Уроки музыки в 3 классе.
методическая разработка по музыке на тему

Таскирова Людмила Петровна

Урок на тему: "Прощай, Масленица"

                           "Колокольные звоны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Уроки музыки в 3 классе72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                Урок музыки в 3 классе

                   Тема "Прощай, Масленица!"

Цели:

Обобщить знания детей о русском народном празднике – масленице – его обрядах и обычаях.

Продолжить приобщение детей к глубинному традиционному наследию своего народа.

Показать нравственное и эстетическое богатство русской культуры.

Развитие общеучебных умений и навыков: вести познавательную деятельность в коллективе, слушать товарищей, работать в коллективе.

Воспитывать осознанное патриотическое чувство через понимание духовных ценностей русского народа.

Оборудование:

Чучело Масленицы.

Аудиозапись.

Картины русских художников.

Игрушка Петушок.

Лапти.

Блины.

Тип занятия: урок-обобщение.

Вид: урок-праздник.

                                                Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня у нас урок – праздник. На протяжении нескольких занятий мы изучали традиции и обряды празднования русского праздника – Масленица. И на сегодняшнем занятии мы обобщим все эти знания и покажем то, чему научились.

3. Повторение.

Но прежде, чем начать наш праздник, давайте вспомним, что же мы знаем об этом празднике.

Ответы на вопросы:

– В каком месяце празднуется Масленица?

– Чему посвящен этот праздник?

– Почему он так называется?

– Сколько времени праздновалась на Руси Масленица?

– Перечислите, как назывался каждый день масленичной недели?

– Чем потчевали гостей в этот праздник?

– Что должны были сделать русские люди обязательно в этот праздник?

Показ и беседа по картинам русских художников.

Обобщение учителя: В конце февраля – начале марта русский народ начинал праздновать самый веселый праздник – Масленицу. В народе говорили: “Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги.”

Да и нам пора начинать праздник.

4. Вступление

Ученик: Веселья вам да радости! Споем мы с вами, поиграем, веселые загадки отгадаем!

Сегодня у нас веселье!

 Масленицы продолженье!

 Все уселись, все согрелись!

 Давайте Масленицу звать!

Дети произносят заклички.

1-й ученик:

Ай, да Масленица-кривошейка,

 Сыграй нам хорошенько!

 Звал – позвал честной народ широкую масленицу к себе в гости во двор.

Хором:

Душа ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь.

 Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

 Приехала Масленица! Приехала, Масленица!

(Открываем Масленицу)

2-й ученик:

Маслена, Маслена! Куда ты идешь?

 Потеряла лапоточки, не найдешь!

 Дайте лапоть для Масленицы!

3-й ученик: Вот лапоть для Масленицы! Носи лапоть не снашивай! (Отдает лапти.)

Обобщение учителя: С этой песенкой деревенские ребята ходили от одного двора к другому. Хозяева выносили им старые большие лапти. Дети надевали их поверх валенок и катались с горы.

5. Русские народные игры.

А теперь покажем Масленице, какие игры русские народные знаем.

Проводится игра “В цапки”, “В ушки”.

Выступление ученика.

Наша Масленица годовая!

 Она гостьюшка дорогая.

 Она пешею к нам не ходит,

 Все на кониках разъезжает.

 Чтоб коники были вороные,

 Чтоб слуги были удалые!

Проводится русский народный танец- игра “А мы просо сеяли…”

Учитель: Угадайте, ребята, кто еще пришел к нам вместе с Масленицей?

Он в мундире ярком

 Шпоры для красы.

 Днем он – забияка

 Поутрам – часы.

 Беленькие перышки,

 Красный гребешок.

 Кто это на колышке?

 (Петя-петушок.)

Открывается игрушка – Петушок.

– Какой обычай при праздновании Масленицы связан с петухом? Почему вносили именно петуха? (Ответы детей.)

А сегодня петушок принес вам загадки:

1. Рядом с дворником шагаю,

 Разгребаю снег кругом

 И ребятам помогаю делать горку, строить дом.

2. Огородник тот с длинным носом живет

 Где носом качнет, там вода потечет.

3.Толстый тонкого побьет,

 Тонкий что-нибудь прибьет.

6. Обобщение: А почему петушок принес именно эти загадки?

(После Масленицы люди начинали готовиться к весенним работам: готовить инструменты, проверять семена)

Ну а пока продолжается веселье.

Эй, подружки-хохотушки,

 Развеселые болтушки!

 Эй, ребята-молодцы,

 Озорные удальцы!

 Выходите поплясать,

 Зимний вечер скоротать…

– Давайте порадуем Масленицу частушками.

(Дети исполняют частушки)

– А пока вы отдохнете, послушайте еще частушки.

Аудиозапись с частушками. Дети танцуют.

Вот и подходит к концу наш праздник.

А в конце каждого праздника по традиции русского гостеприимства – угощение.

– Чем угощали в Масленицу?

– Почему именно блинами?

– А давайте и мы солнышко покличем.

(Хором произносим закличку)

Солнышко-колоколнышко,

 Ты пораньше взойди,

 Нас пораньше разбуди,

 Нам в поля бежать,

 Нам весну встречать…

А вот и солнышко, вот и блины.

1-й ученик:

Как на масленой неделе

 Из печи блины летели!

 С пылу, с жару разбирайте,

 Похвалить не забывайте!

2-й ученик:

Как на масленой неделе

 Из печи блины летели!

 Пройдет Масленица –

 Кончится гуляньице!

3-й ученик:

Как на масленой неделе

 Из печи блины летели!

 Масленица – угощай,

 Всем блиночков подавай!

(Угощение блинами) Чаепитие.

7. Обобщение по занятию.

– Вот и закончился праздник.

– А что делали с Масленицей в конце праздника? Для чего?

Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.

Кроме этого в последний день Масленицы совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: “Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват”. Затем целовались и низко кланялись. (Повторяют друг другу.)

8. Итог занятия.

                                Урок музыки в 3 классе

                     Тема: "Колокольные звоны".

Цели и задачи:

Продолжить знакомство с исконно русской традицией - колокольным звоном.

Закрепить в сознании детей связь народной и композиторской музыки.

Развивать навыки ассоциативного мышления, навыки двухголосного пения.

Закрепить понятия: концерт, набат, а капелла.

Познакомить с творчеством С. В. Рахманинова.

Воспитывать и прививать любовь к народному творчеству, классической музыке, к родной природе.

Оборудование:

Записи музыки С.В. Рахманинова, компьютер, проектор, экран.

Иллюстрации с изображениями храмов, набатных колоколов, картины Левана "Вечерний звон", варианты портретов С.В. Рахманинова, иллюстрация сказки "Кошкин дом", фотографии природы.

Фортепьяно, колокольчики.

Материал:

1. Рахманинов С. В. "Сюита №1 для двух фортепьяно" - финал "Светлый праздник" - слушание.

2. Рахманинов С. В. "Концерт для фортепьяно с оркестром №2" - вступление - слушание.

3. "Вечерний звон" - р.н.п. - слушание.

4. "Дон, дон" - р.н.п. - разучивание, исполнение.

5. "Родная песенка" - Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского - разучивание.

                                                     ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир музыки нашего народа, а если точнее - в мир колокольных звонов. Итак - колокольные звоны. Впервые они появились в XIII веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой, своим красивым звучанием.

- Где и когда в жизни можно услышать звучание колоколов? (на службе в церкви, во время тревожного события, когда нужно предупредить людей об опасности - НАБАТ, на тройке лошадей, чтобы далеко было слышно ямщика.)

На прошлом уроке вы слушали не только колокольные звоны, звучащие в храмах, не только колокольчики ямщика, но и как композиторы смогли изобразить звучание колокола в симфоническом оркестре, опере, где нет настоящих колоколов.

На этой иллюстрации изображены колокола, которые используют для игры в симфоническом оркестре. (Смотрим рисунки). Но бывают такие ситуации, когда и такого инструмента нет, а композитор очень хочет передать звучание колокольного звона своей музыкой так, как он это чувствует и умеет. И вот тогда рождается такая музыка. Вслушайтесь в это произведение. Я думаю, что вы сможете легко определить и инструменты, которые звучат, и настроение этой музыки.

 (Звучит Сюита для двух фортепьяно С.В. Рахманинова).

- Какие звучали инструменты, изображающие колокольный звон? (фортепьяно);

- Сколько колоколов вы услышали? (два);

- Какие у них были голоса? (один высокий, один низкий);

- Как эти голоса звучали по характеру, настроению? Как смог композитор, у которого было только фортепьяно, так мастерски изобразить звучание настоящих колоколов? (один голос звучал легко, быстро, звонко и весело; другой - медленно, тяжело, серьезно. Они как бы разговаривали друг с другом).

Эту прекрасную музыку написал С.В. Рахманинов, русский композитор, который жил в конце XIX, начале XX века. Для него колокольный звон был особенно дорог, т.к. родился Рахманинов в Новгородской губернии:

 (на экране портреты Рахманинова).

- А именно там, что и когда зародилось? (колокольные звоны в XIII в. - из материала прошлого урока)

Рассказываю о Рахманинове.

Вы видите, что на одном портрете Рахманинов изображен за фортепьяно, т.к. он был не только замечательным композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом и сам часто выступал с концертами. И то, что это не просто фотография, а картина, нарисованная художником, говорит о том, что композитор был действительно очень известен, ведь не каждого музыканта и композитора рисовали художники, а Рахманинова рисовали много раз. В годы революции 1917 года композитор вынужден был покинуть Россию. Он увидел, что его творчество революционерам не нужно, а убивать, стоять у станка он не умел, он умел только дарить людям радость своей музыкой. Уехав из России, композитор долго не мог сочинять музыку. А еще в начале XX века, когда в России только начинались революционные волнения, появился " Второй концерт для фортепьяно с оркестром".

- Вы помните, что такое концерт, если иметь ввиду музыкальное произведение? (одно музыкальное произведение, в основе которого лежит контраст между солирующим инструментом и симфоническим оркестром,);

В этом концерте Рахманинов выразил все свои чувства, которые он испытывал, наблюдая за происходящими событиями в стране. Мы с вами послушаем только очень короткое вступление из этого концерта, который исполняет сам Рахманинов, поэтому запись будет старая, ведь когда жил композитор техника была не такая, как сейчас. Но даже за эти несколько секунд я думаю, вы поймете все, о чем хотел сказать композитор.

 ( вступление ко "Второму концерту для фортепьяно с оркестром")

- Что вы услышали в этой музыке? (набат);

- Что такое набат? (колокольный звон, который звучит, предупреждая об опасности);

- С помощью какого инструмента композитор смог передать звучание набатного колокола? (фортепьяно).

Рассказываю о набатных колоколах: что их ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Такому колоколу даже поставили памятник, тем самым подчеркивая значения этого колокольного звона для русского человека.

- Почему вы решили, что звучал набат, а не праздничный колокольный звон? (он звучал тревожно, суровыми аккордами, медленно, резко, тяжело, монументально, нарастая, как будто показывая, что беда приближается);

- как вы думаете, почему композитор начал свое произведение с набата, что он этим хотел сказать? (что тревожно на Руси, начинается война, и Рахманинов очень переживает за свою Родину).

Целиком вы это произведение послушаете в старших классах.

4. Колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола.

- Я надеюсь, что вы тоже сможете нам подсказать, как это сделать. (дон, дон - бом, бом).

Есть одна очень известная русская народная песня "Вечерний звон", в которой хор без единого инструмента смог показать звучание колоколов.

Перед вами картина известного русского художника Левитана, которая так же называется "Вечерний звон".

Художник красками, а хор голосами смогли прекрасно выразить одно и то же явление, каждый своими средствами. Прежде, чем мы послушаем этот хор, я хочу вам зачитать одни стоки, которые сказал один человек об этой песне:

"... Поешь (или слушаешь) и комок подступает к горлу. Грустно, но нет в душе безысходности. Не опускаются руки. Песня напоминает о том, что все мы смертны, и одновременно пробуждает в душе лучшие чувства. Любовь к краю родному, к отчему дому. Слова будят воспоминания о людях, которые были рядом с тобой, когда-то полные сил и энергии, веселые, молодые. Теперь не слышен им вечерний звон, но мы помним о них, вспоминаем только лучшее - так уж принято на Руси". (В.Осипов)

Эта песня сейчас прозвучит еще и в помять о тех людях, которых мы каждый год вспоминаем в нашем городе 25 января.

-Что это за дата? ( День освобождения Воронежа в 1943г. - 65 годовщина).

Давайте послушаем эту песню и окунемся в ее прекрасную атмосферу.

 "Вечерний звон"

- Кто, какие голоса исполняли эту песню? (мужчина солист и мужской хор);

- Как называется пение без сопровождения инструмента? (а капелла);

- Как вы думаете, подходят ли слова, которые я вам зачитала до слушания, к этой песне? Если да - то почему? Если нет - то так же - почему? (подходят, потому, что песня грустная, широкая, распевная, заставляет задуматься, но не мрачная и траурная.)

 

- Как вы думаете, к какой сказке здесь показана иллюстрация? (Кошкин дом);

- А где в этой сказке можно использовать колокольный звон, и какой? (Когда загорелся кошкин дом. Набат).

Вы уже знаете, как голосом можно показать колокольный звон. Так вот есть одна очень коротенькая детская песенка к этой сказке. Мы ее сейчас попробуем пропеть, но сначала послушайте, как она звучит.

 ( Пою песню "Дон, дон").

- Музыка движется вверх или вниз? (нет, она топчется на месте);

- А темп меняется? (да, он становится постепенно быстрее).

Давайте попробуем сейчас эту песню спеть. Раздаю тексты и работаю с детьми над песней, обращая внимание на точность ритмического рисунка, чистоту интонирования, смену темпа, серьезный и одновременно шуточный характер песни. Если вокальные возможности класса позволяют, пробую исполнить эту песенку каноном на 2 или 3 голоса.

6. Представить колокольные звоны без России невозможно. О ее красоте слагают стихи, сочиняют песни. Одну из них мы сегодня с вами начнем учить. Перед вами тексты этой песни, которая называется

- Посмотрите слова этой песни, как вы думаете, почему она называется "родная"? (потому что все здесь родное с детства - и ласточки, и тополиный пух, и грибные дождики);

- Если бы вы были композиторами, то как у вас по характеру, настроению звучала бы эта песня? Как бы лилась мелодия? ( музыка была бы плавной, нежной, красивой, напевной, ласковой, протяжной и т.д.).

Послушайте ее и решите, правы вы были или нет? - пою песню .

Вы оказались правы. И мы сейчас будем ее разучивать и попробуем исполнить так , как вы говорили - ласково, нежно и красиво.

 Идет работа над песней. Добиваюсь протяжного, чистого звучания. Точного ритмического рисунка. Особое внимание обращаю на нотные скачки и распевы.

Если позволяет время, делаю с ребятами ритмическое сопровождение колокольчиками и треугольниками на вступлении и припеве. Добиваюсь точности ритмического рисунка.

7. Итог. Вы сегодня завершили знакомство с колокольными звонами. На следующем уроке вы уже коснетесь других тем, связанных с величайшей и богатой культурой русского народа.

Что же вы узнали о колокольных звонах? Задаются вопросы по материалу урока. Например:

- Где в жизни звучат колокола?

 - Какой композитор в своих произведениях часто изображал колокольный звон? (на экране портрет Рахманинова и иллюстрация набатного колокола.)

-Как называется такой колокол?

 - Как называется песня, где голоса вместо колоколов изображают колокольный звон? (на экране картина Левитана "Вечерний звон).

Домашнее задание. Дома выучите песни и постарайтесь не забыть все то, о чем мы сегодня говорили.

10. Выставление оценок.

Анализирую работу ребят и выставляю оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"

Интегрированный урок  в 3 классе, с применением ИКТ....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"

Тема урока: « Му зыка ночи »Тип урока: урок -путешествиеОбразовательные задачи:- формирование умений следить за развитием музыкального произведения;- познакомить учащихся с танцевальными произве...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...