"Конспекты к урокам музыки"
план-конспект по музыке по теме

Конспекты к урокам музыки знакомят с материалом для 6-8 классов. Темы современности в музыке актуальна всегда. Рассказ о классике и о великих компазиторах интересно детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8klass.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon bethoven.doc38 КБ
Microsoft Office document icon vtoraya_zhizn_klassicheskoy_muzyki.doc37 КБ
Microsoft Office document icon vtoraya_zhizn.doc37 КБ
Microsoft Office document icon razvitie_muzyki.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon sredstva_2.doc36 КБ
Microsoft Office document icon sredstva.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon tancevalnost_3kl..doc23.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что значит современность в музыке?

Цель: развитие творческого мышления в про цессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «современность» в музыке.

Задачи образовательные: формирование поня тий «современность в музыке», «качество музыки», умение определять в дальнейшем звучание «Токка ты и фуги» И. С. Баха; расширение знаний о твор честве И. С. Баха.

Задачи развивающие: развитие образной памя ти на классическую музыку, в частности на стиль музыки И. С. Баха; логического ассоциативного мышления; гибкости и быстроты мышления; овла дение вокально-хоровыми навыками звуковедения, звукообразования, необходимыми для выразитель ного исполнения.

Задачи воспитывающие: воспитание личност ной значимости для каждого учащегося восприятия классической музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.

Оборудование и музыкальный материал: прои грыватель, фонохрестоматия к 8 классу — пластинка «Токката и фуга ре-минор» И. С. Баха, ноты песни С. Намина «Мы желаем счастья вам», доска, мел.

Термины, понятия, выписанные на доске: со временность, актуальность, мода, вкус.

Структура урока:

  1. организационный момент;
  2. объяснение нового материала в форме творче ских заданий;
  3. диагностика;                                                           оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. выполнение творческих заданий;
  2. слушание;
  3. вокально-хоровая работа.

Методы обучения: обобщение; словесный; на глядно-слуховой; анализ; стимулирование музы кально-творческой деятельности через создания проблемно-поисковых ситуации.

I. Приветствие в форме вокализации учителем: «Здравствуйте, ребята» и двухголосного ответа уча щихся: «Здравствуйте».

Учитель. Вы уже имеете большой опыт общения с музыкой, поэтому вам будет несложно определить ком позитора следующего произведения и проанализировать его образный строй, характер и те мысли, которые хотел этот композитор донести до нас.

П. Слушание «Токкаты и фуги ре-минор» И. С. Баха (7 минут).

Учитель. Итак, стиль музыкального произведения указывает на имя какого композитора?

Учащиеся. Иоганна Себастьяна Баха.

Учитель. Почему вы так решили?

Учащиеся. Потому что звучит орган; полифо нический характер звучания во II части.

Учитель. Но для органа в полифоническом скла де (форма фуги) сочиняли многие композиторы, хотя, конечно, никто, кроме Баха, не достигал такого высо чайшего совершенства музыки в этом роде. Теперь по говорим о характере, образах музыки, об идеях, кото рые хотел передать И. С. Бах.

Учащиеся дают различные ответы, на основа нии которых учитель, несколько корректируя, дела ет вывод о величественности, огромной жизненной силе, вселяющей в человека свободу дыхания, глубину чувств и мыслей, желание гордо, с высоко поднятой головой идти вперед, к достижению высоких жизнен ных идеалов. Музыка Баха, глубоко человечная, пол ная небывалой до него в музыке эмоциональной силы, вступала в резкое противоречие с господствующими в ту пору сухими нормами средневековой церкви.

Учитель. Вам сложно было воспринимать эту му зыку, понятна она вам?

Учащиеся. Воспринимать легко, музыка понятна.

Учитель. Значит, можно сделать вывод, что мы, со временные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана три века назад. В связи с этим предлагаю вам письменно выполнить сле дующее задание: составить логическую цепочку или несколько ее вариантов для ассоциативного перехода через три-четыре промежуточных понятия от слова «современность» к слову «Бах». Возможна обратная последовательность: «Бах — современность».

За более оригинальную, интересную цепочку я по ставлю оценку, также оценю того, кто придумает боль ше вариантов последовательного перехода (подробнее о технологии построения цепочек написано на стр. 26—27). На выполнение работы дается 5 минут.

Учащиеся придумывают варианты логического перехода и записывают их.

Приведем несколько ответов:

Современность — жизнь; жизнь — красота; красо та — музыка; музыка — Бах.

Современность — мир; мир — вечность; веч ность — Бах.

Бах — человечность; человечность — гуманизм;                                                                        Учитель. Исходя из ваших вариантов логических цепочек мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на временную отдаленность Баха и его  музыки от нас, мы можем рассматривать этого композитора как актуального, воспитывающего глобальные, вечные темы жизни, счастья, человеческого достоинства, силу духа, право на равенство.

Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как вы думаете, как она будет звучать?

Учащиеся составляют несколько предложений и с помощью учителя называют тему: «Что значит современность в музыке?»

Учитель. Мы будем рассматривать понятие «со временность в музыке» как актуальность, значитель ность и на сегодняшний день музыкальных образов, тем, идей. Итак, современные течения, направле ния музыки, которые привлекают нас сегодня. Мы будем говорить о вашей любимой музыке; но преж де чем перейти к современности во втором ее значе нии, необходимо остановиться на таких понятиях, как «мода» и «вкус». Для этого предлагается вы полнить упражнение «Ассоциативные гроздья». Вы должны к этим двум словам подобрать как можно больше различных понятий, ассоциаций, которые бы нам помогли разобраться в их разных смысло вых значениях. Затем назовите современные группы или исполнителей, отвечающих понятиям «мода» и «вкус». Приведем один из примеров работы учащихся.

  1. «Мода» — непохожесть, яркость, современный ритм жизни, дискотека, мелирование (особен ность окрашивания волос), спандекс (модный
    материал) «Мумий Тролль», «Блестящие»...
  2. «Вкус» — элегантность, красота, классика, ба лет, опера, смокинг, Бах, Шопен, Ванесса Мей...
    После прослушивания нескольких ответов учитель делает вывод, что мода не всегда соответ ствует вкусу и, чтобы уметь разобраться в пото ке современной музыки, нам необходимо зна ние классики как образца и эталона подлинного вкуса.

Мода — обычное явление в разных областях жизни, но мода должна корректироваться подлин ным вкусом. То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если не вечно, то, во всяком случае, долговеч но. То, что рождено модой, — зыбко, преходяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному, в музыке в том числе.

Теперь учитель предлагает послушать песню С, Намина, которую учащиеся наверняка узнают и определят ее общее настроение и идею.

III. Слушание песни «Мы желаем счастья вам», музыка С. Намина, слова И. Шаферана (3 минуты).

Учащиеся после прослушивания обмени ваются впечатлениями, характеризуют песню как светлую, добрую, яркую, душевную, воспе вающую идею счастья, дружбы, верности, челове ческого тепла и стремления через все невзгоды к своей цели. Приведем один из примеров работы учащихся.

IV. Разучивание в песне «Мы желаем счастья вам» второго голоса, вокализация на «ду» (7 минут).

V. Домашнее задание: написать в тетради, какие композиторы прошлого и их произведения, на ваш взгляд, современны и на сегодняшний день.



Предварительный просмотр:

Современность музыки

Людвиг Ван Бетховена.

Цель: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения (Соната №14).

Задачи образовательные: закрепление и расширение знаний о композиторах-классиков, отвечающих смыслу понятия «современность», в частности о Людвиге Ван Бетховене; формирование умения определять в дальнейшем на слух музыки сонаты №14; совершенствование умения давать полную и чёткую характеристику настроению, чувствам, образам музыки; умение определять стиль музыки Бетховена.

Задачи развивающие: развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, звуковысотного слуха в двухголосном пении.

Задачи воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Бетховена, рефлексированного отношения к предмету.

Оборудование и музыкальный материал: проигрыватель, фонохрестоматия за 8-й класс – пластинка «Бетховен. Соната №14» ноты песни С. Намина « Мы желаем счастья вам»; мел, доска.

Термины, понятия, выписанные на доске: Л. Ван Бетховен «Соната вроде фантазии, посвящение «Графине Джульетте Гвиччарди».

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Повторение изученного материала;
  3. Закрепление изученного материала;
  4. Объяснение новой темы;
  5. Закрепление новой темы;
  6. Диагностика;
  7. Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Выполнение творческих заданий;
  2. Выполнение письменных творческих заданий;
  3. Слушание;
  4. Вокально-хоровая работа.

Методы обучения: обобщение; анализ; словесные; наглядно-слуховые; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций.

Ход урока

  1. Приветствие.

Учитель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Учащиеся. Здравствуйте, учитель, здравствуйте!

Учитель. Предлагаю упражнение на закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке, а также на проверку домашнего задания. Сейчас каждый учащийся, не повторяя друг друга, будет давать ответ на вопрос «Что значит современность в музыке?» дополняя тем самым предыдущего ученика и приводя примеры композиторов и их произведений, отвечающих, на наш взгляд, понятию «современность в  музыке».

Учащиеся по цепочке выполняют задание.

Учитель делает вывод о качестве ответов, оценивает наиболее правильные.

Учитель. Предлагаю прослушать произведение, композитор которого вам хорошо известен и имя которого не раз озвучено в предыдущем упражнении. Почти каждый из вас считает себя знатоком людских характеров, «психологом». Предложим вам охарактеризовать своего соседа по парте, вы справитесь с этим заданием без труда. Теперь вам необходимо на время представить себя в роли психолога (см. технологический раздел; приём «Ситуация «Я – психолог»), чтобы рассказать о человеке, которого вы никогда не видели, но который оставил «Звуковое письмо» о себе и своём времени.  И по стилю музыки вы попробуйте определить имя композитора, те мысли и чувства, которые он хотел передать через музыку.

  1. Слушание сонаты № 14 Л. Ван Бетховена, 3 часть, фрагмент (3 минуты).

Учитель. Итак, давайте поговорим об особенностях музыки, чтобы определить композитора.

Учащиеся. Музыка стремительная, порывистая, напряженная, скорее революционная.

Учитель. Хорошо, теперь вспомним, какие композиторы писали революционную музыку?

Учащиеся. Нам известны революционные этюды Скрябина, Шопена, «Эгмонт» Бетховена…

Учитель. Сразу сузит круг композиторов, задаю вопрос – это музыка русская или зарубежная?

Учащиеся. Зарубежная.

Учитель. Классическая или романтическая?

Учащиеся. Классическая.

Учитель. Теперь вы могли бы назвать точное имя?

Учащиеся. Да, Бетховен.

Учитель. Верно, Бетховен. Но только ли революционными идеями была наполнена его музыка?

Учащиеся. Возможно, мысли были более личного характера, но в музыке ярко выражено стремление к счастью, к свету, а в некоторых местах слышна тока, боль.

Учитель. Вы отлично справились с ролью психологов. А теперь хотелось бы ваши догадки подтвердить историей создания этого произведения. Когда Бетховену было около тридцати лет, он ясно ощутил, что к нему подкрадывается страшная, особенно для музыканта, беда – глухота. И именно в эту пору он почувствовал, что к нему пришла великая радость – любовь. « Она любит меня , и я её люблю Это первые светлые минуты за последние два года», -писал он своему врачу, надеясь, что счастье любви поможет ему одолеть надвигающийся недуг. Но она – её звали Джульетта Гвичарди – воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя (Бетховен учил её играть на фортепиано), пусть знаменитого, но незнатного происхождения, вечно страдающего от денежной нужды, да ещё и глохнущего. Джульетта нанесла Бетховену двойной удар: отвергла его любовь и вышла замуж за своего бездарного сочинителя музыки, зато… графа.

Тогда и было написано одно из прекраснейших произведений – соната № 14, названная соната вроде фантазии», посвящённая графине Джульетте Гвичарди» , одну из частей которой вы слышали только что, а теперь вы услышите другую её часть, где переданы чувства композитора к возлюбленной.

Послушайте и мысленно опишите портрет Джульетты: её образ, её характер, манеру поведения…

  1. Слушание сонаты № 14 Л. Ван Бетховена, 2 часть, фрагмент (3 минуты).

Учитель. Итак, какой перед нами предстаёт Джульетта в музыке композитора?

Учащиеся. Очень красивая, юная, измученная девушка, нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту и танцевальность, - строгая, правильная и холодная.

Учитель. Вы правы, хотелось ещё добавить, что в музыке есть ноты откровенного горя, тоски – мрачные мысли автора, перекликаются с женским началом.

Диагностика: учитель предлагает прослушать оставшуюся часть и выполнить более сложное задание: выяснить характер, настроение, а затем попробовать логически выстроить части по порядку, объясняя ход развития сюжета. Учащимся предлагается участвовать в композиторском процессе выстраивания формы произведения, написанного долее 200 лет назад. Это задание они будут выполнять на отдельном листе для того, чтобы можно было оценить, насколько глубоко дети почувствовали произведение, охарактеризовав самостоятельно последнюю из прослушанных ими частей, и как они объяснят свою «авторскую»  логику построения частей и взаимодействия музыкальных образов (см. технологический раздел «Способность предвидения»).

  1. Слушание сонаты № 14 Л. Ван Бетховена, 1 часть, (5 минут).

Учащиеся письменно выполняют работу во время и по окончании звучания музыки. Время выполнения не более 10 минут. По завершении работы собираются.

5. Учитель . Чтобы закончить наш урок на более светлой ноте, мы вернёмся к дальнейшему разучиванию песни, которая перекликается с бетховенскими идеями борьбы за счастье, с его устремлениями к свету мечте, идеалу.

Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина (10 минут).

Учащиеся повторяют выученный на прошлом  уроке второй голос припева песни, затем выучивают слова припева и пропевают его со словами.

Далее, выбрав несколько высоких голосов, разучивают со словами мелодию первого голоса и соединяют в двухголосье музыку припева со словами.

Домашнего задания нет. Принести на следующий урок альбом рисования, карандаш и фломастеры.



Предварительный просмотр:

Вторая жизнь классической музыки.

Цель: развитие творческого мышления в процессе изобразительного творчества.

Задачи образовательные: научить абстрактно выражать через рисунок собственное эмоциональное состояние; учащиеся должны уметь в дальнейшем отличать на слух музыку арии «Бразильской бахианы»  Э. Вила Лобоса и песню Ф. Шуберта « В путь»; знать отличительные черты музыки Баха и музыки 20 века.

Задачи развивающие: развитие образной памяти на стиль музыки И. С. Баха (борокко) и стиль музыки Ф. Шуберта (романтизм); основных механизмов творческого мышления, оригинальности, гибкости; развитие способности целостного восприятия художественного произведения; вокально-хоровых навыков.

Задачи воспитывающие: формирование устойчивого интереса к современным обработкам классической музыки; воспитание личной заинтересованности в участии в творческом процессе.

Оборудование и музыкальный материал: проигрыватель, фонохрестоматия к 8-му классу – пластинка Э. Вила Лобоса, ария из «Бразильской бахианы» №5, ноты из хрестоматии по музыке за 8-й класс – песня Ф. Шуберта «В путь»; доска, лист ватмана, кисточки, краски, вода, кнопки; пластинка ХТК И. С. Баха – соль-минорная фуга.

Термины, понятия, выписанные на доске: «Бразильская бахиана» - Бразилия, Бах; Э. Вила Лобас – И. С. Бах; Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха и вокальный цикл».

Структура урока:

  1. Оригинальный момент.
  2. Проверка знаний.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление нового материала а процессе выполнения задания.
  5. Диагностика.
  6. Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Зачитывание домашней работы.
  2. Слушание.
  3. Выполнение творческого задания в процессе слушания;
  4. Вокально-хоровая работа.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой, обобщение; анализ; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

  1. Приветствие в форме двухголосной мелодии «Здравствуйте, учитель, здравствуйте».
  2. Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают придуманные программы к вымышленному музыкальному произведению, в выбранной по желанию форме(завершение начатой на прошлом уроке работы в ситуации «Я – композитор»).

Наиболее оригинальные по содержанию и по выбранной форме (с учётом присутствия образа одиноко идущей женщины) оцениваются учителем, остальные комментируются словесно.

Учитель. Поскольку вы все успешно справились с заданием, теперь вы лучше будите слышать и слушать музыку. Вашему вниманию предлагается вокальное произведение, прослушав его, вы должны определить, к какому стилю, направлению или эпохе относится автор, а также обратить внимание на некоторую парадоксальность в музыке.

  1. Слушание арии из «Бразильской бахианы» №5 Э. Вила Лобоса (3 минуты).

Учащиеся. Композитор, видимо, приверженец классической музыки, так как мелодия верхнего солирующего голоса имеет старинные интонации, а также очень проста и светла, - без характерной для романтиков особой чувствительности. Аккомпанемент также напоминает скорее стиль Баха.

Но в музыке слышно, как что-то мешает, что-то кажется лишним…

Учитель. Вынуждена вас перебить. В той музыке – шедеврах искусства, с которой мы знакомимся на уроке, - нет ничего лишнего. Может быть вам просто не совсем привычно слушать такую музыку. В чём же её особенность, парадоксальность в какой-то мере? Сформулируйте.

Учащиеся. Возможно, один композитор написал свою музыку на мелодию уже написанной или кто-то соединил в одном произведении два стиля, поэтому музыка звучит непривычно.

Учитель. Вы недалеки от истины. Парадоксальность и оригинальность этого произведения действительно заключается в «наложении» стилей. Эту музыку написал композитор 20 века Э. Вила Лобос, который, как и многие другие, преклоняясь перед музыкой И. С. Баха, соединил в своих произведениях стиль борокко с современным реалистическим направлением в музыки. Он назвал своё сочинение «Бразильская бахиана». Не правда ли, странное сочетание – Бразилия и Бах. Это ещё один парадокс данного произведения. Оставаясь бразильским композитором, Э. Вила Лобос заимствовал некоторые черты баховского стиля. Ответьте же на мой вопрос: что очень важное Э. Вила Лобос дал понять нам, его современникам?

Учащиеся. Своей любовью к музыке И. С. Баха бразильский композитор подтвердил жизненность и современность великого немецкого композитора.

Учитель. Совершенно верно. Но, поскольку Лобосу удалось прочувствовать музыку, написанную три века назад, вам будет нетрудно понять его как нашего современника, почувствовать мысли, ощущения, которые Э. Вила Лобос передал нам через эту арию. И вам предлагается следующее задание.

Учитель открывает доску, на которую прикреплен ватман, на стол перед доской кладёт все необходимое для рисования красками.

Сейчас будет повторно звучать ария из «Бразильской бахианы», а вы, начиная с крайнего человека и по цепочке, после необходимого обдумывания будите по одному подходить к ватману и наносить те цвета, образы, которые, на ваш взгляд, могут, в дальнейшем  слившись в абстрактную картину, отразить образный строй музыки. По завершении цепочки, если у вас появится желание дополнить картину, поднимите руку и вам будет дана такая возможность.

  1. Повторное слушание арии из «Бразильской бахианы» Э. Вила Лобоса (3 минуты).

Учащиеся во время звучания по очереди наносят на ватман необходимые, на их взгляд, детали будущей картины.

По окончании слушания и нескольких красочных дополнений учащихся необходимо дать возможность особо оригинально выполнившим работу объяснить свой взгляд, своё ощущение от прослушанной музыки. При условии столь же оригинального мышления и пояснения своей работы необходимо учащегося высоко оценить.

    5. Учитель. Сегодня мы познакомились с ещё одним музыкальным произведением, которое также является составляющим в вокальном цикле. Это песня из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» австрийского композитора Франца Шуберта. С какими музыкальными произведениями этого автора вы уже знакомы?

Учащиеся. «Аве, Мария», «Лесной рыцарь», «Вечерняя серенада»…

Учитель. Сейчас вы прослушаете одну из двадцати песен цикла Шуберта «Прекрасная мельничиха», внимательно проследите за текстом, а особенно – за фортепианной партией, которая также несёт смысловую нагрузку.

  6. Слушание и разучивание песни Ф. Шуберта «В путь» (3 минуты).

Учащиеся. В этой песне путник воспевает красоту, увлекательность жизни мельника, всего, что его окружает: ручей бежит, мельничное колесо вращается без остановки, жернова тоже крутятся непрерывно. Это всеобщее движение увлекает путника. Фортепианная партия – не простое сопровождение, но важная часть музыкального образа. Здесь мы отчётливо слышим и равномерное журчание ручейка, и радостную душевную устремлённость путника.

Учитель. Вы совершенно верно ощутили стремительный, вечно движущийся образ ручейка как олицетворение человеческой жизни… И так, мы разучиваем мелодию этой песни на слог «ле»

  7. Вокализация на слог «ле», работа над интонацией и лёгкостью звукообразования (10 минут).

 8. Диагностика.

 9. Домашнее задание: на следующий урок приготовить информацию о группах или индивидуальных исполнителях, которые делают современную обработку классической музыки.



Предварительный просмотр:

«Вторая жизнь» классической музыки.

Цель: развитие творческих способностей в процессе импровизации.

Задачи образовательные: расширить знания о современных музыкальных направлениях, о способностях современной музыкальной обработки произведений классики; уметь определить на слух музыку Ванессы Мэй и стиль музыки группы «Рапсодия».

Задачи развивающие: развитие ритмического слуха, воображения, коммуникативных навыков.

Задачи воспитывающие: формирование устойчивого интереса к современным обработкам классической музыки; воспитание чувства ответственности, осознание личной значимости в процессе урока.

Оборудование  и музыкальный материал: магнитофон, ноты из хрестоматии по музыке за 8-й класс – песня Ф. Шуберта «В путь»; доска, мел; музыкальный материал, подготовленный учащимися; аудиокассеты; Ванесса Мэй, «Рапсодия».

Термины, понятия, выписанные на доске: Ванесса Мэй, ремикс, «Рапсодия», рэп.

Форма урока: семинар на тему «Современные обработки классической музыки».

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Доклады по теме урока.
  3. Закрепление полученных данных.
  4. Углубление полученных знаний через выполнение задания.
  5. Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Выполнение творческих заданий.
  2. Доклады на тему.
  3. Слушание.
  4. Исполнение.

Методы обучения: наглядно-слуховой; словесный; анализ; обобщение; создание проблемно-поисковых ситуаций; творческое задание.

  1. Приветствие в форме двухголосной мелодии «Здравствуйте, учитель, здравствуйте».
  2. Учитель. Итак, что было задано к этому уроку?

Учащиеся. Приготовить информацию о группах или исполнителях современности, которые делают обработку классической музыки.

Учитель. Кто готов отвечать?

Наш урок недостаточно продолжителен, и я не могу предоставить время для ответа всем. Сейчас вы будите называть тех исполнителей, о которых готовы нам рассказать, проиллюстрировав свой рассказ музыкальным произведением, а я выпишу все названия на доску.

Учитель. Молодцы, вижу, вы хорошо подготовились к этому уроку. Но, как вы уже можете заметить, в списке есть повторяющиеся имена. Поэтому, руководствуясь вашим выбором, я предоставляю слово для выступления двум учащимся, которые расскажут о Ванессе Мэй и группе «Рапсодия». Остальных я прошу оформить дома своё выступление письменно и сдать для оценивания работу. Итак, «вторая жизнь классической музыки в творчестве Ванессы Мэй».

    3.   Учащиеся делают доклад о творчестве Ванессы Мэй (2 человека), звучит музыка для слушания – ремикс на музыку И. С. Баха (10 минут).

Учитель. Спасибо, ребята, за очень интересное выступление, вы заслужили отличную отметку. А теперь вопрос ко всему классу: понравилась вам музыка?

Учащиеся. Да!

Учитель. Чем она вам понравилась?

Учащиеся. Во-первых, Ванесса Мэй сама прекрасная исполнительница-скрипачка, чем уже заслуживает уважения, а во-вторых, она тонко почувствовала стиль и образность музыки И. С. Баха и, тем самым, не разрушая их, осовременила, сделала музыку более доступной для молодёжи, что является возрождением творчества Баха, пропагандой его музыки.

Учитель. Спасибо за такой положительный отзыв. Я надеюсь, имя ванессы Мэй надолго останется в вашей памяти, и вы станете больше удилять внимания её творчеству.

А теперь я приглашаю следующих для выступления, которые расскажут об американчкой группе «Рапсодия».

     4. Учащиеся делают доклад о творчестве группы «Рапсодия» (3 человека), звучит музыка для слушания – рэповская обработка В. А. Моцарта «Лякримоза» из «Реквиема» (10 минут).

Учитель. Итак, мы услышали второе выступление. Мне понравилось, как вы  подготовились, вы, конечно, заслуживаете отличных оценок. И вновь вопрос к классу: в чем особенность этой обработки?

Учащиеся. Здесь на гармонию и мелодию классической музыки, в частности «Реквием» Моцарта, накладывается в виде импровизации ритмический рисунок на одной-двух нотах. Это также современное течение в музыке, поэтому оно доступно и слушается легко.

Учитель. Как вы считаете, можем ли мы сделать такую обработку?

Учащиеся. Да.                                                                                                                                    Учитель. Выберите для этого классическое произведение.

Учащиеся. Песня Ф. Шуберта «В путь»

Учитель. Мы учили эту песню на прошлом уроке. Давайте вспомним.

  1. Звучит песня Ф. Шуберта «В путь». (Исполнение 3 минуты).

Учитель. Молодцы, теперь каждый попробует сочинить в размере две четверти ритмический рисунок на 8 тактов (учащиеся сочиняют рисунок).

Учитель. Теперь желающие прохлопать его нам. (Несколько человек исполняют, выбирается наиболее удачное, по мнению класса, сочинение, записывается его автор на доске).

Учитель. Давайте попробуем пропеть на слог «да» этот ритм (класс поёт на одной ноте на слог»да»).

Учитель. У вас не плохо получается. Теперь разделимся на две группы: одна будет петь шубертовскую песню, другая – ритмический рисунок. Выберем дирижёра для первой группы. Второй группой будет управлять автор, прохлопывая свой ритм.

Учитель. Ребята, у нас получилось?

Учащиеся. не совсем, мы убедились, что делать современные обработки интересно, но не просто.

Учитель. Но скажите, нужно ли это дело, если оно такое трудное?

Учащиеся. Да, ведь многие наши современники имеют очень плохое представление о классической музыке. Между тем классика – это образец. Инее зная её, нельзя считать себя образованным человеком. Ну, а поскольку многие считают, что музыка должна идти в ногу со временем, то как раз такой вариант слияния вечного и современного, на наш взгляд, наиболее приемлем.

Учитель. Итак, на протяжении этого семестра мы говорили о современности в музыке. И сейчас убедились, что классическая музыка – вечная музыка. Поэтому мы знакомимся с ней, изучаем её и будем слушать дальше. Мало того – многие композиторы и исполнители современности показывают всю ценность на примере своего творчества.

Закончить сегодняшний урок хотелось бы словами А. С, Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая цивилизацию от дикости».

      6.   Домашнее задание: не ответившие на вопросы на уроке по вопросу «Современные обработки классической музыки» выполняют задание письменно.



Предварительный просмотр:

Тема: РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ.

Цель: закрепление, обобщение темы четверти.

Оборудование: грамзапись музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева; музыкальный материал, использованный в течение четверти, выставки детских работ «Рисуем музыку».

Организация урока: построение, вход под «Марш» Ф. Шуберта, музыкальное представление.

ХОД    УРОКА.

  1. Обобщение изученного в течение четверти.

Слово учителя.

- Сегодня у нас урок-обобщение. Мы прослушали много произведений и давайте теперь подумаем, что же является основой музыки? Из чего она вырастает и как  становится музыкой? Мы узнаем и запоминаем музыку легко, если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, и мы с трудом её запоминаем и узнаём, если в её основе лежат интонации неяркие, невыразительные. Нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть развитие. Значит, в основе музыки лежит интонация и развитие. Какие виды развития и в каких произведениях или песнях, пьесах вам запомнились? (Жанровое – «Весёлый музыкант», динамическое – «Утро» Э. Грига, «Шествие гномов»; темповое – «В пещере горного короля», ладовое – «Пьеса» Ф. Шуберта, вариационное – песня «Со вьюном я хожу», ритмическое – цыганочка (Русская пляска), выразительное – «Монтер». Изменилось настроение с изменением образа мелодии, исполнительское – песня «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера, ритмическое – «Кузнец».)

     2. Слушание музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

- Сегодня мы послушаем полностью музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и волк». Если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, из которых Прокофьев « выращивал» все мелодии, темы своей сказки, если бы в ней ничто не развивалось, а всё время повторялось одно и то же, нам было бы неинтересно слушать её.

Прослушивание музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

   3.  Итог урока.

- Слушая сказку, вы грамотно смогли определить интонации, следить не только за появлением в музыке темы того или иного действующего лица, но и за тем, как развивается музыка каждого из них и всей сказки в целом.



Предварительный просмотр:

Современность выразительных средств музыки.

Цель: развитие творческих способностей в процессе музыкально-сочинительской деятельности.

Задачи образовательные: совершенствование навыков использования выразительных средств музыки; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусств на «язык» другого (в частности, с «языка» живописи на «язык» музыки); умения определять на слух музыку ноктюрна си-бемоль минор Ф. Шопена.

Задачи развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (живопись и музыка); творческого мышления: гибкости, беглости, оригинальности; воображения, чувства ритма.

Задачи воспитывающие: воспитание интереса к процессу сочинительства; чувства особенной значимости, самореализации.

Оборудование и музыкальный материал: проигрыватель и пластинка ноктюрнов (ноктюрн си-бемоль минор), репродукция картины И. Левитана « Осенний день»; музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, треугольник.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Закрепление изученного материала.
  3. Практическая работа.
  4. Диагностика.
  5. Оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Выполнение устного творческого задания.
  2. Практическое исполнение ритмического рисунка.
  3. Слушание.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой, создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ; обобщения.

  1. Вокальное приветствие.

Учитель. Мы с вами преимущественно анализировали музыку с помощью средств музыкальной выразительности, но для того чтобы понимать композитора по-настоящему, необходимо уметь «говорить» на его «языке». Мы это уже не раз пытались сделать на предыдущих уроках. Сегодня мы попытаемся проследить механизм творческого процесса сочинения музыки. Представим ситуацию: каждый из вас – композитор, вы посетили выставку работ Левитана и вас поразила картина «Осенний дождь» (учитель показывает репродукцию). Теперь постарайтесь для себя действительно открыть в этой картине глубину чувств, проникнуться образом одинокой идущей женщины. Какие чувства передаёт картина? (Приём «перевода на язык другого вида искусств»).

Учащиеся. Чувства одиночества, печали, тоски, даже трагического, возможно пустоты в душе…

Учитель Почему вы так решили?

Учащиеся. Женщина – в чёрном, видимо, у неё траур; она идёт одна (её личная трагедия) и очень долго, потому что художник пишет длинную дорогу аллеи, уходящую вдаль – ни начала, ни конца; небо – серое; деревья уже почерневшие – природа замерзает в ожидании зимы – всё это созвучно настроению женщины…

Учитель. Да, действительно, всё перечисленные детали картины соответствуют чувствам печали одиночества. Теперь попрошу описать в ваших тетрадях характер бедующей музыки, «положенной» на эту картину.

Учащиеся работают самостоятельно (3 минуты).

Учитель. Далее поговорим о выразительности средств, темпе, ладе, регистре, ритмическом рисунке, динамике вашего будущего произведения.

Учащиеся. Тембр – скрипка для передачи тоски и одиночества – музыка высокого регистра; виолончель – для выражения глубины чувств – в низком регистре; фортепиано созвучно осеннему лесу:

  1. Лад – минор.
  2. Динамика – пиано и меццо-пиано.
  3. Темп – спокойный.
  4. Ритмический рисунок – равномерный ритм, без пунктира.
  5. Мелодия - плавная, без скачков, постепенное движение.

Размер – четырёхдольный, так как в двухдольном слишком частое чередование сильных долей, в трехдольном заложена танцевальность.

Учитель. Возможен такой вариант состава выразительных средств, и я попрошу это зафиксировать в ваших тетрадях, но если кто-то считает по-другому, то обязательно пишите своё мнение, правда, желательно пояснить его (3 минуты).

Учитель. Мы не определили очень важное выразительное средство – форму. Почему?

Учащиеся. Потому что на картине дан только один момент жизни, как бы одна музыкальная часть.

Учитель. Совершенно верно, вашим заданием не было: додумать, «что будет после» или «что было до этого мгновения». Это задание будет домашним, более конкретно о котором будет сказано в конце урока.

А пока вы наверняка уже можете представить, какой будет ваша будущая музыка. В связи с чем предлагается следующее задание: каждый по собственному желанию мысленно выбирает один инструмент из условно нами выбранного тембрового состава – виолончель, фортепиано и скрипка – для сочинения ритмического рисунка. Причём очень важно учитывать, что верхний голос – фортепиано – мелодическое дополнение, а низкий – виолончель – наш аккомпанемент, где не надо придумывать слишком сложный рисунок ритма.

Договоримся, что количество сочинённых тактов не более восьми.

На выполнение задания отводится 10 минут.

Поскольку ваши ритмические рисунки выполнены в размере четыре четверти, мы сейчас все можем исполнить свой ритмический рисунок с учётом, что количество тактов не будет больше восьми.

Учитель. Вы отлично справились с заданием. Но скажите, пожалуйста, вы сочиняли свой ритмический рисунок, ориентируясь на классическую музыку или на популярную сегодня?

Учащиеся. На классическую.

Учитель. Но вы современные учащиеся, так почему вы так легко справились с заданием?

Учащиеся. Потому что тема, которую затронул Левитан в своей картине и попытались развить мы, и роли композиторов, актуальна и на сегодняшний день.

Учитель. Действительно, минуты одиночества, тоски, печали присутствовали и присутствуют в жизни всех людей, независимо от века, в котором они живут.

 Эту тему развивали многие композиторы. Я предлагаю вам послушать ноктюрн Ф. Шопена и подумать: чем этот ноктюрн похож, а чем отличается от нашей сегодняшней ситуации.

  1. Слушание ноктюрна си-бемоль минор (5 минут).

Учащиеся. Это произведение созвучно картине, оно также несёт ощущение печали, одиночества, но, возможно, в ноктюрне чувства более светлые, как печальная улыбка на лице. Во второй же части ноктюрна гораздо больше чувств, чем в картине Левитана.

Учитель. Но , как знать, выполняя домашнее задание, кто-то придумает продолжение истории идущей женщины, учитывая характер и образы, услышанные в ноктюрне Шопена.

Домашнее задание: выбрать форму предлагаемого произведения, составить его программу, где образ одинокой женщины будет присутствовать в одной из частей.



Предварительный просмотр:

Современность выразительных средств музыки.

Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе выполнения заданий, способствующих развитию музыкальной грамотности.

Задачи образовательные: совершенствование умения определять на слух особенности выразительных средств; формирование навыков владения способами действий со средствами музыкальной выразительности; расширение знаний о творчестве П. И, Чайковского, умений определять на слух музыку «Скерцо» из симфонии 4.

Задачи развивающие: развитие механизмов творческого мышления: памяти, внимания, гибкости, быстроты, оригинальности; развитие вокально-хоровых навыков, навыков импровизации.

Задачи воспитывающие: воспитание личной заинтересованности через приобщение к элементам сочинительства; любви к русской музыки и гордости за её авторов.

Оборудование и музыкальный материал: проигрыватель, фонохрестоматия к 8-му классу – пластинка «Чайковский. Скерцо»; нотная хрестоматия к 6 классу – песня Леля Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»; музыкальные инструменты: металлофон, ложки, треугольник; доска, мел, альбомные листы, карандаш или фломастеры учащихся.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение нового материала;
  3. Закрепление-диагностика в процессе выполнения письменного творческого задания;
  4. Закрепление изученного материала в процессе выполнения устного задания;
  5. Оценивание.

Виды деятельности учащихся ( выполнение творческого, задания):

  1. Выполнение устных творческих заданий;
  2. Слушание музыки;
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Импровизационная деятельность.

Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой анализ, обобщения; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

1.Приветствие в форме вокализации учителя: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» и ответа учащихся: «Здравствуйте, учитель, здравствуйте!» - мелодия двухголосная, и несколько учащихся по предварительной просьбе учителя сочиняют ритмический аккомпанемент.

2.Учитель. За годы общения с музыкальным искусством вы научились неплохо ориентироваться в жанрах, стилях, музыкальных образах, и помогает в этом вам сам музыкальный язык. Что мы подразумеваем под словосочетанием «музыкальный язык», и какие его составляющие вы знаете?

Учащиеся. Язык музыки – это средство музыкальной выразительности, через которые композитор передаёт свои мысли, чувства, настроение. Выразительные средства: форма, ритм, лад, темп, тембр, динамика, мелодия, регистр, размер.

Учитель. А могут ли устареть выразительные средства музыки?

Учащиеся. Они могут несколько меняться, становиться более разнообразными, но, в сущности, никогда не устаревают.

Учитель. Итак, выделите ещё одну причину того, почему старинная классическая музыка понятна нам до сегодняшнего дня?

Учащиеся. Потому, что музыкальный Язык не стареет, он связывает любые стили и эпохи.

Учитель. Для того чтобы вспомнить, как «изъясняться» на языке музыки, упрочить навыки работы с выразительными средствами, выполним дифференцированное задание.

Класс делится на 6 групп; открывается доска, на которой написаны задания по вариантам:

  1. Передать рисунком закономерность чередования частей в любой по желанию музыкальной форме.
  2. Сочинить и оформить письменно ритмический рисунок марша, польки или колыбельной (по желанию).
  3. Выразить в цвете конкретным или абстрактным образом «видение» ладовой окраски мажора и минора.
  4. Сочинение на тему: «Что я могу выразить в низком, среднем и высоком регистр?»
  5. Сочинить и оформить письменно ритмический рисунок, который передаст логику ситуации отправления поезда.
  6. Составить понятийный аппарат слов или описания ситуаций, для передачи которых композитор пользуется динамическими контрастами: форте, меццо форте, пиано.

Задания выполняются письменно на альбомных листах, приготовленных до начала урока. Время выполнения, включая пояснения учителя, 15 минут.

По окончании работы листы собираются для оценивания.

Учитель. Как, наверное, вы заметили, среди вариантов не было задания на выразительное средство – тембр. Сейчас вы услышите произведение, где очень важная роль отводится именно тембру. Вы слушаете произведение, фиксируете письменно, как меняется тембровый состав исполняющих инструментов, и определяете, с чем это связано (со сменой каких образов).

Слушание симфонии № 4 «Скерцо» П. И. Чайковского (3 минуты).

По окончании слушания учащиеся определяют следующие изменения тембрового состава оркестра, где воплощены три различных образа: первый - только струнные инструменты, приём пицекато; второй – только деревянные духовые; третий – только медные духовые с литаврами.

Учитель. Вы точно определили тембровый состав произведения, теперь подумайте, что с помощью этого хотел передать композитор?

Учащиеся. Возможно, смену картинок или череду мыслей человека, где сначала возникает танцевальный, стремительный образ, затем жанровая песенно-танцевальная сценка и , наконец, маршевый, торжественный образ, как будто прошел военный оркестр. В целом произведение похоже на картинки с ярмарки.

Учитель. Вы верно разобрались в сути чередования различных жанровых сцен. Сам автор произведения представил его как отражение в музыке мимолётных видений, проносящихся в сознании усталого, задремавшего человека. Я думаю, что вы без труда определите, что это произведение русского композитора, а какого именно?

Учащиеся среди возможных ответов называют имя П. И, Чайковского.

Учитель. Итак, это произведение П. И, Чайковского, и входит оно как 3 часть «Скерцо» в состав Четвёртой симфонии, 4 часть которой вы слушали в начальной школе.

Прослушивание песен.

Учитель. А теперь, чтобы остаться под впечатлением красочной музыки Чайковского, давайте вспомним русские народные песни или композиторские, написанные в стиле русских народных песен, которые мы учили на протяжении с пятого по восьмой класс.

Учитель раздаёт музыкальные инструменты(металлофон, треугольник, ложки и бубюен) и просит играющих импровизировать ритмически-мелодический рисунок во время проигрыша между припевом и следующим куплетом.

Исполнение песни Леля из оперы Н. А, Римского-Корсакова «Снегурочка» (5 минут).

Учитель. Спасибо, вы отлично справились с заданием, особенно импровизаторы.

 

Домашнее задание на этом уроке не даем.



Предварительный просмотр:

Тема: ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ.                                                                                                       (урок в 3 классе)

Цель: развить тему, научить детей слышать танцевальность в музыке, развивать их фантазию и музыкальный слух.

Оборудование: грамзаписи фрагмента «Золотые рыбки» из балета «Конёк Горбунок» Р. Щедрина; альбомы, кисти, краски, иллюстрации подводного мира.

Организация урока: построение, вход под музыку «Позабудем всё что было» из м/ф «Кот Леопольд и золотая рыбка», музыкальное приветствие.

ХОД    УРОКА.

  1. Знакомство с новой темой.

- На сегодняшнем уроке мы начнём изучать ещё одно широкое понятие – танцевальность. Вспомним, что такое танцевальность? (Хочется потанцевать, мелодии разных танцев в одном произведении, сюите (несколько танцев по очереди), танцевальные мелодии и т. д.)

- послушайте фрагмент из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина и представьте себе морское царство (во главе царь Нептун, около него слуги, как одеты, какого цвета, кто в зале танцует, какие рыбки, как выглядят пары, у них подводный дворцовый бал т т. д.)

Слушание фрагмента балета.

- Есть здесь маршевость и песенность? (только танцевальность.) Акценты, ритм, темп – типичны для танца. А теперь давайте покажем, как танцуют наши рыбки. (Показ под повторное прослушивание музыки стоя, делая движения руками, ногами  и корпусом.)

- Ну вот и прослушали, и представили такой бал, а теперь давайте нарисуем подводное царство. В этом помогут иллюстрации подводного мира (на доске).

   2. разучивание песни «позабудем всё что было» из м/ф «Кот Леопольд и золотая рыбка» Б. Савельева.

   3. Итог урока.

Вопросы:

-Чем мы занимались на уроке? (говорили о танцевальности, рисовали подводное царство, показывали танцы рыбок. Познакомились подлижи с танцевальностью, более широким понятием, чем танц.)

- как называется произведение. В котором танцевальная музыка чередуется. (Сюита.)

Сбор рисунков, оформление стенда «Рисуем музыку».

- Кто на уроке был самым активным? (Дети называют.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"

План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему:  "Мифы и сказки о музыке"...

Конспект интегрированного урока музыки в 1 классе «Весна в музыке и живописи».

Интегрированный урок «Весна в музыке и живописи» познакомит учеников 1 класса с музыкальными  и художественными  произведениями о весне....

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Портрет в музыке и живописи».

Тема: Портрет в музыке и живописи.Класс: 6Предметы: музыка, изобразительное искусствоЦель: Доказать, что музыка, как и живопись, может передать образ героя, характер, настроение с помощью музыкальных ...

Конспект интегрированного урока музыки по теме: «Что роднит музыку с ИЗО?». 5 класс

Урок в 5 классеТема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Цель урока:Выявить возможные связи музыки и изобразительного искусстваЗадачи- раскрыть особенности понятий...