Архипова Н. И. 2 кл "Детский альбом"
план-конспект урока по музыке по теме

Архипова Наталья Ивановна

Урок музыки во 2-м классе по программе Г. Сергеевой, Е. Критской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_loshadki.rar1.18 МБ
Файл marsh_derevyannyh_soldatikov.rar2.34 МБ
Файл 2_kl_detskiy_albom.docx19.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Архипова Наталья Ивановна, учитель музыки

Тема урока: Мир ребенка в музыкальных образах. П. Чайковский «Детский альбом».

2 класс

Цель урока: Познакомить с пьесами из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом».

Задачи урока:

Образовательные: учить анализировать услышанную музыку; определять характер произведения

Развивающие:  размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать эмоционально-целостное отношение к музыке П. И. Чайковского.

 Оборудование к уроку: фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски,  раздаточный материал, учебники.

Музыкальный материал: П. Чайковский «Сладкая греза», «Игра в лошадки»,  «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга»; попевка «У кота-воркота»; Г. Гладков «Муха в бане».

Ход урока

  1. Начало урока: Музыкальное приветствие.

Введение в музыкальный мир эпохи, в которой жил и сочинял П. Чайковский.

Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.  Мы перенесемся на 150  лет назад, в то время, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевидения. Люди ездили не на машинах, автобусах и троллейбусах, а в каретах, запряженными лошадьми. А дети получали не такие подарки, как современные дети. Какие подарки сейчас дарят мальчикам?

- машинки, телефоны, компьютерные игры.

А какие подарки получают сейчас девочки?

- кукол, телефоны, красивые платья.

Много лет назад мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками.  А девочкам,  также как и сейчас дарили кукол в красивых бальных платьях.  Тогда же, почти 150 лет назад  жил композитор Петр Ильич Чайковский. Он сочинил пьесы, которые собрал в сборник под названием «Детский альбом». И подарил он их  своему  племяннику Володе Давыдову, чтобы ему было интересно учиться играть на фортепиано. Петр Ильич так написал в письме отцу Володи: «Скажи Бобику (так называли Володю дома), что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову». Эти пьесы – маленькие музыкальные картинки, о жизни детей, которые жили много-много назад. И сейчас дети, которые учатся в музыкальной школе и у нас, в гимназии, играют пьесы из «Детского альбома».

  1. Основная часть

А сейчас закрыли глазки и со звуками музыки мы перенесемся в далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый, топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все, взрослые и дети готовятся к приему гостей, и Володя тоже в ожидании праздника. Мы послушаем первую пьесу, и вы мне скажете, какая музыка по характеру, и что в этот момент может делать Володя.

Слушание пьесы «Сладкая греза».

Какая музыка?

- нежная, ласковая, немного печальная.

А что же делает Володя?

- поет, играет на фортепиано, танцует, мечтает.

Эта пьеса называется «Сладкая греза» (на доске). Греза – это сладкая мечта, сладкий сон. Володя мечтает, что же ему принесут в подарок?

Мы послушаем следующую пьесу, а вы мне скажете, какая музыка по характеру и какой подарок принесли Володе? Мы послушаем следующую пьесу, а вы мне скажете, какая музыка по характеру и какой подарок принесли Володе?

Слушание пьесы «Игра в лошадки».

Какая музыка?

- радостная, игривая, резвая, скачущая.

Что же подарили Володе?

- лошадку

Молодцы!  Эта пьеса называется «Игра в лошадки» (на доске).

Я сел на лошадку свою златогривую,

Сел и помчался по дому, по комнатам,

Мимо стола, этажерки и тумбочки,

Мимо кота, на диване лежащего,

 Мимо сидящей с вязанием бабушки.

 Володе подарили большую красивую коробку. А что в ней лежит, мы сейчас узнаем. Мы будем слушать музыку, а вы пальчиками на парте попробуете изобразить,  что можно делать под эту музыку.

Слушание пьесы « Марш деревянных солдатиков».

Что же в коробке?

- солдатики.

А что делали ваши пальчики?

- маршировали.

Значит,  что мы слушали?

- марш.

А какая была музыка?

- бодрая, задорная, кукольная, игрушечная.

Молодцы! Пьеса называется «Марш деревянных солдатиков» (на доске).

Показ иллюстрации к пьесе.

Какая пьеса П. И. Чайковского вам понравилась больше и почему?

  1. Вокально-хоровая работа.

Володя наигрался, устал. Когда вы устаете от игр, ярких впечатлений, что вам хочется делать?

-  Отдохнуть, спать.

А как мама может помочь вам уснуть?

- почитать книжку, рассказать сказку, спеть колыбельную.

Поднимите руки, кому мама пела колыбельную?

Дома сами споете колыбельную своим родителям.

А мы сейчас все споем маленькому Володе колыбельную песню.

Приготовили свой нотный стан. Поем сольфеджио, с названием нот.

Попевка «У кота-воркота».

Что это за песенка?

Это колыбельная песенка.

Поем со словами, потом каноном.

Володя уснул, а мы его разбудим.

Физкультминутка «Крокодил».

Крокодил живет в пещере, закрывает на ночь двери,

Зажигает 8 свечек, и стрекочет, как  кузнечик.

Встали, распеваемся.

Открыли хоровую партию «Муха в бане».

Пение сольфеджио; с показом на нотном стане; со словами. Работа над звуком, образом, артикуляцией.

  1. Заключительный этап. Обобщение.

У вас на парте лежит кроссворд. Мы сейчас разгадаем его.

Цифра 1 по вертикали – фамилия  русского композитора, который подарил цикл пьес «Детский альбом» своему племяннику Володе Давыдову (Чайковский).

Цифра 2 по вертикали – музыкальная загадка. Что это за пьеса? Как она называется?

Слушание фрагмента пьесы «Марш деревянных солдатиков» в исполнении ансамбля «Виват».

А теперь отгадываем слово – музыкальный жанр, слово из названия пьесы (марш).

Цифра 3 по вертикали – жанр песни, которую поют мамы на ночь детям (колыбельная).

Цифра 4 по вертикали – музыкальная загадка – слово из названия этой пьесы.

Слушание фрагмента пьесы «Сладкая греза» в исполнении ансамбля «Виват».

Что же это за слово?

- греза.

Что оно означает?

- мечта.

По горизонтали мы получим  профессию человека, который сочиняет музыку (композитор).

Молодцы! Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к пьесе, которая вам больше понравилась.

Встали, поем «до свидания».

Спасибо, урок окончен.

Результативность изучения учебного материала.

  1. Личностно – эмоциональные отношения к музыкальному материалу урока  (цикл фортепианных пьес П. Чайковского «Детский альбом»).
  2. Позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей учащихся.
  3. Развитие творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
  4. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, понимания музыкальных произведений П. И. Чайковского, Г. Гладкова.

Метапредметные результаты

  1. Анализ, сравнение пьес фортепианного цикла П. Чайковского.
  2. Оценка собственных учебных действий.
  3. Умение воспринимать окружающий мир в музыкальных образах.

Предметные результаты.

  1. Развитие художественного вкуса и интереса к различным видам музыкально-творческой деятельности: слушание, вокально-хоровая работа.
  2. Умение размышлять о музыке.
  3. Получить общее понятие о роли музыки в жизни ребенка (Володи Давыдова).
  4. Использование умений и навыков, готовность применять полученные знания во внеурочной и внешкольной деятельности: исполнение пьес в ансамблевом музицировании, исполнение вокально- хоровых произведений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)

·          способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю·          получить предс...

Книга Памяти "Дружных пчелок". Семья Вари Архиповой.

К 70летию Великой Победы воспитанники группы "Дружные пчелки" МБДОУ "Детский сад № 79" города Иваново, родители и, конечно, воспитатели готовились с большим трепетом.В группе был реализован проект ...

Архипова Н. И. 1 кл. "Музыкальная азбука"

Урок музыки в 1-м классе 1-я четверть...

Архипова Н. И.1 кл "Звуки шумовые и музыкальные"

Урок музыки в 1-м классе 1-я четверть...