Л.Ю. Лату. Навык игры с листа и принципы его формирования
методическая разработка по музыке на тему

Лату Лариса Юрьевна

1. Чтение с листа как средства становления и развития музыкального сознания.

2. Основные компоненты успешного овладения навыком чтения с листа

а) зрительное ознакомление

б) внутренний слух

в) звуковысотность и метроритм

г) аппликатура

д) игра не глядя на клавиатуру

е) ежедневная самостоятельная работа

ж) подбор репертуара

3. Цель чтения нот с листа

4. Выдающиеся музыканты прошлого и современности о значении чтения нот с листа

 

учить чтению нотного текста, значит

прежде всего всесторонне развивать ученика

как музыканта.

М.Э. Фейгин

 

Задачей музыкально-учебных заведений является общемузыкальное развитие учащихся, т.е. его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания. Одним из путей, ведущих к решению этой задачи является формирование навыка чтения нот с листа на уроках специальности и в домашних занятиях. Однако, несмотря на то, что важность этой работы признается всегда и всеми (т.к. знаем, что ученик, плохо читающий с листа, медленно и неграмотно разбирает, плохо развивается технически и музыкально и т.д. ,а между тем чтению с листа не всегда уделяется должное внимание. Одной из причин такого положения является стремление педагогов скрупулезно «отделать» с учеником заданную программу, с тем чтобы обеспечить успешное выступление на зачете. С предельной тщательностью, оттачивая обязательные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил, учащиеся практически сводят до минимума возможность свободного музицирования за инструментом и, в частности, чтению с листа. Они игнорируют это занятие, поскольку не обучены ему надлежащим образом.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей детская школа искусств

Г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

Методический доклад «Навык игры с листа и принцип его формирования»

Концертмейстер Лату Л.Ю,

Г. Туапсе 2010 год

1. Чтение с листа как средства становления и развития музыкального сознания.

2. Основные компоненты успешного овладения навыком чтения с листа

       а) зрительное ознакомление

       б) внутренний слух

       в) звуковысотность и метроритм

       г) аппликатура

       д) игра не глядя на клавиатуру

       е) ежедневная самостоятельная работа

       ж) подбор репертуара

     3. Цель чтения нот с листа

4. Выдающиеся музыканты прошлого и современности о значении чтения нот с листа

учить чтению нотного текста, значит

прежде всего всесторонне развивать ученика

как музыканта.

М.Э. Фейгин

        Задачей музыкально-учебных заведений является общемузыкальное развитие учащихся, т.е. его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания. Одним из путей, ведущих к решению этой задачи является формирование навыка чтения нот с листа на уроках специальности и в домашних занятиях. Однако, несмотря на то, что важность этой работы признается всегда и всеми (т.к. знаем, что ученик, плохо читающий с листа, медленно и неграмотно разбирает, плохо развивается технически и музыкально и т.д. ,а между тем чтению с листа не всегда уделяется должное внимание. Одной из причин такого положения является стремление педагогов скрупулезно «отделать» с учеником заданную программу, с тем чтобы обеспечить успешное выступление на зачете. С предельной тщательностью, оттачивая обязательные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил, учащиеся практически сводят до минимума возможность свободного музицирования за инструментом и, в частности, чтению с листа. Они игнорируют это занятие, поскольку не обучены ему надлежащим образом.

        Среди части педагогов распространена точка зрения, согласно которой вопрос о чтении с листа решается крайне просто – найти время для соответствующих упражнений, что же касается умения, то со временем оно придет само. Иными словами, не важно каким образом, важно – сколько. «Лучший способ научиться быстро читать, это как можно больше читать», - говорил Гофман. Нельзя, конечно, не согласиться, что чисто количественный фактор (много читать) имеет в данном случае немаловажное значение. Несомненно также, что и в стихийные, нерегулярные занятия чтением с листа могут дать известный положительный эффект. В то же время нужно знать, что знакомство с основными теоретическими и методическими постулатами в области чтения музыки с листа, сознательное овладение специальными приемами и способами, призванными облегчить прочитанное – все это ведет, в данном случае, к значительному повышению коэффициента полезного действия.

        Рассмотрим основные положения, которые могут быть использованы при овладении навыками беглого чтения музыкального текста.

  1. Зрительное ознакомление

Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно. Анализ произведения на начальном этапе обучения  сводится к элементарным понятиям. Прежде всего следует определить метр и тональность как конкретную высоту лада. Для определения тональности следует обратить внимание на ключевые знаки и заключение произведения (каданс).

        Существенно влияет на качество чтения нот с листа способность видеть и запоминать нотный текст несколько ранее его исполнения. Овладение этим навыком, в конечном итоге, дает возможность играть с листа без остановок, т.к. все встречающиеся особенности нотного текста заранее фиксируются нашим сознанием, а исполнительские средства приспосабливаются к ним. Степень охвата зрением нотного текста зависит от фактуры произведения, ее характера, сложности изложения материала, музыкального кругозора исполнителя, его умения догадываться о логическом продолжении музыкального материала. В данном случае исполнитель зрительно опережает свою игру на такт или два и более; в другом случае удается прочитать I аккорд или несколько звуков. Совершенно недопустимо проводить чтение с листа как следование одного звука за другим, без точного соблюдения метроритмических длительностей. В таких случаях игра становится хаотичной и исполнитель теряет представление о музыкальном произведении. С подобным явлением мы сталкиваемся при начальном обучении детей чтению. Вначале ребенок тщательно старается произнести каждую букву, затем буквы складываются в слоги, и наконец, произносит слово; и только когда ребенок научится произносить слоги и из них составлять слова, его чтение приобретет осмысленный характер. Причем, прежде чем произнести слог или слово, ребенок прочитает его глазами, произойдет как бы «зрительное» прочтение. Аналогичное положение и в чтении нот с листа только тогда, когда зрительное восприятие произведения будет опережать его исполнение – игра приобретет осмысленный характер. Для этого нужно развивать внутренний слух.

2. Внутренний слух

        Одновременно со зрительным определением нотного текста чрезвычайно существенна способность музыканта услышать без инструмента нотную запись, ощутить ее реальное звучание, что возможность лишь при наличии развитого внутреннего слуха. Н.А. Римский-Корсаков определяет внутренний слух как способность представлять музыку без помощи внешних звучаний, как способность к мысленному представлению тонов и полутонов и их взаимоотношений.

        Способность услышать записанные на бумаге нотные знаки, не обязательно слышать их звучание в данной тональности. Этим качеством – абсолютным слухом – обладают отдельные, особо одаренные люди. При зрительном ознакомлении с нотным текстом достаточно обладать относительным слухом, который дает возможность различать соотношение звуков по высоте.

        Для развития внутреннего слуха рекомендуется подбиранием мелодий, игрой по слуху. Более музыкально подготовленные учащиеся, одновременно с этим могут проследить за построением и развитием музыкального сочинения; прочувствовать и определить его характер, темп, проследить за развитием мелодической линии, за ролью аккомпанемента и функций других голосов.

        3. Звуковысотность и метроритм

Содержание и форму каждого произведения определяет множество элементов. Однако, два из них наиболее важны. Это звуковысотность и метроритм. Ощущение звуковысотности          сводится к мысленному представлению мелодического рисунка. На начальном этапе обучения главное внимание обращается на воспитание у учащихся высотного соотношения звуков, на развитие чувства тонического центра и ощущение лада.

        Метроритмическая сторона  является как бы организующим элементом музыкального произведения. Развитие метроритмических ощущений у учащихся сводится к воспитанию ощущения сильной доли такта, метроритмической пульсации. Звуковысотность и метроритм определяют первичные представления учащихся о музыкальном произведении. Форма же сочинения, его гармония, полифония, доступны для анализа лишь на последующих этапах.

        4. Вопросы аппликатуры

        Правильная аппликатура – это рациональное и удобное распределение пальцев на клавиатуре. Она упрощает и облегчает исполнение произведений. Аппликатура влияет на характер исполнения и способствует основной и решающей цели – лучшему, наиболее цельному выявлению музыкального замысла. Удачный выбор аппликатуры способствует также автоматизации движений. В определении аппликатуры не должно быть случайности, небрежности. Все должно быть целесообразно и продумано. Нужно стремиться к естественной последовательности пальцев, руководствуясь в основном фактурой произведения. Однако следует обратить внимание учащихся на то, что выбор аппликатур не может быть для всех одинаково удобным.

        Определение аппликатуры зависит от ряда индивидуальных особенностей рук, а также от степени фортепианной подготовки исполнителя.

        5. Умение играть не глядя на клавиатуру.

        При чтении с листа очень часто учащиеся испытывают затруднения, когда им приходится сосредоточить внимание на нотном тексте и играть не глядя на клавиатуру. Вместо того, чтобы последовательно и непрерывно читать нотный текст, опережать зрением свое исполнение, учащиеся «ищут» на клавиатуре нужный звук, клавишу проверяют взяв аккорд, не доверяя своему слуху. Это, естественно, вызывает частые остановки в игре, что в свою очередь лишает учащегося возможности представить музыкальное произведение в его развитии, не дает возможности разобраться в содержании и форме сочинения. Такое положение получается в результате отсутствия контакта между зрительным восприятием нотного текста и физическим ощущением клавиатуры. Для преодоления этого недостатка рекомендуется играть медленные произведения с плавным развитием мелодии и несложным сопровождением .

                

6. Графическое чтение

При регулярном чтении у исполнителей вырабатываются навыки читать музыкальные произведения, ориентируясь часто на его графический рисунок. Сущность этого заключается в том, что исполнители читают нотный текст не ноту за нотой, а следя за контуром движения мелодии. И, если в начале обучения это распространяется на простейшие мелодические обороты с поступенным движением или на прочтение несложных аккордовых  последовательностей, то в дальнейшем такие навыки способствуют прочтению и более сложных музыкальных оборотов. «Графическое чтение» преследует цель «быстрого охвата» нотного текста, зрительного (по рисунку) определения мелодического оборота. Для графического чтения важным является определения первого (исходного) звука.

        Однако следует обратить внимание на то, что навыками «графического чтения»нотного текста (как вспомогательным элементом при чтении с листа) можно пользоваться только тогда, когда исполнитель внутренне слышит, ощущает звуковысотность и ритм той музыки, которую он прочел графически.

        7. Ежедневная самостоятельная работа

Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки, для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа прежде всего необходимы систематические занятия, знания. Подобно чтению художественной литературы к игре с листа нужно пристраститься. Это должно стать неотъемлемой частью ежедневных занятий каждого учащегося. Чтением с листа следует заниматься ежедневно 15-20 минут. Практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении, дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются.

        8. Подбор репертуара

Для проведения занятий по чтению нот с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения в которых мелодия прерывается паузами или остановками.

Такие остановки в игре, вызванные музыкальными текстом (длинные ноты, паузы, ферматы) ни в коем случае не должны прерывать чтение – в это время необходимо зрительно опережать исполнение, фиксирую внимание на последующем такте. Более подготовленным учащимся, естественно, рекомендуется более сложная музыкальная литература, но и в данном случае желательно, чтобы в музыкальных примерах были бы остановки, чтобы мелодическая линия естественно и логически развивалась.

        Удачный выбор произведений хорошо способствует развитию навыка зрительно охватывать большие музыкальные эпизоды, несколько ранее их исполнения на фортепиано.

        Прививать учащимся навыки чтения с листа следует с первых же уроков игры на фортепиано: нужно анализировать мелодию, метроритмическую структуру, научить выбирать удобную аппликатуру, воспринимать внутренним слухом исполняемую музыку, а главное не только слушать, но и анализировать свое исполнение.

        В своем классе среди упражнений развивающих навык чтения с листа используя следующие приемы:

а) «фотографирование» - ученику показывают на несколько секунд и тут же закрываю листом бумаги определенный отрывок текста,  который он должен запомнить, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент и так до конца пьесы. В процессе таких систематических упражнений (вначале выполняются небольшими остановками, затем увеличивается скорость и объем запоминаемых фрагментов) качественно улучшается читка с листа.

б) различные аппликатурные упражнения. Ученик проставляет аппликатуру в простейших пьесках с предварительным анализом : поступенное гамообразное движение, арпеджио, аккорды и  т.д.

в) для развития умения играть не глядя на клавиатуру,  можно прикрывать клавиши листом бумаги или нотами, чтобы учащиеся научились ориентироваться на ощупь по черным.

г) очень полезно после зрительного ознакомления с текстом, его анализом, предложить учащимся пропеть мелодию на какой-то один слог «ля» или «та» без названия нот первоначально вслух, а затем «про себя» и т.д.

        Величайшие музыканты прошлого и современности придавали большое значение чтению нот с листа, они считали, что оно способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителей.  В своих воспоминаниях А.Буасье неоднократно упоминает о настойчивых рекомендациях Ф.Листа в этой области: «Лист отлично понимал, что успешное продвижение учащегося не возможно без всестороннего музыкального кругозора. Не случайно он отводит на уроках так много времени показу новых для ученика произведений, советует как можно больше читать с листа».

        Профессор Московской консерватории К.Г. Мосрас рекомендует ежедневные занятия по чтению нот с листа. Он считает, что это способствует всестороннему развитию и ориентации в музыкальном произведении.

        Чтение с листа следует рассматривать как более широкое явление  в процессе музыкального образования, предусматривающее ознакомление исполнителя с сокровищами музыкальной культуры. Такая самостоятельная работа расширяет музыкальный  кругозор исполнителя, обогащает его репертуар, воспитывает живой интерес к занятиям по фортепиано, потребность познавать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной литературой.

Библиография

Цыпин. Обучение игре на фортепиано

Милич. Опыт обучения детей дошкольного возраста

Гитлиц. Чтение музыки с листа на уроках фортепиано

Баренбойм. Путь к музицированию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».

Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

     Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении уже с самого начала обучения, включая соответств...

Основные принципы развития навыка чтения с листа

Свободное чтение нот с листа – одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ним широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой и игрой в анс...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...

Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках фортепиано.

Работа имеет  следующую структуру: в первой главе дается теоретическое обоснование основам обучения игре по слуху, чтению с листа и транспонированию. Раскрывается значение тональности для произве...