“ Воспитание духовности на уроках музыки”
методическая разработка по музыке по теме

Сценарий внеклассного занятия   

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия  на тему:

“ Воспитание духовности на уроках музыки”

                                       

 Андриянова Елена Борисовна,

учитель музыки первой категории,

МКОУ Демидовская СОШ,

г. Гусь-Хрустальный,

esing@bk.ru

Цель: формирование представления о душе; целостного восприятия музыкального  произведения.

Задачи:

  1. Вырабатывать умения применять полученные знания на уроке и в жизни.
  2. Обогащать словарный запас учащихся; развивать музыкальный слух, музыкальную память; образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
  3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, музыкальному искусству, такие необходимые качества как понимание, сострадание, помощь человеку, присущие духовной личности.

Оборудование:

  1. Записи следующих произведений: Л.Бетховен симфония №5, ч.1; симфония №9, ч.3; И.С.Бах «Шутка» из сюиты №2; В.А.Моцарт «Реквием», «Лакримоза»; Ф.Шуберт «Серенада»; И.С.Бах «Хоральная прелюдия».
  2. Репродукция картин.
  3. Листочки, разделенные на 2 половины – на одной написано – душа, на другой – тело.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тихонько садитесь и слушайте эту прекрасную мелодию (в это время звучит «Серенада» Ф.Шуберта).

Музыка приглушается.

Учитель:  Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема! И поэтому я попрошу вас, соответственно этой теме, быть очень, очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но, все знают, что она существует, и часто люди говорят о ней. (Музыка отключается).  Посмотрите на доску, здесь написаны определения: прекрасная, страдающая, широкая, огромная.

Учитель:  К какому явлению подходят все эти определения?

Дети: Все  эти определения подходят к душе.

Учитель: Правильно. Тема нашего занятия «Мир Души» (открывается надпись на доске).

Учитель:  Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте внимательно еще музыку. И потом скажите, какие чувства, какое настроение она у вас вызвала?

(учитель включает  начало симфонии №5Бетховена, «Шутку» И.С.Баха, Фрагмент «Лакримозы» из реквиема В.А.Моцарта).

(После звучания симфонии №5 Бетховена). Дети: Эта музыка вызвала чувство тревоги, страха.

(После звучания «Шутки» Баха). Дети: Эта музыка легкая, веселая.

(После звучания «Лакримозы» Моцарта). Дети: Эта музыка очень грустная, она говорит о чувстве горя, глубокой скорби.

Учитель:  Правильно, ребята. А как вы это все узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, веселых или трагичных слов?

Дети: Мы почувствовали душой!

(Показывает на надписи на доске).

Учитель:  Правильно, потому что «музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа» (Б.Ауэрбах)

«Музыка есть пища для души и духа. Человеческий дух возвышается через силу и очарование музыки». (Из писаний религий Баха).

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь, если бы не было музыки.      

О, как тесны и безнадежны

Дни без чарующих минут,

Где души дышат и поют,

И жизнь лишь только в них возможна.  М.Скребцова.

Музыка с нами всегда и в радости и в горе. С ее помощью лечат болезни и даже известны случаи, когда музыка спасла жизнь человека. А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. ( Записывает на доске).

Дети: Они могут различаться по характеру, по способности, по уму.

Учитель:  И так, мы  поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.

Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?

Ответы детей.

Учитель: Да, ребята, человек – это, прежде всего душа, а не тело. Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела?

Ответы детей.

Учитель: Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?

Ответы детей.

Учитель: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

(На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, на другой – тело. На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мёрзнуть, питаться, жиреть, любить, расти).

Учитель: Выберите из данных слов качества, присущие душе или телу. Запишите их в соответствующие половинки. (Затем обсуждаем ответы детей).

Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения. Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти. Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти.

Учитель:  Мы увидели, что обладает более возвышенными, утонченными, прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребенка, и у взрослого, и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. Ребята, а чем, питается, благодаря чему растет наша душа?

Ответы детей.

Учитель: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.

Вот послушаете одну! (Читает отрывок из сказки Г.Андерсена «Чудо рождения»). Начинает со слов «если ты внимательно глядел на небо» и до слов «дети больше не помнят». Читать в сопровождении тихой музыки. ( И.С.Бах «Хоральная прелюдия», «Взываю к Тебе Христос»)

По окончании чтения вопросы:

- А вы, смотрели когда-нибудь на звездное небо? Может быть, даже видели падающие звезды?

Ответы детей.

Учитель: Теперь, ребята, сядьте прямо. Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой, падающей с небес Божьей искрой.

( В это время звучит тихо «Хоральная прелюдия» И.С.Баха).

Учитель: Расскажите, что вы в это время чувствовали?

Ответы детей: легкость.

 Учитель: Есть ли у вас любимый цветок?

Ответы детей.

Учитель: Почему вам нравится именно этот цветок?

Ответы детей.

Учитель: Ребята, дома вы сядьте также, как мы седели на нашем занятии, и представьте себя звездочкой, Божьей искрой, лежащем в вашем любимым цветке. Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, увеличивается наша душа. Кто нам повторит эти условия?

Ответы детей.

Учитель: О человеке с большой душой говорят – душевный человек. Это человек, любящий людей. Целью жизни человека является развитие, и совершенствование нашей души. Поэтому, ребята, как нужно стараться жить, чтобы становиться людьми с огромной душой?

Ответы детей.

Учитель: Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, прочитаю вам стихотворение М.Сребцовой.

С рожденья в каждом сердце доброта,

Блаженны те, что дар святой хранят,

В нем сути вечна красота,

Он вечным смыслом навсегда объят.

Господь вручил вам дар неповторимый,

Носители Его – ваш путь высок,

О, не затмите в суете дорог

Священной силы вещие порывы…

(В тихом сопровождении симфонии №9 Л.Бетховена дети уходят).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...

Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки

Патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на уроках музыки

Нравственно-патриотическое воспитание детей на уроках музыки...

Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений  в наше время. Вот почему концепция  ФГОС 2 поколения ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки

Выступление на педагогическом совете. Раскрывает роль музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся школы....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на раскрытие эмоцион...