Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме

Ахметзянова Эльвира Канафиевна

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

 

      Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3. 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
  4. утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания рабочей программы по-прежнему остается русская и татарская  музыкальная культура, фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции. Современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Содержательный стержень курса «Образ музыки». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Связь с жизнью.

      Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в произведениях  различных жанров – песне, опере, балете, мюзикле, рок – опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

Раздел 1. «  Образ  музыки» (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др.

Приемы симфонического развития образов.

       Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

       Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Раздел 2. « Музыкальная драматургия» (18 ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

        Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция  как жанр классической музыки.

         Вторая жизнь классической музыки в современных обработках. Сравнительные  интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

        Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

  Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод перспективы и ретроспективы;
  6. метод проектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров;

- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации.

- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального,  группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

 

 Список литературы:

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.

Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П.  Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.

Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.:   Просвещение, 2006.

Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.

Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.



Предварительный просмотр:

Календарно-поурочный план  7 класс.

 

Тема первого полугодия: « Образ музыки»

1 четверть

Тема урока Кол-во часов

Тип урока, технологии

Элементы содержания образования

Вид

 контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения урока

план

факт

прим.

1.

Удивитель-

ный мир музыкальных образов.

1 час.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. 

                                    

 Определение музыкального образа. Жизнь – источник музыки. Специфика вокальной и инструментальной музыки.   Многообразный мир эмоциональных чувств в   музыке Ф.Шопена.

Ф.Шопен – ноктюрн.

 Л.Кулибина - «Планета людей»

 

входной текущий

устный

Знать/понимать: роль музыки в жизни общества, связь  музыки с  жизнью.

Уметь: размышлять о   музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее.   Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

2.

Образ сказки.  

1 час.

Комбинированный урок. 

 Презента

ция, НРК.

Сказочный образ в  музыке

 Ф.Яруллина, балете «Шурале». Использование национального фольклора в профессиональной музыке. Мировое признание балета, история создания.

Ф.Яруллин – увертюра, тема Шурале, танец огня из балета «Шурале»

 Л.Кулибина - «Планета людей»

текущий

устный

Знать/понимать:   жанры   танцевальной профессиональной музыки, татарских композиторов. 

Уметь:  выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями  разных композиторов.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

3.

Драматический образ.

1 час.

Комбинированный урок. 

 

  Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.  

Ф.Шуберт - баллада «Лесной царь».

  «Зачем остывать костру»

текущий, устный опрос

Знать/понимать:  особенности баллады, возможности человеческого голоса.

Уметь:   Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в прослушанной музыке.

4.

Образ покоя.

1 час.

Комбинированный урок. 

 

Выражение чувств, мыслей в музыке. Изображение покоя через спокойную, безмятежную музыку, подбор средств музыкальной выразительности.

 С.Рахманинов «Островок»

  «Зачем остывать костру»

текущий, устный, групповой

Знать/понимать: выразительные средства музыки, тембровые особенности муз. инструментов.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную  отзывчивость.

5.

Образ движения.

1 час.

Комбинированный урок

Изобразительность музыки. Выразительные средства для создания образа движения: темп, ритм, оркестр. Н.А.Римский – Корсаков – «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

 «Зачем остывать костру»

текущий, устный, группо-

вой опрос.

Знать/понимать:   

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю.  

6.

Образ

 движения


1 час.

   Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Особенности творчества М.Равеля. Импрессионизм в музыке, впечатление. Эффект приближения в музыке «Болеро». Испанские мотивы мелодики, ритма.

М.Равель – «Болеро»

 

текущий, устный опрос

Знать/понимать: импрессионизм, интонационное своеобразие музыкального  языка  М.Равеля; Уметь:  по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений какому – либо  композитору.

7.

Образ борьбы. Л.Бетховен.

1 час.

 Урок закрепления нового материала.

Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена.  

 Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20»

 Л. Бетховен «Симфония №5», экспозиция 1 части

  «Алые паруса»

текущий, устный опрос

Знать/понимать:  произведения Л.Бетховена, историю создания.

Уметь:   Размышлять о глубине музыкального произведения, анализировать, выказывать своё отношение к ней.

8.

Романтический образ.


 1 час.

  Урок обобщения и систематизации знаний  

 Небесное и земное в музыке К.Дебюсси. Впечатление – основа импрессионизма. Особенности построения мелодии, созвучий, пауз. Любовная лирика в музыке Л. Бетховена. Музыка – отражение жизни человека, его настроения, страданий, порывов.

 

К.Дебюсси – «Лунный свет»

   «Алые паруса»

текущий  тестовая работа.

Знать/понимать:  композиторов – импрессионистов; особенности  музыкального языка импрессионизма.

Уметь:    Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

9.

Музыкальный образ.


 1 час.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

 Музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, хотя бы её частица.

Песни и музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся

тематический, муз. угадайка.

Знать/понимать: что  в каждом произведении  заложена мысль, идея композитора, важно уметь понимать её.

Уметь: наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства музыкальной выразительности.  

Тема первого полугодия: « Образ  музыки »

2 четверть

 Тема урока. Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Вид

 контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

 урока

план

факт

прим

1

Образ борьбы в вокальной и инструментальной музыке.

 1 час.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

 

 Тематика песен.  Отражение в песнях душевного мира человека, средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения.

А.Александров «Священная война»  

Л.Бетховен – увертюра «Эгмонт»

А.Новиков – «Дороги»

текущий, устный

Знать/понимать: интонационно-образную природу песни, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: сопоставлять образное содержание муз. произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, размышлять о знакомом муз. произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

2

Образ врага, войны.  

1 час.

Комбинированный урок

 История создания произведения. Определение образа в инструментальной музыке. Развитие музыки, выражающееся в усилении динамики, ускорении темпа, разработке темы.

Д.Шостакович – симфония №7 «Ленинградская», тема нашествия.

А.Новиков – «Дороги»

текущий, устный опрос.

Знать/понимать: принцип построения симфонии, симфонический оркестр.  

Уметь: определять на слух количество и смену частей, изменения содержания, инструментария.  

3

Образ танца.

1 час.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

 Выражение чувств в пластике движений. Танцевальная музыка, предназначенная для слушания. Танец и танцевальность.

Ф.Шопен – «Вальс – минутка», «Большой блестящий вальс»

 

текущий, устный опрос, групповой опрос.

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.    

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;  

4

Образ жизненной энергии в муз. И.С.Баха

1 час.

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха.   Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

 

тематический, тест

Знать/понимать: особенности  полифонической музыки, полифония, фуга, орган; зарубежных композиторов 18 века;

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

5

Образ игры  

1 час.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Презентация.

 Комические персонажи в инструментальной музыке. Музыкальная характеристика забавной игрушки, основного героя уличных спектаклей бродячих артистов Петрушки.

И.Стравинский – балет «Петрушка» - фрагменты.

М.Леонидов  - «В последний час декабря»

текущий, устный опрос, групповой опрос.

Знать/понимать: имена    отечественных  композиторов.

Уметь: наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств,  в создании единого образа, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.  

6

Новогодний, сказочный образ.  

1 час.

Комбинированный урок.

Урок формирований совершенствования

знаний.

 

 Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей. Новогодняя сказка в музыке.

П.Чайковский – балет «Щелкунчик» - фрагменты. М.Леонидов - «В последний час декабря»

текущий, устный опрос, групповой опрос.

Знать/понимать:  возможности музыки в характеристике образов, исторических событий.

Уметь: участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения,  исполнительской деятельности  

7

Обобщение пройденного.

1 час.

 Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов  вокальной и инструментальной музыки.  

  Слушание музыки по выбору  учащихся.

итоговый

Знать/понимать: знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.   Выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: 

передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Тема  второго полугодия: « Музыкальная драматургия »

3 четверть

 Тема урока Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

образования

Вид

 контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

 урока

план

факт

прим.

1

Муз.драма

тургия.

1 час

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Презентация.

Определение понятия музыкальная драматургия, принцип построения  музыкальных произведений. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. Воплощение в музыке    сказочных образов. Характерные черты музыкального языка М.И.Глинки.  

Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

 «Надежда»

входной текущий

Знать/понимать:  принцип построения музыкальных произведений простой и крупной формы, взаимосвязь образов.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять   образ,   эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

2

Муз.драма

тургия сказочнойоперы.

 1 час

Комбинированный урок.

Презентация.

Постижение музыкального образа как единства правды и красоты. Многообразие музыкальных образов в произведениях крупной формы.  Выразительные возможности  симфонического оркестра. Особенности  показа  положительных и отрицательных образов  в  увертюре.

М.И.Глинка – опера «Руслан и Людмила», ария Руслана, Людмилы, рондо Фарлафа.

 «Надежда»

текущий, устный, групповой опрос

Знать/понимать    значение творчества М.И,Глинки в становлении русской классической школы

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной   выразительности.  

3

Муз.драма

тургия трагичес

кой оперы.


1 час

Комбинированный урок.

Презентация.

Единство замысла и формы в трагедийных оперных    произведениях.   Воплощение образов героев в музыкальных темах увертюры. Особенности драматургии трагических  произведений.

Ж.Бизе «Кармен» увертюра, ария Кармен.

Ю.Визбор

  «Домбайский вальс»

текущий, устный опрос

Знать/понимать: богатство музыкальных образов   и особенности их  драматургического развития, творчество Ж.Бизе.

Уметь:    эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание.

4

Муз.драма

тургия  сюиты.

«Кармен-сюита»

1 час

Урок  обобщения и систематизации знаний.

 

 

Образное содержание программной музыки.  Вторая жизнь оперы «Кармен». Знакомство с драматургией танцевальной сюиты.   Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Р.Щедрин - фрагменты из

 «Кармен - сюиты »

Ю.Визбор

  «Домбайский вальс»

текущий, групповой опрос

 

Знать/понимать: богатство музыкаль

ных образов,   особенности их  драматургического развития (контраст).  

Уметь: сопоставлять   драматические образы музыки с образами литературного и изобразительного искусства;  эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;  

5

Муз.драма

тургия  программного произведе

ния

1 час

 Урок изучения и закрепления новых знаний

Образное содержание программной музыки. Восточные темы в музыке русского композитора Н.А.Римский-Корсакова.

Композитор – сказочник.

Н.А.Римский-Корсаков - сюита

«Шехеразада» - тема моря, Шехеразады, Шахрияра в развитии.

Л.Кулибина – «У обелиска»

текущий, устный опрос

Знать/понимать: богатство музыкальных образов,   особенности их  драматургического развития (контраст).  

Уметь: сопоставлять     образы музыки с образами литературного и изобразительного искусства;  эмоционально-образно воспринимать и характеризовать  темы главных героев.  

6

Муз.драма

тургия  национального балета.

1 час

Комбинированный урок.

Презентация

 Особенности развития  татарского музыкального фольклора в балете.    Образы древних легенд    в  музыке Ф.Яруллина. Воплощение главной идеи сказок - добра и зла -  в музыке.  

Средства музыкальной выразительности, возможности симфонического оркестра в описании  Шурале.  

Ф.Яруллин – балет «Шурале», выход и тема Шурале, заключительная сцена балета.

Л.Кулибина – «У обелиска»

текущий, групповой опрос

Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности,   различных стилевых направлений. Знать выдающихся  татарских  композиторов.      

Уметь: сопоставлять  различные  образы, их музыкальную характеристику в   балете татарского   композитора  Ф.Яруллина.  

7

Муз.драма

тургия балета    П.И.Чайковского


 1 час

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Презентация

Сила музыкального воплощения  тем добра и зла и ее правдивое отображение в музыке П.Чайковского.  Образы древних легенд    в  музыке балета. Музыкальная характеристика  темы лебедей.  

П.Чайковский «Лебединое озеро»

В.Миляев - «Весеннее танго»

текущий, устный группо

вой опрос

Знать/понимать: выразительные и изобразительные возможности музыки, произведения П.И.Чайковского.  

Уметь: сопоставлять произведения  однородной тематики через сравнение различных интерпретаций  музыкальных произведений.        

8

Муз.драма

тургия  балета С.Прокофьева  

1 час

Комбинированный урок.

Особенности  музыкальной драматургии балета. Воплощение в музыке  С.Прокофьева духа времени и пульса жизни. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов.   Стилистические особенности музыкального языка  С.Прокофьева.

Прокофьев – фрагменты из балета «Золушка»

В.Миляев - «Весеннее танго»


текущий,  письменный опрос Тест №1

Знать/понимать:  отражение жизни в сказочных образах, композиторов 20 века.     Уметь: образно мыслить, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;   высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

9

Муз.драма

тургия  балета С.Прокофьева  

1 час

Комбинированный урок.

 Презентация

Особенности  музыкальной драматургии трагедийного балета. Сила музыкального образа в единстве правды и красоты.  

С.Прокофьев –

балет «Ромео и Джульетта» - фрагменты.

тематический.  Виктори

на  

Знать/понимать:   Знать имена  советских  композиторов 20 века, их произведения.

Уметь: Размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки.

10

Муз.драма

тургия  

1 час

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - концерт

Повторение пройденного.  Слушание музыкальных произведений по выбору учащихся.

 

тематический

Знать/понимать:     понятие музыкальная драматургия, принцип построения музыкальных произведений различных жанров.

Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.   отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

Тема  второго полугодия: « Музыкальная драматургия »

4 четверть

 Тема урока. Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Вид

 контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения урока

план

факт

прим.

1

Драматургия симфоничес

ких произведений

1 час

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Презентация

 

 Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля  П.Чайковского.

П.И.Чайковский – симфония №6, ч.1

 «Мы желаем счастья вам»  

входной, устный опрос.

Знать/понимать: принцип построения симфонических произведений, сонатное аллегро.

Уметь:  различать на слух темы различных образов, ведущие инструменты оркестра.

2

Драматургия симфоничес

ких произведений

Л.Бетховен симф. №5


1 час


Урок изучения и закрепления новых знаний.

Взаимодействие образов в инструментальной музыке. Характерные черты музыкального стиля Л.Бетховена.

Л.Бетховен симфония  №5

 «Мы желаем счастья вам»  

«Нам нужна одна победа»

текущий, устный, групповой опрос

Знать/понимать:  принцип построения симфонических произведений, сонатное аллегро.  

Уметь:  различать      главную и побочную темы, разработку; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

3

Драматургия симфоничес

ких произведений

Д.Шостакович симф. №7 «Ленинградская»

1 час

Урок обобщения и систематизации знаний.

 Особенности подачи военной тематики в симфонической музыке.

Д.Шостакович симфония №7 «Ленинградская», ч.1

Обработка Б.Гребенщикова -   Л.Квинт «Здравствуй, мир»

текущий, устный

Знать/понимать:  способ подачи военной тематики в симфонической музыке.

Уметь:   выявлять общее и особенное между прослушанными   произведениями,   участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

4

 Муз.драма

тургия  программного произведе

ния

1 час

Комбинированный урок. Презентация

 Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.

П.И.Чайковский – увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»

Обработка Б.Гребенщикова -      

Л.Квинт «Здравствуй, мир»

текущий, устный опрос

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении.

5

 Муз.драма

тургия  программного произведе

ния

1 час

Комбинированный урок. Презентация

Особенности трактовки  сказочной и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки:

Н.А.Римский – Корсаков «Шехеразада» - фрагменты,

Л.Квинт «Здравствуй, мир»

текущий, устный опрос

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении.

6

Драматургия концерта.

1 час

Комбинированный урок.

Жанр инструментального концерта. Воплощение жанра инструментального концерта в музыке композиторов XX века. Д.Б. Кабалевский «Концерт №3» для фортепиано с оркестром

А.Шнитке «Concerto grosso №1» для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных

Ю.Визбор - «Милая моя»

текущий, устный, группо

вой

Знать/понимать: жанр – концерт, принцип построения концерта.  

Уметь: слышать переход тем из одной партии в другую; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.  

7

Драматургия  камерного произв.

1 час

Комбинированный урок.

 Особенность творчества  М. Огиньского, национальные мотивы, тема Родины, смешение чувств и образов в музыке.

 Ю.Визбор - «Милая моя»

текущий, устный  

группо

вой

Знать/понимать:  камерные произведения, камерный оркестр, ансамбль.  

Уметь: выявлять особенности  танцевальной музыки; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

8

Музыкальная драматургия

1 час

Контрольный   урок

Повторение пройденного. Взаимодействие    образов в  их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Тематический, самостоятельная

работа по теме «Музыкальная драматургия»

Знать/понимать: о взаимодействии  образов в одном произведении.    

Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен.  

9.

Музыкальная драматургия

1 час

(Урок-концерт.) Презентация

Обобщение пройденного. Гармония красоты и правды в жизни и музыке. Влияние музыки на жизнь людей.

Концерт по заявкам учащихся.

итоговый

Знать/понимать:   знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...