Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.
статья по музыке (6 класс) на тему

Ерюшина Елена Юрьевна

Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_internet.doc181 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение фольклорной арт-терапии в воспитании подрастающего поколения.

В ходе переоценки традиционных представлений об общественном дошкольном и школьном воспитании  широко обсуждается проблема детских праздников, их тематика, содержание, значение в жизни ребенка. При этом, приверженцы различных, иногда взаимоисключающих друг друга направлений педагогики, сходятся в одном, весьма важном положении — это необходимость использования фольклора в детских праздниках.

Общеизвестно, что детство — это не подготовка к взрослой жизни, а полноценная жизнь маленького человека. Психологические новобразования и достижения дошкольного периода развития не теряют своего значения, не уходят в прошлое вместе с повзрослением ребенка. От того, каким было детство человека, в какой эмоциональной среде он находился, кто и как вел ребенка к истокам фольклора, во многом зависит мировосприятие человека, его отношение к общечеловеческим ценностям, характер человека, и, в конечном счете, его судьба.

Практика показывает, что именно дошкольный  и младший школьный  возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, дает ни с чем не сравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений, коррекции эмоций. Кроме того, воспитание с использованием фольклора, если оно осуществляется как творческий индивидуально-ориентированный процесс, становится благотворным началом основ подлинно национальной культуры.

Все это определяет непреходящее значение фольклора, его самоценность, делает фольклор одним из перспективных направлений дошкольной педагогики. Особой популярностью пользуется у детей элементарное музицирование, с  детьми или с помощью взрослого. Именно такие варианты исполнения дают возможность учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, активизировать его, вовлекая в действие на фольклорном празднике. [1; 25]

Участвуя в фольклорных праздниках дети изучают народные традиции, обряды, знакомятся с предметами декоративно-прикладного искусства и русскими народными костюмами, с игрой на русских народных инструментах. Приемы игры на этих музыкальных инструментах дают возможность создавать каждый раз «ситуацию успеха» в музицировании, а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке. Исполнение народных песен, частушек, танцев не только развивает музыкальные способности, но и сближает между собой самых разных, не похожих друг на друга детей. Кроме того, в процессе этой деятельности ребенок приобретает личный музыкально-фольклорный опыт, позволяющий испытывать «радость узнавания» любимой или просто знакомой русской народной мелодии, которая звучит в классической музыке. Широко представленные в сценариях загадки, считалки, потешки. Многообразие элементов русской национальной культуры в жизни детей дает педагогам надежду, что не оборвется золотая ниточка фольклора. Ведь взрослые рассказывают и поют своим малышам то, что рассказывали и пели в детстве им.

Сегодня мир нуждается в песне, как никогда. Не в песне внешней, но в песне внутренней, а внутри все поет только при условии, что мы счастливы. Человек хочет счастья, стремится к нему, часто сокрушая преграды, а оно, подобно миражу, ускользает от него. Это происходит именно потому, что человек что-то сокрушает, а не созидает, а сокрушая в мире, ломает нечто важное и невосполнимое и в себе самом .

Существует система, которая позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, причем опирается она не на разум, а на сердечное восприятие именно такой системой может быть назван традиционный песенный фольклор

Сегодня немного школ отважатся ввести фольклор в число обязательных дисциплин. Связано это не столько с отсутствием специалистов, сколько с их ориентацией на механистическое разучивание песен и последующие выступления. Преподаватели стараются внести в обучение элемент эмоциональности, ведь у детей вся информация о мире должна соприкасаться с эмоциональной сферой, поскольку это необходимо, как утверждают известные психологи, для ее глубокого усвоения. Но и в специальных хоровых школах, и в музыкальных училищах, в институтах культуры — везде — вас встретит один и тот же подход: разучивать песни, достигая высокого технического уровня исполнения, выступать с концертами и, наконец, если есть талант, использовать полученные умения в профессиональной деятельности. О быте речи не идет.

Для него остались обрывки и обрезки колыбельных, пестушек, прибауток, которые именно в быту активно действуют в определенный период воспитания человека — в его младенчестве. В эту пору ребенок живет внутри фольклора, а тот постоянно пробуждает его к жизни. [7; 100]

Нам представляется, что фольклору нельзя научить, к нему можно лишь приобщить, то есть ввести в его пространство, сделав его общим для всех, а каждого вошедшего — не гостем, но его естественным продолжением, частью. Части в единстве, ритмизированные и созвучные, являют собой гармоничное существование вселенной. Важно то, что этноисторический процесс и этнопсихологические данные конкретного народа, в данном случае — русского, создают такие условия, при которых фольклор постоянно демонстрирует единство музыкальной, вокальной, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих. На примере песенного фольклора мы имеем уникальный пример целостного мировоззрения и мироощущения, которое, будучи принятым душою человека, оказывает на нее самое благотворное влияние, обеспечивая, сохраняя или выстраивая ее целостность.

Попытайтесь серьезно отнестись к ситуации потери физического и психического здоровья нашими детьми уже в раннем возрасте (наследственность, проблемы в семье, травмирующая система образования, напряжение в обществе, экология и другие причины); попытайтесь осознать, на чьи плечи ложится будущее не только страны, но и планеты. Зная, что сегодня, по данным Института возрастной физиологии, в первые классы приходит только 14% здоровых детей, а среди выпускников это значение опускается до 2%, каждый невольно захочет найти выход из создавшейся катастрофической ситуации.

Весьма вероятно, что мы увидим, с одной стороны, созданную обществом искусственную систему коррекции нарушений, а с другой — доставшуюся нам от предков естественную систему, обеспечивающую здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой.

Идея о взаимосвязи факта живучести старинных народных песен и их терапевтирующего воздействия высказывалась давно и неоднократно. Но следует заметить, что речь идет не только о терапии телесной, избавлении от соматических болезней, которые со времен Аристотеля и в Древнем Китае лечили музыкой и вокалом, специальными вибрационными упражнениями. Речь идет об использовании различных аспектов искусства, благодатно сливающихся в одну живительную струю песенного фольклора, с целью излечения недугов душевных или для расширения границ самопознания. Этим напрямую вот уже почти сорок лет занимается такое направление, как арт-терапия. [6; 13]

В  последнее время в арт-терапевтической среде стал особенно популярным так называемый интегративный подход в терапии. Для саморазвития и познания секретов собственной личности или во имя достижения конкретно поставленных психотерапевтических целей используются изобразительное искусство, театр, танец и музыка .

Вы поете и улыбаетесь, а за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность человека в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и мы уже с ней смотрим на мир и на людей.

Звуковой массаж органов, производимый в ходе занятий пением как таковым и фольклорным в особенности (чистым звуком), дает весьма ощутимые результаты. Известно, что тза пять лет занятий члены коллективов, и взрослые и дети, постоянно занимавшиеся фольклором два раза в неделю, стали болеть респираторными заболеваниями значительно реже (меньше одного раза в год).

Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей чертам фольклора принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое. Народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. [10; 120]

Народное поэтическое творчество — массовое  словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм — есть фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. Народная музыка, музыкальный фольклор — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох, ашуг, акын, кюйши, бахши, гусан, хафиз, олонхосут, аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое.  

Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, существуют до сих пор. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора— песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)..

В дошкольном  и младшем школьном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. [5; 4]

Песни детства представляют жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).

Музыкальный фольклор существует в одноголосной (сольной), антифонной, ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны—от гетерофонии и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе — скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна музыкальное творчество. Творчество - сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки. [7; 50]

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…». У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка. Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну. [12; 82]

Произведения древнерусской словесности, но главным образом фольклор, стали основным объектом исследования ученых, составивших мифологическую школу в русском литературоведении.

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати-четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни.

Частушка — жанр русского  словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 века. Частушка создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения.

Многие из перечисленных фольклорных жанров можно использовать в работе с детьми и   это ярко отражает данный сценарий.

  1. Сценарий праздника в начальной школе. Масленица (уличное гуляние)

Для организации данного мероприятия мне удалось написать сценарий праздника Масленицы и разучить с детьми фольклорные стихи и песни. Дети вместе с родителями готовили себе яркие, красочные костюмы. Они с большой радостью во время репетиции исполняли произведения на детских музыкальных инструментах (свистульках, рожках и т.д.) Я надеялась организовать веселый, радостный праздник, который запомнится детям на всю жизнь.

В празднике участвовали дети начальной школы 3-го, 4-го классов дети были красивыми нарядными их внешний вид создавал ощущение праздника и радости родители с удовольствием присутствовали на детской Масленице, которая длилась 45 минут и даже приняли участие в проведение данного мероприятия, так как вместе с детьми водили хороводы играли в русские народные игры.

Сценарий:

Несколько человек, одетые скоморохами,  ходят по залу, приглашают детей на улицу встречать Масленицу:

Как у нас на Руси в эти дни блины пекли,

Зиму провожали, Масленицу привечали!

Дети выходят на улицу. Зовут Масленицу:

Душа ты моя. Масленица,

Раскрасавица Масленица!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор!

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

Масленица-кривошейка!

Встретим тебя хорошенько!

С блинами, с каравайцами, с вареничками!

Хором:        С сыром, маслом, калачом и с печеным яйцом!

Добро пожаловать! Просим милости!

Скоморох:

 Она пешая к нам не ходит, Все на конях приезжает! У ней кони вороные, Слуги молодые!

На  санках  вывозят чучело Масленицы. Дети  встают вокруг в

несколько кругов.

Хоровод

«А мы Масленку встречаем».

А нас мамы домой кличут — 2 раза.

Наши бабушки воркочут — 2 раза.

Нам домой-то не хочется,

Нам хочется прокатиться.

После хоровода дети приветствуют Масленицу:

Дорогая наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна.

Хором:        Здравствуй!

Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная триаршинная.

Хором:        Здравствуй!

Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький.

Хором:        Здравствуй!

Брови черные, наведенные, Шуба синяя, латки красные.

Хором:        Здравствуй!

Лапти частые, головастые, Портянки белые, набеленные,

Хором:        Добро пожаловать! Просим милости!

Все танцуют «Круговую пляску». Выбирается «горящий», остальные парами становятся свободно за ним. «Горящий» начинает наговор:

После этого пара, стоящая последней, бежит, стараясь обойти «горящего» и соединиться, а «горящий» старается поймать кого-нибудь из двух. Пойманный становится новым «горящим».

Скоморохи:      

Удобно ли вам гости? Всем ли видно?

Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Припасли мы вам забавушек на всякий вкус,

Кому правду, кому сказку, кому песенку!

А хотите ли сказку послушать?

В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь.

У него был двор, на дворе был кол, на колу мочало.

Не начать ли сказочку сначала?

Шла собака через мост,

4 лапы, пятый — хвост,

А шестое брюхо!

Выходи, Ванюха!

Выбегает Ваня, падает.

Скоморох:        

Ты, Ванюшка, не ушибся?

Ваня:        Нет! Я падал понарошку!

Насмешить хотел немножко!

Игра-дразнилка «Ваня-простота».

Выходит поводырь с медведем. Поводырь:        

Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Много знает он потех!

Будут шутки, будет смех!

Ну-ка,   мишенька,   поклонись  честным   господам,

да  покажи,  чему тебя  пономарь  в  школе!  

(танцует).

Притомился? Отдохни!

Да немножечко вздремни!

Игра с медведем «Снег».

После игры поводырь с мишкой уходят.

Сб. «С песенкой по лесенке», Боярченко, Сов. композитор, М., 1984 г. Скоморох:

Кого на масляной неделе

Не катал на карусели?!

Все сюда ко мне сбегайтесь,

И бесплатно покатайтесь!

Эй, и ко мне подбегайте!

За канат хватайте!

Кто кого перетянет — силачом станет!

Скоморох:

Эй, сыпь веселей, не жалей лаптей!

Это верно совершенно, что картошка без костей!

Общая пляска.

Воробышек летит, хвостиком вертит,

А вы скорей вставайте, дружно поиграйте!

Хороводная игра «Летал, летал воробей».

Хором:        

Тин-тинка, подавай блинка!

Оладышка-прибавышка!

Масляный кусочек! Песня «Блины». Приложение 6.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

На поднос блины кладите,

Да к порогу поднесите!

Скоморохи выносят блины, раздают детям, приговаривая:

Блин тебе, блин ему, и другим по одному!

Ешь быстрее, не  гляди!  Есть не хочешь —  выходи!

Все угощаются блинами. Звучит русская народная музыка.

Скоморохи:

Ельничек, березничек на чистый понедельничек.

Уж то ли не дрова, березовы дрова, осинова дрова,

Подавай   их   сюда,   на   Масленицу,   на   горельщину!

Дети собирают по участку дрова  (прутики, палочки), кладут их под  чучело Масленицы. Поют   песню   «Масленка-обманщица». Дети прощаются с Масленицей.

Расскажи-ка, Масленица, как блины пекла?

Ой, блины, блины, блины, блины масличные!

Как блины пекла, сколько снадобья клала?

Растворила ты блины на холодной на воде!

Хором:      

Никто не покупает! Никто даром не берет!

Поджигается чучело Масленицы, дети поют песню.. «Сидит кошка на окошке». В конце говорят:

Настает великий пост,

Дадут нам редьки хвост,

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Ах, ты, Масленица! Ты — обманщица!

Оставила нас на кислый квас,

На постные щи, на голодные харчи!

Масленица, воротись! На тот год покажись!

Прощай, Масленица! Прощай, красная!

Дети уходят в группы.

Частушки.

1. Начинаю я частушку

Первую начальную

Я хочу развеселить

Публику печальную.

2. У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

 Косолапы женихи.

3. Изучаю я английский

 В дипломаты я пойду.

А невесту я в Америке,

Наверное, найду..

4. О ха-ха да хаханьки

 Наши парни махоньки

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней.

5. Рассыпайся, горох

С грядки на грядку

Пораздайся, народ

Я пойду в присядку.

6. А я сирени наломаю

 Набросаю у ворот,

Расплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

7. Я залезу на березу,

Ух, какая высота.

Посмотрю по сторонам,

Ух, какая красота.

8. Ох, кончаю петь частушки

 До другого вечера.

 Вы сидите до утра,

 Коли делать нечего.

Мне удалось задуманные цели и задачи воплотить на празднике. Все учащиеся приняли участие в празднике, были активны, рады, довольны и счастливы, родители танцевали и веселились вместе со своими детьми. Классы, которые участвовали в празднике, всегда плохо вели себя на переменах, нарушали дисциплину на уроках, многие учителя жаловались на то, что дети очень недружные, не умеют общаться и уважать друг друга. После проведения масленичного гуляния дети стали с большим вниманием относиться к моему предмету, и дисциплина на уроках стала гораздо лучше. Эти классы стали более дружными, и работать в них стало намного интереснее. Данное занятие способствовало воспитанию в детях любви к традиционной русской фольклорной культуре и способствовало развитию вокально-хоровых навыков: слуха, ритма, музыкальной памяти. Применение основных методов фольклоротерапии помогло создать благоприятную психологическую обстановку, которая способствовала снятию стресса напряжения, усталости и сформировала в данных классах чувство взаимопомощи и коллективизма.

Реформы, происходящие во всех сферах жизни нашей страны, прямо и непосредственно касается и нас, работников педагогического фронта. Разрабатываются новые концепции общего образования и художественно-эстетического воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития духовной культуры общества и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому,  при всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

К сожалению, до последнего времени место музыки в воспитании детей, подростков, юношества, особенно в общеобразовательной школе, было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности. Так, при разработке концепции содержания образования в начальной и средней школе интенсивно распространяется мнение о целесообразности интеграции существующих до сих пор отдельных школьных предметов — «музыка» и «изобразительное искусство» — в единый предмет «искусство».

Известно, что любому виду искусства присущи такие важнейшие свойства, как познание и оценка действительности, возможность доставлять особое эстетическое наслаждение, вызывать определенный строй эмоций и мыслей, активизировать творческие способности, быть своеобразным «учебником жизни». Фольклорная арт-терапия наиболее важная форма совместного творчества и индивидуальной работы с детьми, она дарит человеку ощущение радости, вдохновения, внутреннего подъема. Уроки песенного фольклора учат не складывать полученные знания мертвым грузом, а вызывать у человека естественное желание поделиться ими, приобщить к ним и других людей. В работе с детьми , я убедилась, что необходимо в преподавание музыки вк5лючать фрагменты сценариев народных праздников. Дети начальной школы с большим удовольствием учат наизусть частушки, очень выразительно эмоционально исполняют русские народные песни, играют на детских музыкальных инструментах, дружно водят хороводы. В школе я провела замечательный праздник Масленицы, который способствовал обогащению детей новыми впечатлениями о традиционной русской фольклорной культуре. В течении  всего года  я включала в песенный репертуар уроков русские народные песни(«Во поле береза стояла»,» «Ах, вы сени мои сени»),некоторые из них дети исполняли каноном (на два голоса). Я стремилась как можно больше рассказывать о календарных фольклорных праздниках, о традициях великого русского народа. Мне удалось успешно провести праздник Рождества, благодаря которому дети познакомились с традициями русской духовной культуры.  Участие детей в русских народных праздниках,  таких как Рождество, Масленица, Святки способствуют формированию нравственно-эстетических качеств подрастающего поколения, воспитывают музыкальную культуру, развивают вокально-хоровые навыки детей, приобщают к традициям русского народа. Благоприятная  психологическая атмосфера способствует снятию стресса, напряжения, ощущения тревоги. Воздействие на душу человека средствами музыкального искусства способствует формированию музыкальной памяти, развитию музыкальных способностей. В работе я часто применяла,  для организации фольклорных праздников или концертов, игру на детских музыкальных инструментах (ложках, бубнах, рожках). Этот вид деятельности способствует развитию гармонического слуха, чувства ритма, а также создает возможность коллективного объединения  людей, вносит гармонию в их взаимоотношения. Выступления детей на концертах и  фольклорных праздниках должны быть результатом процесса самовыражения. Если музыкальное начало включает,  в себя творческое начало оно обязательно будет интересным и успешным. Дети общеобразовательной школы в которой я работаю,  участвовали в фольклорных праздниках с удовольствием. Пели частушки,  исполняли выразительно и музыкально русские народные песни. Фольклорная арт-терапия наиболее важная форма арт-терапевтической работы, так  как она очень эффективно способствует развитию личности человека. По словам известного русского философа Н.Соловьева дух человека состоит из трех частей - воли, разума, творчества. Невозможно возрастать духовно, не развивая хоть одну из них. Я убедилась, что соприкосновение человека с традициями и культурой своей страны способствует формированию лучших нравственно- эстетических качеств подрастающего поколения ,  формирует богатый внутренний мир человека, делает его чище, добрее и благороднее, создает благоприятную психологическую атмосферу коллективного труда, который делает человека благородным и сильным, создает основу для необходимых в жизни качеств: энергичности, эмоциональности, решительности, уверенности в себе,-  тех качеств, которые являются залогом будущих успехов в жизни. Хазрат Хан писал: «Жизнь целиком во всех ее аспектах, есть одна единая музыка и реальным духовным достижением является настройка самого себя на гармонию этой совершенной музыки.

В будущем я буду стремиться применять на практике знания и методы фольклоротерапии. Существует система, которая способна гармонизовать отношения человеческой личности с окружающим миром, она опирается она не на разум, а на сердечное восприятие. Именно такой системой может быть назван традиционный песенный фольклор.


Список используемой литературы:

  1. А.А.Иванова; А.А. Кудрявцева; М.Г. Станченко; ГА Шишова «У наших у ворот всегда хоровод» ДУПМ Спб 1994
  2. В.М.Элькин «Театр цвета и мелодии ваших страстей»- Спб.:ИД «Петрополис»,2005 г.
  3. Е.О.Яременко «Программно- методические материалы» Музыка. Начальная школа- М.: Дрофа 2001.
  4. Л.Д.Назарова «Фольклорная арт-терапия» — Спб.: «Речь», 2002.
  5. М.Н. Зыкова «Фольклоротерапия: структурирование жизни через обряд» Учебное пособие — м.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2006.
  6. М.В.Киселева» «Арт-терапия  в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.»- Спб.: Речь,2006.
  7. И.И. Шангина «Русские дети и их игры» — СПб.: Искусство, 2000г.
  8. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» — М .:Академический проект,2006.
  9. О.А.Апраксина «Из истории музыкального воспитания»: хрестоматия / Сост. О.А.Апраксина — М.: Просвящение, 1990.
  10. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»-3-е изд., испр.— М.: Просвещение,1989.
  11. Т.Е. Вендрова; И.В.Писарева «Воспитание музыкой». М..:Просвещение,1991.М.:
  12. Аникин В.П. «Русские народные пословицы поговорки, загадки и детский фольклор», М., Худ. Литература,1986 г.

Музыкальная терапия

Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах. История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из различных источников: из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, из упоминаний в мифах об Аполлоне. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребенка к движению. Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализация). В этой обманчиво простой фразе кроется одна из труднейших задач.  Трудно сидеть рядом и быть вместе с тем чувством, которое выражает человек. Если человек испытывает боль, он расстроен или сбит с толку, трудно удержаться от искушения перейти к активной роли (возможно, чтобы избежать собственного чувства дискомфорта), а в случае музыкальной терапии — поиграть на музыкальном инструменте или заполнить паузу звуком. Музыкальное переживание включает в себя чувствительность, готовность к принятию изменений переживаемых ощущений, испытываемых данным человеком, — страха или ярости, или нежности, или недоумения, или любого другого чувства,

Музыкальная терапия с детьми сама по себе реализует ряд целей: позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между психологом и ребенком; помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка; повышает самооценку на основе самоактуализации; развивает эмпатические  способности; помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений; формирует ценные практические навыки — игры на музыкальных инструментах; помогает занять ребенка увлекательным делом — музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах; непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция. Уже имеется опыт использования мелодической интонации для обучения речи детей с афазией. [3; 76]

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.

Большие успехи достигнуты в лечении детей, больных аутизмом. Музыка, имея большое влияние на физиологию человека, благотворно воздействует через телесный уровень также и на эмоциональное состояние клиента, способствуя тем самым лечению психосоматических заболеваний.

Музыка помогает ребенку расслабиться. Специально подобранная музыка с  частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции. Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психолога приятные ему образы, «оживляет» приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу. [3; 84]

Аристотель полагал, что музыка — средство не только лечения, но и очищения души. Музыка мощно действовала на человека, ее применяли с лечебной целью в психиатрии — в XIX веке психиатр Эскироль ввел лечение музыкой в медицинскую практику. В последние десятилетия музыкотерапия находит сторонников в таких странах, как Англия, Америка, Голландия, Германия.

Она пришла в клиники и больницы, стала самостоятельной ветвью психотерапии благодаря могущественному действию на подсознание человека.

Здоровому человеку музыка доставляет наслаждение и радость, для заболевшего — она может стать средством излечения.

В XX веке музыканты после I и II мировых войн шли в госпитали помочь ветеранам войны, страдающим от физических и эмоциональных травм. В 1944 году возникла первая программа музыкотерапии, а в 1950 году создана Ассоциация музыкотерапии в Америке. Существуют центры музыкотерапии в Канаде, Германии, Англии. Специалист обучается 5 лет — он должен знать психологию, медицину и музыку. Существует много журналов по музыкотерапии. В европейских странах и Америке музыкотерапия используется в психиатрических лечебницах, центрах реабилитации, больницах, клиниках, лечебных центрах, центрах помощи людям с проблемами, центрах помощи музыкотерапии в хирургии. Приобщение к искусству помогает в психиатрии — музыкотерапия растворяет напряженность, помогает контролю за чувствами, улучшает контакт с людьми. [1; 139]

Существует аналитическая музыкотерапия, помогающая в леении психозов, неврозов, функциональных нарушений. Врач-психоаналитик судит о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке — различные психологические и эмоциональные состояния пациента спонтанно и легко выражаются в музыке с помощью голоса или инструмента. Пациент раскрепощается, выражая свое эмоциональное состояние, разрешает конфликт, достигая душевного равновесия. Специальную программу для помощи детям с проблемами создал выдающийся немецкий композитор Карл Орф. В нашем городе возник центр, созданный американским музыкотерапевтом Витенберот. Музыкотерапия для отсталых и больных детей — это импровизация с ребенком на инструментах, совместное музицирование гармонизирует ребенка, помогает контакту, снятию напряженности .Есть музыкотерапия для здоровых — она может снять стресс, помочь расслаблению энергии  для деятельности, гармонизировать чувства, отношения с людьми. Музыка используется для воздействия на беременных — она способна не только снять напряженность у будущих матерей, но и способствовать большей одаренности детей. Дети, матери которых слушали музыку во время беременности, опережают в развитии своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Английские специалисты для лучшего сна новорожденных применили запись ритмического шума сердцебиения матери — такая колыбельная музыка помогает уснуть не только детям, но и взрослым. В школах используется специальная программа — музыка может оживить творческие способности, помочь обучению. Американская школа музыкотерапии расценивает музыку как дополнительное средство психотерапии. Педагоги опираются на значительный экспериментальный опыт с психофизиологическим тестированием. Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методом влияния на подсознание. Он обнаружил, что мелодии, сыгранные беременной женщине, после рождения ребенок узнает и особо выделяет. Специалисты по музыкотерапии отрицают два распространенных предрассудка. Один из них состоит в том, что для успеха музыкотерапии от пациента требуются специальные музыкальные способности. Другое  о  преимуществе одного метода музыкотерапии перед другими. Оба  эти положения неверны.

.Действующие факторы музыки изучены в психологических и физиологических методиках. Эмоционально-образное воздействие музыки под влиянием музыки возникают эстетические эмоции наслаждения искусством. (Эстетические переживания необходимы человеку, это одна из незаменимых основ существования, помогающая справиться с монотонностью жизни, нереализованностью многих чувств.) [5; 23]

Музыка помогает воплотить чувства, приспособиться к миру и реализовать себя в нем. Музыка может дать радостные энергетические эмоции. Она озвучивает голоса души, совести и воли. По словам Л.Н.Толстого: «Музыка сразу переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое» Если человек выразит свои чувства, слушая музыку, или воплотит их инструментом или голосом, то он разрешит конфликт и  решит свои проблемы. Многие наблюдения доказывают эффективность музыки не только в психологической помощи, но и в выздоровлении от различных заболеваний. Наше умственное и эмоциональное состояние определяет наше здоровье, депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную систему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмерно вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает иммунную систему Эти данные говорят нам: смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровье. .Исследования психологов показали, что остро ритмичная музыка снижает эмоциональность, возникает более мрачная оценка образов живописи, краски на картинах кажутся более тусклыми и мрачными, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразличие, агрессивность.

Музыкальная терапия во все времена считалась наиболее яркой формой воздействия на душу человека. Именно музыка делает человека чище, добрее и благороднее. Соприкосновение с музыкальным искусством способствует созданию в душе ощущения света, необыкновенной радости, гармонии, внутреннего подъема и вдохновения и восторга. Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки влечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений, афазии и аутизма.

В лечении душевнобольных пациентов и в уходе за ними. Совместное пение и музицирование (ежедневные уроки пения или организация праздников) является определенным видом музыкальных переживаний и создает благоприятные условия для лечения и ухода. Там, где пациенты научились импровизировать на музыкальных инструментах, музыкальная терапия может использоваться в качестве психотерапии для душевнобольных.

Универсальность музыки заключается в том, что она существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах.

История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества.

В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из ведущих просветителей в области связи музыки и целительства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и исторические свидетельства показывают, что танцы, звуковое тонирование и песни появились раньше, чем членораздельная речь. Это означает, что музыка является первобытным и исходным языком человечества.

Использование музыки с лечебной целью также имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Это известно из различных источников: из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, из упоминаний в мифах об Аполлоне.

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Психологическая потребность в искусстве во многом определяется его способностью «отрабатывать переживанием» чувства, оставшиеся невостребованными в повседневной жизни человека. Древнейшие истоки слухового, а следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом, который, информируя о состоянии внешнего мира, эмоционально настраивает человека по отношению к разнообразным внешним воздействиям.

При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели. «Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологических процессов».

Одной из причин физиологического воздействие музыки на человека является то, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.

Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку. Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем же характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее.

Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу.

Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки.

Известный музыкальный терапевт и научный исследователь в области воздействия музыки на организм человека С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создаваемые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и произносимых звуков.

Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Взаимообмен мыслями является основой творчества, на это указывает и Д. Кемпбелл.

Чтобы создать безопасное пространство для терапии, нужно учитывать множество факторов: физические условия, качество и набор музыкальных инструментов, количество людей в помещении и, помимо всего прочего, само развитие отношений между музыкой и людьми в этом пространстве.

В идеале вся обстановка должна быть подобрана специально для музыкальной терапии: хорошо освещенная, теплая, но не душная, достаточно просторная комната, чтобы могли поместиться все участники занятия, с набором музыкальных инструментов, включая пианино или любой другой клавишный инструмент.

Нужно позаботиться и о звукоизоляции, чтобы были хорошая акустика в самой комнате и защита от посторонних звуков (с обеих сторон), которые могут помещать процессу. Для индивидуальных и групповых занятий нужны разные по размеру помещения.

Существенной составляющей частью любых терапевтических отношений являет встреча двух душ. Вступать в отношения означает относиться, вступать в связь или соединяться. В современной терапии подчеркивается именно этот межличностный, двусторонний аспект отношений клиента и психолога. Слово «отношения» также подразумевает динамичный процесс развития, постоянное движение, рост и изменения. Многие современные теории личной терапии говорят об изменчивости отношений. Музыкальная терапия основана на этом принципе.

На самом базовом уровне психологу необходимо «быть вместе» с человеком, который приходит на музыкальную терапию. В этой обманчиво простой фразе кроется одна из труднейших задач. Трудно сидеть рядом и быть вместе с тем чувством, которое выражает человек. Если человек испытывает боль, он расстроен или сбит с толку, трудно удержаться от искушения перейти к активной роли (возможно, чтобы избежать собственного чувства дискомфорта), в случае музыкальной терапии — поиграть на музыкальном инструменте или заполнить паузу звуком. Часто это совершенно противоречит потребностям клиента, который, возможно, хочет, чтобы психолог понаблюдал и подождал, даже если это означает помолчать и просто «побыть вместе» с клиентом. Невозможно построить терапевтические отношения с ребенком или взрослым, пока психолог не поймет, что значит «быть вместе».

Что подразумевается под сопереживанием? Есть, например, такое определение: сопереживание — временное проживание жизни других, осторожное движение, без вынесения оценок.

Сопереживание включает в себя чувствительность, готовность к принятию изменений переживаемых ощущений, испытываемых данным человеком, — страха или ярости, или нежности, или недоумения, или любого другого чувства, которое он испытывает.

Психолог напряженно вслушивается в вербальные и невербальные звуки, темп, чувства, породившие данную музыку. Психолог проходит через различные измерения звука, вслушиваясь в мир клиента и в собственные музыкальные и личные реакции. Такие изменения связаны с различными уровнями сознания: миром клиента, профессиональным и личным миром психолога.

Демонстрируя сопереживание, психолог движется тем дальше, чем внимательнее вслушивание. Это движение связано и с открытостью по отношению к другому человеку, и с терапевтическим понятием резонанса.

Увидеть или услышать мир точно так, как это делает другой человек, невозможно, но нужно делать все возможное, чтобы понять мир клиентов с их точки зрения.

Можно издать приглушенные звуки и начать музыкальный диалог. В ответ на длительную тишину со стороны клиента можно сыграть задумчивую музыкальную фразу. Можно заметить, какие чувства вызывает у нас музыка клиента, и то, какая реакция следует за нашей музыкальной интервенцией.

Музыкальный терапевт слушает не музыку, а личность, которая выражается в спонтанном музыкальном произведении.

Благотворное воздействие на взрослого человека или ребенка, который расстроен и находится в состоянии страха и тревоги оказывает классическая музыка. Те музыкальные произведения, которые принадлежат золотому фонду на только нашей страны, но и других стран мира. Именно такая музыка снимает напряжение, создает в душе ощущение света радости счастья вдохновения и восторга, заставляет забыть о глубоких внутренних переживаниях, физических недугах (больных людей). Именно такая музыка заставляет расслабиться, вспомнить о том, что делает человека счастливым, о самом светлом и дорогом для каждого. Задача арт-терапевта в том, чтобы счастливые светлые мгновения жизни человек вспомнил и перенес в будущее. Можно посоветовать слушая музыку дивной красоты закрыть глаза. Каждый человек в этот момент видит свой образ. Попросить поделиться своими впечатлениями. Если не захочет, то арт-терапевт не должен настаивать и этим раздражать клиента. Этот способ можно применить в работе с детьми. Работая в школе на уроках музыки я применяла этот способ и он всегда приносил положительные результаты. Для слушания можно использовать такие произведения, как: Людвиг Бетховен «К Элизе», Родриго «Адажио», Моцарт «Маленькая ночная серенада», А.С. Грибоедов «Вальс», К. Сен-Санс «Аквариум», мелодии Френсиса Гойи. Такие музыкальные сочинения не только способствуют воспитанию музыкального вкуса, нравственных качеств, они оказывают терапевтическое, исцеляющее воздействие н человека, который находится в нервном напряжении. Основная задача арт-терапевта — успокоить человека, создать вокруг него ауру радости и света, покоя, дать ему силу и надежду жить дальше. Музыкальные произведения нужно выбирать осторожно, не все классические музыкальные произведения снимают с человека напряжение и депрессию. Например, некоторые произведения Бетховена звучат драматично, ярко, взволнованно, эмоционально, трагически (симфония № 5 Бетховена, Революционный этюд Ф. Шопена), они могут довести человека до слез, расстроить его, взволновать.

Также можно посоветовать человеку обогащать себя новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Для этого рекомендуется посещать художественные выставки, музыкальные театры (такие музыкальные спектакли как «Жизель» Адана, «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского). Можно посоветовать посмотреть тот художественный фильм, который больше всего понравился. Искусство и любовь — это единственные вещи, которые дарят человеку необыкновенное ощущение счастья, вдохновения, восторга и внутреннего подъема. Например во время тихой, проникновенной мелодии можно дать клиенту краски и мелки, попросить нарисовать его то он хочет. Это задание поможет вывести человека из состояния постоянной тревоги, страха, постоянного волнения, напряжения. Он как бы выносит из себя эту проблему, ему становится легче. Арт терапевт узнает какие цвета он использовал, и узнает больше об этом человеке, это поможет узнать уровень его переживаний, страданий, уровень его темперамента и особенности характера. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются на бумаге.


Список используемой литературы:

  1. В.М.Элькин «Театр цвета и мелодии ваших страстей»- Спб.:ИД «Петрополис»,2005 г.
  2. Л.Д.Назарова «Фольклорная арт-терапия» — Спб.: «Речь», 2002.
  3. М.В.Киселева «Арт-терапия  в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.»- Спб.: Речь,2006.
  4. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» — М .:Академический проект,2006.
  5. Д.Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»-3-е изд., испр.— М.: Просвещение,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Реферат на тему "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ"

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ...

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Инновационная работа в нетиповом образовательном учреждении, где одновременно реализуются основные и дополнительные образовательные программы, является основополагающей....

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...