Конспект и презентация к уроку музыки "Откуда взялись ноты?"
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Косарева Валерия Николаевна

Ноты! В наше время из называют так: ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Почему они называются так, а не иначе? Давайте разберёмся!
Тайна названия нот раскрыта в конспекте урока и презентации. Материал урока могут использовать в своей работе не только учителя музыки, но и преподаватели сольфеджио, музыкальной литературы и родители.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок музыки

Тема

«Что стало бы с музыкой,

если бы не было литературы?»

Тема урока

«Откуда взялись ноты?»

Урок составлен для 5 класса,

программа 5-8 классов «Музыка» под

руководством Д.Б.Кабалевского.

Подготовила

Косарева Валерия Николаевна,

учитель музыки МАОУ СОШ №2

им. Ф.М. Достоевского с углублённым

изучением английского языка.

2012г

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения нот.

Тип урока: введение  в тему «Можно ли увидеть музыку?».

Задачи:

  1. Ознакомить с понятием «ноты»;
  2. Формировать умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
  3. Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.

Оборудование: фортепиано, телевизор или проектор, компьютер. А также: доска, презентация.

Ход урока:

Вход: звучит песня «Звуки музыки»

I блок.

Немного истории… Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялись названия нот? Произошло это около 1000 лет назад, точнее в 986 году. В городе Ареццо в Тоскане, неподалёку от Флоренции жил монах Гвидо. Он был учёный, музыкант и учитель пения. В здешнем монастыре Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Полный «курс обучения» занимал 10 лет. Видимо, порядком намучился Гвидо со своими учениками, втолковывая им премудрости музыкальной грамоты.

До каких пор музыканты будут страдать! –

Решительно произнёс он. –

Мириться с этим более невозможно:

Фальшивые звуки, разнобой, разноголосица.

Сольные партии ещё ничего, но ансамбли!..

Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Сил больше нет никаких…

И он велел выучить своим ученикам молитву – гимн в честь Святого Иоанна. Этот святой покровительствовал всем певцам! Гвидо сочинил новую мелодию молитвы, в которой каждая новая строчка начиналась на ступень выше предыдущей. И каждый первый слог строчки – молитвы стал названием ноты. Так появились известные нам ноты, которые стали записывать в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения. Приписывается это нововведение Дж.Дони (около 1540 год), который толи назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus).Теперь достаточно было записать мелодию нотами, и певчие могли сами прочесть нужную строчку. Время обучения сократилось в пять раз! Вместо десяти лет – два года.

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первый, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов – значков, проставляемых над тексов псалмов, чтобы обозначить подъём или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамён».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырёх линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперв а во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

II блок.

Сейчас мы вместе попробуем исполнить песню «До-ре-ми» фрагмент из к/ф «Звуки музыки» Р.Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.

ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.

http://festival.1september.ru/articles/506224/ ссылка на текст песни

III блок. Ноты на слайде появляются по щелчку!

        Попробуйте при помощи нот рассказать сказку.

Выг              нуло Солнышко из-за тучки.

 

Посмот             ло вокруг и   за            яло от радости.

На по              нках синеют   ва            льки, резеда.

Цветут в саду, зеленеют кусты жас              на. На огородах чего

Только нет: по              доры спеют,                     , репа и ревень

 

листья раскинул. Речка за              мом плещется. Земля Солнышку

радуется. Вдруг                   ждик откуда ни возьмись. Застучал, по

дорожке побежал… Стали Солнце и дождик спорить, кто Земле

милее?

 Домашнее задание: продолжите сказку.

Выход: звучит песня «Звуки музыки» На слайде «Молодцы» нажать по картинке и зазвучит песня «ДО,РЕ, МИ» из к/ф «Звуки музыки».



Предварительный просмотр:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ НОТ

В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то не понятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Давайте попробуем в этом разобраться.

До нот в европейской музыке использовались особые знаки - невмы (от др.-греч. πνεμα - дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.

Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо (Guido D'Arezzo (примерно 991 - 1033гг)), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю:

Гимн "Ut queant laxis" был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом (Paulus Diaconus), жившим во второй половине VIII века. Слова первой строфы гимна таковы:

Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes.
 

Что примерно можно перевести так: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоан".

Давайте послушаем фрагмент гимна:

Как слышно на записи, мелодия каждой строки текста начинаются на одну ступень выше предыдущей. С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut, re, mi, fa, sol, la. Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге. Приписывается это нововедение некоему Дж. Дони (около 1540 г.), который то ли назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по перым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.

В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не было названий нот начинающихся с одной гласной, а также, чтобы не путать её с нотой C (произносится как «си») латинской нотации, где она обозначает ноту до. Дело в том, что в некоторых странах больше распространена латинская система обозначения нот, где ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается «ха»). Эта систем более логична, так как просто обозначает ноты первыми 8 буквами латинского алфавита, причём началом отсчёта в данном варианте является не до (C), а ля (A), будучи эталонным звуком в современной музыке (ля первой октавы соответствует частоте колебаний воздуха 440 Герц, на эту частоту настроен стандартный камертон). Обратите внимание, что ноту сиB, а H. Это связано исторически с использованием фригийского ля-минора в песнопениях, поэтому буквой B обозначают си-бемоль. обозначает не буква

Кстати, с латинской нотацией связаны и внешние виды ключей. Ключ условно обозначает размещение одной из нот, относительно которой отсчитывается расположение всех остальных нот. Например, самый распространённый и узнаваемый даже людьми далёкими от музыки, скрипичный ключ помещает ноту "соль" первой октавы на вторую снизу строчку нотного стана. Его вид - это как раз и есть видоизменённое изображение рукописной буквы G. А скрипичным он называется, потому что в нём удобно располагаются ноты, соответствующие объёму скрипки. Кроме скрипчиного так же повсеместно употребляется ключ «фа» (Басовый) своим видом обязаный букве F, также встречаются и другие ключи, например, ключ «до» (Альтовый) изображённый в виде буквы C.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку физкультуры в 7 классе "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола"

Урок "Обучение навыкам владения элементами техники баскетбола" предназначен для учащихся 7 классов общеобразовательных школ. В ходе занятия, широко применяются методы индивидуального, группового и игр...

Конспект и презентация к уроку английского языка в 3 классе "Рождество".

Данный урок и презентация разработаны по теме "Рождество" .УМК "Enjoy English" для 3 класса М.З. Биболетовой и др. Материал способствует отработке лексики по теме "Рождество". В презентацию добавлены ...

Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...

конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе "В музыкальном театре. Опера" (Обобщающий урок)

В конспекте занятия представлены комментарии к некоторым моментам урока, которые могут варироваться....

Мои уроки (конспекты и презентации к урокам)

Данные уроки разработаны для 11 класса.Первый урок по теме "Развитие кинематографа" разработан по учебнику В.П.Кузовлева. На уроке представлена презентация, учащиеся выполняют компьютерный тест и рабо...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Компьютерные презентации, их назначение и классификация»

Урок №1Тема: Компьютерные презентации, их назначение и классификация.Цели урока:·         помочь учащимся получить представление о мультимедиа, познакомить...