Современные технологии в художественном образовании
статья по музыке (11 класс) по теме

Колоколова Светлана Александровна

Данная статья содержит информацию о современных методиках и технологиях в художественном образовании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СО СПО «Саратовский областной педагогический колледж»

Преподаватель музыки

Колоколова С.А.

Современные технологии образования и воспитания в художественном образовании.

Важнейшей функцией образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают:

- готовность к продуктивной творческой деятельности;

-развитие творческой самостоятельности;

-социальная адаптация;

-способность легко ориентироваться в решении творческих задач;

-национальное самосознание.

 Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания студентов. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

         Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности. Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической.

Эстетическое воспитание влияет на личность средствами искусства, в том числе музыкального искусства, которое является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность обучающегося.

Актуальность художественного личностно-ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного подхода. Не так давно вопросы художественного образования и эстетического воспитания нередко рассматривались образования в контексте как нечто второстепенное. Отдавая приоритет знаниям, но не эстетической и художественной культуре, общественная практика повлекла за собой недостаточное развитие эмоциональной сферы. И как следствие этого снижение нравственности, ослабление творческих и познавательных способностей учащихся.

В структуру Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации входят образовательные области "Искусство" (музыка, ИЗО, МХК), "Ознакомление с окружающим миром", "Технология", включающая "Изобразительное искусство и художественный труд", "Обязательные занятия, занятия по выбору", внеурочная деятельность. Основные направления образования  и воспитания:  художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое,  общественно-полезная деятельность, проектная деятельность, что дает возможность обеспечивать формирование личностных качеств учащихся в соответствии с общечеловеческими идеалами, культурными традициями народов Российской Федерации.  Широкий выбор представленных в Базисном учебном плане областей дает возможность углубленного изучения обучающимися музыкального искусства как неотъемлемой части мировой художественной культуры для эстетического воспитания.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, умений самореализации.

Искусство имеет особенно серьёзное предназначение, которое касается внутреннего мира человека, формирования эстетического вкуса,  развития его духовных и личностных качеств. Искусство захватывает человека целиком, активизируя все его нравственные  и физические способности, формируя его образное мышление.


 Музыка, как никакое другое искусство, способна настраивать на свой лад внутренний мир человека и даже менять его. Музыка обладает мощным эмоциональным воздействием и сильно влияет на самые тонкие сердечные струны. Она открывает сердца людей. В мелодии перед подростком открывается красота окружающего мира.  Если в детстве донести до сердца ребёнка красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок поймёт многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.


В работе со студентами педагогического колледжа я использую современные образовательные технологии: технологию развивающего обучения, диагностические технологии и методики, здоровьесберегающие и проектные  технологии. 

Проектные технологии обязаны своим происхождением «методу проектов», появление которого, в свою очередь, обусловлено идеями Дж. Дьюи - обучением «посредством делания». Истоки же обучения через проекты, исходя из современных исследований, следует искать в «проектной методике» архитектурных школ Европы XVI-XVII вв. Однако в педагогической литературе и в исследованиях по истории педагогики используется термин «метод проектов». Понятие «метод проектов» существует как статическое словосочетание, которое используется уже достаточно долго, и слово «метод» в этом словосочетании утратило свой настоящий смысл.  «Метод проектов» - это технология, которая располагает целым спектром методов обучения.

Проект «Битва хоров», проводимый в Саратовском областном педагогическом колледже, носит художественно-эстетическую направленность. Данный проект направлен  на развитие музыкальных способностей студентов. Тематика каждого тура проекта разработана с учётом того, чтобы занятия способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма, аналитических  и творческих способностей участников хоров.

 Хоровое пение является одним из средств разностороннего развития обучающихся: музыкально-творческого и личностного и занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Систематические занятия хоровым пением формируют у обучающихся гармонический  слух, активизируют музыкальный слух, укрепляют музыкальную память,  развивают творческие способности, воспитывают  дисциплину, ответственность, чувство коллективизма.Хоровое пение имеет ряд особенностей, и основной из них является то, что развитие музыкальных способностей учащихся на занятиях хоровым пением происходит в коллективной форме. Кроме этого, хоровое искусство имеет особую доступность для восприятия в силу синтеза слова и музыки; хоровое пение адекватно психолого-возрастным особенностям студентов, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства.  Надо отметить, что степень развития музыкальных способностей, уровень их развития строго индивидуальны, они во многом зависят от природных данных учащихся.

Описание проекта

Идеология мероприятия подразумевает этническую толерантность, уважение к традиционной культуре и истории различных народов, несет познавательную и культурную ценность.Проект рассчитан на 2 учебных года, включает в себя 6 конкурсных туров. Каждый тур имеет свою тематику.

Цели проекта


Художественное воспитание студентов, формирование их эстетического вкуса, приобщение их к миру музыки и поэзии.


Выявление талантливых студентов  и вовлечение их в творческую жизнь колледжа.


Создание творческого коллектива, владеющего художественно-выразительными средствами хорового исполнения, умеющего со сцены передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении.


Развитие музыкально – певческих  навыков и основ сценического поведения  обучающихся.


Задачи проекта


Обучающие:


-   формирование  вокально-хоровых знаний, умений, навыков: навыка многоголосного пения, как с сопровождением, так и a cappella;  навыка  пения в унисон; навыка коллективной импровизации и др.


-  знакомство  студентов с музыкальным хоровым репертуаром классики, народной музыки и современности.


Развивающие:


- Развитие  навыков коллективного творчества.


- Расширение кругозора студентов колледжа.


- Развитие навыка анализа и оценки различных музыкальных явлений в окружающей жизни.


Воспитательные:


- Прививать детям любовь к хоровому пению.


- Закреплять прочный интерес к классической, народной и современной - Вырабатывать у обучающихся потребность в коллективном музицировании.- Воспитывать у обучающихся эстетический вкус и чувство стиля


.- Воспитывать дисциплинированность, ответственность, аккуратность, чувство коллективизма.


Целевая аудитория


Учащиеся 1-4курсов педагогического колледжа.


В период взросления социальные ценности подвергаются испытаниям. Представленный проект позволит найти себя каждому студенту через творческую  деятельность, привлечет интерес к социально – культурной жизни колледжа.


Возрастная группа  студентов педагогического колледжа имеет свои психолого-педагогические особенности, которые педагог должен обязательно учитывать в своей деятельности. Воспитанники хора – подростки, поэтому нельзя не обращать внимания на особенности их взросления: перестройка организма, самореализация, склонность к конфликтам и др. Выбор форм и методов обучения опирается на ведущую деятельность данной возрастной группы и её особенности.


Данный проект рассчитан на 2 года обучения. Занятия планируется проводить в групповой и фронтальной формах. На занятиях планируется работа над основными вокально-хоровыми навыками, разучивание произведений.


Сводные репетиции (фронтальная форма обучения) планируется проводить 1 раз в неделю по 1 часу, на них должна вестись работа над художественной стороной произведений, подготовка к концертам.


В ходе проекта планируется:


Вокально-хоровая работаповторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретённых ранее знаний, умений и навыков у каждого участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в хоре, охраны голоса.


Певческая установка должна стать навыком. Дыхание – ровным, спокойно-активным, эмоциональным, длинным, обеспечивающим доступную для этого возраста гибкость голоса. Диапазон голоса у каждого – примерно полторы октавы. На всём диапазоне смешанное звучание (микст) с характерными для юношеского голоса проявлениями элементов «взрослости».


Пение произведений: пение произведений основывается на изучаемом репертуаре. Репертуар включает в себя народные песни, современные музыкальные произведения, классические произведения. В рамках теоретических часов занятия проводятся в яркой, динамичной форме беседы о разучиваемых произведениях, их авторах, проходит разбор интерпретации исполнения произведения, раскрытие сущности его художественного образа (музыкального и поэтического).


На практических занятиях идет разносторонняя работа над произведением; оно прорабатывается различными методами: поется с сопровождением и без него, по партиям и всем составом, по слуху и по нотам, происходит взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.


Работа над драматургией музыкальных произведений  направлена на общее восприятие сочинения. И здесь важно, чтобы учащиеся прежде, чем исполнять произведение, прочувствовали его содержание, настроение, то есть умели сопереживать событиям, которые представлены в произведении.


Работа над формой музыкальных произведений: забота о стройности целого, нахождение кульминации сочинения, выявление способов его развития, то есть, воссоздание формы произведения – центральный вопрос музыкального исполнительства. На старшей ступени обучения закрепляются знания строения фразы, одночастной, двухчастной, трёхчастной, куплетной форм музыкальных произведений; вводится понятие куплетно-вариационной, вариационной форм. Учащиеся совершенствуют навыки и умения, помогающие разнообразить исполнение с помощью средств музыкальной выразительности (динамики, характера звуковедения, агогики).


Концертная деятельность  включает в себя непосредственное участие хоровых коллективов в концертах проекта. На этом этапе особенно ярко проявляется значение коллективной творческой деятельности учащихся; происходит основное формирование их музыкальной культуры, общей культуры поведения и мировосприятия. Особенно результат заметен после участия в различных фестивалях и конкурсах – такие мероприятия являются огромным стимулом для повышения общей и духовно-нравственной культуры детей, повышения мастерства хорового пения, они сплачивают учащихся, расширяют кругозор и сферу их общения, влияют на их личностное развитие, меняют стиль поведения.


Принципы, используемые при реализации проекта


- Осуществление деятельности по развитию вокальных, певческих способностей студента


- Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие


- Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур


- Использование конкретных наборов методических приёмов на различных ступенях образования


Обоснование необходимости


1. Воспитание активной жизненной позиции


2. Повышение интереса учащихся к внеклассной работе через использование в колледже нетрадиционных методов в области формирования социальных ценностей


3. Повышение социальной активности учащихся


4. Формирование основ толерантного сознания



Данный проект  позволит разнообразить формы воспитательной работы внутри колледжа, привлечь к совместному коллективному творчеству большое количество студентов. В ходе проекта обучающиеся  приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшейпрофессиональной деятельности  и будут способствовать формированию эстетически образованной, высоко – культурной  личности.











































.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Инновации и современные технологии духовно-нравственного образования и воспитания.

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственны...

Разработка урока по биологии на системно-деятельностной основе "Химический состав клетки" 6 класс. В плане реализации ФГОС ООО внедрении современных технологий в процесс образования

Тема урока: Химический состав клеткиТип урока: ОНЗ (открытие нового знания)Цели и задачи урока:Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (знакомится с  хими...

ДОКЛАД: Современные технологии художественного образования

«Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет дерево»...

Современные технологии в дополнительном образовании

Презентация разработана в формате PDF. ...