Фольклор в музыке русских композиторов.
план-конспект урока музыки (5 класс) по теме

Подмазкова Валерия Валерьевна

Краткая характеристика произведения А.Лядова "Кикимора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_5_klass.docx20.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка 5 класс

Тема. Фольклор в музыке русских композиторов

Цель урока:

Привить интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Используемые учебники и учебные пособия:

учебник музыки Сергеева. Критская, Шмагина  5 класс.

Используемое оборудование: интерактивная доска.

Краткое описание:

Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Ход урока:

российские композиторы часто обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

        На интерактивной доске портрет композитора А.К.Лядова (1855-1914), ученик Н.А.Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказочная картина "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора".Кикимора - злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего встречается Кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.Литературной основой Лядовской "Кикиморы" стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И.Сахаровым. Именно его текст открывает партитуру.

        На интерактивной доске слайд: изображение и описание Кикиморы. "Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора: тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова у неё малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора со утра и до вечера, шипит с утра до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной.

        И в России и в Европе к началу ХХ века была масса музыкальных средств, чтобы создать нечто фантастическое, таинственное и страшноватое: Лядов мастерски пользуется ползучими и завывающими гаммами, стонущими колыбельными припевками, уколами и прыжками, шуршанием и присвистом, чтобы нарисовать свою кикимору – существо одновременно жалкое и пугающее. Его музыка – торжество музыкально-декоративной фантазии в духе стиля модерн, где многочисленные штрихи и детали, прорисованные внимательной и тонкой музыкальной «кистью», напоминают изразцы русских теремов, палехскую лаковую миниатюру или хохломские росписи.

        Лядов пленяет пластикой и красотой музыкальных красок, завораживающим звучанием оркестра; после радетелей о счастье народном, после передвижников и «Могучей кучки», Лядов не утомляет философским подтекстом, ни к чему не призывает и не пытается достучаться до души или совести. Этой отстраненной прозрачностью он подобен искусству Виктора Васнецова, своего современника и собрата по художественным убеждениям. Как никто другой, Лядов знает и любит характер своего народа: музыка Лядова передает поэзию «Емели на печи», поэзию ленивого созерцания, воспетую Гончаровым в бессмертном Обломове. Его мысли изящны, но отрывочны, они нанизываются друг на друга, но не претендуют на развитие: этой музыке, как и русской истории, как будто не хватает совсем чуть-чуть, чтобы распрямиться в полный рост. Музыка Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.

Вопрос :  какую музыку вы бы сочинили о героях сказа, какие тембры оркестра использовали?

Слушание "Кикиморы А.К.Лядова, в сопровождении слайдов сказочных персонажей.

Вопросы на закрепление пройденного материала:

  1. Какой из образов запомнился ярче, совпали ли ваши представления с музыкальным изображением композитора?

2. Как завершает Лядов свою миниатюру и что хочет сказать?

Вывод:

сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку. Что вам наиболее понравилось?

Домашнее задание:

нарисовать одного из сказочных персонажей: Кикимору, Кота-Баюна или сказочника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....

разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"

Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...