Проект "Богатырская тема в искусстве"
материал по музыке (5 класс) по теме

Цель проекта: создание методической разработки урока по теме «Богатырская тема   в искусстве»,состоящей из презентации, развёрнутого плана урока и буклета.

Предмет:музыка

Класс:  5 класс, 3 четверть, «Можем ли мы увидеть музыку?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_bogatyrskaya_tema_v_iskusstve.docx52.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        Проект

 «Богатырская тема в искусстве»

Масленко Ларисы Александровны,

учителя музыки и МХК

МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»

Подольского муниципального района МО

Цель проекта: создание методической разработки урока по теме «Богатырская тема   в искусстве», состоящей из презентации, развёрнутого плана урока и буклета.

Предмет: музыка

Программа: Д. Кабалевского

Класс:   5 класс, 3 четверть, «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Богатырская тема   в искусстве»

Тип урока: урок-исследование, усвоение новых знаний,  комбинированный.

Форма урока: интегрированный урок 

Ведущий метод: проблемно – поисковый, игровой (игра-путешествие)

Основной проблемный вопрос:  В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях,  войне, воспитывать молодёжь  на героических произведениях? Нужна ли эта тема?

Методы исследования:  

  1. изучение произведений искусства;
  2. работа с интернет-ресурсами;
  3. разгадывание ребуса;
  4. анализ проделанной  работы

Методы обучения:  

  1. метод эмоциональной драматургии;
  2. метод художественного контекста;
  3. метод сравнения;
  4. метод размышления о произведениях искусства;
  5. словесные методы: диалог, беседа,  разъяснение,  дискуссия

Цели урока:  Показать многостороннюю связь между видами искусств на примере “Богатырской  темы”.

Задачи:

Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.
  2. Воспитание гражданской позиции, любви к истории Отечества через произведения искусства путём высказывания своего мнения  о значимости этих произведений для учащихся.
  3. Формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства.
  4. Воспитание самостоятельности, коммуникабельности, умения принимать решение.

Развивающие:

  1. Развитие  личности. Затронуть чувства ребёнка, ощущение своего «Я».

                   Тема должна быть ему близка.

  1. Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся, актуализация знаний о том, как историческое  прошлое Родины находит  отражение  в художественных  образах живописи, архитектуры, скульптуры.
  2. Развитие у учащихся внутреннего слуха и внутреннего зрения - основу творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области жизни.
  3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях, переносить полученные выводы в повседневную жизнь.

Обучающие:

  1. Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
  2. Развивать интонационное мышление - способность постигать интонацию во всём  окружающем мире.
  3. При работе над  песенным  репертуаром  добиваться эмоционального исполнения, ансамблевого звучания, выразительности солистов и хора.

Актуальность:  Рассмотреть  образы сильных, мужественных защитников нашей Отчизны в разных видах искусства.

Планируемый результат:

Предметный : 

  1. Познакомить с новыми музыкальными произведениями и произведениями других видов искусств созвучными теме урока.
  2. Установить связь музыки с другими видами искусства;
  3. Формировать эмоциональное отношение к музыке;

Личностный:

  1. Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать роман; желание анализировать в мире  искусства?
  2. Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроке по литературе  опыта.

Метапредметный:

  1. Применение знаний полученных при изучении «Богатытской темы в искусстве»  на уроках литературы, истории, изобразительного искусства.
  2. Полученные навыки по развитию речи,  умению анализировать и умению вести  диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьтер, буклет к уроку.

Музыкальный ряд:

  1. Экспозиция 1-й части Симфонии № 2 (Богатырской) А.П. Бородина
  2. Богатырские ворота. М.П. Мусоргский
  3. Музыка для физминутки  (Богатырская сила муз. А. Пахмутовой)

Зрительный ряд:

  1. Репродукции: Богатыри. В.Васнецов, гравюра портрет А. Невского

Александр Невский. П. Корин. Центральная часть триптиха.

Портреты А.П.Бородина и В.М.Васнецова

            Картины В.Гартмана

  1. Видеофрагменты: Александр Невский. Фрагмент из к/ф реж. Эйзенштейна

Былина «Три богатыря ». Исполняет Г.И.Лавров (фрагмент).

Использование ИКТ: На уроке используется мультимедийный проектор. Весь зрительный ряд представлен в виде демонстрации слайдов.

 

Ход урока:

Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).

Опережающее д/з: найти текстовый  материал по группам («музыканты» – о А. Бородине, «художники» – о В. Васнецове,  «литераторы» – о былинах)

Этап урока

Продолжительность

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Примечание

I. Вводная часть.

1.Организация, ввод в тему и целеполагание .

2 мин.

Словесный, информационный.

Вступительное слово, постановка главного вопроса.

Слушание.

Слайд №1-2: тема урока, цель, задачи

Слайд №3: главный вопрос.

II. Основная часть.

1.Постановка, обсуждение и решение проблемного вопроса:  Богатырство - что это?

5 мин.

Проблемно – поисковый, словесный,  информационный.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы, участвует в обсуждении проблемного вопроса.  

Выступают «литераторы»: рассказывают о богатырях, былинах.

Слайд №4 - №8: определение  богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей

2. Богатырская тема в литературе.

3 мин.

Наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный, информацион

ный.

Рассказывает о Г. Лаврове, организует деятельность учащихся, задает вопросы

Слушают учителя, фрагмент былины о  «Трёх богатырях» в исполнении Геннадия Лаврова.

Слайд №9 – о Г. Лаврове.

Аудио запись былины о  «Илья Муромец».

3.Виртуальная экскурсию в художественную галерею.

5 мин.

Игровой, словесный,  информацион

ный.

Организует виртуальная экскурсию в художественную галерею, задает вопросы.

«Художники» рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри”

Слайд №10 –12: картинная галерея.

Слайд  №13-14: портрет В.Васницова, картина «Три богатыря».

4.Физминутка.

2 мин.

Игровой.

Читает стихотворение,  показывает упражнения.

Делают упражнения под музыку.

Слайд  №15. Фонограмма песни С. Намин  «Эх, да надо бы жить красиво»

5.Путешествие в консерваторию.

8 мин.

Игровой, наглядно-слуховой,  словесный,  информацион

ный.

Организует виртуальная экскурсию в консерваторию, задает вопросы, организует дискуссию, помогает учащимся проанализировать музыкальные произведения.

«Музыканты» рассказывают о А.Бородине .

Прослушают отрывок  из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

 Рассказывают о «Картинках с выставки” М.П.Мусоргского, слушают “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

Слайд  №16 – 17: консерватория, портрет А.П. Бородина.

Аудио запись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Слайд№18 -   "Слова-характеры к музыке»

Слайд  №19 – 20: портрет Мусоргского, картины В.Гартмана.

Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

6.Знакомство с образом защитника русской земли Александра Невского

3 мин.

Словесный, объяснительно-иллюстратив

ный.

Рассказывает об Александре Невском, организует просмотр фильма.

Слушают учителя, смотрят фрагмент фильма.

Слайды  №21-25:  П. Корин  «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского.

Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.

7.Вокально-хоровая работа.

"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина.

5 мин.

Эмоционально-образный, практический.

Знакомит уч-ся  с содержанием песни, работает  над эмоционально-выразительным исполнением.

Слушают и разучивают песню.

Слайд №26: слова песни.

Аудио запись песни « О маленьком трубаче"

8. Постановка, обсуждение и решение проблемного вопроса:   « В современном мире есть ли необходимость вспоминать о богатырях,  войне, воспитывать молодёжь  на героических произведениях?

5 мин.

Работа по группам.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы, участвует в обсуждении проблемного вопроса.  

Дискутируют, представляют различные точки зрения, отстаивают свою.

Слайд №27: вопрос и  три варианта ответов.

III. Обобщение полученных знаний.

1.Ответы  на обобщающие вопросы учителя.

3 мин.

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Задает вопросы, оценивает ответы уч-ся.

Отвечают на поставленные вопросы.

Слайд №28:схема «В каком виде искусства проявилась Богатырская тема?»

2.Разгадывание ребуса.

2 мин.

Игровой.

Организует деятельность  уч-ся по решению ребуса.

Решают ребус.

Слайд №29-30: ребус.

3.Ответ на главный вопрос урока.

2 мин.

Проблемно – поисковый.

Выслушивает ответы уч-ся, комментирует их.

Отвечают на вопрос, отстаивают свою точку зрения.

Слайд №31: главный вопрос.

VI. Рефлексия.

2 мин.

Диалог.

Задает вопросы, выслушивает уч-ся, комментирует, благодарит уч-ся.

Отвечают на вопросы.

Слайд №32: итоговый слайд.

V. Домашнее задание.

1 мин.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Дает домашнее задание

Записывают домашнее задание.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, литераторы).

Опережающее д/з: найти текстовый  материал по группам (музыканты – о А. Бородине, художники – о В. Васнецове,  литераторы – о былинах)

Ход урока:

Организационный момент.

I. Вводная часть (Слайд №1-2: тема урока, цель, задачи)

Учитель:  Дорогие ребята!

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве как  песня-гимн силе русского народа.

 Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, музыке, живописи, театре, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины

Сегодня я  приглашаю вас  совершить  путешествие во времени.   Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается "богатырская" тема. Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным,   нам нужно поставить  главный вопрос, исходящий из темы сегодняшнего урока, поиск ответа  на  который  и станет нашей основной задачей.

О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты?  
(Слайд №3 – Главный вопрос )

 II. Основная часть (Слайд №4 –  Богатырство - что это?) 

Учитель: (Проблемный вопрос)  Богатырство - что это?

А существуют ли сказки о богатырях?  Слово литераторам.

ВЫСТУПАЮТ ЛИТЕРАТОРЫ: о богатырях, былинах

(Слайд №5 - №8 – определение  богатырей, былин, качества богатыря, слайд с изображением гуслей)

Вопросы классу :-  Богатырь –это…/ Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины./

- Что такое былина? /Былины - это один из древних жанров русских народных песен./

- Когда на Руси появились былины? Почему? / Ученые предполагают, что появились былины более тысячи лет назад.

- Кто является автором былин? Почему? /народ/

- Кому посвящаются былины? /Богатырям-защитникам Руси/

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? / Оно многозначное./

- Какими качествами  наделен богатырь / Человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный (показать слайд)/

- Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу./ Силач,  воин, защитник, витязь/

- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом  необыкновенным умом, смекалкой.  

- Как исполнялись былины?  /  Пелись былины под  аккомпанемент  гуслей./

 - А как звали- величали людей складывающих и  поющих былины. /Бояны/

Учитель: С конца 18 начала 19 века былины стали исполнятся без инструментального сопровождения, самыми известными исполнителями стали- уральская песенница Елена Сапогова и Трофим Рябинин -народный певец, сказитель былин ; и в наше время Г.Лавров, Любовь Муравьёва.

Слушание фрагмента былины  « Илья Муромец» в исполнении Геннадия Лаврова._ (Слайд №9 –               о Г. Лаврове.)

Учитель : О чём  рассказывается в былине? Какие особенности исполнения вы можете отметить?

В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?

Какой вывод можно сделать из сказанного?

ВЫВОД:  О богатырях написано много литературных произведений.

(Слайд №10 – картинная галерея )Учитель: Живописные полотна Васнецова, Рериха, Врубеля, Репина  воспели далекое легендарное прошлое древней Руси. В 20 веке патриотический характер былин предопределил интерес к ним в особые моменты русской истории, тяжелые годы военных испытаний. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры

Сегодня, ребята,  мы  отправимся в виртуальная экскурсию в художественную галерею и поможет  нам в этом  команда Художников.

ХУДОЖНИКИ: рассказывают о В. В. Васнецова и его картине “Богатыри” (Слайд  №13-14 – портрет В.Васницова, картина «Три богатыря)

Вопросы закрепления :

 -Какие три богатыря изображены на картина В. Васнецова ;

- В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?

ВЫВОД: В живописи представлена богатырская тема.

Физминутка. (под С. Намин  «Эх, да надо бы жить красиво») Слайд  №15.

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Учитель: А как вы думаете в русской музыке можно изобразить образ Богатырей и раскрыть всю силу духа их характера. Как по- вашему, может звучать музыка воссоздающая образ Богатырей?

А теперь отправимся в консерваторию и поможет нам в этом путешествии команда Музыкантов.

МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о А.Бородине (Слайд  №16 – 17.  Консерватория. Портрет А.П. Бородина.)

Учитель: Когда Васнецов закончил свою картину «Богатыри», он говорил, что ему хотелось, чтобы картина «зазвучала как музыка…». И вот она зазвучала в «Богатырской симфонии» Александра Порфирьевича Бородина.

Аудио запись “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

Прослушивание отрывка из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

- Какие образы возникли у вас при прослушивании симфонии? Почему?

- Какие музыкальные средства использовал композитор для создания богатырских образов? (Громкость, динамика, темп).

- Какие чувства вызвала эта музыка?

- Кто сделает вывод из сказанного?

-  Какие мысли скрывает эта музыка?

-  Изобразительность или выразительность стоят в ней на первом месте?

-  Нет ли в этом произведении послания нам – слушателям? А если есть, то что в нём?

-Выберите слова подходящие к характеру музыке (Слайд№18 -   "Слова-характеры к музыке» )

МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о Картинках с выставки” Мусоргского. (Слайд  №19 – 20: портрет Мусоргского, картины В.Гартмана.)

Слушание: фрагмент “Богатырские ворота” М. Мусоргский.

-Охарактеризуйте первую

-Итак, что же нарисовала музыка в вашем воображении?

- Чей образ вырисовывается уже с первых звуков музыки?

“Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном.

ВЫВОД: Богатырские образы может создать музыка.

Фрагмент фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.

Учитель:  Сейчас я тоже хочу рассказать вам одну интересную и увлекательную историю.

Давным-давно много лет назад в 13 веке на Руси жил великий и храбрый воин, полководец, легендарный защитник русской земли Александр Невский. Был он великим князем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.

Великий образ князя  запечатлён в картине Корина «А. Невский» и в кантате

С. Прокофьева «А. Невский». (Слайды  №21-24:  П. Корин  «А.Невский», иконы, скульптуры А.Невского.)

 Обратите внимание на взгляд князя.

Вопрос: Что он выражает?

Ответ: Взгляд смелый, напористый, решительный.

Вопрос: Какой жест князя выражает уверенность и героический настрой А. Невского.

Ответ: Меч в руках князя.

Учитель: Да, ему принадлежат слова «Кто с мечом придёт, тот от этого меча и погибнет».

Итак, слушаем.

Восприятие музыки и картины.

-В 1938 году кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн снял замечательный фильм “Александр Невский”. Музыку к кинофильму написал композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Предлагаю вам посмотреть несколько кадров из этого фильма. (Фильм Слайд  №25).

Учитель: Ребята, а в наше время есть богатыри? А дети – богатыри?

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие, действительно есть. Во все времена были свои герои.

Вокально-хоровая работа.

"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание )

 Слайд №26: Слова песни. Аудио запись песни « О маленьком трубаче"

-Что героического совершил маленький трубач (посмотрите текст песни).

Скажите ребята, можем мы считать маленького трубача маленьким «богатырём»? Маленький трубач – маленький богатырь? Сила песни, музыки, богатырская сила подняла израненный полк – в этом сила маленького трубача. Убеждённость в правоте, сила духа, любовь к Родине – удесятеряют силу человека! И маленький может быть богатырём, героем. У подвига нет возраста.

Учитель: Узнав сегодня столько нового, познакомившись с множеством произведений на героическую (богатырскую ) тему,  подумайте над вопросом и  примите решение: « В современном мире, есть ли необходимость вспоминать о богатырях,  войне, воспитывать молодёжь  на героических произведениях? Нужна ли эта тема?»  Есть 3 ответа. Вам надо выбрать: Да. Нет. Неуверен.( Слайд №27: вопрос и три варианта ответов.)

Не обсуждайте этот вопрос, просто  молча займите места в соответствии со своим мнением.

(Работа в группах)   

III. Обобщение темы урока.

Вопросы для обобщения : (выполняет весь класс)

-В каких видах искусствах проявилась богатырская тема? (Слайд №28:схема) 

- Почему художники, композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему?

-Скажите, что общего между прозвучавшей музыкой, былинами    и  просмотренными  вами картинами?    (Музыка  и   изобразительное искусство   разными     средствами выразительности изображают героические образы своего народа).

Разгадывание ребуса: Музыку каких композиторов мы сегодня слушали? (Слайды №29-30)

Ответ на главный вопрос урока: (Слайд № 31)

- Можете ли вы назвать путь, которым пришли богатыри к победе, путь, который из глубины веков услышали и передали нам сквозь время композитор и художник?

О чём рассказывают люди, которым дар великий дан,
В произведениях искусства сквозь время и границы стран
Вести беседу прямо с сердцем, в нас сея мудрости цветы,
                         И верить в то, что мы услышим, достигнув новой высоты? (ответы ребят)

VI. Рефлексия. (Слайд № 32)

  1. Что Вам больше всего понравилось на уроке?
  2. В решении какого вопроса ты был наиболее активен?
  3. Что Вам не удалось выполнить и почему?
  4. Какие бы вопросы ты задал учителю, товарищам и автору произведения?
  5. Какое произведение на тебя произвело большее впечатление?
  6. Что вам удалось лучше всего, а что хуже?
  7. Какие этапы вы прошли, готовясь к уроку: искали информацию в интернете ;

искали текстовый материал к теме (биографии композиторов, о музыке композиторов)?

Спасибо за откровенные мысли, за активность на уроке!

V. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к «Богатырской симфонии» А.П. Бородина

Прочитать сказку Салтыкова-Щедрина «Богатырь». Задуматься над тем, каких людей в жизни можно считать настоящими богатырями, каких мнимыми.

 

Источники информации:

 «Русская музыка в школе». - М.: ВЛАДОС. 2003, Рапацкая Л.А.

Методическое пособие «Воспитание музыкой».

Л. П. Маслова «Урок музыки - урок искусства».

http://festival.1september.ru/articles/561752/

http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/bogatyrskaya-tema-v-iskusstve

http://martushi.tara.omskedu.ru/page42.html

http://www.proshkolu.ru/user/lyubow5906685/file/2053108/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку искусства по теме "Роль искусства в сближении народов"

Презентация к уроку "Роль искусства в сближении народов" (искусство, 8 класс)...

Презентация - Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. (6 класс)

Развитие образного мышления, зрительного восприятия - Птицы как символ весны  в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др....

Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...

урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"

Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...

Статья на тему "Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"

Статья на тему: " Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе "Образ человека - главная тема в искусстве"

ААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ББББББББББББББББББББББББББББ ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ...