Разработка урока по музыке Эпические образы
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Фоменко Елена

В разработке урока показаны отличия музыкальных образов. На примере музыкального произведения "Сеча при Керженце"  рассматривается эпические образы в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass_fio.docx20.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эпические образы

  1. ФИО: Фоменко Елена Николаевна.
  2. Место работы: Муниципальное казённое образовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная  школа» Ленинского района Волгоградской области.
  3. Должность: учитель музыки.
  4. Предмет: Музыка.
  5. Класс:7 класс.
  6. Тема урока: Эпические образы.
  7. Цель урока: познакомить с эпическими образами в музыке  с помощью музыкального произведения Н.А. Римского –Корсакова «Сечь при Керженце»
  8. Задачи урока: 

Образовательные: расширить знания о музыкальных образах; изучить  свойства эпических образов в музыке,  учить видеть отличия в музыкальных образах.

Развивающие: развивать у воспитанников интерес к музыке, умение слушать и  анализировать музыкальное произведение, способствовать развитию музыкального слуха;

Воспитательные: воспитывать любовь  и потребность общения к музыке, посредством музыки любви к Родине.

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер,  фонохрестоматия 7 класс.
  3. Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков «Сечь при Керженце».

        

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

Здравствуйте дети!

Здравствуйте девочки!

Здравствуйте мальчики!

Ребята, сегодня на уроке мы вами познакомимся с еще одним музыкальным образом-эпическим.

Здравствуйте учитель!

Здравствуйте, здравствуйте          ( садятся)

Здравствуйте, здравствуйте! (садятся)

2

Повторение и актуализация опорных знаний

Но для начала давайте вспомним с вами ранее изученные  музыкальные образы. Назовите их.

Давайте вспомним свойства этих образов и  музыкальные произведения которые изображают эти образы. На доске карточки на которых написаны свойства и  музыкальные произведения. Ваша задача разбить их на две категории. Относящиеся к лирическим и драматическим музыкальным образам.

Это лирические и драматические музыкальные образы.

Один ученик у доски выполняет задание, затем рассказывает.

3

Объяснение нового материала.

Ребята есть еще  музыкальные образы - это эпические.

Эпос ( с греческого –слово).

В отличие от драмы и лирики это повествовательный род литературы.

Эпическое произведение-это обычно поэма или былина рассказывающая о героических деяниях. Эпос-это прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах.

Первую и простую схему разделения  искусств связанных со словом, предложил Аристотель, согласно которому эпос есть рассказ о событии, драма представляет его в лицах, лирика откликается песнью души.

Место, время действия эпических героев напоминает реальную историю и географию( чем эпос отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных.

Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, образы природы, изображающей Родину в определенную историческую эпоху.

Рассмотрим основные свойства эпоса:

-героизм;

-единство героя со своим народом во имя которого он и совершает подвиги;

- оценочность ( герои эпоса  либо хорошие либо плохие);

-историчность;

Записывают свойства в тетрадь.

Рассказ легенды о граде Китеже.

Я давала индивидуальное домашнее задание, подготовить и  рассказать легенду о граде Китеже.

Итак, хоть русские и потерпели поражение, но город татарам захватить не удалось, т.к. он чудом опустился на дно озера.

Эта легенда так поразила Н.А. Римского-Корсакова, что он написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ярким эпизодом оперы является симфоническая картина « Сеча при Керженце»       ( разъяснение названия - битва  на реке Керженец). В картине два враждебных образа (татары и русские).

 Слушание легенды о граде Китеже.

Первичное прослушивание.

Сейчас мы прослушаем это произведение.

Слушают.

Беседа по музыкальному произведению.

Какая картина возникла у вас слушая произведение?

Что нам изображает музыка?

Какой характер музыки?

Какой темп произведении?

Какие звуки присутствуют на  протяжении всей симфонической картины?

Симфоническая картина начинается  темой набега, которая в своём развитии чередуется и сплетается с мотивом конницы. На этом фоне звучат основные темы: русской дружины и татар.

Картина битвы.

Взволнованный, напряженный

Быстрый.

Звуки  конницы.

 

Второе прослушивание

Давайте прослушаем еще раз и попытаемся услышать темы татар и русских. (Учитель указывает на темы).

Как вы думаете, чем заканчивается битва? Кто победил?

Как вы определили?

Победили татары.

Потому, что тема русской дружины постепенно уходит, вытесняется темой татар.

4

Закрепление материала.

Ребята, мы с вами разобрали музыкальное произведение «Сеч при Керженце». Давайте посмотрим, присутствуют ли в нем эпические свойства записанные нами в начале урока?

Совершенно верно, так в чем же отличие эпоса от лирики и драмы?

Да,  в этом произведении присутствует  героизм русской дружины, которая встала на защиту русской земли.

Следующее - оценочность, есть и хорошие и плохие герои, в данном случае татары и русские.

Историчность в том, что это событие взято из истории.

На первом месте не герой с его проблемами, а история.

5

Итог урока.

Итак, что нового на уроке мы узнали?

Домашнее задание: нарисовать эпического героя.

Что такое эпические образы, их свойства и познакомились с  музыкальным произведением Римского-Корсакова «Сечь при Керженице».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской

Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...

разработка урока по музыке "Земная и неземная музыка"

«Земная и неземная музыка» Ход урока.1часть. «Музыка — это преломление любого явления через сферу чувств. Музыка начинается там, где кончается слово»...

Разработка урока по музыке в 1 классе по теме: "Рождение музыки"

Основные цели урока:-знакомство с тремя основными жанрами музыки;-воспитание уважения к композитору, слушателю;-помочь учащимся задуматься, почему человек запел,заиграл на иструментах, затанцевал, взя...

Разработка урока по музыке в 3 классе "Интонационная выразительность музыки".

quot;Интонационная выразительность музыки".Краткий конспект урока....