рабочая программа 1-4
рабочая программа по музыке на тему

Минчева Людмила Николаевна

 

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных  учреждений составлена в соответствии  с основными положениями:

·  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.

·  Примерной программы начального общего образования по музыке.

·  Программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», 2011).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_shkola.docx79.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    

                                             УЧРЕЖДЕНИЕ

                 «СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА  №1»

«Утверждаю»

Директор школы:

________________

Серова Г.П.

Приказ № ______ от

«__» __________ 2012г.

«Согласовано»

с заместителем директора по УВР   ______________

___________________

Воронкова Н.В./

Рыбкина З.И.

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

    _________________

        Симакова Е.В.

   Протокол № ____  от

  «__» ___________ 2012г.

       

                                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                 учебного предмета

                                                     «МУЗЫКА»

                                           Ступень обучения: 1- 4

                                                     на 2012 – 2016 годы

                                      Срок  реализации  программы: 4 года

                                                                                         Учитель музыки:

                                                                                         Минчева Людмила Николаевна

                                                                                          первая категория

                                                                                                               Эксперт:

                                                                                                _____________________________

______________________________

______________________________

                                                       

                                                        2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных  учреждений составлена в соответствии  с основными положениями:

  1.  Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
  2.  Примерной программы начального общего образования по музыке.
  3.  Программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», 2011).

   Пояснительная записка

 Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально - образного  восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение  различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и  понимание неразрывной связи музыки и жизни.

  Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1.   Воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной

культуры.

  1.   Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
  2.   Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
  3.   Освоение знаний о музыкальном искусстве.
  4.   Овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности.

     Задачи:

  1.  Воспитание интереса и  любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как музыкальной грамотности, интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края.
  2.  Развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке.
  3.  Развитие желания и умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.
  4.  Поощрение желания детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
  5.  Формирование опыта игры на музыкальных инструментах.
  6.  Обучение хоровому исполнительству.

                       Общая характеристика учебного процесса

Отличительная особенность программы и всего учебно – методического комплекса:  

включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства.

 Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально – эстетического фона,  усиливающего  понимание детьми содержания музыкального произведения.

 Урок  музыки – урок искусства, нравственно-эстетической основой которого является художественно- педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые   для формирования личностных качеств ребёнка « вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатление в художественных образах. Художественно – педагогическая идея  позволяет учителю и ребёнку  осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих  ценностей.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе   разнообразны и  направлены на  реализацию принципов развивающего обучения.

 Это хоровое и ансамблевое  пение, пластическое и музыкально – ритмические движения,   игра на музыкальных инструментах, инсценирование (разыгрывание) песен,  сюжетов  сказок, музыкальных пьес программного  характера, освоение музыкальной   грамоты как  средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого дети учатся размышлять о музыке, импровизировать – (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация), составлять домашнюю   фонотеку, создавать   рисованные мультфильмы, озвучивать их знакомой музыкой, писать небольшие литературные  сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах и др. В процессе обучения они  рисуют на темы полюбившихся музыкальных   произведений, выполняют эскизы костюмов и  декораций к операм, балетам и музыкальным спектаклям, составляют художественные коллажи, поэтические дневники, программы концертов.

Основные виды учебной деятельности школьников:

  1.   Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по  содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально - слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов и  жанров.
  2.   Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и    навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
  3.   Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных  музыкальных инструментах . Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт  индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
  4.   Музыкально – пластическое движение. Общее представление о пластических средствах   выразительности. Индивидуально – личностное выражение  образного содержания музыки  через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических   композиций. Танцевальные импровизации.
  5.   Драматизация музыкальных произведений. Театральные формы музыкально –творческой  деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев,   игры –  драматизации.   Выражение образного содержания музыкальных  произведений с помощью   выразительности различных искусств.

Методы музыкального воспитания:

  1.  Художественное,  нравственно – эстетическое познание музыки.
  2.  Интонационно – стилевое постижение музыки.
  3.  Эмоциональная драматургия.
  4.  Концентричность организации музыкального материала.
  5.  «Забегание вперёд» и возвращение к пройденному.
  6.  Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.).
  7.  Игры.
  8.  Художественный контекст (выход за пределы музыки).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке является групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – путешествия, уроки – игры, урок – экскурсия, уроки – концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в  соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела.

        Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.  Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти,    года.  

Место предмета в учебном плане:

    В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета – 1 час в неделю).

    В соответствии с учебным планом в 2 -4  классах на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета – 1 час в неделю).

       Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:

  1.   Развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
  2.   Побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров.
  3.   Развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко

выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения.

  1.   Формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове,

пластике, а так же – мимике.

  1.   Развитие певческих умений и навыков ( координации между слухом и голосом,

выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение

песен.

  1.   Развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и

пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.

  1.   Формирование навыков элементарного  музицирования на простейших

инструментах.

  1.   Освоение элементов музыкальной грамотности как средства осознания

музыкальной речи.

                                                           

                                                    1 класс

                      Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу первого класса учащиеся должны знать:

  1. Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
  2. Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,

принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,

жанры музыки.

  1. Музыкальные произведения, называть их авторов.

К концу первого класса учащиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
  1. Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко

выраженным жизненным содержанием.

  1. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
  1. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
  1. Продемонстрировать понимание интонационно - образной природы

музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности

в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусства.

  1. Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.

К концу первого класса учащиеся должны владеть:

  1. Певческими навыками, выразительным  исполнением песен.
  2. Навыками элементарного  музицирования на простейших инструментах.
  3. Элементами музыкальной грамоты.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  1. Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
  2. Действие смыслообразования.
  3. Нравственно – этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение выражать свои мысли.
  2. Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
  3. Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. Целеполагание
  2. Волевая саморегуляция.
  3. Коррекция.
  4. Оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные УУД:

  1. Умение структурировать знания.
  2. Смысловое чтение.
  3. Знаково – символическое моделирование.
  4. Выделение и формулирование учебной цели.
  5. Планирование деятельности для достижения результата.

Логические Д:

  1. Анализ объектов.
  2. Синтез, как составление целого из частей.
  3. Классификация объектов.
  4. Доказательство.
  5. Выдвижение гипотез и их обоснование.
  6. Построение логической цепи рассуждения.

                                                             2 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу второго класса учащиеся должны знать:

  1. Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
  2. Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,

принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,

жанры музыки.

  1. Музыкальные произведения, называть их авторов.

К концу второго класса учащиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
  2. Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко

выраженным жизненным содержанием.

  1. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
  2. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
  3. Продемонстрировать понимание интонационно- образной природы

музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности

в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений

разных видов искусства.

  1. Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.

К концу второго класса учащиеся должны владеть:

  1. Певческими навыками, выразительным  исполнением песен.
  2. Навыками элементарного  музицирования на простейших инструментах.
  3. Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:

пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..

  1. Элементами музыкальной грамоты.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  1. Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
  2. Действие смыслообразования.
  3. Нравственно – этическое оценивание.

Коммуникативные УУД

  1. Умение выражать свои мысли.
  2. Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
  3. Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание
  2. Волевая саморегуляция.
  3. Коррекция.
  4. Оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные УУД

  1. Умение структуировать знания.
  2. Смысловое чтение.
  3. Знаково – символическое моделирование.
  4. Выделение и формулирование учебной цели.
  5. Планирование деятельности для достижения результата.

Логические УУД

  1. Анализ объектов.
  2. Синтез, как составление целого из частей.
  3. Классификация объектов.
  4. Доказательство.
  5. Выдвижение гипотез и их обоснование.
  6. Построение логической цепи рассуждения.

                                                      3-й класс

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу третьего класса учащиеся должны знать:

  1. Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
  2. Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,

принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,

жанры музыки.

  1. Музыкальные произведения, называть их авторов.

К концу третьего класса учащиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
  2. Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко

выраженным жизненным содержанием.

  1. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
  2. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
  3. Продемонстрировать понимание интонационно- образной природы

музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности

в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений

разных видов искусства.

  1. Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.

К концу третьего класса учащиеся должны владеть:

  1. Певческими навыками, выразительным  исполнением песен.
  2. Навыками элементарного  музицирования на простейших инструментах.
  3. Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:

пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..

  1. Элементами музыкальной грамоты.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  1. Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
  2. Действие смыслообразования.
  3. Нравственно – этическое оценивание.

Коммуникативные УУД

  1. Умение выражать свои мысли.
  2. Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
  3. Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание
  2. Волевая саморегуляция.
  3. Коррекция.
  4. Оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные УУД

  1. Умение структуировать знания.
  2. Смысловое чтение.
  3. Знаково – символическое моделирование.
  4. Выделение и формулирование учебной цели.
  5. Планирование деятельности для достижения результата.

Логические УУД

  1. Анализ объектов.
  2. Синтез, как составление целого из частей.
  3. Классификация объектов.
  4. Доказательство.
  5. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Построение логической цепи рассуждения.                                                   

                                             

                                                4-й класс

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу четвертого класса учащиеся должны знать:

  1. Какова роль музыки в повседневной жизни человека.
  2. Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,

принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,

жанры музыки.

  1. Музыкальные произведения, называть их авторов.

К концу четвертого класса учащиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.
  2. Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко

выраженным жизненным содержанием.

  1. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.
  2. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
  3. Продемонстрировать понимание интонационно - образной природы

музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности

в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений

разных видов искусства.

  1. Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.

К концу четвертого класса учащиеся должны владеть:

  1. Певческими навыками, выразительным  исполнением песен.
  2. Навыками элементарного  музицирования на простейших инструментах.
  3. Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:

пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..

  1. Элементами музыкальной грамоты.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД

  1. Ценностно – смысловая ориентация учащихся.
  2. Действие смыслообразования.
  3. Нравственно – этическое оценивание.

Коммуникативные УУД

  1. Умение выражать свои мысли.
  2. Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.
  3. Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД

  1. Целеполагание
  2. Волевая саморегуляция.
  3. Коррекция.
  4. Оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные УУД

  1. Умение структуировать знания.
  2. Смысловое чтение.
  3. Знаково – символическое моделирование.
  4. Выделение и формулирование учебной цели.
  5. Планирование деятельности для достижения результата.

Логические УУД

  1. Анализ объектов.
  2. Синтез, как составление целого из частей.
  3. Классификация объектов.
  4. Доказательство.
  5. Выдвижение гипотез и их обоснование.
  6. Построение логической цепи рассуждения.

Тематическое планирование курса «Музыка»

 (1ч в неделю; всего 135 ч)

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

 « Музыка вокруг нас»  -   16ч.

Определять характер и настроение музыки, исполнителей, жанр, характер мелодии, тембры народных инструментов.

Выявлять отличительные черты песни, марша, танца.

Моделировать художественно – творческий процесс (свободное дирижирование - имитировать жест дирижера).

Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам.

Исполнять с ритмическими хлопками, с танцевальными движениями.

Сочинять мелодию по цепочке.

Создавать ритмическую партитуру.

Имитировать игру на музыкальных инструментах, передавая характер музыки в пластическом интонировании. 

Сопоставлять жанры и определять места фрагментов в тексте

Составлять исполнительский план каждого куплета, исполнение пластических этюдов.

«Музыка и ты»   -   17ч

Характеризовать содержание и выразительные средства музыки, образы  и звукоизобразительные моменты.

Выявлять особенностей русской музыки, выразительные средства скороговорки, отношение автора к героине миниатюры, особенности жанров оперы и балета

Определять настроение картины, цветовую палитру, особенности композиции, основную идею песни.  

Сравнивать пьесы (интонационно – образный анализ).

Моделировать воплощение образа (разыгрывание танцевальными движениями).

Подбирать музыкальные произведения к соответствующим картинам.

Уметь создать программу и афишу.

« Россия – Родина моя»   15ч.

Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий, названия изученных жанров и форм музыки, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов, наиболее популярные в России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Знать/ понимать певческие голоса, произведения С.Рахманинова, жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности.

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки, внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений.

Размышлять о музыке, применяя знания, полученные в процессе обучения.

 Распределять дыхание по фразам, правильно дышать при пении.

«День, полный событий»   15ч.

Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.  

Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.

Знать/ понимать русских святых, традиции родного края.

Узнавать названия и авторов произведений.

Определять и сравнивать характер, настроение  и средства музыкальной выразительности, проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают.

« О России петь – что стремиться в храм»  18ч.

Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с  элементами двухголосия.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.

Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Знать/ понимать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты,название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.

Уметь передавать настроение музыки и её изменения: в пении, музыкально-пластическом движении, правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам.

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло»  14ч.

Запоминать названия изученных произведений и их авторов.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов.

Знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального  произведения с использованными в нем выразительными средства.

Определять на слух основные жанры музыки.

Размышлять о музыке, оценивая её эмоциональный характер  и определять образное содержание.

  «В концертном зале»  11ч.

Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш), названия изученных жанров и форм музыки, наиболее популярные в России музыкальные инструменты

Уметь  определять на слух основные жанры музыки.

Размышлять о музыке.

 Оценивать её эмоциональный характер  и определять образное содержание.

«В музыкальном театре»  16ч.

Узнавать наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров.

Использовать приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки, для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др..

Запоминать названия изученных произведений и их авторов.

Знать/ понимать  названия изученных жанров и форм музыки, средства музыкальной выразительности.

Уметь  размышлять, применять знания, полученные в процессе уроков музыки.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.

.

« Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье…»   13ч.

Узнавать наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров.

Использовать приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки, умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др..

Запоминать названия изученных произведений и их авторов.

Знать/ понимать  названия изученных жанров и форм музыки, средства музыкальной выразительности.

Уметь  размышлять, применять знания, полученные в процессе уроков музыки.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.

.

Содержание учебного курса «Музыка»

                                                    1-й класс

                                   (1 час в неделю, всего – 33 ч)

Занятия в первом классе имеют пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе класса два раздела: « Музыка вокруг нас» и « Музыка и ты».

 

        

Раздел 1.   « Музыка вокруг нас»  -   16ч.

Содержание:

  1. Музыка и её роль в повседневной жизни человека.  
  2.  Песни, танцы и марши – основа многообразных  жизненно-музыкальных

впечатлений детей.

  1. Основные понятия и музыкальные термины: виды музыкальной деятельности

( исполнение, сочинение, слушание), принципы развития музыки (повтор,

вариационность, контраст), формы музыкальных сочинений ( одночастная,

двухчастная, куплетная).

  1. Музыкальные инструменты  (гусли, арфа, свирель, флейта).

Деятельность учащихся:

  1. Определить характер и настроение музыки, исполнителей.
  2. Моделировать художественно – творческий процесс (свободное дирижирование - имитировать жест дирижера).
  3. Разучить песни с инсценировкой и драматизацией по группам.
  4. Исполнить с ритмическими хлопками, с танцевальными движениями.
  5. Определять жанр, выявлять отличительные черты песни, марша, танца.
  6. Разучить с элементами шумового оркестра: треугольник, металлофон.
  7. Определить характер мелодии, подобрать стихи.
  8. Сочинить мелодия по цепочке.
  9. Создать ритмическую партитуру.
  10. Определить тембры народных инструментов.
  11. Вокализировать, знакомство с имитацией тембров народных инструментов в

классической музыке.

  1. Имитировать игру на русских народных инструментах.
  2. Сопоставлять жанры и определять места фрагментов в тексте.
  3. Знакомиться с тембром флейты, сопоставлять с тембром народных духовых инструментов.
  4. Имитировать игру на музыкальных инструментах, передавать характер музыки в пластическом интонировании.
  5. Составить исполнительский план каждого куплета, исполнение пластических этюдов.

Раздел 2.     «Музыка и ты»   -   17ч.

Содержание:

  1. Музыка в жизни ребёнка. Виды театров (музыкальный, оперы и балета,

кукольный и др.).

  1. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств  человека и

окружающего его мира.

  1.  Интонационно-осмысленное воспроизведение различных  музыкальных образов.
  2.  Музыкальные инструменты ( фортепиано, клавесин, лютня, гитара).

 Деятельность учащихся:

  1. Прослушать песню, характеризовать содержание и выразительные средства музыки.
  2. Восприятие произведения, выявление особенностей русской музыки.
  3. Определить настроение картины, цветовую палитру, особенности композиции.
  4. Сравнить пьесы, интонационно – образный анализ.
  5. Понятие контраста.
  6. Характеризовать образ и звукоизобразительные моменты.
  7. Моделировать воплощение образа (разыгрывание танцевальными движениями).
  8. Выявить выразительные средства скороговорки, отношение автора к героине миниатюры.
  9. Прослушать песню, определить основную идею.  
  10. Подобрать музыкальные произведения к соответствующим картинам.
  11. Определение жанра оперы и балета.
  12. Выявить особенности жанров оперы и балета.
  13. Создать программу и афишу для заключительного концерта.        

                                                    2-й класс

                                   (1 час в неделю, всего – 34 ч)

Раздел 1.   « Россия – Родина моя»   4ч.

Содержание:

  1. Музыкальные образы родного края.
  2. Песенность как   отличительная черта русской музыки.
  3. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся понимать слова и мелодию гимна России.
  2. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
  3. Смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.
  4. Названия изученных жанров и форм музыки.
  5. Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
  6. Названия изученных произведений и их авторов.
  7. Наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
  8. Певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Раздел 2.     «День, полный событий»   5ч.

Содержание:

  1. Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах.
  2. Детские пьесы С. Прокофьева и П.Чайковского.
  3. Музыкальный инструмент: фортепиано.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся узнавать названия изученных произведений и их авторов.
  2. Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
  3. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия,  ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных фрагментах.
  4. Передавать настроение музыки и его исполнение в пении.
  5. Использовать приобретенные знания и умения для исполнения знакомых песен.

  Раздел 3. « О России петь – что стремиться в храм»  7ч.

Содержание:

  1. Колокольные звоны России.
  2. Святые земли Русской.
  3. Праздники православной церкви: Рождество Христово. Молитва. Хорал.

 Деятельность учащихся:

  1. Учатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.  
  2. Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.
  3. Исполнять народные и композиторские песни.
  4. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.

Раздел 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло».  4ч.

Содержание:

  1. Мотив, напев, наигрыш.
  2. Оркестр русских народных инструментов.
  3. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.
  4.  Обряды и праздникирусского народа: проводы зимы, встреча весны.
  5. Опыты сочинения мелодии на тексты народных песенок, закличек, потешек.
  6. Масленица. Масленичные песни. Игры. Хороводы.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с  элементами двухголосия.
  2. Исполнять народные и композиторские песни.
  3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.
  4. Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Раздел 5.  «В музыкальном театре»  6ч.

Содержание:

  1. Опера и балет. Песенность,  танцевальность, маршевость в опере и балете.
  2. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Темы - характеристики действующих лиц.
  3.  Детский музыкальный театр.

Деятельность учащихся:

  1. Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
  2. Определяют и сравнивают характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия. ритм, теп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях.
  3. Определяют названия изученных жанров и форм музыки, наиболее популярные в России музыкальные инструменты.

Раздел 6.  «В концертном зале»  3ч.

Содержание:

  1. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.
  2.  Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст.
  3. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра.
  4. Партитура.

Деятельность учащихся:

  1. Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
  2. Узнают изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов.

Раздел  7.  « Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье…»   5ч.

Содержание:

  1. Композитор – исполнитель – слушатель.
  2. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки.
  3. Жанры музыки.
  4. Международные конкурсы.

       Деятельность учащихся:

  1. Узнают наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров.
  2. Используют приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки.
  3. Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
  4. Используют приобретённые знания и умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др..

       

.

                                              3-й класс

                                   (1 час в неделю, всего – 34 ч)

   

Раздел 1.   « Россия – Родина моя»   6ч.

Содержание:

  1. Мелодия - душа музыки.  Песенность музыки русских композиторов.
  2. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
  3. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся понимать слова и мелодию гимна России.
  2. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
  3. Смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.
  4. Названия изученных жанров и форм музыки.
  5. Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
  6. Названия изученных произведений и их авторов.
  7. Наиболее популярные в России музыкальные инструменты.
  8. Певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Раздел 2.     «День, полный событий»   3ч.

Содержание:

  1. Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся узнавать названия изученных произведений и их авторов.
  2. Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
  3. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия,  ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных фрагментах.
  4. Передавать настроение музыки и его исполнение в пении.
  5. Использовать приобретенные знания и умения для исполнения знакомых песен.

  Раздел 3. « О России петь – что стремиться в храм»  7ч.

Содержание:

  1. Образ праздника  в искусстве. Вербное воскресенье.
  2.  Святые земли Русской.

 Деятельность учащихся:

  1. Учатся понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), смысл понятий композитор – исполнитель – слушатель.  
  2. Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия.
  3. Исполнять народные и композиторские песни.
  4. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.

Раздел 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло».  5ч.

Содержание:

  1. Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии,

            изобразительном искусстве.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с  элементами двухголосия.
  2. Исполнять народные и композиторские песни.
  3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки, исполнения знакомых песен, участия в коллективном пении.
  4. Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Раздел 5.  «В музыкальном театре»  6ч.

Содержание:

  1. Музыкальные темы – характеристики главных героев.
  2. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст.
  3. Мюзикл как жанр « лёгкой» музыки: особенности содержания, музыкального языка, исполнения.

Деятельность учащихся:

  1. Определяют на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
  2. Определяют и сравнивают характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия. ритм, теп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях.
  3. Определяют названия изученных жанров и форм музыки, наиболее популярные в России музыкальные инструменты.

Раздел 6.  «В концертном зале»  4ч.

Содержание:

  1. Жанр инструментального концерта.
  2. Мастерство композиторов и исполнителей.
  3. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии.
  4. Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.

Деятельность учащихся:

  1. Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
  2. Узнают изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов.

Раздел  7.  « Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье…»   3ч.

Содержание:

  1. Жанр инструментального концерта.
  2.  Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки.
  3. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии.
  4. Музыкальная форма (трёхчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.

       Деятельность учащихся:

  1. Узнают наиболее популярные с России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды хоров и оркестров.
  2. Используют приобретённые знания и умения для восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки.
  3. Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
  4. Используют приобретённые знания и умения для передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др..

                                                               4-й класс

                                   (1 час в неделю, всего – 34 ч)

 

Раздел 1.   « Россия – Родина моя»   5ч.

Содержание:

  1. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.
  2. Жанры народных песен, их интонационно- образные особенности.
  3. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся знать/ понимать певческие голоса.
  2. Произведения С.Рахманинова.
  3. Жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и

другие средства выразительности.

  1. Должны уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки.
  2. Внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений.
  3. Размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе обучения.
  4. Правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам.

Раздел 2.    « О России петь – что стремиться в храм»  4ч.

Содержание:

  1. Святые земли Русской.
  2. Праздники Русской православной церкви – Пасха.
  3. Церковные песнопения : стихира, тропарь, молитва, величание.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся знать/ понимать русских святых.
  2. Традиции родного края.
  3. Должны уметь узнавать названия и авторов произведений.
  4. Определять и сравнивать характер, настроение  и средства музыкальной выразительности.
  5. Петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании.
  6. Проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают.

  Раздел 3. «День, полный событий»   7ч.

Содержание:

  1. «В краю великих вдохновений…» Один день с А.С.Пушкиным.
  2. Музыкально- поэтические образы.

 Деятельность учащихся:

  1. Учатся знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки.
  2. Народные песни и музыкальные традиции родного края.
  3.  Должны уметь сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального  произведения с использованными в нем выразительными средства.
  4. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов .
  5. Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально –

пластическом движении.

  1. Внимательно слушать музыку, размышлять о ней.
  2. Петь напевно, мягко, не форсируя звук, на цепном дыхании.

Проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают.

Раздел 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло»  5ч.

Содержание:

  1. Народная песня - летопись жизни народа и  источник вдохновения композиторов.
  2. Интонационная выразительность народных песен.
  3. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.
  4. Музыкальные инструменты России.
  5.  Оркестр Русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке.
  6.  Праздники русского народа - Троица.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся знать/ понимать народные песни, музыкальные традиции родного края, народные музыкальные инструменты.
  2. Название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.
  3. Понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).
  4. Должны уметь передавать настроение музыки и её изменения: в пении, музыкально-пластическом движении.
  5. Правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам.

Раздел 5.   «В концертном зале»  3ч.

Содержание:

  1. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
  2. Интонация народных танцев.
  3. Музыкальная драматургия сонаты.
  4. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся знать/ понимать названия изученных жанров и форм музыки.
  2. Должны уметь  сравнивать, делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального  произведения с использованными в нем выразительными средства.
  3. Определять на слух основные жанры музыки.
  4. Размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер  и определять образное содержание.

Раздел 6.  «В музыкальном театре»  5ч.

Содержание:

  1. Линии  драматургического развития в опере. Основные темы-

             музыкальные характеристики действующих лиц.

  1. Вариационность. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
  2. Жанры «лёгкой» музыки. Оперетта.

Деятельность учащихся:

  1. Учатся знать/ понимать  названия изученных жанров и форм музыки.
  2. Должны уметь  определять на слух основные жанры музыки.
  3. Размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер  и определять образное содержание.

Раздел  7.  « Чтоб музыкантом быть, так надобно  уменье…»   5ч.

Содержание:

  1. Произведения композиторов - классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.
  2. Авторская песня.

       Деятельность учащихся:

  1. Учатся знать/ понимать  названия изученных жанров и форм музыки, средства музыкальной выразительности.
  2.  Должны уметь  размышлять, применять знания, полученные в процессе уроков музыки.
  3. Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.
  4. Проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.

                             Учебно-методический  комплект:

  1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина: Программа «Музыка. Начальные кассы», Издательство «Просвещение». 2010.
  2. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская : Музыка. Учебник – тетрадь для учащихся

             1  класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2010.

  1. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 - 4кл.:

             Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  1. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».1 - 4 кл.

             М., 2010.

  1. Программно - методические материалы. Музыка.  Начальная школа. М.:

             Дрофа,2004.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1.  Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2.  Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3.  Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4.  Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5.  Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6.  Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7.  Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.  Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9.  Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

Список научно-методической литературы

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., «Дрофа», 2011г.
  2. Л.В. Школяр «Музыкальное образование в школе», М., «Академия», 2001г.
  3. Ю.Б. Алиев  «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., «Владос», 2002г.
  4. Э.Б. Абдуллина, «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/  М., «Просвещение»,1988г.
  5. М.Е. Осеннева, Л.А. Безбородова  «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., «Академия», 2001г.
  6. Т.С. Челышева  «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. В. Васина - Гроссман «Книга о музыке и великих музыкантах», М., «Современник», 1999г.
  8. В.Б. Григорович  «Великие музыканты Западной Европы», М., «Просвещение», 1982г.
  9. «Как научить любить Родину», М., «Аркти», 2003г.
  10. Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., «Академия», 2000г.
  11. Л.В. Школяр, М., Флинт, «Теория и методика музыкального образования детей»,  «Наука», 1998г.
  12. Л.А Безбородова, Ю.Б. Алиев  «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., «Академия», 2002г.
  13. Э.Б. Абдуллин  «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., «Просвещение», 1983г.
  14. Л.Г. Оржаникова  «Профессия-учитель музыки», М., «Просвещение», 1985г.
  15. П. Халазбурь, В. Попов  «Теория и методика музыкального воспитания», «Санкт-Петербург», 2002г.
  16. Д.Б. Кабалевский  «Как рассказывать детям о музыке», М., «Просвещение», 1989г.
  17. Д.Б. Кабалевский  «Воспитание ума и сердца», М., «Просвещение», 1989г.
  18. В.И. Петрушин  «Слушай, пой, играй», М., «Просвещение», 2000г.
  19. Э.И. Великович  «Великие музыкальные имена», Композитор, «Санкт-Петербург», 1997г.
  20. Л.Д. Никитина  «История русской музыки», М., «Академия»,1999г.
  21. Е.Л. Гуревич  «История зарубежной музыки», М., «Академия»,1999г
  22. Ю. Булучевский  «Краткий музыкальный словарь для учащихся», «Ленинград», «Музыка», 1989г.
  23. Д.К. Сомин  «Сто великих композиторов», М., «Вече», 2000г.
  24. Л.А. Рапацкая, Г.С. Сергеева, Т.С. Шмагина  «Русская музыка в школе», М., «Владос»,2003г.
  25. А. Кленов  «Там, где музыка живет», М., «Педагогика», 1986г.
  26. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., «Аст», 2002г.
  27. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д. Критская, Л.В. Школяр/,М., «Флинта»,1999г.
  28. Г. Фрид  «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., «Советский композитор», 1991г.
  29. Г.С. Ригина «Музыка. Книга для учителя», М., «Учебная литература»,2000г.
  30. Т.И. Бакланова «Обучение в 1 классе», М., «Астрель», 2005г.
  31. Г.С. Тузлаева  «Поурочные планы по учебнику Г.С. Ригиной 1 класс», «Волгоград», Учитель, 2006г.
  32. Н.В. Новодворская  «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, «Волгоград», «Корифей», 2006г.
  33. О.В. Узоров, Е.А. Нефедова  «Физкультурные минутки», М., «Астрель-Аст», 2005г.
  34. С.А. Исаева  «Физкультминутки в начальной школе», М., «Айрис-Пресс», 2003г.
  35. Е.А. Смолина  «Современный урок музыки», Ярославль, «Академия развития», 2006г.
  36. О.К. Разумовская.  Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: «Айрис-пресс», 2007.- 176с.
  37. Л.В.  Золина  Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: «Глобус», 2008.- 176с
  38. Песенные сборники.
  39. И.А. Агапова , М.А. Давыдова. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...