Инновации и современные технологии духовно-нравственного образования и воспитания.
статья по теме

Зиневская Лариса Николаевна

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу - воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

Необходим мониторинг, позволяющий оценивать результаты исследования, а в дальнейшем отслеживать и контролировать результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zinevskaya_l.n._statya.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации и современные технологии духовно-нравственного образования и воспитания.

Зиневская Л.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17», город Берёзовский

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу - воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. С принятием в России Закона «Об образовании» в его новой редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются основными в системе задач всех социальных институтов воспитания - семьи, учебного заведения, социального окружения.  Формирование единства духовно-нравственного развития и профессиональной подготовки обучающихся осуществляется более эффективно при комплексном воздействии на когнитивный, аксиологический, деятельностный компоненты. При этом духовность выступает как целостное, системное образование, характеризующееся ценностно-духовным отношением личности к жизни, людям, самому себе и проявляющееся в активном стремлении к творчеству, самосовершенствованию. Субъектами процесса духовно-нравственного воспитания являются педагоги и обучающиеся. Все вышеперечисленные компоненты создают инновационную среду учебного заведения, стимулирующую ценностное осмысление внешних воспитательных воздействий. Специфика духовно-нравственного воспитания обучающихся состоит в дифференциации, индивидуализации педагогических влияний, ориентации внеучебной работы на самостоятельность и активность в профессиональной творческой деятельности в школе. Внеучебная деятельность с различными формами и методами работы - это именно та деятельность, в процессе которой возможно организовать работу по духовно-нравственному воспитанию. Для этого необходимы условия, предполагающие создание инновационной среды, вовлеченность обучающихся в воспитывающую деятельность, определяемую системой внеучебной работы. Основными показателями духовно-нравственной воспитанности обучающихся в условиях инновационной среды образовательного учреждения необходимо определить знания, познавательные интересы, зрелость нравственно-волевых устремлений и нравственных поступков, интерес к духовной культуре, понимание ее роли в формировании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях инновационной среды образовательного учреждения реализуется через внеучебную деятельность, предполагающую взаимосвязь целевого, индивидуально-группового, пространственно-временного, деятельностно-творческого компонентов и ориентированную на потребностно-мотивационпую сферу личности с применением эмоционально-ценностных средств.

Духовность — важная составляющая человека, обуславливающая положительную интеграцию народа в изменяющееся общество, которое на опыте убеждается, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, новейшие технологии. Духовные ценности - это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Формирование российского гражданского общества, рыночного сектора экономики, изменения в сфере занятости, возрастание требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов определяют актуальность профессионального образования. Инновационный подход предполагает повышение качества подготовки обучающихся, что приводит к возрастанию роли воспитания в системе среднего образования.

Основным результатом проведенного исследования по проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся образовательного учреждения стало определение педагогических условий эффективности воспитания. В ходе исследования раскрыты, обоснованы и апробированы в практике подходы к построению основных компонентов воспитательной системы  образовательного учреждения: целевой, когнитивный, аксиологический, деятельностный, мониторинговый.

Целевой компонент предполагает определение целей воспитания. Определение этих целей на основе учета интересов обучающихся и учета тенденций общественного развития и требований, предъявляемых обществом к образовательным учреждениям.

Когнитивный компонент определяет направленность на формирование определенного уровня общенаучной, профессиональной и социальной компетентности обучающихся, т.е. приобретение ими системы научных, технических и социальных знаний, умений и навыков как основ профессиональной деятельности. Действенность реализации когнитивного компонента выражается в сознательном применении научных знаний в тех или иных конкретных условиях. Когнитивный компонент отражает уровень информированности обучающихся о проблеме духовности, нравственности.

Аксиологический компонент связан с ценностями, отношениями, в процессе которых ценности формируются. Достижение целей духовно-нравственного воспитания осуществляется благодаря гармоничному обращению к рационально-рассудочной и эмоционально-аффективной сферам психики молодого человека, а также благодаря опоре на систему духовно-нравственных ценностей.

Деятельностный компонент рассматривается как действия обучающихся, отражающие их духовно-нравственную направленность:

• учебная деятельность, отражающаяся в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе по духовно-нравственному воспитанию, которая находит свое отражение в рефератах, докладах обучающихся на уроках и практических занятиях.

• внеучебная деятельность, волонтерская, поисковая деятельность обучающихся, их участие в массовых мероприятиях.

Необходим мониторинг, позволяющий оценивать результаты исследования, а в дальнейшем отслеживать и контролировать результаты духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Рационально разработать и апробировать на практике систему критериев оценки результативности воспитательного процесса: критерии духовно-нравственного развития обучающихся (полнота и объем знаний о духовно-нравственных ценностях, степень интереса к этим знаниям, степень развития эмоционального отношения к нравственно значимым ценностям, их личностного принятия, наличие практического опыта готовности следовать нравственным ценностям в поведении, степень готовности оценить поведение свое и окружающих с позиции следования нравственным ценностям), критерии оценки результативности воспитательного процесса: степень активности и заинтересованности воспитанников, степень самостоятельности воспитанников в подготовке и реализации мероприятия, критерии оценки результативности воспитательного процесса образовательного учреждения: степень сплоченности коллектива учебного заведения, самостоятельность, активность и инициативность самоуправления обучающихся, динамика воспитанников, состоящих на внутреннем контроле.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.

В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организ...

Проектная деятельность учителя литературы и психолога - путь к решению вопроса современного образования и воспитания

Нравственно-социальная адаптация школьников через интеграционную модель, основанную на аксиологическом (ценностном) подходе....

Педагогическое эссе "Духовно-нравственные традиции в современном образовании и воспитании"

Эссе про педагогическую поддержку семьи в духовно-нравственном воспитании...

Роль математики и физики в образовании и воспитании современного человека

В данной статье  говорится о роли математики и физики в образовании и воспитании современого человека. При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методам...

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования...