программы по музыке 5-7кл
рабочая программа по музыке на тему

Мартыненко Надежда Евгеньевна

рабочие программы по музыке 5-7кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_po_muzyke_5-7kl.doc279 КБ
Microsoft Office document icon programmy_po_muzyke_5-7kl.doc279 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кварцитная основная общеобразовательная школа

муниципального образования Троицкий район Челябинской  области

«УТВЕРЖДАЮ»

________________

Директор школы  

Н.Е.Брюханова

«____» ______20_11_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке (5-7 классы)

 Н.Е.Мартыненко., учитель   музыки высшей кв. категории

Обсуждена и согласована на

методическом объединении

Протокол №___1__

от «___»_____2012__г.

Принята на методическом совете


Протокол №__1___

от «___»______2012_г.

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Использовались нормативные документы:

- Закон РФ «Об образовании» № 122-Ф3 от 01.12.2007 №313-Ф3;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 № 1089);

- Примерные образовательные программы для общеобразовательной школы;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

    Уровень: базовый

    Направленность рабочей программы: основная общеобразовательная. 

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью музыкального воспитания в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

       

          Задачи музыкального образования учащихся 5 – 7 классов:

  1. развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  1. освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  1. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;           
  2.  воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся. 

  Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений).

Методы музыкального образования и воспитания  отражают цель, задачи и содержание данной программы:

   Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;

   Метод  интонационно – стилевого постижения музыки;

   Метод эмоциональной драматургии;

   Метод концентричности музыкального материала;

   Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;

   Метод  создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

   Метод игры;

   Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

   Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Форма работы: классно – урочная.

  В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом. В рамках темы урока вводится музыкальный  и теоретический материал, знакомящий с истоками, традициями, культурой саамского и поморского народов. В песенный репертуар включены песни Мурманских композиторов, игры северного фольклора.

  Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. В основе различных форм приобщения

школьников к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитывающую роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнить (петь, играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное

пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок.

                                       

                             ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                          5 КЛАСС

   РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

 ЧАСЫ

КОНТРОЛЬ

1 полугодие «Музыка и литература»

16

1 четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

9

викторина

2 четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»

7

тест

2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство

18

3 четверть «Можем ли мы увидеть музыку»

10

кроссворд

4 четверть «Можем ли мы услышать живопись»

8

концерт

                                                       

                                                        6 КЛАСС

    Разделы и темы

часы

контроль

1 полугодие «Преобразующая сила музыки»

16

концерт

2 полугодие «В чем сила музыки»

18

викторина

                                                       7 КЛАСС

    Разделы и темы

часы

контроль

1 полугодие «Музыкальный образ»

16

викторина

2 полугодие «Музыкальная драматургия»

18

концерт, игра

 

                                                     

                                                       

                                                                 

                                                             

 5 КЛАСС

                                      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»

1четверть: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

   Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.

2 четверть: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»?

  Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,

музыкантов – исполнителей.  Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

            Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку»

Задача этой четверти – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.

Развитие этих чувств -  основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.

4 четверть: «Можем ли  мы услышать живопись»

Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).

Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.

 

               

Учебно – тематическое планирование

Класс – 5, количество часов – 34, в неделю – 1 час.

1 полугодие «Музыка и литература» - 16 часов.

1 четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» - 9 часов

дата

тема

содержание программы

музыкальный материал

1

Музыка как вид искусства

Искусство в нашей жизни

«3 концерт», «Вокализ» Рахманинова, Гимн РФ, гимн школы.

2

Музыка и литература

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.

«Жаворонок» Глинки, «Горные вершины» Рубинштейн, «Жаворонок» Балакирев.

3

Вокальная музыка

Богатство музыкальных образов в вокальной музыке

«Поет зима, аукает» Свиридов, «У зори – то у зорюшки» р.н.п. «Моя Россия» Струве.

4

Вокальная музыка

Образная природа в русской музыке

«Осень» Кюи, «Осень» Чайковского, «Родная земля» Дубравина.

5

 Первое путешествие в музыкальный театр. Балет.

Русская музыка наших дней

Сцена из балета Морозова «Доктор Айболит», «Песенка северного олененка» Ярмак.

6

Второе путешествие в музыкальный театр. Опера.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы

Глинка опера «Руслан и Людмила», «Песенка северного олененка» Ярмак.

7

Фольклор в музыке русских композиторов

Народные истоки русской профессиональной музыки

«Кикимора» Лядов, «Сказки гуляют по свету».

8

Музыкальные сказки

Стилевое многообразие музыки 20 века

Хачатурян «Чиполлино», «Сказки гуляют по свету».

 9               Обобщающий урок                                          Викторина

                                               

        

2 четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» - 7 часов

дата

тема

содержание программы

музыкальный материал

1

Музыка в сказке. Чонгурист.

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры, как способа самовыражения.

«У лукоморья» - разучивание, «Чела» - слушание, «Волшебный смычок» - разучивание.

2

Музыка в сказке. Музыкант – чародей.

Народное творчество как художественная самоценность

«У лукоморья», «Мелодия» Аладова, «Волшебный смычок» - исполнение.

3

Чахкли

Р.К. Инсценировка народных сказок.

«Сказки гуляют по свету», «Чахкли» - исполнение, «Снежная тундра» саамская песня – слушание, «Бедный и скупой» - инсценировка сказки.

4

Музыка в басне

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы.

«Квартет» - басня, «Квартет №2» Бородина – слушание, «Чахкли» - исполнение.

5

Писатели о музыке и музыкантах

Классицизм в западноевропейской музыки

«Старый повар» Паустовского, «Фантазия» Моцарта, «Жаворонок» Глинки.

6

Музыка в рассказе

«Жаворонок» Глинка, «Судьба барабанщика» Гайдар (фрагмент рассказа), «Северное сияние» Ярмак – исполнение.

7

Музыка в кино

Романтизм в западно – европейской музыки

«До – ре – ми» - фрагмент из кинофильма «Звуки музыки», «Вальс» Шопен. Викторина

2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство» - 18 час.

3 четверть «Можем ли мы «увидеть музыку» - 10 час.

дата

тема

содержание программы

музыкальный материал

1

«Что роднит музыку с изобразительным искусством»

Интонационно – образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами

«Островок», «Весенние воды» Рахманинов – слушание, «Добрый Мурман» Попов - разучивание

2

«Небесное и земное в звуках и красках»

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Знаменный распев как музыкально – звуковой символ Древней Руси.

Рахманинов «3 концерт», знаменный распев – слушание, «Добрый Мурман» Попов – исполнение.

3

Песни гражданской войны

Богатство музыкальных образов

«По долинам и по взгорьям», «Песня о тачанке» Листова, «Добрый Мурман» - исполнение.

4

«Богатырская» тема в музыке и живописи

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы

«2 симфония» Бородина, «Погоня» - слушание, «Три парня» - исполнение.

5

Героические образы в музыке и живописи

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в симфонической музыке

«2 симфония» Бородина, увертюра «Кориолан» Бетховена – слушание, «Рисунок» Куклин – исполнение.

6

«Любить, молиться, петь. Святое назначенье…

Отечественная и зарубежная музыка в синтезе с храмовым искусством

«Любовь святая» Свиридов, «Аве, Мария» Гуно, И.С.Бах – слушание, «Мама» Гаврилин – исполнение.

7

Мусоргский «Борис Годунов»

Интонация как носитель смысла в музыке. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы

«Песня Варлаама» - слушание и исполнение, «Мама» Гаврилин – исполнение.

8

Мусоргский «Рассвет на Москве – реке»

Картинность как характерное свойство русской классической музыки

«Рассвет на Москве – реке» - слушание, «Моя Россия» Струве – исполнение, «Песня о Мурманске» Матвеева – исполение.

9

«Прокофьев опера «Война и мир»

Стилевое многообразие музыки 20 века: развитие традиций русской классической музыкальной школы

«Ария Кутузова», «Вальс» Прокофьева – слушание, «О погоде» Адамовского.

10

Обобщающий урок

Выявление связей музыки с другими видами искусства, историей и жизнью

Урок - кроссворд

5 класс 4 четверть «Можем ли мы «услышать» живопись – 8 часов

дата

тема

содержание программы

музыкальный материал

1

Можем ли мы «услышать» живопись»

Жизнь как главный источник связей между различными видами искусства

«Вечерний звон» сл. Козлова, «Ростовские звоны» - слушание, «Моя Родина» Харитонова - исполнение

2

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыки

Рахманинов «Сюита для двух фортепиано» - слушание, «Моя Родина» Харитонова – исполнение.

3

Древние храм своей вершиной блещет ярко…

Стилевое многообразие музыки 20 века. Народные истоки профессиональной музыки

Кикта «Фрески Софии Киевской» 4 часть «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» - слушание, «Моя Родина» - исполнение.

4

Импрессионизм в музыке и живописи

Стилевое многообразие музыки 20 столетия: импрессионизм. Особенности трактовки лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия)

«Море», прелюдия «Лунный свет» Дебюсси – слушание, «Что такое тундра» Попов – исполнение.

5

Музыка народного праздника

Стилевое многообразие музыки 20 столетия.

Дебюсси «Празднества» - слушание, «Что такое тундра» Попов – исполнение.

6

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Интонация как носитель смысла в музыке.

«Музыкант» Зарицкой – исполнение, «Чакона» И.С.Баха, «Мелодия» Чайковского, «концерт №1» Шнитке – слушание.

7

Музыкальная живопись Мусоргского

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы

«Мусоргский «Картинки с выставки»: «Баба Яга», «Лиможский рынок», «Балет невылупившихся птенцов» - слушание, «Сказка по лесу идет» Никитин – исполнение.

8

Обобщающий урок

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки, их стилевое сходство и различие

Урок – концерт.

Формы контроля: викторины, тестовые задания, музыкальные кроссворды.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения музыки пятиклассник должен:

 - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания    специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;

- уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

- уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

- уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);

- развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;

- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.

                                                 

  6 КЛАСС

                                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 полугодие «Преобразующая сила музыки»

  На протяжении пяти лет обучения, ребята учились слышать в каждом произведении частицу жизни. Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры.

Музыка отражает жизнь и рождена самой жизнью: музыка о школе рождена

самой школьной жизнью, музыка революции – самой революцией, музыка о войне – самой войной, спортивная музыка – самим спортом. Музыка веселая,

радостная – отражение человеческих радости и веселья, музыка печальная,

грустная – отражает человеческую грусть и печаль. В 6 классе вопрос ставится глубже: если жизнь рождает музыку, то, как музыка воздействует на жизнь? Музыка сама по себе, непосредственно, не может оказывать какое – либо воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека. Рождать в нем те или иные чувства и мысли, воспитывать в нем высокие человеческие качества или, наоборот, возбуждает низкие, примитивные чувства. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношение к миру, к людям, на его труде, на том, как он сам влияет на жизнь, как воздействует на нее. Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила. На новом и знакомом музыкальном материале усваивается основная мысль о связи музыки с жизнью – жизнь рождает музыку и музыка воздействует на жизнь. Хорошо усвоенное ребятами представление о жизненном содержании музыки значительно обогатится пониманием ее преобразующей роли. Во много раз расширится представление учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.

2 полугодие «В чем сила музыки»

  После того, как ребята усвоили о влиянии музыки на человека, надо выяснить, в чем же заключается способность музыки оказывать это влияние.

Прежде всего, в самой музыке, в красоте ее звучания, которая определяется средствами музыкальной выразительности, а также ее правдивостью. Противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь.

Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, успокоить или наоборот, подбодрить, развеселить человека. А что  может сделать музыка уродливая и лживая? Только лишь вред принести человеку, изуродовать его духовный мир. Ребята учатся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту ее художественной формы в разных музыкальных жанрах: в вокальном сочинении, где важным помощником становится слово, а также и в симфонической музыке без «программных» заголовков, то есть учимся  воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.

                                     

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 6 класс, за год – 34 часа, в неделю – 1 час.

1 полугодие «Преобразующая сила музыки» - 16 часов.

1 четверть «Музыка и жизнь» - 9 часов.

дата

тема

содержание программы

музыкальный репертуар

1

Жизнь и музыка

Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства

«Матушка, матушка» Мартынов, «Вальс» Ж.Бреля – слушание, «Мальчишки, девчонки» Островского – исполнение.

2

Р.К. Поморские исторические песни

Знакомство музыкой поморов.

«Англичане в Белом море», «Я ли в поле да не травушка была» - слушание, «Мальчишки, девчонки» - исполнение.

3

Такие разные вальсы

Русский и западно – европейский романтизм

«Вальс» Чайковского, «Вальс» Шопена – слушание, «Мальчишки, девчонки» - исполнение.

4

Музыка, приносящая подпору и утешение

Особенности романтизма в русской музыке. Психологизм как характерное свойство музыки Чайковского. Обращение русских композиторов к народному фольклору.

«Мелодия»,«1 концерт» Чайковского – слушание, «Чудо – музыка» - разучивание.

5

«Молчащие» песни

Богатство музыкальных образов в вокальной музыке

«На побережье тайном», «Я – фронт» М.Теодоракис – слушание, «Чудо – музыка» - исполнение.

6

Ему подвластны звуки космоса

Музыка И.С.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека

«Органная фуга», «Весенняя песня» Бах – слушание, «Чудо – музыка» - исполнение.

7

Полифония и гомофония

Выразительные возможности различного склада письма

«Прелюдия» Баха, «Менуэт» Бетховен – слушание, «Весенняя песня» Баха – исполнение.

8

Героическая личность – героическая музыка

Романтизм в западноевропейской музыке

«5 симфония» Бетховена – слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение.

9

Обобщающий урок

Жизнь как главный источник музыки

Урок - концерт

6 класс

2 четверть «Преобразующая сила музыки» - 7 часов

дата

тема

содержание программы

музыкальный репертуар

1

Музыка революции

События истории и музыка

«Интернационал» Дегейтер, «Марсельеза» Руже де Лиль, «Рабочая марсельеза» - слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение.

2

Мир музыки Рахманинова

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы

«2 концерт», «Сирень» Рахманинов  - слушание, «Мурманский Алеша» Ярмак – исполнение.

3

Музыкальный сказочник

Наиболее значимые особенности русской классической музыкальной колы

«Шествие» из оперы «Золотой петушок» Римского – Корсакого – слушание, «Песня о Мурманске» Малкина – исполнение.

4

Революционный этюд

Сравнительная характеристика восприятия мира композиторами разных стран

«Этюд» Скрябина, «Этюд» Шопена – слушание, «Песня о Мурманске» - исполнение.

5

Песни военного Заполярья Р.К.

Знакомство с творчеством композиторов Заполярного края

«Прощайте, скалистые горы» Жарковского – слушание и исполнение.

6

Глюк «Орфей и Эвридика»

Особенности драматургического развития в оперном искусстве

«Мелодия», хор фурий – слушание, «Во кузнице» р.н.п. – исполнение.

7

Обобщающий урок

Интонационно – образная, жанровая и стилевая основы музыки

Урок - концерт

6 класс

2 полугодие «В чем сила музыки» - 18 часов

3 четверть – 10 часов

дата

тема

программное содержание

музыкальный материал

1

Глинка опера «Иван Сусанин»

Героические музыкальные образы в русской оперной музыке

«Ария Сусанина», хор «Славься» - слушание, «Баллада о солдате» - исполнение.

2

Юмор в музыке

Богатство музыкальных образов, вариации как способ развития музыкального образа. Знакомство с творчеством выдающихся русских пианистов Зилотти, Рихтером.

«Шутка»,  «Прелюдия» Баха – слушание, «Канон» - исполнение.

3

Небесное и земное в музыке Баха

Духовная музыка западно – европейской традиции: григорианский хорал. Музыка Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека

Григорианский хорал, «Хорал» Баха – слушание, «Канон» - исполнение.

4

Стравинский «Сюита № 2»

Стилевое многообразие музыки 20 века: И.Ф.Стравинский.

«Вальс», «Марш», «Полька», «Галоп» Стравинского – слушание, «Ты слышишь, море?» Зацепина – исполнение.

5

«Весенняя сказка» Р.К.

Обращение русских композиторов к народному фольклору. Знакомство с творчеством региональных народных коллективов.

«Ария Снегурочки». «Песня Леля» Римского – Корсакого. Поморские календарные песни в исполнении хора с. Варзуга.

6

«Весенняя сказка»

Оперная музыка русских композиторов

Сцена таяния Снегурочки – слушание, «Веснянка» - исполнение.

7

«Солнечный свет в музыке»

Сравнительная характеристика восприятия мира композиторами – классиками.

«Лакримоза», «Рондо» Моцарта – слушание, «Колыбельная» Моцарта – исполнение.

8

Музыка новой эпохи

Развитие традиций русской классической музыкальной школы 20 века: Свиридов. Авторская песня.

Увертюра «Время, вперед» Свиридов – слушание, «Как здорово» Митяев – исполнение.

9

Музыка юности и молодежи

Стилевое многообразие музыки 20 века: Кабалевский – педагог и композитор.

«3 концерт» для фортепиано с оркестром Кабалевский – слушание, «Как здорово» - исполнение.

10

Обобщающий урок

Урок – викторина.

6 класс 4 четверть «В чем сила музыки» - 8 часов

дата

тема

программное содержание

музыкальный материал

1

Музыка Прокофьева

Стилевое многообразие музыки 20 века

«Отъезд» из сюиты «Зимний костер», «Болтунья» Прокофьева – слушание, «Быть мальчишке капитаном» Ярмак – исполнение.

2

Лебединая песня

Способы обращения современных композиторов к народному фольклору

«Увели нашу подружку» Салманов, «Лебединая верность» Мартынов – слушание, «Быть мальчишке капитаном» - исполнение.

3

Весна идет

Вокальное творчество русских композиторов

«Весенние воды» Рахманинов – слушание, «Хорошо, что есть каникулы» - исполнение.

4

Музыка в отечественном кино

Творчество отечественных композиторов – песенников: И.О.Дунаевский

«Песенка о капитане», «Песенка о веселом ветре» Дунаевский – слушание, «Хорошо, что есть каникулы» - исполнение.

5

Музыка оперетты

Западно – европейская музыка 19 века

«Вальс» Штрауса из оперетты «Летучая мышь» - слушание, «Песня про жирафа» - разучивание.

6

Концерт для фортепиано

Способы обращения композиторов к народной музыке: варьирование. Развитие жанров светской музыки: концерт

«Веснянка» - исполнение, «1 концерт» 2, 3 части Чайковского – слушание, «Песня про жирафа» - исполнение.

7

Инструментальный концерт

Развитие жанров светской музыки: концерт

«Времена года» Вивальди – слушание, «Песня про жирафа» - исполнение.

8

Обобщающий урок

Выявление связей жизни и музыки на примерах различных интонационно – образных, стилевых основ музыкального искусства.

Урок - концерт

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения музыки шестиклассники должны:

- понимать жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

- знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

- различать полифоническую и гомофонную музыку;

 - уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;

- владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- уметь раскрывать образный строй  музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств.

- развивать навыки исследовательской художественно – эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

- совершенствовать умения и навыки самообразования

                                             

                                       

                                             

   7 КЛАСС                             

                     

                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 полугодие «Музыкальный образ»

  Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает то или иное содержание,

частицу жизни. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведение, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношения и развитие. На протяжении шести лет, знакомясь с музыкой, слушая ее, исполняя и размышляя о ней, мы, в сущности, знакомились с различными музыкальными образами. Обращение к музыкальному образу является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Благодаря своей интонационно – временной природе, музыка выражает переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями. Чтобы понять музыкальный образ в целом, нужно выявить выразительно – смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, проследить за развитием музыкальных образов. Круг музыкальных образов, с которыми знакомятся шестиклассники в первом полугодии, весьма широк: лирические, драмати –

ческие, образы, раскрывающие картины народной жизни, романтические образы, героические. Содержание темы полугодия раскрывается на отечественной и зарубежной музыки.

2 полугодие «Музыкальная драматургия»

  Во втором полугодии мы будем вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как друг на друга воздействуют, как при этом музыка развивается и к чему это развитие приводит. Так, от наблюдения за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа мы придем к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного, т. е. к тому, что называется музыкальной драматургией. В наблюдении за музыкальной драматургией очевидно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни: явления контрастные, противоречивые приводят к возникновению качественно новых явлений. Музыкальный образ, не содержащий в самом себе никаких противоречий и не сопоставленный с другим контрастным образом, не может вызвать к жизни какие – либо сложные музыкальные формы. Такой образ обычно мы встречаем в одночастной форме (Прелюдии Шопена). Наоборот, острый контраст внутри одного или между несколькими музыкальными образами всегда приводит к развитию крупных, значительных событий и вызывает к жизни крупные музыкальные произведения – сонату, симфонию, ораторию, оперу, балет.

7 класс количество часов – 34, в неделю – 1 час

1 четверть «Музыкальный образ» - 9 часов

дата

тема

программное содержание

музыкальный материал

1

Образы войны и мира

Богатство музыкальных образов в театральной музыке

«Вальс», ария Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир» - слушание, «Гимн школы», «Гимн России» - исполнение.

2

Драматический образ

Романтизм в западно – европейской музыке

«Лесной царь» Шуберт – слушание, «Песня туристов» Молчанов – исполнение.

3

Мир образов музыки Скрябина

Стилевое многообразие музыки 20 века

«Прелюдия» №4, «Революционный этюд» Скрябина –слушание, «Песня туристов» - исполнение.

4

Образы природы в вокальной музыке Рахманинова

Русская вокальная музыка

«Островок», «Весенние воды» Рахманинова – слушание, «Милая моя» Визбор – исполнение.

5

Образ борьбы и победы

Особенности трактовки драматической музыки

Увертюра «Эгмонт» Бетховена – слушание, «Милая моя» - исполнение.

6

«Болеро» Равеля

Стилевое многообразие музыки 20 века

«Болеро» Равеля – слушание, «Северный вальс» Ярмак – исполнение.

7

Картины народной жизни

Романтизм в западно – европейской музыке

«2 рапсодия» Листа (фортепиано) – слушание, «Северный вальс» Ярмак – исполнение.

8

Картины неродной жизни

Романтизм в зарубежной музыке

«2 рапсодия» Листа (оркестр) – слушание, «Северный вальс» - исполнение.

9

Обобщающий урок

Урок – викторина.

7 класс 2 четверть – 7 часов «Музыкальный образ»

дата

тема

программное содержание

музыкальный материал

1

Образ молодежи новой эпохи

Связь музыки с жизнью

«Гимн демократической молодежи мира» Новиков, «Песня о молоте» Пит Сигер – слушание, «Давайте дружить» Галь – исполнение.

2

Образы, которые изображают

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья

«В путь» Лаурушас, «Деревянная лошадка» Дварионас – слушание, «Давайте дружить» Галь – исполнение.

3

Романтические образы

Романтизм в западноевропейской музыке

«Вальсы» Шопена – слушание, «Звездопад» Пахмутова – исполнение.

4

Жизнеутверждающий образ музыки Баха

Выразительные возможности полифонического письма

«Органная фуга» Баха – слушание, «Звездопад» Пахмутова – исполнение.

5

Образ войны

Стилевое многообразие русской музыки 20 века

«Эпизод нашествия» из 7 симфонии Шостаковича – слушание, «До свидания, мальчики» Окуджава – исполнение.

6

Образы русской духовной музыки

Духовная музыка русских композиторов

«Богородице, Дево. Радуйся!» Рахманинов, «Да исправится молитва моя» Чесноков – слушание, «В минуту трудную сию» иеромонаха Романа – исполнение.

7

Обобщающий урок

Богатство музыкальных образов в инструментальной и вокальной музыке

Урок - викторина

7 класс, 3 четверть «Музыкальная драматургия» - 10 часов

дата

тема

программное содержание

музыкальный материал

1

Жизнь музыкальных образов

Особенности драматургического развития в оперном искусстве 19 века

«Увертюра», «Марш Черномора» из оперы  Глинки «Руслан и Людмила» - слушание, «Песни наших отцов» Дубравин – исполнение.

2

Космический пейзаж

Стилевое многообразие музыки 20 столетия: экспрессионизм

«Космический пейзаж» Чарльз Айвз – слушание, «Утренняя гимнастика» Высоцкий – исполнение.

3

Вся природа – мозаика цветов

Стилевое многообразие музыки 20 столетия: авангардизм

«Мозаика» Артемьев – слушание, «Утренняя гимнастика» Высоцкий – исполнение.

4

«Легкая» и «серьезная» музыка

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка

«Вальс» Штрауса, «Вальс цветов» Чайковского, пример из попмузыки – слушание, «Вечерний Мурман» Якимчук – исполнение.

5

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства

«2 рапсодия» Дж. Гершвин – слушание, «Вечерний Мурман» Якимчук – исполнение.

6

Музыкальные иллюстрации

Русская музыка 20 столетия: Свиридов

«Метель» Свиридов: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Пастораль» - слушание, «Звезды» Высоцкий» - исполнение.

7

Драматургия контрастных сопоставлений

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития

«Венгерские напевы» Эшпай – слушание, «День победы» Тухманов - исполнение

8

Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении

Композиционные особенности музыкальных форм

«Соната» Григ – слушание, «День Победы» Тухманов - исполнение

9

Сонатная форма

Композиционные особенности музыкальных форм

«Эгмонт» Бетховен, Соната» Григ, «Увертюра» Глинки – слушание, «День Победы» Тухманова - исполнение

10

Обобщающий урок

Урок – викторина, тестирование.

7 класс 4 четверть «Музыкальная драматургия» - 8 часов

дата

тема

программное содержание

музыкальный материал

1

Чувства, выраженные в танце

События истории – главные темы музыки

Полонез «Прощание с Родиной» Огинского – слушание, «Сочинение о весне» Дубравин – исполнение.

2

Мир музыкальных образов симфонической музыки

Познание мира в уникальной музыкально – образной форме.

«40 симфония» 1, 2 части Моцарта – слушание, «Сочинение о весне» Дубравин – исполнение.

3

Мир музыкальных образов симфонической музыки

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами - классиками

«40 симфония» 3,4 части Моцарта – слушание, «Сочинение о весне» Дубравин – исполнение.

4

Мюзикл

Современное музыкальное искусство

Номера из мюзикла «Кошки» Э. Л. Уэббера – слушание, «Облака» Егоров – исполнение.

5

Противопоставление музыкальных образов в одном произведении

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития

Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского – слушание, «Облака» Егоров – исполнение.

6

Урок – плакат «Нам нужна одна победа»

События истории в музыке

«Священная война» Александров, «Бухенвальдский набат» Мурадели, «7 симфония» Мурадели – слушание, «День победы» Тухманов – исподлнение.

7

Музыкальная драматургия балета

Стилевое многообразие музыки 20 века

«Золушка» Прокофьев – слушание, «Пора золотая Крылатов - исполнение

8

Обобщающий урок

Особенности драматургического развития в симфонической, сценической и инструментальной музыке

Заключительный урок - концерт

Формы контроля: викторины, музыкальные кроссворды, игра «Угадай мелодию», тесты.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения музыки семиклассники должны:

- понимать роль музыки в жизни человека;

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор, исполнитель, слушатель);

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

- уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- уметь эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения и в ситуации выбора;

- уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации, ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи

- уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполняя творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и др.

                           

                 

   УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

        

Программа «Музыка» 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 5 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Музыка: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2003

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Программа «Музыка» 1 – 7 классы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Г.П.Сергеева Е.Д.Критская «Уроки музыки» 5 – 6 классы. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 2007.

Музыка: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2006.

Музыка: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. М.: Просвещение, 2006.

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская «Уроки музыки» 7 класс. Пособие для учителя.

2007. Москва «Просвещение».

Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

«Музыка» 8 класс, поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского,

Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.

Музыка: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003

Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 8 кл.:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

                          Дополнительная литература:

Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 1994;

Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2001;

Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2001;

Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005;

Медущевский В.В. «Интонационная форма музыки: исследование. – М.,1993

Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2003;

Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2003;

Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация» - М.. 2005;

Стулова Г.П. «Акустико – физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М., 2005;

Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе»: учебное пособие для студентов – М..2003.

Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение:

Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия, Энциклопедический словарь юного музыканта.

Таблицы: средства музыкальной выразительности, виды искусства, музыка и театр.

Портреты композиторов.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы о Чайковском, Мусоргском, Прокофьеве. Шостаковиче.

Видеофильмы: балет «Лебединое озеро» Чайковского, Прокофьев балет «Ромео и Джульетта», опера Глинки «Руслан и Людмила», опера Бизе «Кармен», Щедрин «Кармен – сюита», рок – опера «Иисус – суперзвезда».

Методическое пособие с электронным приложением «Уроки музыки» 1-8 классы, автор – составитель Л.В.Золина И., «Глобус» 2009.

Музыкальный центр, ДВД – плеер, фортепиано, синтезатор, детские музыкальные инструменты: металлофоны, маракасы, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...