу между физиологическим и исполнительским дыханием на доступном для его возраста уровне. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания: рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим.

Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Отработать дыхательные упражнения:

           а) «Ветерок» - вдох через рот, выдох через сложенные трубочкой губы;

           б) «Мельница» - вдох через рот, в положении стоя, руки в стороны,

                  выдох       через рот с наклоном вперед;  

           в) «Вини-Пух» - исходное положение стоя, руки прижаты ладонями к    

               животу, вдох – живот надуваем, выдох – живот втягиваем;

           г) «Песочные часы» - исходное положение стоя, одна рука прижата    

               ладонью к животу, вторая рука находится ладонью внутрь перед

               лицом. При вдохе через рот живот надуваем, при выдохе на ладонь    

               тонкой струйкой живот втягиваем, следим, чтобы выдох был долгий,

               а движение диафрагмы без рывков;

          д) Сделать полный, глубокий вдох, задержать его на 2-3 секунды.  

               Затем, сложив губы как для свиста, не надувая при этом щек,

               выдохнуть с силой немного воздуха. Остановиться на мгновение,

             задержав воздух, и опять выдохнуть понемногу. Повторять, пока

             весь воздух не выйдет из легких.

Научить ученика правильной постановке с блокфлейтой, постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению на блокфлейте.

Постановка с блокфлейтой:

Перед большим настенным зеркалом ставим ученика так, чтобы он мог видеть своё отражение, по-возможности, в полный рост. Исходное положение: ноги на ширине плеч; опора на ногу, более удобную ребенку; руки держат блокфлейту, не прижимая к корпусу и не поднимая высоко вверх, силуэт ученика образует стилизованную букву «Ф». Положение рук на блокфлейте: левая рука вверху, правая – внизу.

Звукоизвлечение на блокфлейте  штрихом  «детеше»:

Ноты извлекаются при помощи удара кончика или спинкой языка о входное отверстие инструмента на слоги «ту» или «та». Обратить внимание ученика на отделение звуков именно языком, а не прерыванием выдоха, т.к. при отделении нот дыханием звук получается нечетким, «размазанным». Необходимо следить, чтобы при исполнении мелодического рисунка пальцы точно совпадали с ударом языка.

Когда отработано звукоизвлечение приемом «детеше», приступаем к расстановке пальцев на блокфлейте.

Расстановка пальцев рук на инструменте:

Очень внимательно и серьезно отнестись к постановке пальцев рук детям, основными инструментами которых являются фортепиано или баян. Как правило, пальцы они «ставят» на отверстия кончиками пальцев, что ведет к неполному их закрытию. Объяснить ребенку, что необходимо закрывать отверстия серединкой подушечек пальцев, при этом кисти рук не должны зажиматься, а пальцы должны, по-возможности, ставиться под прямым углом к блокфлейте. Это обеспечит полное закрытие отверстий блокфлейты и ведет к точному звуковысотному интонированию нот. Ученику должно быть удобно держать блокфлейту. Важно: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента или поднимая вверх.

Обратить внимание ученика на знак цезуры, указанной в нотном тексте (запятая или галочка). Цезура – момент смены дыхания (делаем вдох).

Расстановка четырех пальцев левой руки на верхней части блокфлейты (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Андрей-воробей», «Дин-дон», «Ходит зайка по саду», «Петушок», «Дятел», «Ку-ку».

Расстановка четырех пальцев правой руки (большого, указательного, среднего и безымянного). Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Не летай, соловей», «Как под наши ворота», «Савка и Гришка», «Кошечка».

Ученику предлагается подобрать пройденные мелодии по слуху от предлагаемого педагогом звука.

II четверть.

Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук

Повторение пьес, изученных в I четверти.

Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

Обратить внимание на точное выдерживание присутствующих пауз, при исполнении пьес. Знак ферматы. Фермата (fermata) – удлиняет звук, над которым он поставлен, условно на половину длительности, а также допускает удлинение звука по желанию исполнителя, в зависимости от музыкального содержания.

 Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Василек», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «К пионерам в гости», «Как под горкой, под горой», «Заплетися, плетень», «Труба», «Под яблонью кудрявою», «Яничек», «Во саду ли, в огороде», «По дороге жук, жук», В.Калинников «Тень-тень», В.Цытович «Пушистая песенка», А.Александров «Наша песенка простая», «Быстренькие реченьки», А.Островский «Азбука», «Со вьюном я хожу», «Журавель», «Пастушка»,  Е.Бекман «Елочка», Б.Майзель «Кораблик».

Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы. Обратить внимание ученика на точное закрытие отверстия мизинцем правой руки.

 Примерный список пьес на закрепление изученной ноты: «Веселые гуси», «Ах, вы, сени», Д.Кабалевский «Про Петю».

Звукоизвлечение на блокфлейте  штрихом  «легато»:

При приеме «легато» язык участвует только при звукоизвлечении первой ноты, исполнение последующих нот выполняется связно на одном дыхании.

 Примерный список пьес на закрепление штриха «легато»: «Латышская народная песня», «Сад», «В сыром бору тропина», «Я вечор в лужках гуляла».

Совместное музицирование ученика и учителя (ученика и ученика) способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.

Легкие дуэты для блокфлейты. Ученик должен исполнять партии как 1-й, так и 2-й блокфлейты.

 Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Эй, ухнем!», «У ворот, ворот», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Яблочко», «Птичка-певунья», «Ходила младешенька»,  И.Пушечников «Ку-ку», «Дуэт», «Хоровод».

III четверть.

Закрепление навыков правильного исполнительского дыхания, точной постановки пальцев рук, исполнение приемов игры штрихами «детеше» и «легато», подбор пройденных мелодий по слуху. Продолжение привития навыков совместного музицирования (игра в ансамбле), а также дальнейшая работа при исполнении пьес с концертмейстером.

Повторение пьес, изученных во II четверти.

Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы.

Синкопа, точное её исполнение. Синкопа – перенесение акцента с метрически более сильной доли на слабую.

Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Ходил Ваня», «На том нашем на дворе», «Весна», М.Красев «Зайчик», М.Иорданский «Песенка про чибиса».

 

Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности.

 Примерный список пьес: «Украинская танцевальная», А.Гедике «Заинька», А.Витлин «Пионерский марш», «Я на камушке сижу», И.Дюссек «Старинный танец».

 Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Примерный список пьес на закрепление изученных нот: «Сиротинушка», В.Герчик «Возле елки».

 

Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.

 Примерный список пьес на закрепление изученных нот: Д.Кабалевский «Наш край», М.Красев «Падают листья», А.Гурилев «Ты поди, моя коровушка, домой», «Пчелка», Д.Кабалевский «Ежик», П.Чайковский «Камаринская», Д.Кабалевский «Медленный вальс».

 Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Все пляшите вместе с нами», «Ивушка», «Как пойду я на быстру реченьку», А.Тома «Вечерняя песня», «Во поле береза стояла», «Как в лесу, лесочке», И.Пушечников «Два пастушка», Л.Моцарт «Дуэт», А.Гретри «Спор», В.Гокиелли «Светлячок».

IV четверть.

В течение этой четверти ученик закрепляет и развивает навыки, полученные за прошедший учебный период. Повторяются пьесы, разученные учеником в течение года, по его выбору.

Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

Разучивание пьес более сложных в техничном исполнении, музыкальном восприятии.

 Примерный репертуарный список: В.Шаинский «Улыбка», Ю.Шапорин «Колыбельная», Ф.Куперен «Гавот», П.Чайковский «Итальянская песенка», Ж.-Б. Лойе «Соната» фа мажор (III часть), Х. Липпман «Танец арлекина», В.Моцарт «Канцонетта».

 Примерный список пьес для игры в ансамбле: «Над полями», «Ах, ты, ноченька», «То не ветер ветку клонит», «Не брани меня, родная», «Ой, да ты, калинушка», «Калинка», П.Локателли «Соната» ре минор (I часть).

«Музыкальное развитие ученика – воспитание его музыкального мышления и художественного вкуса, расширение его музыкального кругозора, развитие исполнительских навыков  – является задачей, разрешение которой  – основная цель всех этапов обучения, в том числе и начального» пишет Б.Я.Грач в своей работе «Основные методические положения начального периода обучения игры на фортепиано».

Действительно, трудно определить время, которое потребуется для развития тех или иных навыков. Система индивидуальных занятий дает возможность педагогу в каждом отдельном случае строить свою работу, исходя из индивидуальных особенностей ученика. Главным является направление, содержание и методы обучения и развития ученика. Для закрепления тех или иных приобретенных навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно.

Таким образом, правильное начальное обучение игре на блокфлейте создаст благоприятные возможности для формирования музыкально-слухового представления, разностороннего и успешного развития ученика, как музыканта-исполнителя.

4. Прогнозируемый результат реализации программы.

За период обучения учащийся должен научиться правильной постановке с блокфлейтой. Преодолеть трудности при постановке пальцев рук, губ, языка.

Усвоить разницу между физиологическим и исполнительским дыханием. Особенно важно объяснить девочкам природу их дыхания, рассказать о «женском» и «мужском» типах дыхания, разницу между ними, недостатки и преимущества одного типа дыхания перед другим. Путем выполнения дыхательных упражнений научиться правильному исполнительскому вдоху и исполнительскому выдоху.

Освоить аппликатуру блокфлейты, научиться самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять несложные пьесы из репертуара детской музыкальной школы, осуществлять подбор знакомых мелодий по слуху.

 

Приглашать на урок двух (несколько) учеников одновременно для создания дуэтов (ансамблей), чтобы привить навыки ансамблевой игры. А также привить навыки игры с концертмейстером, научить учащегося быть солистом в паре «ученик – концертмейстер».

Так как программа не предусматривает промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации, ученик оценивается на посещаемых им уроках, проценту посещаемости занятий (наличие или отсутствие пропусков занятий по уважительной или неуважительной причине), а также выступлениям на родительских собраниях и концертах. На различных концертах учащийся может показать свой творческий и профессиональный рост, чему он научился за прошедший период.

Освоив навыки игры на блокфлейте, обучившись правильному исполнительскому дыханию, звукоизвлечению на блокфлейте, ученик будет подготовлен ко второму этапу обучения игры на духовых инструментах (саксофон, кларнет).

И, наконец, необходимо не лишить ребенка интереса заниматься в школе искусств (музыкальной школе). Это зависит от усилий преподавателя, его педагогического мастерства. Если ученик с удовольствием посещает уроки, не пропускает их без уважительной причины, если с интересом занимается, принимает активное участие в концертных выступлениях – это уже огромный плюс и ребенку, и педагогу.

 Как пишет в своей работе Б.Я. Грач: «Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения. Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость. Все то, что не выходит, - огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам» («Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано» Москва-Ленинград, 1965, «Музыка»).

Формы оценки знаний, практикуемые в образовательном

процессе данной программы.

Как было изложено выше, программа не предусматривает промежуточного контроля успеваемости и итоговой аттестации, т.е. отсутствуют контрольные уроки, прослушивания, академические концерты и экзамены. Это обусловлено тем, что Предмет по выбору является дополнительным, предметом, осваиваемым учащимся  в курсе обучения в школе искусств (музыкальной школе).

Ученик оценивается на посещаемых им уроках, проценту посещаемости занятий (наличие или отсутствие пропусков занятий по уважительной или неуважительной причине), а также выступлениям на родительских собраниях и концертах. На различных концертах учащийся может показать свой творческий и профессиональный рост, чему он научился за прошедший период. Ведь цель – освоение учеником дополнительного инструмента, помимо основного, выбранного при поступлении в школу искусств (музыкальную школу).

5. Методические рекомендации.

     1. Физиологическое и исполнительское дыхание. Грудной («женский») и        

         брюшной («мужской») типы дыхания. Особенности и различие.

  1. Упражнения для развития исполнительского дыхания.
  2. Постановка с блокфлейтой.
  3. Звукоизвлечение на блокфлейте. Цезура. Штрих «детеше».
  4. Постановка пальцев левой руки. Извлечение нот «си», «ля» и «соль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.
  5. Постановка пальцев правой руки. Извлечение нот «фа», «ми» и «ре» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.
  6. Подбор пройденных мелодий по слуху.
  7. Извлечение нот «до» второй октавы, «фа-диез» первой октавы, «си-бемоль» первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.
  8. Точное выдерживание пауз при исполнении пьес. Фермата.
  9. Преодоление сложности при звукоизвлечении ноты «до» первой октавы.
  10.  Звукоизвлечение на блокфлейте штрихом «легато».
  11. Легкие дуэты для блокфлейты.
  12. Извлечение нот «ре»-, «до-диез»-, «ми» второй октавы. Синкопа. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.
  13.  Точное исполнение сложных ритмических рисунков в сочетании штрихов «детеше» и «легато». Шестнадцатые длительности.
  14.  Извлечение нот «соль-диез» («ля-бемоль») первой октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.
  15.  Извлечение нот «фа»-, «соль»-, «ми-бемоль»-, «фа-диез»-, «соль-диез» («ля-бемоль») второй октавы. Изучение пьес с использованием этих нот. Игра с аккомпанементом.
  16.  Повторение пройденного материала. Транспонирование пьес, пройденных за учебный период. Закрепление навыков игры в ансамбле и с концертмейстером.

 

                         

                         6. Условия реализации программы.

  1. Класс, оборудованный большим настенным зеркалом.
  2. Блокфлейта (2 шт.).
  3. Пюпитр для нот (1 шт.).
  4. Фортепиано (1 шт.).
  5. Стул для концертмейстера (1 шт.).
  6. Метроном.
  7. Магнитофон с CD-проигрывателем.
  8. Научно-методические пособия.
  9. Сборники учебной нотной литературы для игры на блокфлейте.

7. Список литературы.

Психолого-педагогическая.

Абрамова Г.С. «Возрастная психология». М., 1999.

Бергсон А. «Две формы памяти». М., 1979.

Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. Тудоровский А. М., 1965.

Вопросы музыкальной педагогики, выпуск 10. Сост. Усов Ю., М., 1991.

Василюк Ф.Е. «Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)». М., 1984.

Грач Б.Я. «Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано». М., 1965.

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 2005.

Даулинг С. «Формирование фантазии: точка зрения детского аналитика». //2001.

Ефимкина Р.П. «Детская психология». Новосибирск, 1995.

Кременштейн Б. «Педагогика Г.Г.Нейгауза». М., 1984.

Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания». М., «Академкнига», 2003.

Ляховицкая С.С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов». М., 1965.

Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах». М., 1984.

Петров В. «Основы начального обучения на кларнете французской системы». М., 1991.

Репертуарный список.

Литовко Ю. «Пастушок» Легкие пьесы для блокфлейты

Покровский А. «В школе и дома» Методическое пособие для обучения игре на блокфлейте. М., 1989.

Покровский А. «Учитель и ученик» Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. М., 1992.

Пушечников И. «Азбука начинающего блокфлейтиста». М., 1991.

Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте». М., 1998.

Хабихт Г. «Пьесы для блокфлейты», Pro musika Verlag Leipzig, 1978.

8. Сведения о составителе.

Шарыгина Ирина Николаевна – преподаватель по классу духовых инструментов секции оркестровых инструментов МАОУК ДОД МО г.Нягань «Детская школа искусств №1». Образование среднее специальное. Окончила Краснотурьинское  музыкальное училище в 1994 году по специальности духовые инструменты (гобой), присвоены квалификации: артист оркестра, преподаватель, руководитель творческого коллектива.

e-mail : irina3697@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа по предмету "Аккомпанемент"

Актуальность и новизна образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном э...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Авторская образовательная программа по предмету "Фортепианный ансамбль"

Эта программа расчитана на 2 года обучения в муз.школе в 4-5 классах.[[{"type":"media","view_mode":"default","fid":"4787387","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"25","width":"2...

Авторская рабочая программа по предмету физическая культура 10-11 классы (уровень: оборонно-спортивный профиль)

Авторская рабочая программа по предмету физическая культура 10-11 классы (уровень: оборонно-спортивный профиль)...

Авторская рабочая программа по предметам учебного плана 7 класса, вариант 2

Авторская рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Авторская рабочая программа по предмету "Право" углубленный уровень 10-11 класс

Авторская программа Е.А. Певцовой по праву для 10-11 кл. согласно ФГОС СОО, 2015г к учебнику «Право. Основы правовой культуры». 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт....

Авторская образовательная программа по предмету технология "Основные виды производства. Выбор профессии в современном образовании по требованиям ФГОС", 9 класс

Авторская образовательная программа по предмету технология "Основные виды производства. Выбор профессии в современном образованиипо требованиям ФГОС", 9 класс...