Урок музыки по теме "Музыкальный сказочник"
план-конспект урока музыки (5 класс) по теме

 

Расширение  понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», познакомить композитором Римским – Корсаковым – как «музыкальным сказочником», развивать познавательные и мыслительные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki._muzykalnyy_skazochnik.-10-11_god.doc30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

Тема урока: «Музыкальный сказочник»

Цель   урока : закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», познакомить композитором Римским – Корсаковым – как «музыкальным сказочником», развивать познавательные и мыслительные навыки.

Оборудование: баян,  магнитофон,  симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехерезада»,   подготовленные слайды к уроку

Ход урока.

 Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и  интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.

- Посмотрите на портрет и  скажите ребята, как зовут этого композитора?

Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова

Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.

- А его происхождение ребята кто помнит?

Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?

Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.

Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?

Учащиеся: Опера «Садко», «Снегурочка»,былины, «Сказка о царе Салтане».

Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос:

- Последователем кого мы называем Римского – Корсакова?

Учащиеся: М.Глинки

Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому – Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.

Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор7

Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы».

Учитель: Да конечно,  и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением  симфонической сюитой Римского – Корсакова «Шехерезада». Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. «Шехерезада» составлена по мотивам арабских сказок «1000 и 1 ночь». Римский – Корсаков говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские». И поэтому его назвали «музыкальным сказочником».

-  А сейчас, я предлагаю послушать  отрывок из  сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.  (Слушание отрывка из симфонической  сюиты «Шехерезада»)

Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?

Учащиеся: Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.

Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.

- Султан Шахриар убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но Султанша Шехерезада  спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

 - Восточная тематика занимает большое место в музыке Римского – Корсакова и «Шехерезада принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока.»

 - Кроме Римского – Корсакова есть много композиторов,  которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Волшебный цветок».   Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе  разучивать.

(Исполнение песни «Волшебный цветок » Ю. Чичкова   учителем и разучивание с  учащимися).

Оценка знаний учащихся.

Итог урока.

Учитель: Ребята что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  1. Композитор Римский – Корсаков «музыкальный сказочник»
  2.  Познакомились симфонической сюитой «Шехерезада»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Презентация к уроку Римский - Корсаков - композитор сказочник

презентация к уроку http://yadi.sk/d/zj_9toAWNDue6 (exe файл)...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...