статьи
статья по музыке по теме

Статьи с методическими рекомендациями, статьи  о образовательных технологиях на уроках музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационно - коммуникативные технологии  на уроках

                                      музыки.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых образовательных технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания. Развитие образовательных технологий связанно и с новым, более качественным уровнем деятельности педагогов.
Они немыслимы без широкого применения новых информационных компьютерных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Актуальным для преподавания музыки в нашей школе становится широкое использование мультимедийных средств обучения. Это  компьютер, укомплектованный приводом DVD/CD-ROM; устройства ввода видеоизображений в компьютер; устройства аудио - и видеовоспроизведения и отображения информации.
Основные средства информационных технологий направленные на повышение познавательного интереса на уроках музыки и во внеклассной работе:
1. Обучающие компьютерные программы.
Огромную помощь в работе оказывают обучающие компьютерные программы по музыке: «Музыкальная шкатулка», «Энциклопедия классической музыки». Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют развитию всесторонне развитой и конкурентно-способной личности, эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
2. Мультимедийные презентации.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе.
Повышение эффективности учебного процесса происходит за счёт следующего:
- восприятие учащегося активизируется за счёт использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
- запас изобразительного и видеоматериала не ограничен. Существенно большой объём материала может быть получен из Интернета и с компакт-дисков и

воспроизведён в формате, видимом всеми учащимися;
- во время выступления не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске и таким образом не теряется  контакт с аудиторией.
Презентации  применяются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый материал. При создании слайдов, возможно, использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения содержания урока. С помощью анимации активизируется внимание учащихся на главных моментах в изучаемом материале.
3. Медиатека. 
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, - всё это является неотъемлемой частью каждого урока.
4. Интернет ресурсы. 
Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Интернет ресурсы дают колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации.
На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать Интернет для себя, а современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.
Но при этом необходимо помнить, что использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся.

Я, как  учитель музыки, использую информационно - коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для меня,как учителя - это работа, а для моих  учеников — это обучение, которое, я надеюсь, становятся  радостнее и увлекательнее.


Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями жизни в школе.

Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

 Учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий может и должен сохранять и укреплять здоровье учащихся.

 Главной задачей уроков музыки стало: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье.

Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке.

Начинать урок в начальной школе всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. Во время пения обязательно обращаю внимание на правильную посадку, объясняю детям для чего нужно сидеть прямо во время пения.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми  показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.
Кроме того  провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением. Это могут быть песни-игры, музыка с движениями, пластическим интонированием.

 Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает сконцентрировать внимание для дальнейшей работы.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.  Музыкотерапия становится признанной наукой. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии.

               Игровые технологии на уроках музыки.

Игровая деятельность на уроках музыки рассматривается мною, как средство активизации творческого проявления учащихся, так как именно игровые технологии в большей мере обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.

Внедрение игровых технологий в учебный процесс позволяет:

· активизировать процесс обучения,

· реализовать идеи творческого обучения,

· повысить темп урока,

· ввести эмоциональную приподнятость деятельности на уроке (поощрение соперничества, состязаний, конкуренции).

В рамках работы над этой темой мною поставлены следующие цели и задачи:

Цель применения игровой технологии: активизация познавательной и творческой активности учащихся и повышение мотивации обучения.

Задачи:

· повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе игровых форм и приёмов;

· организация самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса.

· повышение эффективности урока через использование игровой технологии.

В данной разработке игровые технологии рассматриваются как вид педагогических технологий. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

1. Игровые

2. Догматические, репродуктивные

3. Объяснительно-иллюстративные

4. Развивающее обучение

5. Проблемные, поисковые

6. Программированное обучение

7. Диалогические

8. Творческие

9. Саморазвивающее обучение

10. Информационные (компьютерные)

В структуру игровой технологии как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно- рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.

Драматизация - это разыгрывание сюжета песни.

Такой вид игровой деятельности школьников на уроках музыки как вокальные импровизации проявляются уже в приветствии учителя и учеников.

Например, учитель поёт «Здравствуйте» по звукам тонического трезвучия вверх, а ученики поют «Здравствуйте» по тем же звукам вниз. Затем учитель - «Здравствуйте, ребята» по звукам от тоники до доминанты, а ученики – «Здравствуйте, учитель», наоборот, от доминанты к тонике. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников в целом и на интонации приветствия в отдельности. Вокальная импровизация часто связана с пластическим интонированием.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающая её образ. А также пластическое интонирование – это один из видов игровой деятельности учеников на уроках музыки.

В заключении хотелось бы сказать, что игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

Технологии проблемного обучения на уроках музыки .Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала, которая отличается мобильностью, динамизмом и конструктивностью. Это означает изменение способов, средств и методов обучения.
В связи с этим основным направлением своей педагогической деятельности считаю развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность посредством использования проблемного обучения, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста.

Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения преподаватель ставит перед учащимися проблемные задачи, решая которые ученики приобретают новые знания. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.

Методическими основами проблемного обучения на уроках музыки являются:
1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.
2. Открытие неизвестного, нового.
Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования.
Для реализации целей и задач данной технологии использую в своей педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.
Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На своих уроках при слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность школьников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению.
Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа учителя. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.
Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию учащихся.
Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка» - важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях. Урок музыки – это урок искусства, урок творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.
Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, поделки, стихи, сочинения, мелодизация текста, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, творческие проекты с их творческой защитой.

Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. И моя задача, как  учителя – сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни ребенка.

Технология продуктивно-творческой деятельности.

В своей педагогической деятельности я пытаюсь реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе.

Вопросы, возникающие на каждом возрастном этапе обучения: как привести ребенка в музыку, как сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? - побудили меня к эффективному использованию педагогической технологии, направленной на развитие личностного, духовно-творческого потенциала учащихся.


В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке в данной технологии?
Алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке:
Чувства – Мысли - Действия. 
При таком подходе  педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.

Цель музыкально-эстетического образования в контексте данной технологии - формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность.

В технологии продуктивно-творческой деятельности целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе. Так, как я работаю учителем музыки в начальной школе, меня больше всего интересует первый этап.

1 этап (1-4классы). Личностная позиция учащихся « Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.

Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;

- принцип культуросообразности;

- принцип природосообразности (от игры к творчеству);

- принцип единства воспитания и образования,

- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;

- комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;

- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения.

Особое внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления.  При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока.



Предварительный просмотр:

Программа №1. Тонизирует, бодрит, прибавляет энергии

Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт"

И. Брамс. "Венгерский танец №7"

А. Дворжак. "Славянский танец №2"

Ф. Лист. "Венгерские рапсодии"

В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада"

П. Сарасате. "Арагонская хота №27"; "Наварра"

Ф. Шопен. "Прелюдии" 
М. Огиньский. "Полонез"

Б. Монти. "Чардаш" 
П. Чайковский. Вальс из "Серенады для струнного оркестра"

П. Чайковский. Симфония №6 (3 часть)

Оркестры: П. Мориа, Д. Ласта, Ф. Пурселя, М. Рамоса 

2. Успокаивает, расслабляет, снимает нервное напряжение.

Л. Бетховен: Симфония № 1 (2 часть) ; Симфония № 6 (3 часть)

Ж. Бизе: "Пастораль" , "Старинная песенка"

И. Брамс: Симфония № 4 (2 часть); Колыбельная

К. Глюк: Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

К. Дебюсси "Свет луны"

Ш. Леклер: Соната до-мажор (3 часть)

К. Сен-санс: "Лебедь"

З. Фибих: "Поэма"

Г. Форе: "Элегия"

Ф. Шуберт: "Аве Мария" 

Ф. Шопен: Ноктюрны

А. Глазунов: Антракт из балета "Раймонда"

П. Чайковский: "Баркарола" , "Сентиментальный вальс"

Д. Шостакович: Романс

3. Для снятия стрессового состояния.

И. С. Бах. Бранденбургский концерт №5
Л. Бетховен. Симфония № 3
И. Брамс. Концерт для фортепьяно с оркестром № 2
Р. Вагнер. Увертюра к опере "Парсифаль"
К. Дебюсси. Ноктюрн
М. Равель. Болеро
Симфоджаз

4. Для уменьшения раздражительности.

И. С. Бах: "Кантата №2"

Л. Бетховен: "Лунная соната"

И. Франк: Симфония ре минор

С. Прокофьев: Соната в "Ре"

А. Рубинштейн: "Мелодия"

5. Для устранения меланхолии и депрессии.

Г. Гендель: Ария из кантаты "Те дум"

И. С. Бах: Бранденбургский концерт №1

Л. Бетховен: Ода "К радости"

А. Дворжак: Славянский танец №2 "Карнавальная прелюдия"

Г. Форе: Колыбельная

Ф. Шуберт: "Аве Мария"

Р. Шуман: "Грёзы"

А. Глазунов: "Испанский танец"

П. Чайковский: "Осенняя песня"

6. Для снятия тревоги.

Ф. Шопен: Мазурки, Прелюдии

И. Штраус: Вальсы

К. Дебюсси: Соната для скрипки и фортепиано

А. Рубинштейн: Мелодия

7. Для снятия озлобленности.

М. Мусоргский: Картинки с выставки

И. Скрябин: Прелюдия для фортепиано

8. Для снятия состояния страха

Музыка В. А. Моцарта

9. При нарушениях сна.

И. Брамс: "Детские сцены" Колыбельная

Р. Шуман: "Сны"

Музыка В. А. Моцарта

10. Для устранения головной боли.

 Бетховен: "Фиделио" "Хор пилигриммов"

Д. Гершвин: "Американец в Париже"

Ф. Лист: Венгерская рапсодия №1

В. А. Моцарт: "Дон Жуан"

А. Хачатурян: "Маскарад"

11. От суеты.

И. Штраус: Вальсы
П. Чайковский: Вальсы
Старинные романсы
Русская духовная музыка

12. Против ревности.

Б. Барток: Квартет №5

13. При неврастении.

Э.Григ:"Пер Гюнт"
Ф. Шопен: Ноктюрны

14. При неврозе навязчивых состояний.

Концерты Ф. Шуберта, И. Брамса, И. С. Баха

15. При неврозе ожидания сексуальной неудачи (страхе отсутствия эрекции)

А. Скрябин: "Поэма экстаза"
Блюзы

16. При гипертонии.

Б. Барток: Соната для фортепиано
И. С. Бах: Концерт для скрипки ре-минор, Кантата №21
В. Брукнер: Месса
Ф. Шопен: Ноктюрн ре-минор
Ф. Мендельсон: Свадебный марш из "Сон в летнюю ночь"

Спокойная, медленная музыка, в частности из произведений И. С. Баха, С. Рахманинова, П. Чайковского

Музыка  для  ЗДОРОВЬЯ

 

                                                                                                           

НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА

Не одна-то ли, да одна,
Ай, во поле дорожка,
Во поле дороженька.

Не одна-то ли дорожка,
Ай, дорожка пролегала,
Она пролегала.

Эх, частым ельничком доро...
Ай, дорожка зарастала,
Она зарастала.

Молодым-то ли да горьким,
Ай, горьким осинничком
Ее заломало.

Как по той ли по дороженьке,
Ай, по той ли по дорожке
Нельзя ни проехать,
Ой, да ни проехать, ни пройти...




Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по разучиванию песни.

Перед каждым учителем встает вопрос: Как заинтересовать, увлечь детей музыкой? Эта проблема увлеченности детей – одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. На эти трудные вопросы пособий и рекомендаций четких нет, но каждому учителю после проведенного урока становится ясно, что огромное значение на уроке музыки играет сама Музыка, которую необходимо тщательно отбирать, но и, конечно, сам учитель должен любить то, что преподает.

Творчески работающие учителя музыки постоянно испытывают потребность в обновлении песенного репертуара, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам.

Ознакомление с песней начинается с показа произведения педагогом, цель которого – заинтересовать детей предлагаемой песней. Показ подразумевает краткую вступительную беседу, а затем эмоциональное исполнение песни педагогом. Учитель должен так исполнить произведение, чтобы оно понравилось детям. Разучивание песни производится по фразам, в медленном темпе. Показывая фразу, учитель обращает внимание на характер мелодии и ритмический рисунок. В процессе разучивания учитель объясняет непонятные детям слова, добиваясь осмысленного, внятного произнесения текста. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы при разучивании песни: «эхо», «по цепочке», «пение по картинкам», (все эти приемы помогают учащимся освоить текст), пение «а капелла»( когда учитель хочет услышать чистоту интонации детей), «пение про себя» с показом рукой движения мелодии, проговариванием текста шепотом и др. Если песня написана в куплетной форме, целесообразнее начать ее разучивание с припева. Для детей младшего школьного возраста лучше использовать в работе те произведения, в которых аккомпанемент дублирует мелодию. Из-за недостаточного произвольного внимания младших школьников на уроке следует работать не над одним произведением, а как минимум над двумя - контрастными по характеру, и обязательно производить в процессе урока смену видов деятельности, что активизирует внимание детей. Бывают случаи, когда разучивание песни можно начать без предварительного показа, но только тогда, когда песня знакома детям, но в которой они плохо знают или вообще не знают текста, или если учитель хочет, чтобы в результате разучивания неизвестного материала учащиеся постепенно «открыли» для себя интересную музыку. Важно, чтобы при работе над песней аккомпанемент учителя не заглушал пение детей. Пение а капелла поможет услышать чистоту интонации исполнителей и заглянуть в глубину детской души и искренности их пения.



Предварительный просмотр:

Исследования  психоэмоционального состояния

   Исследования психоэмоционального состояния детей  осуществляется в рамках данной программы  на основе  анализа психологического рисуночного теста «Страна Музыкалия», проводимого в начале и в конце учебного года, и на основе анализа настроений детей в начале и в конце каждого занятия, что фиксируется в «Бланке настроений».

 

 - Рисуночный тест «Страна Музыкалия»

В начале занятий по программе детям предлагалось совершить первое путешествие в страну МУЗЫКАЛИЮ.

Данная методика используется как для первоначального исследования психоэмоционального состояния детей, так и определения эффективности работы

в данном направлении по истечении первого года реализации программы.

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна Музыкалия, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес.Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом...

 Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными.

 Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь.

Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Но вот беда — всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну.

 Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы,

 что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь учитель предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.

В результате мы узнаём, с каким чувств  какой цвет ассоциируется у детей.

                               

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики.

 Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты?

Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (педагог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления  страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста,  волшебные карандаши.

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что очертания разных стран могут быть похожи на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог…

Когда карга будет раскрашена, учитель благодарит ребят и знакомиться страной,  узнают много интересных историй.

Итак, первое занятие окончено.

На последнем занятии педагог вновь предлагает им это задание и сравнивает

 результаты          

  Обработка результатов: При обработке результатов важно обращать внимание

  1. И на то, все ли цвета были задействованы  при раскрашивании домиков.
  2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики.

     (Например, неадекватным  может считаться соответствие «радости»  и «удовольствия»  черному  цвету, однако данный выбор всё равно считается  диагностичным.)

                      3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно  символически разделить силуэт на 5 зон:

        1 -  голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

2  —туловище до линии талии, исключая руки (символизируют  

        эмоциснальную деятельность);

3 —руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

       4 -тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а    

           также творческих переживаний);

       5 — ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тепа Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в полове «живет» страх, наверное, осуществлять умственную деятельность

будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.

В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность,

или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», Избавиться от них.

Результаты  исследований:

  Алиева Зурьяна    

    При раскрашивании домиков в начале года  были задействованы  цвета: жёлтый – радость, малиновый – удовольствие, серый – страх,    коричневый – вина, фиолетовый – обида, красный – грусть, зелёный – злость, оранжевый – интерес.  Неадекватным возможно  является ассоциация грусти с красным цветом.

      При раскрашивании человека используется лишь 3 цвета : зелёный – злость, оранжевый – интерес, фиолетовый – обида.  

        1 -  голова и шея ( ментальная деятельность)    -    злость, интерес.

2  —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная

        деятельность   - злость, интерес, обида;

3 —руки до плеч (коммуникативные функции) -  интерес, обида

       4 -тазобедренная область (сексуальные и    

            творческие переживания) – злость интерес, обида

       5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) - злость интерес, обида

Вывод:  доминируют  три  настроения :    - злость, интерес, обида. Прослеживаются явные проблемы в общении, самореализации, отсутствуют позитивные мысли и настроения.

При раскрашивании домиков в конце года  были задействованы  цвета: красный – радость, жёлтый – удовольствие, серый – страх,    зелёный – вина, фиолетовый – обида, коричневый – грусть, малиновый – злость, красный – интерес.  Неадекватным возможно  является ассоциация грусти с красным цветом. При раскрашивании человека используется  уже   все   8  цветов .

            1 -  голова и шея ( ментальная деятельность)    -    радость, удовольствие

2  —туловище до линии талии, исключая руки (эмоциснальная

        деятельность   - удовольствие, страх

3 —руки до плеч (коммуникативные функции) -  вина, обида

       4 -тазобедренная область (сексуальные и    

            творческие переживания) – грусть

       5 — ноги (чувство «опоры», уверенность, возможность «заземления» негативных переживаний) – злость, интерес

    Вывод: появились радостные мысли и настроения, «ушла» злость, обида проявляется лишь в общении, а не сквозит во всех частях человека, большинство негативных эмоций ушло или деформировалось в более лояльные (злость и обида переросли в грусть). В целом прослеживается очень позитивная динамика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....