Архипова Н. И. 2 кл "Детский альбом"
план-конспект урока по музыке по теме
Урок музыки во 2-м классе по программе Г. Сергеевой, Е. Критской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_loshadki.rar | 1.18 МБ |
marsh_derevyannyh_soldatikov.rar | 2.34 МБ |
2_kl_detskiy_albom.docx | 19.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Архипова Наталья Ивановна, учитель музыки
Тема урока: Мир ребенка в музыкальных образах. П. Чайковский «Детский альбом».
2 класс
Цель урока: Познакомить с пьесами из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом».
Задачи урока:
Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения
Развивающие: размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать эмоционально-целостное отношение к музыке П. И. Чайковского.
Оборудование к уроку: фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски, раздаточный материал, учебники.
Музыкальный материал: П. Чайковский «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга»; попевка «У кота-воркота»; Г. Гладков «Муха в бане».
Ход урока
- Начало урока: Музыкальное приветствие.
Введение в музыкальный мир эпохи, в которой жил и сочинял П. Чайковский.
Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы перенесемся на 150 лет назад, в то время, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевидения. Люди ездили не на машинах, автобусах и троллейбусах, а в каретах, запряженными лошадьми. А дети получали не такие подарки, как современные дети. Какие подарки сейчас дарят мальчикам?
- машинки, телефоны, компьютерные игры.
А какие подарки получают сейчас девочки?
- кукол, телефоны, красивые платья.
Много лет назад мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками. А девочкам, также как и сейчас дарили кукол в красивых бальных платьях. Тогда же, почти 150 лет назад жил композитор Петр Ильич Чайковский. Он сочинил пьесы, которые собрал в сборник под названием «Детский альбом». И подарил он их своему племяннику Володе Давыдову, чтобы ему было интересно учиться играть на фортепиано. Петр Ильич так написал в письме отцу Володи: «Скажи Бобику (так называли Володю дома), что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову». Эти пьесы – маленькие музыкальные картинки, о жизни детей, которые жили много-много назад. И сейчас дети, которые учатся в музыкальной школе и у нас, в гимназии, играют пьесы из «Детского альбома».
- Основная часть
А сейчас закрыли глазки и со звуками музыки мы перенесемся в далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый, топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все, взрослые и дети готовятся к приему гостей, и Володя тоже в ожидании праздника. Мы послушаем первую пьесу, и вы мне скажете, какая музыка по характеру, и что в этот момент может делать Володя.
Слушание пьесы «Сладкая греза».
Какая музыка?
- нежная, ласковая, немного печальная.
А что же делает Володя?
- поет, играет на фортепиано, танцует, мечтает.
Эта пьеса называется «Сладкая греза» (на доске). Греза – это сладкая мечта, сладкий сон. Володя мечтает, что же ему принесут в подарок?
Мы послушаем следующую пьесу, а вы мне скажете, какая музыка по характеру и какой подарок принесли Володе? Мы послушаем следующую пьесу, а вы мне скажете, какая музыка по характеру и какой подарок принесли Володе?
Слушание пьесы «Игра в лошадки».
Какая музыка?
- радостная, игривая, резвая, скачущая.
Что же подарили Володе?
- лошадку
Молодцы! Эта пьеса называется «Игра в лошадки» (на доске).
Я сел на лошадку свою златогривую,
Сел и помчался по дому, по комнатам,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки.
Володе подарили большую красивую коробку. А что в ней лежит, мы сейчас узнаем. Мы будем слушать музыку, а вы пальчиками на парте попробуете изобразить, что можно делать под эту музыку.
Слушание пьесы « Марш деревянных солдатиков».
Что же в коробке?
- солдатики.
А что делали ваши пальчики?
- маршировали.
Значит, что мы слушали?
- марш.
А какая была музыка?
- бодрая, задорная, кукольная, игрушечная.
Молодцы! Пьеса называется «Марш деревянных солдатиков» (на доске).
Показ иллюстрации к пьесе.
Какая пьеса П. И. Чайковского вам понравилась больше и почему?
- Вокально-хоровая работа.
Володя наигрался, устал. Когда вы устаете от игр, ярких впечатлений, что вам хочется делать?
- Отдохнуть, спать.
А как мама может помочь вам уснуть?
- почитать книжку, рассказать сказку, спеть колыбельную.
Поднимите руки, кому мама пела колыбельную?
Дома сами споете колыбельную своим родителям.
А мы сейчас все споем маленькому Володе колыбельную песню.
Приготовили свой нотный стан. Поем сольфеджио, с названием нот.
Попевка «У кота-воркота».
Что это за песенка?
Это колыбельная песенка.
Поем со словами, потом каноном.
Володя уснул, а мы его разбудим.
Физкультминутка «Крокодил».
Крокодил живет в пещере, закрывает на ночь двери,
Зажигает 8 свечек, и стрекочет, как кузнечик.
Встали, распеваемся.
Открыли хоровую партию «Муха в бане».
Пение сольфеджио; с показом на нотном стане; со словами. Работа над звуком, образом, артикуляцией.
- Заключительный этап. Обобщение.
У вас на парте лежит кроссворд. Мы сейчас разгадаем его.
Цифра 1 по вертикали – фамилия русского композитора, который подарил цикл пьес «Детский альбом» своему племяннику Володе Давыдову (Чайковский).
Цифра 2 по вертикали – музыкальная загадка. Что это за пьеса? Как она называется?
Слушание фрагмента пьесы «Марш деревянных солдатиков» в исполнении ансамбля «Виват».
А теперь отгадываем слово – музыкальный жанр, слово из названия пьесы (марш).
Цифра 3 по вертикали – жанр песни, которую поют мамы на ночь детям (колыбельная).
Цифра 4 по вертикали – музыкальная загадка – слово из названия этой пьесы.
Слушание фрагмента пьесы «Сладкая греза» в исполнении ансамбля «Виват».
Что же это за слово?
- греза.
Что оно означает?
- мечта.
По горизонтали мы получим профессию человека, который сочиняет музыку (композитор).
Молодцы! Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к пьесе, которая вам больше понравилась.
Встали, поем «до свидания».
Спасибо, урок окончен.
Результативность изучения учебного материала.
- Личностно – эмоциональные отношения к музыкальному материалу урока (цикл фортепианных пьес П. Чайковского «Детский альбом»).
- Позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей учащихся.
- Развитие творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, понимания музыкальных произведений П. И. Чайковского, Г. Гладкова.
Метапредметные результаты
- Анализ, сравнение пьес фортепианного цикла П. Чайковского.
- Оценка собственных учебных действий.
- Умение воспринимать окружающий мир в музыкальных образах.
Предметные результаты.
- Развитие художественного вкуса и интереса к различным видам музыкально-творческой деятельности: слушание, вокально-хоровая работа.
- Умение размышлять о музыке.
- Получить общее понятие о роли музыки в жизни ребенка (Володи Давыдова).
- Использование умений и навыков, готовность применять полученные знания во внеурочной и внешкольной деятельности: исполнение пьес в ансамблевом музицировании, исполнение вокально- хоровых произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)
· способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю· получить предс...
Архипова Н. И. Хоровое занятие "Музыка в красках"
Занятие с младшим хором...
Архипова Н. И. 5 кл диагностическая работа "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"
Диагностическая работа по музыке для учащихся 5 классов...
Книга Памяти "Дружных пчелок". Семья Вари Архиповой.
К 70летию Великой Победы воспитанники группы "Дружные пчелки" МБДОУ "Детский сад № 79" города Иваново, родители и, конечно, воспитатели готовились с большим трепетом.В группе был реализован проект ...
Архипова Н. И. 1 кл "Композитор, исполнитель, слушатель"
Урок музыки в 1-м классе...
Архипова Н. И. 1 кл. "Музыкальная азбука"
Урок музыки в 1-м классе 1-я четверть...
Архипова Н. И.1 кл "Звуки шумовые и музыкальные"
Урок музыки в 1-м классе 1-я четверть...