Разработка урока музыки в 5 классе «Музыка и живопись»
методическая разработка (музыка, 5 класс) по теме

КОПЫЛОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

ЧТО ЗНАЧИТ ВЫРАЖЕНИЕ "ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА" И "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ"?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_5_klasse.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Разработка урока музыки в 5 классе

 «Музыкальная живопись» 

ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись .»

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрывать новые грани взаимодействия музыки и живописи.

ЗАДАЧИ:

  1. Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  2. Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
  3. Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.

ОБОРУДОВАНИЕ:

                  1.Ноутбук;

2.Интерактивная доска;

                  3.мп3 файлы и СД - диски;

                  4.Раздаточный материал.

                         

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
  3. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ

                          Распевание;

Работа над первым куплетом;

Пение по фразам. Выразительность исполнения.

Разучивание второго куплета;

Работа над текстом.

          С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

  1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
  2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
  3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?
  4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.

4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.

Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

            5.БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.

  1. Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  2. Какие пейзажи возникают в  вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
  3. Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия,  звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
  4. Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?

«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»

  1. Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
  2. Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?

«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. «Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик.

           В ней есть душа, в ней есть свобода,

          В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):

  1. Какими словами можно передать настроение этих полотен?
  2. Какая из картин созвучна настроению  и характеру музыки М.П.Мусоргского?
  3. Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
  4. Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
  5. Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
  6. Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт

6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.

Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра.  Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.

  1. А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
  2. Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
  3. Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
  4. Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
  5. Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.

7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.

Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.

9. ИТОГИ УРОКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

урок музыки 1 класс. "Музыка вечера"

Ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации колыбельной песни. Урок с презентацией....

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление  «ассоциативного поля...

Методическая разработка урока в 5 классе "Благовещение" по теме чемтверти "Музыка и живопись".

Разработка урока в 5 классе, в основе которого "Аве, Мария!" И.С.Баха - Ш.Ф.Гуно. В основе мотологии урока - системно-деятельностный подход....

разработка урока в 5 классе музыка в баснях

Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели  ...

Разработка урока по музыке 4 Класс «Музыка народная и композиторская»

Разработка урока по музыке 4 Класс  «Музыка народная и композиторская»  Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...