"ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Tрифонова Валентина Анатольевна

Конспект урока в 5 классе по программе Сергеева, Критская на тему: "Полифония в музыке и живописи" - В музыке Баха слышатся мелодии космоса...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Полифония в музыке и живописи.  (В музыке Баха  слышатся мелодии космоса…)

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.

Задачи:

реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха;

развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки;

формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности;

восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.

Основные направления музыкально-культурного развития:

Восприятие – знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей органа; произведениями из музыкального наследия И.С. Баха, духовно-образным содержанием его творчества;

Вокал – выразительное исполнение произведения “Весенняя песня” И.С. Баха.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, мультимедийная презентация,  диски с музыкальными произведениями.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие с классом.

2. Путешествие в полифонию.

Учитель: Ребята,  у испанского музыканта и композитора Пабло Казальса есть такое высказывание: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.

.

Чтобы узнать о ком идёт речь,  давайте с вами отправимся в путешествие по Германии,  чтобы выяснить его имя. ( слайд1. Германия,).

Итак, мы с вами в Германии, а именно в городе Айзенахе,(слайд2) где родился  великий немецкий композитор И.С. Бах. (слайд3)

Кому не известно это имя?  Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. (Слайд 4) А музыку этого гения не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.

Звучит музыка И.С. Баха “ Органная Прелюдия ”.

УЧИТЕЛЬ.

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке по -прежнему возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.  Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.(Слайд 5)

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона (Слайд6)было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею»

Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган.(Слайд7)

 Его органная музыка созвучна величию соборов. Её звучание прежде всего связано с такой формой выражения чувств и мыслей, как полифония.

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?

, Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии. В полифонии главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание, ребята, относится к такой музыкальной форме, как фуга. Фуга – является вершиной полифонической музыки.  В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, поочереди,  или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится

СЛУШАНИЕ: Прелюдия и фуга до мажор

Ребята, я уже сравнивала музыку И.С. Баха с образами величественных соборов. На слайде (8) вы видите Реймский  и Кёльнские соборы. На прошлом уроке мы с вами слушали Токкату и фугу И.С.Баха ре минор  и вы объединили величие музыки великого немецкого гения и величие этих архитектурных сооружений. Глядя на эти соборы, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам, тоже само происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному.

СЛУШАНИЕ: ОРГАННАЯ ПРЕЛЮДИЯ СОЛЬ МИНОР

УЧИТЕЛЬ

1. Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?

2.  Какой музыкальный образ несет это произведение?

Учитель: Серьёзности поставленных проблем и характеру органной музыки И.С. Баха соответствует стихотворение А. Рождественского “Голос человека”.

Пройдя у старой ратуши дозором,

Ночная стража гасит фонари

Над городом, над крыш его простором,

Все небо – в оперении зари.

Уже порозовели черепицы,

Осел туман у крепостных ворот,

И вновь перекликаются синицы,

О том, что утро новое встаёт.

Глухими переулками к предместью,

К ещё не разбудившейся реке,

Спускается, постукивая тростью,

Сухой старик в косматом парике.

Пред ним собор свои возносит стрелы,

Он кажется чудовищно немым,

Торжественный, в веках окаменелый,

Плывущий в предрассветный дым.

У низкой двери бокового свода,

Старик устало замедляет шаг,

Звенит ключом, труднее год от года,

На хоры путь сквозь паутинный мрак.

Но вот уже за кисеей тумана

Блеснули трубы - прямоствольный лес

Высокого и стройного органа

Под гулким скатом каменных небес.

Долой камзол, парик! И поединок,

С регистрами, вздохнувшими навзрыд,

Он начинает. Тонкий луч пылинок

По глянцевидной лысине скользит.

Он здесь один над немотой органа,

Пускай воскреснет всё, что отошло!

Живи и здравствуй, миг сей лучезарный,

И вей прохладой, времени крыло!

Всё, что цвело и мучило когда-то,

Что брошено раздумьем на весы,

Широким гулом скорбного раската

Разносит приглушённые басы.

Неудержимо рвётся воздух пленный,

По горлу труб под натиском мехов,

Смятеньем человеческой вселенной

И музыкой – гармонией миров.

Торжественно вдыхает грудь органа,

И катят волны в солнечной пыли,

Поёт о море жизни “голос человека”,

О радостях и горестях земли.

Вслушиваясь в это стихотворение, можно добавить, что великий ученый А. Эйнштейн слышал в музыке Баха “Гармонию вселенной”.

 Помимо инструментальной музыки у  И.С. много вокальных произведений. Послушайте одно из них.

СЛУШАНИЕ: Ария альта «Агнец божий»

А сегодня мы с вами познакомимся с его «Весенней песней»

РАЗУЧИВАНИЕ (Слайд 9)

           ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Солнышко в мае весь день сияет,

Льётся на наши мирные пашни

Щедрым потоком живительный свет.

Сердцем счастливым приветствуем нивы,

Озимь в цветенье под небом весенним.

О, как нам дорог твой скромный рассвет.

Радостны взору родные горы,

Нежная зелень сосен и елей,

Благоухающей жизни полна.

Кружатся пчёлы с гуденьем весёлым.

Ты вся сиянье, ты вся ликованье,

О, лучезарная гостья весна!

РАЗУЧИВАНИЕ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исполняется песня И.С. Баха “Весенняя песня”

(исполнять песню, слушая друг друга,  верно брать дыхание, следить за ровным звучанием хора, обратить внимание на звукообразование и чистоту интонирования).

ИТОГ УРОКА:

Учитель: Сегодня мы с вами посетили Германию (Слайд 10) и стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. (Слайд11).  Мне хочется, чтобы, рассматривая этот памятник вы поняли, какой это был человек, и в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: “ Не ручей, а море имя ему”?

Дети: Фамилия Бах в переводе обозначает “ручей”, а поскольку композитор написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя “море”. Рассматривая портрет, видишь человека, сильного характером, волевого, пережившего много жизненных трудностей.  Его произведения полны философских размышлений, диалога, драматургии и красоты.

Учитель: Сегодня наше путешествие подошло к концу. Понравился ли вам урок? Что наиболее познавательным и интересным было на уроке? Какой фрагмент урока для вас представлял наибольшую сложность?

Спасибо за внимание!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ И В ЖИВОПИСИ

Презентация по музыке в 5 классе к уроку по теме "В музыке Баха слышатся мелодии Космоса..."...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

Полифония в музыке и живописи. 6 кл.

Конспект урока соответствует ФГОС....

Разработка урока по теме: "Полифония в музыке и живописи"

Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха...

Конспект урока "Полифония в музыке и живописи"

Данный конспект выдавался в качестве материала урока музыки в период дистанционного образования. Поэтому содержит в себе слайды из презентации к уроку,ссылки на музыкальные произведения....