Урок "Звучащие картины"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Баркар Наталья Анатольевна

Урок  в 5 классе по теме "Муз-ыка и живопись". Сравнительный анализ музыки о море композиторов  и художников разных стилей ( Римский-Корсакоав и Дебюсси, Айвазовский и Моне)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_zvuchashchie_kartiny.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока в 6 классе  «Звучащие картины»

(мастер-класс для студентов СПбГПУ)

Часть урока

Задачи

Сценарий  урока

Организация учащихся.

Вводная часть

- эмоционально настроить учащихся на восприятие темы урока

- раскрыть взаимосвязь музыкального и  изобразительного искусства

- познакомить с творчеством художника-мариниста Айвазовского и музыкального живописца Римского-Корсаково

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – «звучащие картины», эта тема говорит о взаимосвязи двух видов искусства – музыки и живописи. Случалось ли вам, слушая музыку как будто  бы увидеть какую-то картину, и наоборот. Рассматривая картину, вспомнить звучащую музыку? Или своим внутренним слухом услышать её?

Ученики: Да, случалось.

Учитель:  Действительно, очень часто и музыканты  и художники, восхищаясь природой, создают свои произведения, наполненные одной темой, одним настроением. Одной из самых привлекательных была тема моря. Во все времена море вовлекала поэтов, музыкантов, художников.  Как вы думаете, почему завораживало море?

Ученики: Одних людей, которые мечтали стать моряками, оно завлекало возможностями сразиться с морской стихией, проверить свой характер на мужество, других море навевало на размышление о бесконечности жизни, о тонкости, о глубине переживаний человека.

Учитель:  Любому своему эмоциональному состоянию человек находил отклик на берегу моря, которое бывает разнообразным

- спокойным, ласковым, безмятежным или бурлящим, грозным, сердитым, но главное, что море всегда живое. Художники, которые пишут картины о море называются маринистами, от слова «марина», что означает «морской пейзаж». Одним из таких художников является Иван Константинович Айвазовский, который своё творчество посвятил морской теме. Вам известны картины? Какие?

Ученики: Волна, Девятый вал.

Учитель:  Посмотрите, и другие картины Айвазовского. Настолько разнообразны изображения моря.

Слушание музыки

Н.А. Римский-Корсаков

- Развивать эмоциональную сферу восприятия учащихся

-Развивать ассоциативное мышление учащихся

- продолжить знакомство с творчеством Н.А.Римского-Корсаково

Учитель: Знакомы ли вам композиторы –маринисты, которые музыкальными красками рисуют море?

Ученики: Да. Н.А. Римский-Корсаков.

Учитель: Он написал 15 опер, из них 9 на сказочные сюжеты. Давайте вспомним, в каких произведениях есть изображение моря? Ученики: Садко, симфоническая сюита «Шехеразада»

Учитель:  Безусловно, вспомним оперу, с которой мы знакомились на прошлом уроке – «Сказка о царе Султане», «Три чуда». Какие музыкальные краски использовались во фрагментах? -33 богатыря

Ученики: низкий регистр, громкая динамика, резкий акцентированные аккорды. Все это нарисовало грозное бурлящее море.

Учитель:  А вот совершенно другое море – Царевна-Лебедь

Ученики: море спокойное,  чуть колышущееся

Учитель:  Как удалось композитору передать такую картину моря?

Ученики: мерно покачивающееся аккорды, тихая динамика.

Учитель: Сегодня вы познакомитесь с ещё одной картиной моря – вступление к опере «Садко» - «Океан- море синее».  Римский – Корсаков был мастером оркестровки. С помощью разнообразных тембров  и инструментов добивался различных звуковых красок. Напомню, что Римский – Корсаков обладал цветным слухом. Постарайтесь и вы сейчас увидеть эту картину моря, и расскажите, какие музыкальные краски он использовал?  (Слушание, заполнение таблицы). Какое море вы представляете?

Ученики: величавое, могучее

Учитель: А какой цвет вы увидели?

Ученики: тёмно-синий, чёрный и т.д.

Учитель: С помощью, каких средств музыкальной выразительности композитор передал этот образ?

Ученики: волнообразная мелодия, умеренный темп, равномерно развивающийся ритм, звучание низкого регистра, так же и динамика с развитием, от тихой динамике к громкой.

Учитель:  Может ли это произведение сопоставить с картиной Айвазовского «От штиля к урагану»?

Ученики: Да.

Распевание

Работать над развитием вокально- хоровых навыков: фразировкой, певческим дыханием, динамическим ансамблем, художественным образом.

Учитель: Вспомним, что главная интонация состоит из трёх звуков, которые развиваются. Исполним главную интонацию и попробуем передать различные состояния моря. Поём округлым звуком на слог «лее». Сначала изобразим море спокойное, ласковое, нежное, поэтому звук собранный  протяжный, тихая динамика. Вторая тональность. Другое море грозное, целеустремлённое, поэтому звук насыщенный, яркий.

Пение

 Римский- Корсаков в детстве мечтал стать моряков, возможно как и герой песни А.Зацепина «Ты слышишь, море?». Давайте, исполним первый куплет (исполнение первого куплета), первая фраза исполняется на динамике p. Музыка стремится к слову «гремит». Во второй фразе сохраним качество звучания и подведём к слову «мою» при этом исполним легче и свободнее как сокровенная мечта. В последующей фразе сохраниться мужественный характер, кульминацией фразы является конец мысли на слово «островов». Закрепим 1 куплет и исполним в целеустремлённый, мужественном звуком, при этом тихая динамика. В припеве 1 куплета присутствует перекличка солиста и хора. Послушайте теперь все вместе. Далее следуют протяжная лиричная мелодия, которую следует исполнить протяженным звуком. Во втором куплете меняется динамика, звук становится более насыщенным, ярким, волнующим, поэтому темп более подвижный. Также приводим фразы к главному слову. В припеве эффект эха -  соло и хор. Теперь исполним песню целиком. Пусть каждый из вас подумает о своей мечте, которая должна осуществиться несмотря ни на что, и исполним в таком характере. Молодцы!

Слушание.

Клод Дебюсси. Фортепианная прелюдия

-Познакомить учащихся с новым

направлением в искусстве- импрессионизм.

-Развивать эмоциональную сферу восприятия учащихся

-Развивать ассоциативное мышление учащихся

- познакомить с творчеством французского композитора К.Дебюсси, раскрыть особенность музыкального языка.

Учитель: Римский – Корсаков и Айвазовский жили в 19 веке в России, этот стиль в искусстве называется реализмом. А на рубеже 19 и 20 веков во Франции существовал такой стиль как импрессионизм, который произошёл от французского слово «импрессион», который переводится на русский язык как «впечатление». Художники этого стиля ценили умение передать в произведении мимолётное впечатление от природы капризной и переменчивой в каждое мгновение в жизни. В каком виде искусства ярче проявляется стиль? В музыке или в живописи?

Ученики:  В живописи, потому что внешние мгновенные явления лучше передать красками.

Учитель: Наиболее известные имена таких художников импрессионистов – Писсаро, Мане,  Моне, Ренуар. В центе их внимания были картины природы, вечной, прекрасной. Посмотрите, пожалуйста, на картины Клода Моне. В этих пейзажах нет ни чётких очертаний, ни чётких цветов, игра света-тени. Во Франции в это время существовали и композиторы- импрессионисты. Ярким представителем в музыке стиля импрессионизма является Клод Дебюсси, чья музыка была близка манере письма Моне. Обычно Клод Дебюсси не оставлял подробных словесных объяснений к своим пьесам, но стремился дать им раскрывающие подтекстовке названия : Мёртвые листья, Затонувший собор, ветер на равнине. Подобные заголовки будили воображения слушателей, заставляли его, затаив дыхание, следить за бесконечно меняющимися музыкальными видениями-впечатлениями. И сейчас фортепианную прелюдию, которая называется «Паруса». Попробуйте представить образ данного моря и составьте словесный портрет (слушание, заполнение таблицы). Какое море вам представилось?

Ученик: Спокойное, таинственное

Учитель: Смогли ли вы увидеть четкий цвет? Ученики: Нет

Учитель:  Скажите, а можно ли услышать музыку в картинах Моне?

Ученики: Да

Учитель: И в музыке, и в живописи стиля импрессионизм нет четких граней, словно нежные, хрупкие игрушки, ожившие акварели, в которые, по словам Ш.Бодлера, и « перекликаются звук, запах, форма, цвет, глубокий, тёмный смысл обретшие в слиянии». Наших современников очень привлекала эта музыка, и они попытались сделать современную обработку. Послушайте современный вариант этой же прелюдии «Паруса» и скажите, сохранились черты стиля или нет? (Слушание).

Ученики: Да, сохранились, музыка стала современной и экстравагантней.

Обобщение урока

Обобщить знания, полученные на уроке

Учитель: Итак, сегодня мы попытались увидеть картины моря в музыке и в живописи. Художники и музыканты не перестают вдохновлять друг друга, обогащать новыми темами, настроениями, чувствами, красками. И я надеюсь, что идя в Русский музей или Эрмитаж, и смотря полотна великих художников, вы услышите знакомую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи "Картина рассказывает" (работа с тектами о картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

Данный урок  преследует цель- учить неслышащих обучабщихся  ориентироваться в окружающем мире через умение высказывать свои мысли и задаватьвопросы. Ведь тот, кто умеет задавать вопрос...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Картины художников. Описание картин

Картины художников. Описание картин И.Репин  «Бурлаки»,  «Иван Грозный и его сын Иван»В.Серов.  «Дети»И.И.Шишкин.В.Г.Перов «Тройка», «Птицелов»В.М.ВаснецовИ.Левитан...

Рассказывание по картине и серии сюжетных картин.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...

«Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)

Урок русского языка в 7 классе (урок развивающего обучения)Сопоставление картин русских художников-пейзажистов И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Подготовка ма...

Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")

Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")...