Урок музыки по теме "Музыкальный сказочник"
план-конспект урока музыки (5 класс) по теме
Расширение понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», познакомить композитором Римским – Корсаковым – как «музыкальным сказочником», развивать познавательные и мыслительные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki._muzykalnyy_skazochnik.-10-11_god.doc | 30.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Музыкальный сказочник»
Цель урока : закрепить, расширить понятия «музыкальная сказка», «музыкальная живопись», познакомить композитором Римским – Корсаковым – как «музыкальным сказочником», развивать познавательные и мыслительные навыки.
Оборудование: баян, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехерезада», подготовленные слайды к уроку
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
- Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?
Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова
Учитель: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.
- А его происхождение ребята кто помнит?
Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.
Учитель: А когда заметили его музыкальные способности?
Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.
Учитель: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?
Учащиеся: Опера «Садко», «Снегурочка»,былины, «Сказка о царе Салтане».
Учитель: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос:
- Последователем кого мы называем Римского – Корсакова?
Учащиеся: М.Глинки
Учитель: Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому – Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.
Учитель: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор7
Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы».
Учитель: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова «Шехерезада». Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. «Шехерезада» составлена по мотивам арабских сказок «1000 и 1 ночь». Римский – Корсаков говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские». И поэтому его назвали «музыкальным сказочником».
- А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя. (Слушание отрывка из симфонической сюиты «Шехерезада»)
Учитель: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?
Учащиеся: Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.
Учитель: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
- Султан Шахриар убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но Султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
- Восточная тематика занимает большое место в музыке Римского – Корсакова и «Шехерезада принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока.»
- Кроме Римского – Корсакова есть много композиторов, которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Волшебный цветок». Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.
(Исполнение песни «Волшебный цветок » Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися).
Оценка знаний учащихся.
Итог урока.
Учитель: Ребята что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Композитор Римский – Корсаков «музыкальный сказочник»
- Познакомились симфонической сюитой «Шехерезада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Презентация к уроку Римский - Корсаков - композитор сказочник
презентация к уроку http://yadi.sk/d/zj_9toAWNDue6 (exe файл)...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...